Описание системы работы Введение ФГОС ООО

Данная разработка содержит информацию о преимуществах образовательной системы "Школы 2100", которую автор выбрал в качестве апробации для введения стандартов второго поколения в основной школе. Автор харктеризует учебно-методический комплекс в 5 классе по всеобщей истории. Разработка содержит информацию об используемых образовательных технологиях: технологии проблемного диалога, технологии оценивания учебных достижений и технологии продуктивного чтения.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование современных образовательных технологий,

ориентированных на достижение результатов в метапредметной,

личностной, предметной областях

Введение Федерального государственного образовательного стандарта, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования побуждает учителя сменить вектор своей педагогической деятельности, активно внедряя в систему своих уроков системно-деятельностный подход. Новый стандарт нацелен на смену образовательной парадигмы, то есть приоритетным для него является не передача суммы знаний, а развитие личности учащегося путем освоения различных способов действий.

В 2014-2015 учебном году МБОУ «Казачинская СОШ» в режиме эксперимента работает над темой «Введение ФГОС ООО». При выборе УМК я остановилась на образовательной системе «Школа 2100», так как на сегодняшний день, по моему мнению, «Школа 2100» - единственная в России образовательная система, которая реализует принцип непрерывности и преемственности в его полноте и целостности. В Заключении Российской академии образования по результатам экспертной оценки концепции, научных, научно-методических и учебных материалов, подготовленных в рамках научно-педагогического проекта «Образовательная система «Школа 2100», отмечено, что «авторскому коллективу «Школы 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования…»

Составляющими Образовательной системы «Школа 2100» являются:

  • концепция ОС «Школа 2100»;

  • комплект учебников и пособий, который создан в рамках философии развивающего обучения и направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала учащихся;

  • образовательные технологии деятельностного типа: проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений.

В соответствии с данной концепцией цели урока формулируются в виде линий развития личности школьника, которые определяют требования к результатам обучения по истории, содержащихся во ФГОС:

1-2-я. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину;

3-я. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия);

4-я. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей;

5-я. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

Преподавая историю древнего мира в 5 классе по учебнику Д.Д. Данилова, я ориентируюсь на один из принципов развивающего образования, сформулированный академиком А.А. Леонтьевым, - принцип минимакса. Он предполагает, что учитель создает ситуацию, при которой ученик может (если хочет) взять материал по максимуму, но при этом каждый ученик должен усвоить необходимый минимум, который, прежде всего, контролируется и отрабатывается. Это позволяет решить проблему разноуровневости обучения и формирования индивидуальной образовательной траектории каждого ученика.

Список обязательного минимума информационных единиц, как известно, в самом общем виде представлен в фундаментальном ядре ФГОС. Однако для практического использования на уроке этого недостаточно. Авторы учебника облегчили эту задачу, конкретизировав перечень информационных единиц Стандарта и представив его на специальной странице в начале каждой главы (раздела) - в хронологической таблице. В ней часть понятий, дат, имен, названий выделены жирным шрифтом - это и есть обязательный минимум содержания данной главы. Учителю остается только выделить в материале параграфа те части (абзацы, фрагменты), в которых раскрывается этот минимум, спланировать урок с использованием, прежде всего, минимально необходимого материала и добавить к плану урока часть максимум, которая будет изучена, если на нее хватит времени.

В программе ОС «Школа 2100» реализуется деятельностный подход, который предполагает отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную деятельность. Методический аппарат учебника традиционные репродуктивные вопросы заменяет творческими продуктивными заданиями. Возможно, при первом прочтении может даже создаться впечатление, что эти задания сложны для школьников. Однако, вся необходимая для ответа информация находится в тексте, хотя не содержит прямого ответа. Имеющиеся сведения нужно перекомбинировать, выделить главное, самостоятельно обобщить и получить новый информационный продукт - вывод, оценку и т.д.

Соответственно, отличительные особенности текста - почти полное отсутствие авторских выводов и полное отсутствие авторских оценок событий, т.к., согласно требованиям стандарта (прежде всего к личностным результатам) мы должны научить наших детей самостоятельно оценивать происходящее, сравнивать и объяснять свои и чужие оценки.

В своей работе я использую следующие образовательные технологии:

  • проблемно-диалогическую технологию;

  • технологию продуктивного чтения;

  • технологию оценивания образовательных достижений.

