Дополнительная общеобразовательная программаМы и казачество

Программа кружка «Мы и казачество» имеет социально-педагогическую направленность.Программа была изменена с учётом Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29 августа 2014 г. № 1008, с учётом развития социальной среды.Изменения в общественной жизни современной России повлекли за собой необходимость пересмотра как самой структуры исторического образования, так и тематики изучаемых проблем. В связи с дальнейшим развитием ре...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования Ейский район


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ДОД ДДТ

________________________ И.А. Дикая

___________________________ 20__ г.

Протокол педагогического совета № __

от «___» ____________________20__ г.




Дополнительная общеобразовательная программа


Мы и казачество

Наименование

Социально-педагогическая

_________________________________________________________________

Направленность

История казачества

_________________________________________________________________

Наименование учебной дисциплины

3 года

________________________________________________________________________

Срок реализации

Модифицированная

_______________________________________________________________________

Вид программы

10-18 лет

_______________________________________________________________________

Возраст обучающихся

Соколова Наталья Владимировна

_______________________________________________________________________

Ф.И.О. преподавателя












ст. Камышеватская.

2014 г.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Мы и казачество» имеет социально-педагогическую направленность.

Программа была изменена с учётом Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29 августа 2014 г. № 1008, с учётом развития социальной среды.

Изменения в общественной жизни современной России повлекли за собой необходимость пересмотра как самой структуры исторического образования, так и тематики изучаемых проблем. В связи с дальнейшим развитием регионального самоуправления, принятием государственной Думой закона «О местном самоуправлении», дальнейшей регионализацией образовательных процессов, все более и более важное значение приобретает региональный компонент в изучении истории Отечества.

Учитывая эти обстоятельства, разработана данная программа, ориентированная не только на изучение истории края, но и на показ этой истории в связи с процессами, происходящими в целом в России, в сопредельных и дальних странах.

Новизна программы заключается в том, что в ней демонстрируются многоаспектные возможности межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. Данная программа знакомит обучающихся с историей, традициями, культурой, бытом казаков Кубани; охватывает литературный, фольклорный, исторический материал; помогает формировать личность, способную к успешной социализации; создаёт обогащённую духовную среду; способствует самореализации индивидуальности ребенка. Программа состоит из нескольких разделов, тесно связанных между собой.

Актуальность данной образовательной программы заключается в том, что сегодня в условиях обретения политической свободы, демократизации жизни России идет сложный, противоречивый процесс возрождения казачества. Актуальной становится проблема формирования национального этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян воспитании любви к Отечеству, к своей малой родине - Краснодарскому краю, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. пробуждает интерес к изучению истории казачества, традициям казаков.

Цель: прививать интерес к истории, развивать и воспитывать нравственную и духовную личность.

Обучающие задачи:

  • Научить ребенка видеть историко - культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценить их с точки зрения развития истории и культуры;

  • дать целостное знание об особенностях восточнославянского казачества (кубанского, в частности), показать его как органичную часть российского общества, а посредством того - человечества в целом.

  • обучить активным формам деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы;

  • способствовать активной мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний;

  • сформировать устойчивый интерес в изучении истории и культуры края, района, города, поселка;

  • cформировать навык публичных выступлений;

  • сформировать первоначальные навыки общения с экскурсионной группой;

  • сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуры посредством общения с памятниками истории и культуры;

  • сформировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.

Развивающие задачи:

  • развивать уверенность в реализации личностных качеств;

  • содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;

  • способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;

  • развивать коммуникативные навыки;

  • развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия наших предков.

Воспитательные

  • воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам жителей Краснодарского края, города Ейска;

  • воспитывать целеустремленность, самореализацию, самосовершенствование;

  • воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия;

  • воспитывать активную жизненную позицию.

