FreezeLight: теория и практика

Буквальный перевод с латинского языка слова фотография очень поэтичен — «рисование светом». И фотограф действительно рисует, ведь каждый снимок — это результат воздействия света на светочувствительный материал, будь то пленка или матрица цифрового фотоаппарата. Но иногда свет действительно, реально является инструментом фотографа, когда именно световой луч создает сюжет снимка. Такое направление в фотографии называется Freezelight и с каждым днем оно становится все более популярным.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Камчатский центр детского и юношеского технического творчества»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА




«FreezeLight: теория и практика»



Разработала педагог

дополнительного образования,

Ерохина Маргарита Леонидовна




г. Петропавловск-Камчатский

2015


«FREEZELIGHT: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»


План


  1. Пояснительная записка

  2. Цели и задачи

  3. Методические рекомендации

  4. Основная часть:

  • Понятие, история и творческий потенциал Freezelight-фотографии

  • Техника и технология Freezelight-съемки

  1. Список литературы

  1. Пояснительная записка

Буквальный перевод с латинского языка слова фотография очень поэтичен - «рисование светом». И фотограф действительно рисует, ведь каждый снимок - это результат воздействия света на светочувствительный материал, будь то пленка или матрица цифрового фотоаппарата. Но иногда свет действительно, реально является инструментом фотографа, когда именно световой луч создает сюжет снимка. Такое направление в фотографии называется Freezelight и с каждым днем оно становится все более популярным.

ЦЕЛЬ: стимулировать творческую активность в рамках метода Freezelight-фотографии.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Познакомить с Freezelight-фотографией;

  • Изучить историю появления и развития Freezelight-фотографии

  • Познакомить с технологией съемки;

  • Познакомить с классификацией инструментов фотографа-фризлайтера;

Развивающие:

  • Расширить кругозор детей;

  • Научить студийцев абстрактно мыслить;

  • Развить воображение, пространственное мышление, композиционное и цветовое видение.

Воспитательные:

  • Инициировать развитие кругозора, системы знаний о фотографии.

  • Воспитать собранность, организованность, внимательность;

  • Содействовать воспитанию способности к самостоятельному творческому процессу.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Занятия, посвященные этому направлению, вызывают активный интерес учащихся, потому что содержит элементы открытия, вызывают ощущение посвящения в тайну, известную только профессионалам, а также предполагает скорое получение результата деятельности и полную свободу самовыражения. Кроме этого практическая часть занятия несет рекреационную функцию для ребенка, а для педагога - это возможность лучше узнать учащегося, увидеть его интересы, стимулировать воображение.

Занятие рассчитано на проведение в группах школьников 14-17 лет. Во время урока подростки знакомятся с историей, технологией съемки Freezelight-фотографий, арсеналом фризлайтера, секретами рисования, повторят важнейшие фотографические понятия.

Обычно после проведения этого занятия работа в студии следует домашнее задание. Выполняя, его ребята, у которых есть фотоаппараты дома, пробуют создавать световые рисунки вне студии. Кроме этого учащиеся III года обучения в течение года выезжают на съемку вечернего города, где также пробуют рисовать светом в более сложных условиях. Во время изучения модуля «мультипликация» педагог предлагает детям создать гиф-анимацию с помощью Freezelight-фотографий.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ:

По теме «Freezelight-фотография» можно провести занятия разных типов. Например, комбинированное занятие (II год обучения), которое предполагает следующую структуру:

  • Ознакомление с темой урока, постановка целей и задач;

  • Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу (повторение знаний, связанных с треугольником экспозиции);

  • Изложение нового материала (история, явление и технология Freezelight-фотографии);

  • Закрепление изученного (создание собственных фотографий).

Еще один вариант - занятие-практикум, которое помимо своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должно способствовать прочному, неформальному усвоению материала. Это занятие следует проводить на III году обучения, в группе, знакомой с понятием «Freezelight-фотография». Такое занятие предполагает следующую структуру:

  • сообщение темы, цели и задач практикума (желательно тему занятия объявить заранее, чтобы дать детям возможность подготовить объекты для съемки);

  • инструкция по технике безопасности;

  • подбор материалов, оборудования, разделение на подгруппы

  • выполнение работы воспитанников под руководством педагога

  • подведение итогов практической деятельности учащихся.

