• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему Формирование мотивации к сохранению здоровья у детей, подростков и молодежи в современном образовательном пространстве

Статья на тему Формирование мотивации к сохранению здоровья у детей, подростков и молодежи в современном образовательном пространстве

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Миронова Лариса Ивановна

Формирование мотивации к сохранению здоровья у детей, подростков и молодежи в современном образовательном пространстве

Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «СЕВЕРОДВИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ» Архангельская область, г.Северодвиснк


Говоря о формировании мотивации к сохранению здоровья у детей, мы обязательно должны уделять внимание привитию ценностей здорового образа жизни.

Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40 % психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Зачастую здоровье уже младших школьников вызывает большую тревогу. В последние годы в школах увеличился объем нагрузок, резко возросли интенсивность и эмоциональное напряжение учебного процесса. По статистике: из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в 1 класс, уже через 9 месяцев у каждого четвертого выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. За период обучения в общеобразовательных учреждениях среди учащихся в 5 раз увеличивается число нарушений органов зрения; в 3 раза - патология органов пищеварения; в 5 раз - нарушение осанки; в 4 раза - нервно-психических расстройств. И только 10% выпускников школ могут считаться здоровыми! Безусловно, во многом это связано дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50% и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. В результате более 60% призывников не достигают необходимого уровня физической подготовленности. Интенсификация образовательного процесса сказывается и на нарушении режима дня и отдыха школьников, что отрицательно влияет на физическое и психическое здоровье детей. К чему могут привести проблемы со здоровьем? Разумеется, к ограничению жизненных и социальных функций. Впоследствии все это чревато ограничением физической независимости, мобильности, способности заниматься обычной деятельностью, возможности получить достойное образование, затруднением в вопросах интеграции в общество, подготовки к профессиональной деятельности и экономической самостоятельности. Достойным существование человека на Земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием. Чтобы обеспечить детям именно такое будущее, мы должны создать для них здоровьесберегающую среду в образовательном пространстве.

Что значит быть здоровым для ребенка? Это значит, развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию, как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира, т.е. вести здоровый образ жизни. По данным ВОЗ, здоровье каждого человека на 50-54% зависит именно от его образа жизни. Еще 18-20% - от условий окружающей среды, 20-22% - от наследственной предрасположенности к болезням и только 8-10% - от уровня развития медицинской помощи [1, с.1021].

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом благополучия нации в целом. Вот почему необходимо формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры наших детей.

Я работаю в Северодвинском детском доме уже более 20 лет. И хочу поделиться опытом работы по формированию мотивации к сохранению здоровья у детей школьного возраста (от 8 до 14 лет) через проектную деятельность.

Проектная деятельность - одна из самых продуктивных педагогических технологий. Она требует от ребенка познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания. В процессе реализации проекта ребенок сталкивается с необходимостью проявления своей самостоятельности, ищет компромисс, согласовывая свою цель с другими детьми. В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми; способствуют улучшению микроклимата в группе; развивают творческие способности детей; помогает формировать ключевые компетенции воспитанников.

Как же сохранить здоровье? Как убедить в необходимости беречь его с ранних лет? Как сделать так, чтобы бережное отношение к себе и к другим людям стало привычкой, а позже - особенностью характера?

Известно, что овладение знаниями проходит быстрее, если ребенок является активным участником происходящего. Поэтому в своей работе с воспитанниками школьного возраста мы часто используем проектно-исследовательскую деятельность по теме «Здоровый образ жизни».

Например, первым нашим проектом стал проект «Как сохранить и улучшить свое здоровье?». Мы провели несколько игровых часов по темам: «Что мы знаем о глазах?», «Мы и наши зубы», «Мы и наши уши». Содержание данных игровых часов стараемся наполнять игровыми и сказочными сюжетами, персонажами. Подбираем соответствующий дидактический и демонстрационный материал, включая макеты, чередуем различные виды деятельности. Дети с удовольствием разучивают инсценировки по данным темам.

