• Преподавателю
  • Другое
  • Ассоциативный метод в формирование творческого воображения учащихся художественного отделения Детской школы искусств

Ассоциативный метод в формирование творческого воображения учащихся художественного отделения Детской школы искусств

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ассоциативный метод в формирование творческого воображения учащихся художественного отделения Детской школы искусствАссоциативный метод

в формирование творческого воображения учащихся

художественного отделения Детской школы искусств.

С.М. Иванова


Преподаватель

МБОУ ДОД ДШИ г. Стрежевой Томской области,

Преподаватель дисциплины «Основы дизайна»,

Художественный руководитель Дизайн-театра мод «Мистификация»


Социально-экономический прогресс предъявляет свои требования к деловым и личностным качествам современного человека. Востребована личность способная самообразовываться, повышая свой интеллектуальный уровень, выдвигать и реализовывать идеи. Системе предпрофессионального и дополнительного образования обозначена роль создания условий для личностного развития, профессиональной ориентации и творческого развития детей. Творческая работа, даже очень длительная, часто сопровождается чувством эмоционального подъема и приливом физических сил, что является защитной реакцией для здоровья человека. Воображение является формой человеческой психики, наряду с памятью, мышлением и восприятием информации. Оно связано с творческой деятельностью, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей[1]. С.Л.Рубинштейн утверждал, что человек, производя изменения в окружающем мире, меняется сам[2].

При формировании творческого мышления важное значение отводится развитию у обучающихся ассоциативного, образного мышления. Творческое воображение зависит от различных факторов - это возраст, индивидуальные особенности личности, интеллектуальные данные, условий обучения и воспитания. Воображение формируется в процессе творческой работы над созданием художественного образа. Художественный образ - это выражение автора своего индивидуального восприятия и трактовки реальности, основанное на личностных ассоциациях.

В настоящей статье рассматривается обобщение моего личного педагогического опыта, основанного на ассоциативном методе обучения в рамках предмета «Основы дизайна» и творческих занятий Дизайн-театра мод «Мистификация».

Известно, что мы лучше запоминаем те факты, которые связаны между собой и с уже имеющейся у нас информацией. Чтобы запомнить, нам достаточно связать разные факты в единое целое. Что такое ассоциация? Это некая связь в представлении, когда одно представление притягивает к себе другое. Расширение круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Существует несколько видов ассоциации.

  • по смежности во времени или пространстве: школа - ученик, стол-стул;

  • по сходству: стул - табурет, снег-град;

  • по контрасту: белый - черный, добро - зло, лето - зима;

  • причинно - следственные: звонок - урок, апрель-капель.

Дети учатся философски оценивать цвет, композицию, пропорции, пространство. В процессе обучения они не только знакомятся с многообразием дизайна, но и пробуют свои силы в различных его видах. На уроках дизайна они пытаются отражать реальную действительность так, как ее чувствуют, учатся мыслить и изучать окружающий мир через цветовое пятно, форму предмета, фактуру. В результате творческой практической работы рождаются произведения, отражающие действительность через призму ассоциативного мироощущения автора. Поэтому, необходимо устанавливать с учащимися эмоционально-чувственную форму контакта, развивая, таким образом, образно-эмоциональное мышление. Перед передачей информации нужно настроить эмоциональный канал для общения с учеником. В этом помогает эмоциональность педагога, опыт общения с детьми, практическое знание возрастной детской психологии, умение находить выразительные образные примеры. Такая форма общения исключает авторитарность педагога и позволяет создать творческую атмосферу в классе. Педагог не навязывает свое мнение ученику, а дает возможность поиска в решении поставленных задач, корректно направляя в пользу эстетической и философской трактовки. Поэтому работы учащихся отличаются своей индивидуальностью. Некоторые абстрактные понятия не целесообразно давать раньше 12 лет, такие как: стилизация, модуляция, пространственные трансформации.