Проблемно-диалогическая технология создана на основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях: проблемном обучении и психологии творчества. Она успешно заменила традиционный урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке открытия нового знания должно быть проработано два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы - это этап формулирования темы урока или проблемного вопроса. Поиск решения - этап выведения и формулирования нового знания. Вторая часть «диалогическое» означает, что постановку проблемы и поиск ее решения ученики осуществляют в процессе специально организованного учителем диалога. Е.Л. Мельникова, автор этой технологии, различает два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Проблемно-диалогическая технология учит самостоятельно открывать новые знания и предлагает строить деятельность учеников на уроке по универсальному алгоритму решения жизненно-практических проблем:

  • Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы;

  • Выдвижение версий;

  • Актуализация знаний;

  • Планирование деятельности;

  • Поиск решения проблемы, открытие нового знания;

  • Выражение решения проблемы;

  • Применение нового знания.

Учитель вместо объявления темы начинает урок с создания проблемной ситуации - предъявляя, например, ученикам два противоречивых мнения, факта. Осознание противоречия вызывает удивление, а вопросы учителя ориентируют учеников на самостоятельное формулирование учебной проблемы - основного вопроса урока, вытекающего из противоречия. Это первый и важнейший этап урока - постановка проблемы самими учениками.

В результате все последующие действия по разбору нового материала будут мотивированы для учеников необходимостью снять противоречие - решить проблему.

После формулирования учебной проблемы учитель просит высказать свои версии, составить план решения и, самое главное, предложить ученикам вспомнить, какие имеющиеся у них знания пригодятся для решения нового вопроса. Ученики обращаются к изученному материалу - это этап актуализации. Этап актуализации обеспечен в учебнике вопросами перед параграфом, которые входят в домашнее задание вместе с чтением текста нового параграфа. Он похож на проверку домашнего задания в традиционном уроке. Однако в отличие от него актуализируются факты и понятия не обязательно предыдущего урока, а то, что изучалось неделю, месяц, год назад, но теперь необходимо для решения новой проблемы.

Вопросы о ключевых понятиях и фактах повторяются многократно, их можно задавать в течение всего учебного года. Таким образом, постепенно осуществляется их освоение и запоминание.

На этапе поиска решения проблемы ученики самостоятельно открывают новое знание - закономерность, понятие, свои оценки событий и т.п. в зависимости от постановки проблемы. Происходит это в ходе выполнения продуктивных заданий к текстам или иллюстрациям. Для обеспечения этого этапа к каждому его фрагменту ставятся продуктивные вопросы и задания после параграфа. Они носят характер интеллектуальных задач, в которых ученикам необходимо оперировать с новыми информационными единицами темы - присваивать новые знания и отрабатывать умения. Решая эти задачи, ученики пошагово приближаются к снятию учебной проблемы урока. При этом каждое из таких заданий (интеллектуальных задач) должно способствовать достижению одной из целей изучения истории - линии развития.

Каждое задание при этом должно завершаться вопросом учителя: как новые знания помогают нам ответить на основной вопрос урока? Учитель пользуется либо побуждающим диалогом, задавая вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (что развивает творческие способности детей), либо подводящим диалогом, состоящим из цепочки вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (это развивает логику, но не творчество). Проблемно-диалогический урок завершается выражением решения проблемы, применением нового знания, подведением итогов.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, помогающих ученику работать творчески. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учитель создает проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики, помогающие ученикам осознать возникшее противоречие и сформулировать проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников высказать и проверить гипотезы, то есть обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог - это система посильных ученикам вопросов и заданий, которая развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает цепочку вопросов, которая ведет к «открытию» знаний простым и коротким путем.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Эмоциональное переживание возникает у школьников именно при столкновении с противоречием. Поэтому важно грамотно подойти к созданию самой проблемной ситуации на уроке. Е.Л. Мельникова различает два типа проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением (в соответствии с тем, какую реакцию они вызывают у школьников).

В своей работе я использую следующие приемы:

Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

Анализ

Учитель

Ученики


Предъявление первого факта

Каково, по мнению Антошки, отношение к поэмам в современном обществе?

В современном обществе не всем людям понятны и интересны поэмы Гомера.

Предъявление второго факта

Теперь прочитайте о том, как в Древней Греции относились к поэмам Гомера.

