- Преподавателю
- Другое
- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В АСПЕКТЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В АСПЕКТЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | ТАРСКИХ С.Д. |
Дата | 04.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
С.Д. Тарских
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет
им. Н.Г. Чернышеского
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В АСПЕКТЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Научная актуальность осмысления категории психологического здоровья связана с практической значимостью решения вопросов психокоррекции, психопрофилактики и психогигиены. В свою очередь психология здоровья является масштабнее по своим задачам в отличие от психогигиены и психопрофилактики.
По мнению О.В. Хухлаевой психическое здоровье в качестве составного элемента здоровья в целом включает в себя совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения социальных функций. [7, с. 11]
М.М. Орлова отмечает, что психологическое здоровье обеспечивает психологическую адаптацию личности в обществе, для чего развивает личностные качества, которые нужны индивидууму для установления гармоничных связей, способствует самореализации человека, повышению его качества жизни. [4, с.161]
Б.С. Братусь считает, что психическое здоровье - это баланс различных психических свойств и процессов: баланс между умением отдавать и взять от другого, быть одному и быть среди других людей; баланс любви к себе и любви к другим. [1, с. 11]
Индивидуальная норма психологического здоровья есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития.
С позиции специальной психологии психологическое здоровье - это одна из важнейших характеристик личности человека. Оно отражает особенности генезиса и психического здоровья. Основой психологического здоровья является полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза.
Психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих: а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; б) возможностью полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности.
Б.С. Братусь различает психическое и личностное здоровье: с одной стороны человек может быть психически здоровым, т.е. хорошо мыслить, запоминать, быть активным и достигать успехов и т.д., и быть личностно ущербным, больным, не умеющим направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности - с другой. В связи с этим этика и нравственная ориентация не есть лишь внешнее давление, но суть нормального развития и критерий здоровья.
Исследования В.И. Слободчикова, О.В. Хухлаевой, Г.А. Цукермана позволяют утверждать, что для возможности полноценного функционирования и развития человека необходимы определенные взаимосвязанные условия:
-
Наличие позитивного образа собственного Я, т.е. абсолютное принятие человеком самого себя при достаточно полном самосознании, а также позитивного образа Другого - принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п., а следовательно, глубокое убеждение в ценности человеческой жизни - как своей, так и чужой.
-
Владение рефлексией как средством самопознания, способность концентрировать свое сознание на себе, собственном внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, свободно и открыто проявлять чувства без причинения вреда другим, осознавать причины и последствия своего поведения и действий окружающих.
-
Наличие потребности в самореализации. Человек имеет внутренний источник активности, способствующий его дальнейшему развитию. Он полностью несет ответственность за свою жизнь.
В настоящее время ценность здоровья возрастает. Однако Л. Гордон отмечает инструментальный, а не «самоценный» характер ценности здоровья, а именно здоровье, необходимое для чего-то более важного; низкая культура самосохранения, а также безответственность человека за собственное здоровье и здоровье близких. В большинстве своем люди начинают заботиться о здоровье только вследствие его фактического или ожидаемого ухудшения.[4, с.162]
Так, о психологическом здоровье ребенка свидетельствует сформированность у него основных возрастных личностных образований, а те или иные трудности в их формировании указывают на определенные нарушения психологического здоровья.
Основными условиями становления компонентов психологического здоровья ребенка, по мнению О.В. Хухлаевой, являются:
-
Содействие формированию активности ребенка, которая необходима ему для осуществления саморегуляции, т.е. существуют сензитивные периоды для развития того или иного вида активности (двигательной, познавательной, коммуникативной и т.д.). Неадекватная организация жизненных структур блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность.
-
Наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий.
-
Всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения.
-
Наличие ценностных ориентаций в развитии ребенка, когда он получает возможность приобщиться к идеалам взрослых, их жизненным устремлениям и соответственно этому строить свое миропонимание.
Уже в период младенчества, по мнению Л. Крейслера, можно определить симптомы психопатологий, в проявлении которых основная роль принадлежит психологическим факторам:
-
соматически проявляющиеся расстройства: бессонница, анорексия, булимия, рвота, запор, понос, расстройства дыхания;
-
нарушения развития: задержки и дисгармония в овладении речью, двигательными навыками, социальными отношениями;
-
расстройства, проявляющиеся в моторике: чрезмерная двигательная активность или инертность, ритмические движения корпуса, вращение головы;
-
умственно - душевные расстройства: депрессия, возбужденность, апатия, фобические расстройства.
Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которая может привести к существенному снижению внимания особенно произвольного. Защитная агрессивность у детей вызывает внутреннее напряжение и может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Наличие выраженных страхов у детей приводит к ситуациям постоянного напряжения, что обусловливает повышенную утомляемость и снижение работоспособности.
На основании результатов диагностики и наблюдения за детьми в группе детского сада и наблюдения за детьми в группе детского сада или классе выявляются в целом адаптированные к социуму дети, которые проявляют несколько повышенную тревожность. Группу особого внимания составляют дети с выраженной дезадаптацией к школе или семье, проявляющие повышенную тревожность. В связи с этим, с детьми последней группы целесообразно проводить углубленную диагностику, направленную на выявление конкретного нарушения психологического здоровья, а также осуществлять индивидуальную психокоррекционную работу.
Список литературы
-
Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии //Вопросы психологии. 1997. №5. С. 3 - 20.
-
Зейгарик Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М., 1980.
-
Крейслер Л. Мать, дитя, клиницист.- М., 1994.
-
Орлова М.М. Клиническая психология: конспект лекций /М.М. Орлова. - М., 2008.
-
Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психологического развития //Вопросы психологии. - 1996.- №5.
-
Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей //Вопросы психологии. 2001. №4. С. 91-105.
-
Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М., 2003