В процессе изучения данной темы желательно использовать следующие методы работы:

а) групповая форма организации работы, при которой все кружковцы одновременно получают одну и ту же информацию (фронтальная);

б) дискуссия, беседа;

в) самостоятельная работа

г) работа по группам

Основная часть:


Понятие, история и творческий потенциал «Freezelight-фотографии».


ФFreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практикаотоснимок, возникает ли он на светочувствительном слое фотопленки или на матрице цифровой фотокамеры, - результат регистрации («записи») падающего света при ночной фотосъемке. Когда фотографируешь на длительной выдержке, любое движение света оставляет за собой световой шлейф. Когда мы снимаем вечернюю автомагистраль, по которой едут машины с использованием длительной выдержки, то вместо машин мы увидим очень много белых и красных линий. Сегодня мы называем такую съемку «съемкой на длинной выдержке» и у нас имеется немало прекрасных образцов светописи, выполненных подобным образом. Как мы знаем, в таких случаях все переменчивое и подвижное либо исчезает в кадре, либо приобретает более сглаженные и монолитные черты. Взгляните на дагерротип Джеймса Валентайна (James Valentine) «The Falls of Clyde, Bonnington Falls», который был снят в 1871 году.

Осознанное использование такого явления и называется фризлайтом (от английского замороженный свет). Фризлайт (англ. freezelight) - фотосъёмка на длинной выдержке, ключевой особенностью которой является создание осмысленных образов и абстракций при помощи различных источников света. Важное условие этого фотонаправления - отсутствие компьютерной обработки.

ВFreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практика странах за пределами СНГ, этот вид искусства называют лайт граффити (lightgraffiti). В 1889 году профессор Этьен-Жюль Марэ (Etienne-Jules Marey) (Франция) совместно с Джорджем Демени (Georges Demeny) в процессе изучения движений человека получил, видимо, первый в истории человечества осознанно выполненный рисунок светом. На этой фотографии мы видим след от лампочек накаливания, закрепленных на теле Демени во время его прохода перед камерой. Итальянец Антон Брагалья (Anton Bragalia) в начале 1911 года основывает новое футуристическое направление в художественной фотографии - фотодинамизм. Брагалья снимает на длинной выдержке, перемещения в кадре своих моделей - приём, который широко используется современными светоживописцами. Техника Брагальи убедительно продемонстрировала саму возможность фиксировать динамические характеристики света в кадре (такие как скорость и направление перемещения излучающих свет предметов - неважно, фонарик это или подсвеченный смычок). В 1914 году американец Фрэнк Гилбрет (Frank Gilbreth) прикрепляет маленькие лампочки к рукавам фабричного персонала и снимает трудовой процесс на длинной выдержке, рассчитывая получить карту перемещений рук рабочих. Задача снова не художественная, но результат был уже предсказуем - видимые следы, оставленные на фотопленке движущимися электрическими лампочками.

МFreezeLight: теория и практикаэн Рэй, видимо, первым активно использовал технологию, ныне называемой «световым пером» («световой кистью») - приём этот заключался в следующем. Мобильный источник света (небольшая лампочка на достаточной длины проводе или миниатюрный фонарик) перемещался рукой артиста в пространстве, описывая воображаемые фигуры - как если бы художник рисовал кистью на холсте. На длинной выдержке траектория движения лампочки фиксировалась как светящийся след, висящий без опоры в воздухе - поэтому Мэн Рэй, видимо, и называл свои работы «письмом в пространстве (space writing»).

ВFreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практика 1949 году, один известный фотограф журнала «Life», Гийон Мили ставил эксперименты в области фотографии, прикреплял фонарики к ботинкам конькобежцев, и в результате чего, получал световые следы в воздухе. Поскольку он был другом известного художника Пабло Пикассо, он рассказал ему о своих экспериментах. Увидев эти фото, Пабло Пикассо решил попробовать себя в этой области фотографии, на то время она называлась «Space Drawing». Первый рисунок Пабло Пикассо создал в 1949 году в своей мастерской, это был кентавр. Незадолго перед тем, как Пикассо и Мили сделали эти фотографии, в 1943 году американец Джек Делано (Jack Delano, урожденный Овчаров, его родители эмигрировали из Украины) сфотографировал на железнодорожных путях стрелочника, подающего сигнал «стоп» ярким фонарем.

ТFreezeLight: теория и практикаермин «фризлайт» появился в России 2 мая 2008 года. Слово было придумано Артёмом Долгополовым и Романом Пальченковым для названия сообщества в livejournal, которое по задумке авторов должно было объединить всех, кто экспериментирует в фотографии на длинной выдержке с рисующим светом. Однако всплеск популярности основанных и поддерживаемых ими интернет-ресурсов, посвящённых рисованию светом, в частности сообщества в livejournal, а в последствии и сайта сделал название нарицательным и стало использоваться для обозначения данного вида фотосъёмки.

FreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практика

ФFreezeLight: теория и практикаризлайт громко заявил о себе, как о самостоятельном направлении в современном искусстве, благодаря проекту «Рождение музея», инициатором которого стал Государственный Эрмитаж. В апреле 2010 года у фотографа Эрмитажа, Юрия Молодковца, возникла идея с помощью этой технологии создать образы картин французских импрессионистов. Для реализации проекта Юрий Молодковец обратился к Артёму Долгополову и Роману Пальченкову. Вместе они выбрали 15 шедевров, хранящихся в Эрмитаже, образы которых предстояло нарисовать светом. По задумке автора идеи, съёмки должны были проходить в реконструируемом корпусе Главного Штаба, в который после завершения строительных работ должны будут переехать шедевры французских импрессионистов. Благодаря фризлайту образы картин должны были обжить исчезающую натуру реконструкции до своего переезда. Проект «Рождение музея» был реализован в течение двух недель ночных съёмок.

Сегодня Freezelight-фотография очень популярна как декоративный, экспериментальный вид съемок, метод создания спецэффектов и необыкновенных, волшебных фотографий и анимации. Его можно применять в рекламе, полиграфической продукции (при создании открыток, календарей, плакатов и т. п.), художественной фотографии.


Техника и технология Freezelight-съемки

ИFreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практикатак, для освоения этого вида искусства необходимы фотокамера и источник света. Для первых экспериментов и понимания основных процессов в качестве источника света сгодится абсолютно любой фонарик. А вот с фотокамерой немного сложнее. Идеальный вариант - зеркальный фотоаппарат, потому что управление у таких камер максимально гибкое и открывает перед вами самые широкие возможности. Снимать можно и компактной камерой, особенно если она предполагает наличие ручного режима. В противном случае есть способы обмануть компактную камеру.

Технология рисования светом довольно проста: в темном помещении, или на улице, в темное время суток фотоаппарат размещается на штативе, чтобы исключить «шевеленку» и смещение. Перед тем как начать рисовать светом, необходимо научиться управлять тремя основными параметрами камеры (ISO, выдержкой и диафрагмой). Устанавливается как можно более большая выдержка, если фотоаппарат поддерживает ручную выдержку (BULB), то лучше выбрать ее, потому что чем длиннее выдержка, тем дольше можно рисовать, особенно, если нет дополнительного освещения сцены.

ЧFreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практикатобы кадр не получался очень тёмным или наоборот пересеченным, нужно работать с диафрагмой. Если света очень мало и каждый лучик очень дорог - то диафрагму надо открыть. Если вы находитесь в зоне паразитного освещения, т.е. того, которым не можете управлять, например свет от ночной подсветки здания - то вы закрываете диафрагму, тем самым минимизируя количество света остающегося на матрице фотокамеры. В последнем случае вам стоит воспользоваться очень ярким источником рисующего света, иначе закрытая диафрагма, скорее всего вместе с паразитным освещением съест внушительную часть светового следа. Так как при рисовании выдержка и так оказывается очень длинной, чтобы избежать еще большего количества шумов, следует выбрать минимально возможное значение ISO.

