• Преподавателю
  • Другое
  • Творческий отчет «Использование интерактивных методов и приемов на уроках географии и биологии»

Творческий отчет «Использование интерактивных методов и приемов на уроках географии и биологии»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий отчет

«Использование интерактивных методов и приемов на уроках географии и биологии»


Современный урок- это прежде всего урок,
на котором учитель умело использует все возможности
для развития личности ученика,
её активного умственного роста,
глубокого и осмысленного усвоения знаний,
для формирования её нравственных основ.

Конаржевский Ю.А.

Я, Лебедева Оксана Анатольевна, стаж работы 13 лет, образование высшее, закончила СКГУ им. Козыбаева по специальности учитель географии и биологии в 1996 году. Работаю учителем в КГУ Киялинская СШ. Стаж работы в данной школе 4 года. Преподаю географию и биологию в среднем и старшем звене.

Окружающий нас мир за последние несколько лет стал другим. Он стал динамичным, постоянно изменяющимся. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы. В государстве возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения.

В соответствии с современными требованиями каждый школьный предмет своими целями и задачами образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Важнейшей целью педагога считаю: нацелить своих учеников на сознательную планомерную работу над собой, а учитель, в свою очередь, должен умело руководить этой работой.

Для достижения поставленной цели работаю над решением следующих задач:

- научить решать проблемы в сфере учебной деятельности.

- развивать у учащихся логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, выявлять сходства, различия, признаки и свойства явлений.

- научить выбирать необходимые источники информации, анализировать информацию.

- выявлять и развивать творческий потенциал ребёнка.

- научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни.

- формировать научное мировоззрение, прочные биологические знания.

Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет не в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Учитель сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно ему, его предмету, данным учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения.

География и биология - учебные курсы, дающие целостное представление о Земле как планете людей. Они формируют общую культуру, в том числе краеведческую и экологическую.

Интерактивный метод обучения это система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Современные педагогические технологии позволяют расширить возможности учителя, одновременно требуя от него больше времени на подготовку к уроку, но это время сторицей окупается при работе с учащимися. Приходится тщательно продумывать свой урок, учитывать способности и интересы учеников конкретного класса, на уроке быть внимательным наблюдателем, отслеживать развитие учащихся, их непосредственную работу на уроке, наблюдать над тем как ученики учатся, рассуждают, чем интересуются. Стараюсь чётко определить роль и место каждого урока в представляемой теме, в программе в целом.

Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

Пытаясь разбудить детскую мысль, заставляю ребят думать, анализировать, сравнивать. Для этого использую уроки-дискуссии, семинары, создаю проблемные ситуации, задаю проблемные вопросы. Уроки нередко начинаю с проблемной ситуации. Например, начиная урок биологии в 7 классе на тему «Птицы», даю такую ситуацию: Сегодня, по дороге в школу я увидела маленьких взъерошенных воробушек… Почему воробушки «взъерошены?». Также в качестве проблемы можно дать высказывание известного ученого, например: известный географ и путешественник А. Гумбольт утверждал, что «Человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый? Великий русский ученый М.В. Ломоносов утверждал: «Умеренное употребление пищи - мать здоровья». Верно ли это утверждение?

При изучении нового материала отдаю предпочтение применению ИКТ. Известно, что ученики проявляют большой интерес, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы. Причем, как демонстрирую слайды, посвященные данной теме, так и предлагаю подготовить и оформить в виде презентации свой материал.

Уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований. Лекции обучают учеников умению слушать и воспринимать излагаемую информацию, анализировать, обобщать, выделять главные и наиболее существенные моменты в ходе лекции.

Уроки - путешествия усиливают впечатление, наблюдательность, обращают внимание детей на то, что находится рядом. Применяю на уроках изучения нового материала, например, на уроке географии учащимся предлагается совершить «Путешествие на действующий вулкан» (6 класс), «Путешествие на дно океана» (7 класс), «Путешествие по стране» (7,11 класс), а на уроке биологии учащиеся совершают «Путешествие по следам плодов и семян» (6 класс), «Путешествие по земному шару с Красной книгой».

