• Преподавателю
  • Другое
  • Работа над развитием изобразительных умений у детей среднего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Работа над развитием изобразительных умений у детей среднего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Инклюзивное образование является новым этапом в развитии образования в целом. Но на сегодняшний день мало изучена проблема формирования конкретных умений в какой-либо области детской деятельности у типичных дошкольников и дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. Так, например, отсутствуют исследования по проблеме развития изобразительных умений у детей среднего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа над развитием изобразительных умений у детей среднего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Инклюзивное образование является новым этапом в развитии образования в целом. Но на сегодняшний день мало изучена проблема формирования конкретных умений в какой-либо области детской деятельности у типичных дошкольников и дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. Так, например, отсутствуют исследования по проблеме развития изобразительных умений у детей среднего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования.

В связи с этим нами были рассмотрены особенности работы над развитием изобразительных умений у детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования:

- Обязательная совместная деятельность детей и педагога, индивидуальный подход к детям;

- Последовательная отработка умений, с постепенным усложнением заданий;

- Развитие у детей восприятия основных свойств и качеств изображаемых предметов (цвет, форма, величина, фактура) через зрительное и тактильное восприятие;

- Формирование, уточнение и обогащение представлений об объектах окружающего мира посредствам наблюдения;

- Развитие целенаправленных движений кисти и пальцев рук, движений обеих рук под контролем зрения;

- Обучение детей приемам рисования и с помощью традиционных (рисование карандашом, красками) и доступных нетрадиционных техник изображения («пальцевая живопись», рисование штампом, губкой, помазком);

- Организация коллективной изобразительной деятельности детей с особыми образовательными потребностями совместно с остальными детьми;

- Сотрудничество с родителями.

Эти особенности были реализованы через комплекс заданий, которые предлагались дошкольникам.

Перечень заданий, в которых прослеживается система отработки изобразительных умений с постепенным повышением уровня сложности представлена в таблице (Таблица 1)

Таблица 1 - Комплекс заданий для развития изобразительных умений у детей среднего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Тема занятия

Вид рисования

Изобразительные умения

Форма работы

Материал

«Спелые яблоки»

предметное

развивать умения правильно передавать форму предметов; отрабатывать умения располагать изображение в центре листа; отрабатывать умение рисовать слитной линией среднего нажима; учить закрашивать мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура; учить предавать цвет предмета.

совместно с педагогом

цветные карандаши

«Большие и маленькие морковки»

предметное

развивать умения правильно передавать форму предметов и их размер; отрабатывать умения располагать изображение на всём пространстве листа, располагать изображаемые объекты относительно друг друга; отрабатывать умение рисовать слитной линией среднего нажима; учить закрашивать мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура; учить предавать цвет предмета

совместно с педагогом

цветные карандаши

«Пирамида»

предметное

передавать строение и соотношение частей предмета, пропорциональность изображения; отрабатывать умения располагать изображение на листе; отрабатывать умение рисовать слитной линией среднего нажима; учить закрашивать мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура; учить предавать колорит, сочетание цветов

совместно с педагогом

цветные карандаши

«Снеговик»

предметное

передавать строение и соотношение частей предмета, пропорциональность изображения; отрабатывать умения располагать изображение на листе; отрабатывать умение рисовать слитной линией среднего нажима; учить закрашивать мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура; учить предавать колорит, сочетание цветов

индивидуаль-

ная (при необходимости с помощью педагога)

краски

«Грибы на поляне»

сюжетное

передавать строение и соотношение частей предмета, пропорциональность изображения; развивать композиционные умения; учить предавать колорит, сочетание цветов

индивидуаль-

ная (при необходимости с помощью педагога)

пальчико-

вые краски

«Бабочки на лугу»

сюжетное

отрабатывать умение передавать полноту изображения образа, строение и соотношение частей, пропорциональность изображения, развивать умение располагать изображение на листе, передавать
характером линий и цветовым решением замысел и характерные особенности изображаемого.

индивидуаль-

ная (при необходимости с помощью педагога)

мелки, краски

«Пришла весна»

сюжетное

отрабатывать умение передавать полноту изображения образа, строение и соотношение частей, пропорциональность изображения, развивать умение располагать изображение на листе, передавать
характером линий и цветовым решением замысел и характерные особенности изображаемого.