Главной отличительной особенностью данной программы от уже существующих, является то, что изучение материала строится на сочетании проблемного и конкретно-исторического принципов. Программа содержит как теоретическое осмысление общего и особенного в историческом развитии кубанского казачества, так и необходимый фактический материал.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических и физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего и тактичного отношения к личности ребенка.

Программа рассчитана на детей от 10 до 18 лет, желающих повысить уровень знаний по истории казачества.

Продолжительность образовательного процесса - 3 года.

Программа составляет 648 часов:

1-й год обучения- 216 часов,

2-й год обучения -216 часов,

3-й год обучения - 216 часов.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 учебных часа.

Наполняемость группы на всех трех годах обучения - 15 человек.

В обучении используется групповая форма организации занятий.
Для групповых занятий характерна общность осваиваемой темы для всей группы обучающихся.

Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы: лекции, практические работы, творческие задания, самостоятельный поиск, экскурсия. Используемые формы и методы дают возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к изучению истории, культуры нашей родины.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации программы «Мы и казачество» учащиеся

к концу 1 года обучения:

  • получат целостное знание об особенностях восточнославянского казачества (кубанского, в частности), рассмотрят его как органичную часть российского общества, а посредством того - человечества в целом;

  • научатся использовать активные формы деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы;

  • будут стремиться к раскрытию творческого потенциала, к творческой самореализации;

  • будут уметь образно воссоздавать исторические явления, события;

  • будут уметь выявлять в исторических явлениях существенные признаки;

  • сравнивать однотипные исторические явления, находить в них общее и особенное;

  • самостоятельно анализировать различные исторические источники;

  • давать характеристики историческим явлениям, событиям, деятелям, используя информацию, полученную из разных источников;

  • обобщать знания, полученные из различных источников, делать выводы, подтверждать их примерами;

  • будут иметь чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам жителей Краснодарского края, города Ейска;

  • будут стремиться к самореализации, самосовершенствованию.

К концу 2 года обучения:

  • будут уметь соотносить год с веком, определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи;

  • будут работать с исторической картой; читать ее и анализировать, локализовать на карте исторические факты, устанавливать связь между историческими событиями, извлекать дополнительную информацию;

  • будут уметь составлять различные таблицы и работать с ними;

  • будут уметь работать со справочной и дополнительной литературой, словарями, таблицами, энциклопедиями.

  • будут развиты коммуникативные навыки;

  • будет развита способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

  • будет воспитана целеустремленность, самореализацию, самосовершенствование;

  • будет воспитана культуру общения, чувств, творческого взаимодействия.

К концу 3 года обучения:

  • будет сформировано понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуры посредством общения с памятниками истории и культуры;

  • будет сформировано уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

  • будет развита активизация собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;

  • будет сформирована активная жизненная позиция.

Для оценки знания обучающихся используются следующие формы контроля: написание рефератов, тестирование, опрос, викторины, игровые, конкурсные программы, и др.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

по окончанию каждого года обучения проводится аттестация в форме тестирования.

При полной реализации дополнительной образовательной программы «Мы и казачество» проводится итоговое тестирование.

















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения


№ раз-дела

Тема занятия

Теория

Прак-тика

Общее кол-во часов

1

Вводное занятие

-

3

3

2

Проблема происхождения казачества

13

11

24

3

Донцы и запорожцы до образования Российской империи

6

6

12

4

Эволюция казачества в XVIII в

9

-

9

5

Переселение черноморцев и донцов на Кубань (конец XVIII в.)

6

6

12

6

Освоение и земельная колонизация Кубани черноморцами и линейцами в первой половине XIX в.



9



9



18

7

Казаки Кубани в войнах России 1795 - 1864 гг.

6

-

6

8

Кубанское казачество в 1860-1914 гг

18

-

18

9

Культура и просвещение кубанского казачества (вторая половина XIX - начало XX вв.)



