- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации: Определение уровня воспитанности
Методические рекомендации: Определение уровня воспитанности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бондаренко И.С. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда.
Изучение и анализ воспитанности группы школьников позволяет:
-
конкретизировать цели воспитательной работы;
-
дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
-
обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
-
обосновать выбор содержания и методов воспитания;
-
соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;
-
видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
Алгоритм изучения членами школьного сообщества эффективности процесса воспитания:
- определение цели изучения;
- подбор критериев и показателей для определения результатов процесса воспитания учащихся;
- выбор методик изучения;
- подготовка диагностического инструментария;
- исследование испытуемых;
- обработка и интерпретация результатов исследования;
- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом или педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.
Предлагаю выделить при диагностических процедурах пять уровней воспитанности:
-
Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.
-
Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.
-
Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.
-
Неудовлетворительный уровень: личность, склонная к асоциальному поведению.
В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается его активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений, можно вычленить как наиболее информативные:
-
уровень развития нравственных качеств;
-
отношение к обществу;
-
отношение к труду;
-
отношение к себе;
-
взаимоотношения с окружающими.
Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.
Вашему вниманию хочу предоставить методику, составленную на основе методик: «Диагностическая программа изучения уровня воспитанности» М.И.Шиловой, «Психолого-педагогическая диагностическая карта личности учащегося», разработанная кафедрой психологии Пензенского областного ИУУ, методика Н.П. Капустиной, характеристику уровней воспитанности школьников, предложенные Н. Е. Щурковой.
Методика изучения уровня воспитанности детского коллектива.
Цель: выявить уровень воспитанности каждого ученика и группы в целом.
Критерии изучения:
-
уровень развития нравственных качеств
-
отношение к обществу
-
отношение к труду
-
отношение к себе
-
взаимоотношения с окружающими
Методы исследования: наблюдение, анализ действий и поступков.
Режим диагностирования: сентябрь(2-я половина), апрель (2-я половина)
Результаты исследования заносятся в таблицу:
Ф. И.
уровень развития нравствен-ных качеств
отношение к обществу
отношение к труду
отношение к себе
взаимоот-ношения
с окру-жающими
Уровень воспитанности
Начло уч.года
Конец уч.года
Начло уч.года
Конец уч.года
Начало уч.года
Конец уч.года
Начало уч.года
Конец уч.года
Начало уч.года
Конец уч.года
Начало уч.года
Конец уч.года
Ход исследования:
Структура показателей оценивания.
Уровень развития нравственных качеств
-
уважительно относится к старшим
-
вежлив с окружающими
-
честен, может признаться в своих поступках
-
старается защитить тех, кого обижают
-
способен к милосердию и состраданию
-
верен своему слову
-
терпимо относится к чужим недостаткам
Отношение к обществу
-
ответственно выполняет общественные поручения
-
бережно относится к школьному имуществу
-
соблюдает правила поведения в группе
-
соблюдает правила поведения в школе
-
доброжелателен к окружающим
Отношение к труду
-
проявляет интерес к учёбе, новым знаниям
-
обладает навыками самообслуживания
-
добросовестно выполняет трудовые поручения
-
ответственно относится к дежурству
-
заинтересован в результатах своего труда
Отношение к себе
-
старается следить за своим внешним видом
-
соблюдает правила личной гигиены
-
отсутствие вредных привычек
-
умеет организовать своё свободное время
-
обладает самодисциплиной
-
имеет собственное мнение, следует ему
Взаимоотношения с окружающими
-
общителен
-
охотно отзывается на просьбы взрослых, товарищей
-
проявляет доброту к окружающим
-
оказывает помощь всем, кто в ней нуждается
-
старается мирно разрешать конфликты
Оценивание проводится по 3-х балльной шкале.
О - ребёнок не обладает данным качеством;
1 - качество редко проявляется;
2 - проявляется часто, но не всегда;
3 - проявляется всегда
По каждому из критериев выставляется суммарная оценка.
По каждому качеству ребенку подсчитывается количество баллов. В результате каждый ученик имеет 5 оценок, которые затем складываются и делятся на 5. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.
Нормы оценок:
15 и выше - высокий уровень
15 - 11 - достаточный уровень
11 - 7 - низкий уровень
6 и ниже - неудовлетворительный уровень
По каждому критерию находится средний показатель в группе.
Для выражения показателя в процентах пользуемся пропорцией:
max возможное количество баллов -100%
( каждая строчка показателя оценена в 3 балла)
__________________________________
средний показатель в группе - х
Средние показатели в группе вносятся в таблицу и с помощью программы Microsoft office Excel строится диаграмма, отражающая критерии оценки уровня воспитанности группы.
Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы.
ГК ОУ РО школа -интернат VIII вида №11
Г.Гуково
Методические рекомендации для определения уровня воспитанности
Разработана
воспитателем
Бондаренко.И.С.
2012 г.