СFreezeLight: теория и практикауществует несколько методик рисования фонариками: можно светить фонарем в сторону камеры (Фото 1), а можно направить фонарь на какой-то объект (Фото 2). Во время работы иногда важно включить в кадр не только рисунок, но и человека, в этом случае и используется метод «световой кисти». При съемке любым методом, стабилизатор в объективе следует отключить, так как камера может подавать ложные сигналы о шевелении корпуса и оптическая система созданная для достижения оптической резкости испортит снимок. Кроме этого помешать могут и надетые на объектив светофильтры, они могут дать неприятную дымку и ореол вокруг рисунка.

Рисовать следует в тёмной одежде на тёмном фоне, чтобы не было видно человека, держащего в руках фонарь. Но и в этом случае стоит появиться паразитной засветке, как темная одежда отобразится на рисунке размытым силуэтом. В этом случае можно выбрать выдержку так, чтобы после окончания рисунка камера запечатлела ещё несколько секунд фона, когда рисующего уже нет в кадре, светлеющий фон компенсирует призрачные очертания рисующего. Если вы рисуете в сильно освещённом месте, вам придётся очень быстро двигаться и сильно закрыть диафрагму. Оставить чистый рисунок без присутствия тени/фантома в кадре в светлой одежде в светлой локации практически невозможно. Нужно искать не освещённые участки в месте, куда пришли рисовать. Старайтесь избегать уличных фонарных столбов, во многих городах России они светят оранжевым светом, за счёт этого многие фризлайт рисунки приобретают однотипность по цветовой палитре. Постарайтесь убрать из кадра дальние огни города, выбирайте ровный, однотонный фон. Иногда можно воспользоваться отражателем, чтобы закрыть паразитный свет на модели.

ВFreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практикаыбор источника света в светографии значит столько же, сколько выбор кисти или краски для художника. Его жесткость, плотность или наоборот, неоднородность, может создать свою атмосферу и подчеркнуть смысл рисунка. В зависимости от типа источника света различаются и параметры шлейфа, светового следа. Можно разделить все световые линии на два класса: жёсткие (Фото №1) и мягкие (Фото №2). Как правило, жесткие инструменты собранны на основе светодиодов, их механизм не позволяет создавать вокруг электронной начинки рефлексы и переливы света. Светодиодные фонарики всегда чертят в пространстве сплошные жёсткие линии.

Фото №1 Фото №2

СFreezeLight: теория и практикаветодиодные жезлы (LED Stick) хороший пример жёсткого направленного света. Однозначность пучка линий можно использовать для создания у зрителя ощущения динамики.

Там просто нет возможности создания текстур, но они могут возникать вокруг диода при модификациях самого источника. Второй класс световых линий - мягкий шлейф. Для того чтобы создать такой след понадобится ламповый фонарик. Лампа устроена так, что нить накаливания создаёт рефлексы на внутренних стенках лампы. Лампа же в свою очередь отражает поток на рефлектор, и это взаимодействие придаёт текстуру и плавность линиям. Такие фонари позволяют создавать уникальные инструменты для рисования, которые отличаются необычной текстурой и неоднородностью. Для этого можно вложить кусочек цветного фильтра (например, от полупрозрачной цветной папки для бумаг) внутрь рефлектора так, чтобы он не был закреплен. Тогда, во время движения фонарем, цветной фильтр будет перемещаться, создавая мягкую и приятную глазу текстуру.

ЕFreezeLight: теория и практикасли необходимо создать неоднозначную абстракцию с пересечениями и закручиваниями линий, то полезными могут быть гибкие инструменты для рисования светом. Такие инструменты позволяют создавать мягкие линии, которые могут быть использованы для создания абстрактного фона, при работе с моделью или для создания волнообразных текстур.

СFreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практикаоблюдая правила пожарной безопасности можно попробовать рисовать огнем, например бенгальским. Это создает необычный световой след, создающий особенную атмосферу. Рисование огнём имеет ряд сложностей. Такой источник света нельзя выключить, просто отпустив нажатую кнопку. Прерывания световых линий в этом случае должен сделать помощник, стоящий у камеры, закрывая или открывая объектив.