индивидуаль-

ная (при необходимости с помощью педагога)

«Украшение платочка»

декоратив

ное

отрабатывать умение передавать полноту изображения образа, строение и соотношение частей, пропорциональность изображения, развивать умение располагать изображение на листе, передавать
характером линий и цветовым решением замысел и характерные особенности изображаемого

индивидуаль-

ная (при необходимости с помощью педагога)

краски

«Гроздь рябины»

предметное

развивать умение располагать изображение на предложенной форме, располагать объекты относительно друг друга, композиционные навыки, умения находить цветовое решение

коллективное творчество

краски

«Праздничный торт»

по замыслу

развивать умение располагать изображение на предложенной форме, располагать объекты относительно друг друга, композиционные навыки, умения находить цветовое решение

коллективное творчество

краски

Итак, для развития изобразительных умений детей с особыми образовательными потребностями предлагался комплекс заданий, направленный на последовательную отработку изобразительных умений с постепенным усложнением. Работа начиналась с предметного рисования. Дошкольники учились рисовать один предмет, располагая его в центре листа, правильно передавая форму. Такая работа была предложена на занятии по теме «Спелое яблоко». Далее были предложены заданий на изображения нескольких предметов разной величины («Морковки большие и маленькие»), которые способствовали отработке умений размещать изображение на всей плоскости листа, располагать изображаемые объекты относительно друг друга, правильно передавать форму изображаемых предметов и их размер. После отработки умения располагать несколько предметов относительно друг друга предлагаются задания на изображение предметов, состоящих из частей. Это задания по темам «Снеговик» и «Пирамида». Такие задания направлены на отработку умений передавать строение и соотношение частей предмета, пропорциональность изображения. Далее предлагалось сюжетное и декоративное рисование (Грибы на поляне», «Бабочки на лугу», «Пришла весна», «Украшение платочка»). Сюжетное и декоративное рисование даёт большие возможности для развития композиционных умений и умению находить цветовое решение, соответствующее замыслу и характерным особенностям изображения; дети учатся передавать при помощи цвета настроение и красоту природы.

Перед тем, как предложить изобразить предмет, проводилось наблюдение. Дети изучали предмет рисования, например, яблоко, с помощью зрительного и тактильного анализаторов. Это помогло лучше понять его свойства: форму, цвет, текстуру и в последующем изобразить их. Прежде чем выполнить сюжетное рисование на занятиях по изобразительной деятельности, на прогулках, проводились систематические наблюдения над природой. Особое внимание при этом уделялось развитию колористических способностей у детей, так как цвет управляет эмоциями, формирует отношение окружающему миру, влияет на самочувствие.

Сначала дети учились передавать цвет одного предмета (яблоко, морковь и др.), затем рисовали предметы, используя разные цвета, учились передавать учить колорит, сочетание цветов (пирамидка, снеговик). При выполнении сюжетного рисования («Грибы на поляне», «Весна пришла») отрабатывалось умение передавать характером линий и цветовым решением замысел и характерные особенности изображаемого.

Развитию изобразительных умений способствовало использование различных материалов (карандаши, мелки, акварель, гуашь) и техник рисования (нетрадиционные техники «пальцевая живопись», «мелки + акварель»). Работая карандашами, дети учились рисовать слитной линией среднего нажима, закрашивать мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура. Использование красок открыло больше возможностей в передаче цветового решения и колорита изображаемого, а так же динамичность изображения, получаемого движением кисти и целостность композиционного решения.

Использование нетрадиционных техник на занятиях по темам «Грибы на поляне» и «бабочки на лугу» помогало детям раскрепоститься и проявить собственную фантазию, что вселяло в них уверенность в собственных силах, повышало самооценку и уровень притязаний, настраивало на успех. Постепенно у воспитанников уходил страх потерпеть неудачу. Это в значительной степени сказывалось на развитии их изобразительных умений.

Кроме того в процессе работы постепенно увеличивалась доли самостоятельности детей. На первых занятиях педагог показывал каждый этап, комментировал и выполнял с каждым ребёнком. Далее воспитатель показывал приёмы работы, а дошкольники самостоятельно их реализовывали в процессе работы. Затем была организована коллективная творческая деятельность, где дети работали полностью самостоятельно. Коллективные работы эффективны в развитии изобразительных умений дошкольников с особыми образовательными потребностями, так как позволяют работать совместно с остальными детьми. Такие задания были предложены по темам «Гроздь рябины» и «Праздничный торт». В процесс развития изобразительных умений дошкольников экспериментальной группы активно вовлекались родители. Дома дети совместно с родителями закрепляли умений, которые нуждались в дополнительной отработке.

Таким образом, для развития изобразительных умений детей с особыми образовательными потребностями был разработан и реализован комплекс заданий, предполагающий соблюдение следующих условий: последовательная отработка умений от простого к сложному; постепенный переход от совместной деятельности с воспитателем к самостоятельному рисованию и к творческой коллективной деятельности; организацию зрительного и тактильного восприятия изображаемых предметов, наблюдений за изображаемыми предметами и явлениями; работу с различными материалами и техниками; сотрудничество с родителями.


© 2010-2022