При изучении больших тем составляем вместе с учащимися опорные схемы, диаграммы Венна, кластеры. Например, при изучении темы «Великобритания» (география,11 класс) предлагаю, с помощью диаграммы Венна, сравнить географическое положение Великобритании и Японии. При изучении классов животных (биология 7 класс). Предлагаю составить кластер, в котором отображаются особенности строения представителей изучаемого класса.

На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений - игровые: КВН, «Что? Где? Когда?», «Своя игра», уроки-конкурсы, уроки-соревнования. Оживляют урок различные командные соревнования. Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей. Часто использую викторину, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ.

Широко применяю различные дидактические игры: кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснение пословиц и поговорок о растениях и животных.

Работа с загадками помогает развивать у детей наблюдательность, находчивость, развивают логическое мышление. Для того чтобы отгадать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, дополнительной литературы. Развивают мышление такие игры как «Третий лишний», когда учащимся предлагается из нескольких организмов выбрать тот, который по каким - то признакам не соответствует общему ряду и дать этому объяснение: например, предлагается одинаковый набор карточек, на которой изображены: 1. Черемуха обыкновенная. 2. Мак восточный. 3. Седмичник европейский. «Продолжи ряд» - дана последовательность слов, которые относятся к одной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые учащимся необходимо дописать. Например, на уроке биологии в 8 классе, дана последовательность: глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка…..Игра «Цепочка» - например, при изучении темы «Пищевые связи». Один ученик называет организм, способный к фотосинтезу, второй называет организм, который питается предыдущим - растительноядный, следующий называет плотоядный организм и т.д. Тот, кто не сможет назвать следующего члена цепочки, получает штрафное очко и начинает игру сначала. Выигрывает тот, кто наберет наименьшее число штрафных очков. «Фоторобот» - группа школьников - это отделение милиции. Учитель обращается за помощью в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшее растение (при изучении ботаники) или животное (при изучении зоологии). Надо описать объект или составить его фоторобот учитывая особенности внешнего строения или физиологии.

Уроки-соревнования, игры развивают личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительно психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, создают условия для самореализации учащихся. Использование игровых технологий позволяет развивать творческие способности учащихся. На уроках использую элементы театрализации, ролевых игр. Так, при изучении экологических проблем использую «Урок-суд», «Пресс-конференцию».

На уроках часто использую групповые формы работы учащихся. В результате класс превращается в коллектив личностей. Один - красноречивый докладчик, расскажет о чем-то интересном, необычном, другой - неплохо рисующий, создаст постер, оформит кластер, третий - особо неравнодушный к компьютеру, приготовит презентацию по теме; четвертый, любитель всех и все покритиковать, проанализирует работу своих одноклассников, выявив все ее достоинства и недостатки и т.д.

Нередко учащиеся проводят работу в парах, что позволяет обеспечивать регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и соответственно значительное повышение речевой и мысленной активности каждого обучающего. Каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров.

Оценивание учащихся происходит в ходе ежедневных опросов, рефлексии, на тестировании, лабораторных и практических занятиях. Так, при закреплении материала, считаю целесообразным предлагать учащимся самостоятельную работу самопроверкой, взаимопроверкой. Нередко использую различные таблицы для само- и взаимооценивания.

Подводя итог своих размышлений, хочу сказать, что настоящий педагог проходит нелёгкий путь становления личности вместе со своими воспитанниками. Мне кажется, что предназначение человека, решившего посвятить себя педагогическому труду, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь, даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на её вершине, а помочь преодолеть её, вовремя подставив плечо.

Нет радостнее зрелища, когда уверенно отвечает сильный ученик, речь его плавно льется, он спокойно оперирует той лексикой и оборотами, что требуется знать и что он сам узнал. Но ещё больший праздник, когда начинает работать ученик, ранее испытывавший трудности в обучении, и в глазах его видится интерес.

Учитель географии и биологии КГУ Киялинская СШ

Лебедева О.А.


© 2010-2022