Возможные проблемы во время freezelight-съемки:

  1. Рисунок получается размытым.

Причин может быть несколько. Основная причина - неправильная фокусировка. Чтобы правильно сфокусироваться, нужно положить на место где будете рисовать включенный источник света, чтобы он был направлен в камеру. Сфокусируйтесь в автоматическом режиме на нём, а затем переключите камеру (или объектив) в ручной режим.

Еще одна причина - вы снимаете «с рук». При такой съёмке у вас получится нечёткий рисунок, как бы вы уверенно не держали камеру. Попробуйте зафиксировать фотоаппарат на ровной поверхности, используйте штатив или старый приём - положите камеру на мешочек с крупой.

Ещё вариант ответа, почему рисунок не чёткий - не устойчивый штатив, любое прикосновение или ветер гарантирует «шевелёнку». Выход есть, опустите центральную штангу внутрь и сложите все секции, расставьте ножки штатива в стороны - сделайте так, чтобы камера, закреплённая на нём, располагалась как можно ниже. Это может дать более резкие снимки при сильном ветре, например. Но лучше сразу использовать тяжелый штатив, который должен быть тяжелее камеры, уверенно стоять на ногах.

  1. Человек в кадре получается нечетким

При съёмке фризлайта с моделями в городе, часто из-за паразитного света бракуются дубли. Модель смазывается, лица не видно. Происходит это по причине того, что любой источник света, будь то неоновая реклама, проезжающие автомобили или фоновые огни ночного города - рисуют! И есть два способа улучшить такие фото. Первый это быстро рисовать и всё же найти тёмный фон (стена здания, деревья в парке). Второй - это использовать затемняющий нейтрально-серый фильтр и систему мощных вспышек, компенсирующих темноту оптики.

  1. Черный фон за рисунком кажется скучным

Чёрный фон при рисовании светом возникает из-за того, что фризлайтеры в меру привычки иногда сильно закрывают диафрагму и на матрицу попадает мало света. Первый план с рисунком хорошо виден, а фона вообще нет. Также ставится слишком короткая (по меркам фризлайта) выдержка в 5-15 секунд в плохо освещённых местах. Варианта решения проблемы три: откройте диафрагму, подсветите вспышками или фонариками фон или самые важные его части и поставьте более долгую выдержку фотоаппарата, фон нарисуется сам.

  1. Линии рисунка получаются слишком тонкими

Вполне возможно ваш рисунок расположен слишком далеко от камеры и занимает треть кадра или меньше, если это так - просто подойдите ближе к фотоаппарату, перефокусируйтесь и рисуйте плотнее, чтобы каждая линия была ближе к другой. Если же композиция кадра, задуманная вами подразумевает расположение рисунка далеко от камеры вам необходимо будет рисовать источником света в два-три раза более широким, чем тот которым вы сейчас рисуете. Учтите одно, при увеличении толщины линии также необходимо будет пропорционально увеличить масштаб рисунка. Увеличить толщину линии можно, обернув вокруг фонарика (в форме конуса) фольгу, фолиевый фильтр или любой глянцевый, хорошо отражающий материал.

  1. Как рисовать светом буквы?

Буквы нужно рисовать в зеркальном отображении и справа-налево. Для координации можно использовать нижний предел рисунка, как правило, это пол, асфальт и т. д. Если вы рисуете не от земли, тут сложнее. Поставьте от штатива слева и справа на расстоянии 2-3 метра по включённому фонарику так, чтобы виртуальная линия их соединяющая была для вас примерно на уровне груди. Отрегулируйте ее, подойдя-отойдя от камеры, эта виртуальная линия послужит нижним пределом вашего текста.

  1. Как сделать снимок интереснее?

При рисовании светом «от земли» фонарик засвечивает нижний предел рисунка, которым зачастую становится асфальт или брусчатка. Попробуйте порисовать после дождя. Вы гарантированно получите мощные отражения снизу. Так же можно использовать гладкие глянцевые поверхности, мрамор, гладь воды, снег, лёд. Используйте все, что хорошо отражает свет.