В Древней Греции любили и уважали поэмы Гомера.


Побуждение к осознанию

Сравните два факта. Какое наблюдаем противоречие?

В древности поэмы Гомера любили, а современным людям они не интересны.

Побуждение к проблеме

Какой возникает вопрос?

Почему греки так почитали поэмы Гомера?

Какова тема урока?

Поэмы о людях и богах

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал.

Анализ

Учитель

Ученики


Предъявление первого факта

Мы с вами знаем, что в VIII веке до н.э. в Греции возникали города-государства. Что можете сказать об уровне их развития?

Греческие города-государства успешно развивались.



Предъявление второго факта

Рассмотрите карту на с. 157. Какие сведения мы можем получить из этой карты?

Греки покидали свои полисы и переселялись на новые земли.


Побуждение к осознанию

Сравните два факта. В чём противоречие?

С одной стороны, греческие города-государства были хорошо развиты, с другой - люди уезжали в поисках новых земель.

Побуждение к проблеме

Какой возникает вопрос?

Почему многие греки покидали родину?


Какова тема урока?

Великая колонизация

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем предъявляет научный факт.

Анализ

Учитель

Ученики


Предъявление первого факта

Сегодня мы будем изучать необычную цивилизацию - Древнюю Грецию

Все цивилизации похожи.

Предъявление второго факта

Какой точки зрения придерживаются ученые?

Учёные считают, что греки отличаются от соседних с ними цивилизованных народов Востока.

Побуждение к осознанию

Сравните мнение Антошки и учёных. В чём здесь противоречие, какой следует вопрос?

Все цивилизации похожи, но существуют и отличия.

Побуждение к проблеме

Какой возникает вопрос?

- Отличается ли цивилизация Греции от цивилизаций Востока?

Какова тема урока?

Истоки греческой культуры

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, несходным с предыдущим.

Анализ

Учитель

Ученики


Предъявление первого факта

Прочитайте, как Перикл в своей речи высказывается о государственном строе Афин и об отношениях между гражданами.

Все обладают равными правами.

Предъявление второго факта

Как Аристотель высказывается об отношениях свободных граждан и рабов? Что это значит?

Рабы для свободных граждан есть одушевлённая собственность. Значит, рабы не имели прав и должны были подчиняться свободным гражданам.

Побуждение к осознанию

- Сравните высказывания Перикла и Аристотеля. В чём противоречие?

С одной стороны, Перикл заявляет о демократических порядках в Афинах, где все граждане имеют равные права, но, с другой стороны, факты утверждают обратное - наличие рабов.

Побуждение к проблеме

- Какой возникает вопрос?

Почему свободные греки пользовались трудом рабов?

Какова тема урока?

Свобода рабовладельцев

Прием 5 состоит в том, что учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, то есть задание, не похожее на все предыдущие.

Анализ

Учитель

Ученики


Предъявление первого факта

Дома вам необходимо было с помощью словарей узнать, что означает слово «мудрость». Давайте послушаем ответы.


Как по-вашему, что значит поступать мудро?

Как вы думаете, как люди должны относиться к мудрецам?

Давайте прочитаем разговор Антошки, Источниковеда и Археолога, может быть, они помогут нам разобраться в этом.

В словаре С. Ожегова «мудрость» объясняется как глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

поступать мудро - значит поступать правильно.






Антошка считает, что мудрецов все уважают и слушают.

Предъявление второго факта

Прочитайте факты, приведённые учёными.

Как относились к мудрецам в Древней Греции

Многих мудрецов казнили, изгоняли, штрафовали.



Побуждение к осознанию

Сравните мнение Антошки и факты, приведённые учёными. В чём противоречие?

С одной стороны, мудрецов почитали за их знания и опыт, с другой стороны, их не любили и изгоняли

Побуждение к проблеме

- Какой возникает вопрос?

Почему народ часто не принимал своих мудрецов?

Какова тема урока?

Мудрецы древней Греции

Кроме приведенных выше методов постановки учебной проблемы существует еще один, наиболее простой: сообщение темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, шутки, фрагменты из художественной литературы и др. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приемом. Все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.

Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска решения. Суть поиска решения учебной проблемы сводится к тому, что учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существует две основные возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию. Рассмотрим их подробнее.