В начале задания даются простые, но в развитии воображения незаменимые. Первое задание - составление цепочек ассоциаций. Начинаем цепочку ассоциаций с какого-либо слова, затем записываем слова, возникшие по ассоциации. Например: ночь - звезды, месяц, спокойствие, сверчки, тишина, черный, тьма, тайна, сон. Мы видим, что ассоциация связывает исходную задачу со сходными признаками других объектов: образами и символами, воспоминаниями, запахами, звуками, ощущениями и т.п. Для практического задания можно дать «Кляксографию» или «Монотипию». В случайно полученном пятне или оттиске на ассоциативном уровне дети тренируют воображение. Задание «Буквица» - это буква своего имени, украшенная деталями, представляющими интересы, хобби, характер автора, используя цвета, с которыми они себя ассоциируют. Это задание дает возможность ребенку «заглянуть в себя», начать изучать окружающий мир с себя. Затем обратное задание из сочетаний представлений «собираем» образ. Например: белый, мягкий - снег, творог, пух, заяц и т.д. Изначально есть фактура, которой придается некая форма.

Особое место в преподавании дисциплины «Основы дизайна» занимают упражнения на стилизацию. Чем больше у ребенка возможностей выразить окружающий мир через свои художественные образы, тем более интересно ему изучать окружающий мир. В программе 1 класса есть упражнения на стилизацию природной форм - «Дизайн открытки». При составлении композиции, которой используются образы цветов и животных. Во втором «Деревья как люди». В этом задании через форму, пластику и организацию пространства листа создают художественный образ природной формы - дерева. Например: молодая березка-девушка распустила косы, старый дуб-богатырь, корявая ель-яга. В 3 классе - создание «Коллажа путешествия». Из предметов, фотографий, природного материала создается образ города, страны. Например: ж/д билет, фотография моста или Эрмитажа, магнит, жетон в метро и какие-либо мелочи лично связанные с ассоциациями путешествия - все вместе возникает образ Санкт-Петербурга. Это «не банальные» ассоциации. К слову «лес» - банально «дерево», не банально - образ, возникший, к примеру, через сказку «Морозко», терем Морозко или через картину Шишкина, утренний туман. Творческое задание - «Мифы народов мира», Ассоциативный метод в формирование творческого воображения учащихся художественного отделения Детской школы искусств где ученики применяют не только исторические, художественные, литературные и народные образы, но и стилистику, орнаментику выбранного этноса. В 4 классе дается задание на стилизацию шрифта и фразы. Например: шрифтовая композиция поговорки или высказывания.

Более обширно ассоциативный метод используется в практической работе Дизайн-театра мод «Мистификация». После определения направления разрабатываемой коллекции происходит погружение в тему. Собирается и изучается материал различных областей окружающего мира - литературные и исторические произведения, народный эпос, музыка, фильмы, одежда, предметы быта, обычаи и многое другое. Во время работы над эскизами костюмов происходит слияние осмысления новой информации и практического опыта трактовки художественного образа. Создавая костюмы сначала в макете, а затем в материале совершается открытие новых возможностей этих материалов, техник. Происходит «вживание» в создаваемый художественный образ, представляемый потом на сцене в форме мини-спектакля. Особенность костюмов нашего театра - это не одежда, а конструкция-образ на фигуре человека, выполненных из нетрадиционных технических материалов, таких как пластик, изолон, велотерн, проволока, шабрат, Ассоциативный метод в формирование творческого воображения учащихся художественного отделения Детской школы искусств банерная ткань.

Ассоциативный метод в формирование творческого воображения учащихся художественного отделения Детской школы искусств Используя ассоциативное мышление, используя минимальные средства, создаются конструктивные проекты по всем законам объемно-пространственной композиции. Неординарное образное восприятие окружающего мира дает воспитанникам возможность на их адаптацию к жизни в обществе, формирование их общей культуры, организацию содержательного и социально значимого досуга. Участники коллектива (они же учащиеся художественного отделения стрежевской Детской школы искусств) приобретают не только предпрофессиональные художественные, но и надпредметные умения и навыки; самостоятельно ставят и достигают поставленной цели, творчески подходят к решению профессиональных и жизненных повседневных проблем.

В заключении стоит отметить, что воображение присуще каждому человеку, но особенно ярко этот тип мышления проявляется в детстве и подростковом возрасте. Потом в процессе взросления воображение и фантазия, по ряду причин, становятся менее актуальными. Но умение анализировать большой объем информации, генерировать идеи, развиваться целенаправленно, последовательно остается важным фактором самоутверждения личности в обществе.

Список литературы:

  1. Краткий психологический словарь. Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

  2. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. - Издательство «Питер». 2000.


© 2010-2022