9



6



15

10

Кубанские казаки в годы Первой мировой войны

6

3

9

11

Кубанское казачество в годы Гражданской войны

9

6

15

12

Кубанцы в период между Первой и Второй мировыми войнами

9

3

12

13

Великая Отечественная война и кубанские казаки.

6

6

12

14

Кубанцы после Великой Отечественной войны. Возрождение казачества

15

9

24

15

Кубанское казачество в современной жизни Юга России

15

9

24

16

Итоговое занятие

-

3

3

Итого:



136



80



216


2-й год обучения

№ раздела

Наименование тем

Теория

Практика

Кол-во часов

1

Вводное занятие.

3

-

3

2

Мир глазами наших предков (как жили наши предки, какими видели мир вокруг себя).


12


12


24

3

Тепло домашнего очага (история рода)

9

9

18

4

Шурин, брат, сват…(термины родства и свойства).

6

6

12

5

Семейно - бытовые обряды. (обряды, связанные с выбором имени, крещение, заговоры).


9


6


15

6

Конкурс семей: « Русский человек без родни не живёт».

6

6

12

7

Знатоки русской народной культуры

21

9

30

8

Знатоки русского костюма.

12

12

24

9

Заочное путешествие по родным местам.

24

15

39

10

Путешествие в музей (вещественные, письменные источники, связанные с моей семьёй).


6


6


12

11

Сокровища бабушкиного короба (мастера и умельцы)

15

9

24

12

Итоговое занятие

-

3

3

Итого:


123


93


216








3-й год обучения



№ раздела

Наименование тем

Теория

Практика

Кол-во часов

1

Вводное занятие.

3

-

3

2

Сокровища бабушкиного короба (мастера и умельцы)

12

12

24

3

Ключевое дело: «Мамин праздник».

3

6

9

4

Вся семья вместе - так душа на месте (внутренний строй большой семьи, место в нём каждого).


12


6


18

5

Музыкальная гостиная (былины, песни, частушки, прибаутки).

18

12

30

6

Моя семья. Семья в истории страны.

9

3

12

7

Творческая мастерская (выставка рисунков, сочинений, родословных таблиц).


6


9


15

8

Родословное древо (выставка работ). Устный журнал «Я горжусь своей семьёй».


3


9


12

9

Где жить, тем и слыть» (история

своих знаменитых родственников).

12

12

24

10

Семейный сад

12

12

24

11

Колесо истории рода

9

3

12

12

Мы и казачество.

21

9

30

13

Итоговое занятие.

Итоговое тестирование

-

3

3

Итого

120

96

216






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения



I. Вводное занятие. Введение в курс «Мы и казачество».Знакомство с основными разделами программы. Цели и задачи. Техника безопасности. Правила поведения во время занятий.

II. Проблема происхождения казачества .

Варианты определения казачества: 1) сословие, 2) этнос, 3) субэтнос, 4) историко-этнографическая группа и др.

Историографические направления в разрешении проблемы происхождения и ранней истории казачества.

Летописные, археологические, этнографические данные о происхождении восточно-славянского казачества. Современные версии о происхождении кубанского казачества и соотношении его с русским и украинским народами.

Древнейшие контакты восточных славян с населением Кубани. Последствия походов киевского князя Святослава. Тмутараканское княжество, его полиэтничное население. Город «Русия» в низовьях Кубани, Тмутараканские «русы» («бродники») - ранние предшественники казачества. Русичи на Кубани в период Золотой Орды. «Касоги» - «касаки» - «казаки», «пятигорские черкесы» в истории Юга России. Этнические связи и взаимовоздействия.

Особенности позднесредневековой восточноевропейской - российской, польской,

III. Донцы и запорожцы до образования Российской империи.

Образование централизованного Московского царства и Речи Посполитой. Дальнейшее закабаление крестьян и городских низов. Бегство этих категорий населения в южнорусские степи.