Побуждающий к гипотезам диалог является наиболее сложным для учителя, так как требует осуществления четырех педагогических действий:

1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;

3) побуждение к проверке гипотез;

4) принятия предлагаемых учениками проверок.

По ходу диалога учителю необходимо обеспечивать безоценочное принятие любых мыслительных результатов учащихся: ошибочных и решающих гипотез, ошибочных и верных проверок.

Подводящий к знанию диалог значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формированию нового знания. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий от проблемы диалог и подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность школьников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса: воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что задания должны быть «продуктивными», то есть развивать не только предметные умения, но метапредметные. Результатом такого задания будет продукт, который создали сами учащиеся. Однако реальный урок - это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной.

Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением в реализации требований Федерального государственного стандарта, который разводит предметные, метапредметные и личностные результаты образования.

Предметные результаты проблемного диалога - качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска

решения - подлинное понимание материала, продуктивные задания - осознанное воспроизведение.

Метапредметные результаты проблемного диалога - универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные. В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие

умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения. Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема - это и есть цель урока открытия нового знания. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи.

Личностные результаты проблемного диалога - становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.

Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности) применительно к истории выглядит следующим образом. Перед уроком ученики получают домашнее задание - предварительное чтение текста нового (еще не изученного) параграфа. При этом от учеников вовсе не требуется запомнить или заучить что-либо из нового материала. Предварительное чтение необходимо для того, чтобы на уроке ученики смогли ориентироваться в тексте при выполнении заданий по нему. На уроке в ходе изучающего чтения происходит присвоение и первичное закрепление нового знания. В процессе изучающего чтения из текста вычитывается три уровня информации:

  • фактуальная (то, о чём сообщается в явном виде);

  • подтекстовая (то, о чём сказано в неявном виде, «между строк»), если это есть в тексте;

  • концептуальная (основная идея, главная мысль).

Пожалуй, самым сложным моментом проведения фгосовского урока является процедура оценивания, т.к. проблема оценки сформированности универсальных учебных действий школьников на сегодняшний день продолжает оставаться открытой.

Технология оценивания образовательных достижений применяет процедуру оценивания школьников на всех этапах урока. В ее основе два правила.

1) Оцениваться может любое действие, а отметка ставится только за решение продуктивной задачи (задания).

2) Учитель и ученик определяют оценку и отметку совместно на основе алгоритма самооценивания.

На уроке ученик сам определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда представляет выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценку и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право скорректировать эту оценку и отметку, если докажет (в диалоге с учителем), что она завышена или занижена.

Отметка ставится по возможности за каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка выставляется по желанию ученика (т.е. за ним сохраняется право на ошибку). За контрольную работу отметка ставится всем, но с правом пересдачи. За один урок каждый ученик имеет возможность получить несколько отметок. В 2013г. наша школа перешла на электронный журнал «Дневник.ру», что дает учителю возможность выставить в электронный журнал за один урок несколько отметок.

Но чтобы эта технология «заработала», необходима четкая и продуманная система критериев самооценивания, а также систематическая работа на уроке по формированию у обучающихся умения самооценки на основе алгоритмов. В «Школе 2100» существует две системы критериев. Первая система критериев традиционная:

«5» - всё правильно;

«4» - недочёты, одна-две ошибки;

« 3» -выполнено чуть более половины требуемого;

« 2» - менее половины требуемого.

Вторая система критериев определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности, которые могут переводиться в любые балльные отметки.

  • Необходимый (базовый) уровень ― типовая, многократно отработанная задача. Полностью справился с ней ― «хорошо» («4»); частично справился (с недочётом, с помощью) ― «норма, удовлетворительно» («3»).

  • Повышенный (программный) уровень ― нестандартная задача, непривычная ситуация. Полностью справился ― «отлично» («5»), частично ― «приближается к отлично» («4+»).

  • Максимальный (необязательный) уровень ― «сверхзадача», материал не изучали, не отрабатывали. Полностью справился ― «превосходно» («5 и 5»), частично ― «5+».

Итоговая оценка характеризует уровень продемонстрированных умений. Итоговая отметка ― среднее арифметическое всех выставленных отметок.

Таким образом, использование данных образовательных технологий дает явные преимущества в преподавании истории в соответствии в ФГОС.




Описание системы работы Введение ФГОС ООО

© 2010-2022