• Преподавателю
  • Другое
  • Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ на воспитательных занятиях

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ на воспитательных занятиях

В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и влияющие друг на друга категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и  обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности не только в сфере специального образования, а всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученн...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

. В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и влияющие друг на друга категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности не только в сфере специального образования, а всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, воспитателя и самого ребенка. Зачастую у детей с ОВЗ отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, потому что необходимые правила здорового образа жизни требуют значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для детей с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. В нашей школе здоровьесберегающие технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одно из самых перспективных систем нашего века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения и воспитания школьников, без ущерба для их здоровья.

Цель здоровьесберегающих технологий школы- интернат - обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе -интернате, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В здоровьесберегающих технологиях обучения и воспитания применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.

Здоровьесберегающие технологий обучения и воспитания в коррекционной школе - интнрнате реализуются на основе личностно-ориентированного подхода и осуществляются на основе личностно-развивающихся ситуациях. Они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать, предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, которые приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. Следуя концепции здоровьесберегающего образования, педагогический коллектив школы-интерната включает в план работы следующие направления:

1. здоровьесберегающее обучение (построение воспитательного часа и самоподготовки на здоровье сберегающей основе);

2. активизация физической деятельности;

3. соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

4. пропаганда здорового образа жизни.

Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях школы-интерната является:

1. Введение традиции максимального разнообразия формы и содержания проведения любых воспитательных занятий.

2. Обязательное ритмичное чередование на воспитательных занятиях, физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка, в течение всего времени.

4. Рационализация питания детей, на основе создания меню-раскладок адаптированного к конституциональным особенностям обучающихся.

5. Организация и проведение учебно-воспитательных занятий, на которых доминирует коллективное или самостоятельное творчество детей, в рамках выполнения выбранных на занятиях учебных общеобразовательных тем, психодинамических упражнений, взаимодействия детей с искусством, конкретным бытовым трудом.

6. Повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности.

Только при соблюдении названных принципов во время проведения всех воспитательных занятий и самоподготовок с воспитанниками можно говорить о возможности укрепления здоровья ребенка в школе.

В школе-интернате ежегодно разрабатывается и утверждается план по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. Важнейшими критериями направления работы воспитателе являются результаты ежегодной диспансеризации обучающихся и воспитанников. Согласно этому плану в школе-интернате стало традиционное проведение «Дней здоровья», участие в районных соревнованиях по баскетболу, легкой атлетике, лыжам, ежегодное участие в областной спартакиаде среди специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Воспитанники школы-интерната являются не только постоянными участниками, но и призерами районных и областных спортивных мероприятий.

Общешкольные мероприятия, воспитательные часы, диспуты, круглые столы: «Урок здоровья», «Берегите воду - источник жизни», «Здоров будешь - все добудешь», «Здоровье в твоих руках», «Здоровое питание - отличное настроение», «В здоровом теле - здоровый дух»,«Советы от доктора Айболита», «Вредные привычки», сбалансированное 5-ти разовое питание , уроки физкультуры, ЛФК, ритмики, физминутки, спортивные часы, прогулки на свежем воздухе и множество воспитательных мероприятий данной тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Воспитатели школы - интерната в организации проведения воспитательных часов и самоподготовок учитывают:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. ;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной и воспитательной деятельности;

4) способы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.;

5) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

6) позы обучающихся, чередование поз;

7) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на воспитательном часе и самоподготовке - их место, содержание и продолжительность.;

8) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке (стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые воспитателем методы повышения этой мотивации;

9) наличие в содержательной части воспитательного часа вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

10) психологический климат на уроке;

11) наличие на воспитательном часе и самоподготовке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце воспитательного часа и самоподготовки воспитатели обращают внимание на следующее:

1) плотность воспитательного часа или самоподготовки, т.е. количество времени, затраченного воспитанниками на учебную работу;

2) момент наступления утомления воспитанников и снижения их учебной активности.

3) темп и особенности окончания воспитательного часа или самоподготовки.

С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья важное место воспитатели школы-интерната на воспитательных часах и самоподготовке уделяют проведению физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. В своей работе мы используем следующие виды физминуток:

1. Оздоровительно- гигиенические.

2. Двигательно - речевые.

3. Подражательные

4. Физкультурно-спортивные.

Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Успешность профессиональной деятельности воспитателя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно определять, помимо результативности коррекционной работы, сохранностью его собственного психического здоровья и чувством удовлетворенности процессом и результатами своего труда.

Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:

во-первых, внимательное отношение воспитателя к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;

во-вторых, общий настрой школы-интерната на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.

В заключении хочется высказать мнение о том, что правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы-интерната, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья, как педагогов, так и обучающихся. Педагогический коллектив школы-интерната старается формировать учебно-воспитательные программы так, чтобы выпускник школы-интерната обладал навыкам управления здоровьем в собственной жизни, чтобы после завершения образования имел более качественное здоровье, чем при поступлении в нее.

Литература и источники:

1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): Практ. Разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. М.,2005.

2. Смирнов Н.К. Здороьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М.,2005.

3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. - М.: Просвещение, 2002.

4. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н.. «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г.

5. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.

6. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. - 2006.-№1.

  1. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.



© 2010-2022