Формирование донского казачества. Переход к оседлому образу жизни при сохранении прежних форм хозяйствования: рыбные промыслы, охота, скотоводство. Городки. Община у донских казаков в XVI - XVII вв., сходства и различия с великорусской крестьянской общиной. Формирование на базе донской общины донского казачества как приграничного субэтноса. Этнографические особенности донцев. Православие и старообрядчество на Дону. Живучесть пережитков язычества. Эпос. Имущественное и социальное расслоение. Возникновение донской государственности.

Главные направления колонизационных потоков донцов в XVI - XVII вв.: Терек, Волга, Урал, Кубань. Староверы и разинские казаки как первые вольные казачьи поселенцы на берегах Кубани («кубанские казаки», как их и они сами себя называли).

IV. Эволюция казачества в XVIII в.

Превращение донского казачества из вассала Москвы в слугу Петербурга.

Ликвидация Петром Великим самостоятельности Донского Войска. Сопротивление донцов под предводительством Кондратия Булавина. Уход части булавинцев (некрасовцев) на Кубань. История некрасовцев. Уход их большей части в Османскую Порту.

Переход российских казаков к хлебопашеству. Складывание казачьего дворянства.

Планы правительства о переселении части донцов на Кубань. Волнения в донских станицах в связи с нежеланием казаков переселяться. Есауловский бунт.

V. Переселение черноморцев и донцов на Кубань (конец XVIII в.)

Передвижение Черноморского войска с Буга на Кубань. Старшины черноморцев - З.Чепега и А.Головатый. Составление ими основного акта по управлению войском - «Порядка общей пользы». Содержание этого документа. Дальнейшие административные преобразования. Расселение черноморцев по Нижней Кубани. Основание Екатеринодара (1793 г.) и первых 40 куреней.

Заселение Старой Линии (Средняя Кубань) донцами. Возникновение на Кубани линейного казачества и его первой военно-административной единицы - Кубанского полка. Особенности быта линейцев: большесемейные коллективы, старообрядчество.

VI. Освоение и земельная колонизация Кубани черноморцами и линейцами в первой половине XIX в.

Перемещения населения Черномории. Новые переселенцы из Малороссии и Центральных губерний (1809-1811 гг., 1821-1825 гг., 1848-1849 гг.).

Хозяйство черноморцев и линейцев. Порядок землепользования. Социальное и имущественное неравенство. Первые волнения. «Положения» о Черноморском (1842 г.) и Кавказском линейном (1845 г.) казачьих войсках. Православие, старообрядчество. Просветительство: «Писарские ученики» и возникновение школьного образования. Учреждение войсковой гимназии. Библиотеки. Деятельность первого кубанского просветителя Кирилла Российского. Литература и музыкальная жизнь.

VII. Казаки Кубани в войнах России 1795 - 1864 гг.

Участие черноморцев в Польском (1794-1795 гг.) и Персидском (1796-1797 гг.) походах. Черноморцы и линейцы в российско-турецких и российско-иранских вооруженных столкновениях первой половины XIX в. Участие кубанцев в Отечественной войне 1812 г. и заграничном походе (1813-1814 гг.), в ликвидации польского мятежа 1831 г. и венгерской революции 1848 г.

Казаки Кубани в Крымской войне 1853-1856 гг. Подвиги кубанских пластунов при обороне Севастополя.

Кавказская война и кубанцы. Причины и характер войны: позиции историков. Основные сражения и походы. Участие в них линейцев и черноморцев. Итоги войны. Новый этап заселения казаками предгорий Западного Кавказа. Мирные взаимоотношения казаков Кубани с соседними народами. Куначество.

VIII. Кубанское казачество в 1860-1914 гг.

Организация Кубанского казачьего войска (ККВ) и Кубанской области. Первый атаман ККВ Н.Евдокимов. Этносоциальная консолидация разных групп казачества на основе южнорусской, украинской культурной традиции и культуры горских народов. Широкая неказачья колонизация края в связи с отменой крепостного права. Взаимоотношения кубанских казаков с "иногородними". Трудности этих отношений, неравноправное положение "иногородних".