  1. При рисовании светом вокруг рисунка появляется ореол.

Проверьте насколько чистая у вас оптика, протрите линзы специальным раствором, следите за тем, чтобы на защитных фильтрах не было потёртостей и царапин. Возможно, вы на открытых диафрагмах посветили секунду или больше прямо в объектив.

  1. Почему нельзя светить лазерной указкой в камеру?

Лазерный луч любой мощности вреден для зрения и матриц фотоаппаратов. Сконцентрированный пучок света проникает через оптику, разрушает чувствительные элементы и тем самым на фотографиях у вас будут «выжженные» размытые пятна. Матрица ремонту не подлежит.

  1. Как позировать при рисовании светом?

Специфика создания изображений на длинной выдержке фотоаппарата такова, что вам как модели очень важно застыть в неподвижной позе. При работе со вспышками вы всплеском света фиксируетесь на матрице фотоаппарата, далее художник рисует фонариками вокруг вас свой замысел и отражения от них практически всегда (не важно, вспышки до рисунка срабатывают или после) попадают на модель. За время создания рисунка стоит вам чуть-чуть пошевелиться, и на итоговой фотографии будет заметна эта разница. Камера фиксирует весь свет, каждый всплеск, каждую линию. Так же рекомендуется ограничить угол свечения фонарика внешним конусообразным не пропускающим свет рефлектором. Быстро рисовать на закрытой диафрагме тоже бывает полезно, тут возникает чаша весов на одной из них яркость линий, на другой паразитная засветка. Чем быстрее вы рисуете - тем меньше будет паразитного света на модели и тем беднее будут ваши линии и наоборот.

  1. Как быстро нарисовать сложный рисунок?

Технология такой съемки похожа на рисование граффити краской в тех случаях, когда необходимо в короткие сроки нанести контур изображения на стену. В светографике трафарет используется в основном для фиксации светового логотипа или подписи автора на фото. Трафарет для граффити можно изготовить из листа плотной бумаги (более 300г/м2) вырезав канцелярским лезвием необходимый узор /лого /текст и прикрепить к мини-софтбоксу для накамерной вспышки. Если между софтбоксом и трафаретом положить цветной фолиевый фильтр, то трафарет приобретает соответствующий оттенок. Вырезаем трафарет, крепим на софтбокс так, чтобы закрывать весь свет от него целиком кроме вырезанного узора, одеваем его на вспышку, и теперь при нажатии на кнопку test / pilot на вспышке ваша вырезанная надпись / узор /логотип будет оставлять в воздухе чёткую картинку. Если использовать постоянный свет вместо вспышки на том же софтбоксе, то можно получить плавные линии при перемещении трафарета и более-менее чёткие при задержке светящегося трафарета на 1-2 секунды на одном месте.

Заключение

Freezelight-фотография - настоящий клад для фотографа, ищущего новые методы съемки, подходы и изобразительные решения. Учитывая его сравнительную доступность и разнообразие методов, можно сказать, что его можно применить в разных типах съемки, раскрывая бесконечное количество тем. В светографии возможно все, на что способна человеческая фантазия.

Список литературы

  1. Фризлайт / Freezelight [Электронный ресурс]: - режим доступа: vk.com/freezelightru

  2. Freezelight [Электронный ресурс]: - режим доступа: freezelight.ru/

  3. Lightpaint [Электронный ресурс]: - режим доступа: lightpaint.ru/faq/

  4. Букварь фризлайтера [Электронный ресурс]: Фотожурнал - режим доступа: photo-element.ru/ps/freezelight/freezelight.html

8. Приложение


  1. Диск с презентацией по теме.

Приложение

(FreezeLight: теория и практикарисунки светом учащихся фотостудии «Ракурс» и «Ритм»)

FreezeLight: теория и практика




FreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практика

FreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практика

FreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практика

FreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практика

FreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практика

FreezeLight: теория и практикаFreezeLight: теория и практика

© 2010-2022