Организация данной работы через проектную деятельность помогает реализовать деятельностный подход в формировании ценностей здорового образа жизни детей. Дети не только слушают и воспринимают информацию, но и проявляют активность в поиске этой информации. В результате подготовки и проведении таких мероприятий у детей формируется отношение к ценностям здорового образа жизни. Хочу привести пример предварительной работы к игровому часу «Мы и наши уши». В нашем детском доме живет подросток Павел. У него бабушка - инвалид по слуху. Мы пригласили мальчика к себе в группу для того, чтобы он рассказал детям о том, какие трудности испытывает она, как общается с другими людьми. Мальчик с интересом рассказал нам о жизни близкого человека. Мы были удивлены, узнав, что Паша знает язык жестов, с помощью которых общаются глухие люди. Дети с большим вниманием его слушали, а затем задавали свои вопросы. В ходе этой работы дети поняли, что инвалиды - это полноценные члены общества, которые живут среди нас и относиться к таким людям нужно толерантно.

Следующий интересный проект - «В царстве полезных и вредных продуктов». После анкетирования на тему «Мой любимый продукт» выяснили следующее, что любимые продукты наших детей - это чипсы, сухарики, вермишель «Ролтон», «Кока-кола», «Фанта», чупа-чупс, шоколадные батончики. Проведя исследования, дети поняли, что эти вкусные продукты являются самыми вредными для нашего организма. Все они содержат огромное количество сахара, химические добавки, красители, заменители, консерванты. Раскрыли значение полноценного, здорового питания и определили список полезных продуктов, которые необходимы для растущего организма. В ходе этой работы подвели итоги в виде плакатов. А также, сделали вывод, что гораздо вкуснее и полезнее, без химикатов, консервантов, можно приготовить различные простые блюда своими руками. Результаты такой работы - пирог «Шарлотка», печенье, салаты и др. блюда, в приготовлении которых наши воспитанники принимают активное участие.

Профилактикой возникновения вредных привычек стал проект «Скажем «Нет!» вредным привычкам». Осуществляя работу по этому направлению, мы должны помнить о том, что игра является важным фактором познания окружающего мира. Мы не всегда можем достичь желаемого результата, объясняя ребенку, подростку «что такое хорошо и что такое плохо».

А вот при помощи игр-инсценировок, которые способствуют эмоциональному сопереживанию героям, у нас есть больше шансов научить действовать и поступать соответствии с нравственными требованиями. Подростки с увлечением принимают участие в работе над презентацией, учатся выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы. Таким образом, были подготовлены следующие презентации проектов: «О пользе каши», «История возникновения табака», «Пассивное курение», «Влияние курения на организм человека», «Вредные привычки», «Спайс», «Электронная сигарета: вред или польза?». Итоги этой работы - выпуск плакатов, рисунков, буклетов в котором дети выражают свое отношение к вредным привычкам.

Каждую зиму в нашем детском доме стало традицией проводить декаду «Мой дом - моя крепость». В 2013 году в рамках этой декады мы реализовали проект «Снежный городок» - подарок малышам. Воспитанники школьного возраста от 7 до 17 лет совместно с педагогами обустраивали участок для прогулок малышей. Вся работа проходила поэтапно. Сначала мы с воспитанниками обсуждали и изготовливали набросок на бумаге. Затем шла подготовка участка к строительству «Снежного городка». Далее мы занимались строительством построек. И завершающим этапом было открытие «Снежного городка» и совместные игры с малышами.

Цель такого проекта состояла в том, чтобы научить воспитанников заботиться о малышах, научить создавать здоровьеформирующую среду для малышей. Усилиями детей и педагогов мы создаем зимой то место, где воспитанники смогли бы встретиться, общаться, реализовать свои физические потребности. Это способствует сплочению детского коллектива, помогает уменьшить бесполезное время провождение, дети начинают понимать ценность прогулок.

Наши воспитанники с удовольствием посещают спортивные кружки, секции, бассейн, занимаются в тренажерном зале, участвуют в спортивных мероприятиях различного уровня, имеют много медалей, грамот.

Дополнительно в рамках этой работы мы проводим Дни Здоровья. Эта форма хороша тем, что позволяет формировать потребность в полезном проведении досуга.

Таким образом, проектная деятельность - это наиболее эффективный способ формирования мотивации к сохранению здоровья у детей, подростков и молодежи.

Наличие такого опыта поможет нашим воспитанникам организовывать свой досуг в противовес тому, как многие дети проводят свое свободное время за компьютером и телевизором. А также наличие такого опыта поможет нашим воспитанникам организовывать досуг своей семьи, когда они станут родителями.

Список литературы:

1. Макарова Л. П. Формирование мотивации здорового образа жизни как критерий качества образования [Текст] / Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, О. В. Шатровой // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1021-1023.



© 2010-2022