Экономическое развитие казачьих хозяйств. Традиционные занятия казаков: военное дело, земледелие, скотоводство, рыболовство, народные ремесла и промыслы.

IX. Культура и просвещение кубанского казачества (вторая половина XIX - начало XX вв.).

Материальная культура кубанских казаков: поселения и традиционное жилище, питание, одежда, семейный и общественный быт. Оружие и традиционное снаряжение.

Духовно - нравственная культура кубанского казачества: православие, старообрядчество, сектантство, мусульманство. Роль православной церкви в становлении духовного облика казачества. Традиционные основы нравственности кубанского казачества. Социально - значимые ценности казачьей культуры. Традиции, праздники, обряды, фольклор кубанского казачества. Казачьи регалии.

X. Кубанские казаки в годы Первой мировой войны .

Причины и характер войны. Возрастание роли казачьих частей в условиях данной войны. Кубанские части на Кавказском, Западном и Юго-Западном фронтах. Формирование и действия кубанских партизанских отрядов. Эпизоды военной героики.

Разложение фронта. Кубанские части как фактор борьбы с массовым дезертирством в русской армии.

Влияние войны на социально-экономические процессы. Трудности военных лет.

XI. Кубанское казачество в годы Гражданской войны.

Партийная борьба в среде кубанских казаков в 1917-1918-гг. ("самостийники" и "линейцы"). Образование и эволюция Кубанской Рады. Попытка создания Кубанской армии. Войсковой атаман А.Филимонов. Деятельность Л.Быча, Н.Рябовола, Д.Скобцова. "Красные" кубанцы. Их немногочисленность и организационная разобщенность. Вступление советских войск на Кубань. Выступление Добровольческой армии и союз с ней Рады. Свертывание кубанской казачьей государственности в течение 1919 г. Подъем партизанской борьбы "красных" кубанцев.

Кубанские казаки на фронтах гражданской войны.

XII. Кубанцы в период между Первой и Второй мировыми войнами.

Реэмиграции и репатриации. Политика "раскачивания". "Сплошная коллективизация" на Кубани. Акции протеста и сопротивления: их подавление. Массовые выселения казаков и репрессии. Голод 1932-1933 гг. и его последствия для населения Кубани. «Черные доски».

Кубанцы в предвоенные годы. Специфика "советского быта". Положительные изменения: механизация сельского хозяйства, развитие промышленности, образования, культуры.

Положение казачьей диаспоры в зарубежной Европе; ее видные деятели.

Основные концепции будущего Кубанского казачества в связи с ожидаемым крахом, военным поражением СССР.

XIII. Великая Отечественная война и кубанские казаки.

Отношение кубанских казаков - (в СССР и эмиграции) - к войне. Создание советских кубанских казачьих частей. Командиры советских кубанских частей П.Белов, Л.Доватор, И.Плиев. Их основные операции на полях сражений Отечественной войны.

Антисоветские настроения и проявления среди кубанцев. Кубанские Шачьи формирования в составе вермахта. Их командиры - фон Панвиц, А.Шкуро, Т.Доманов. Действия "немецких" кубанцев в Италии, Югославии, Польше. Трагедия Лиенца.

XIV. Кубанцы после Великой Отечественной войны. Возрождение казачества.

Трудовые будни казачества, оставшегося на Кубани. Восстановление разрушенного войной. Возрождение интереса к казачьей старине. Моральная реабилитация казачества в связи с разгромом в ходе войны зарубежных белоказачьих объединений. Кубанская этнография и фольклористика. Музеи.

XV. Кубанское казачество в современной жизни Юга России .

Современная казачья культура: печать, литература, фольклористика,
научно-прикладные исследования. В.И.Лихоносов, И.Ф.Варрава,
В.П.Бардадым, В.Г.Захарченко. Научно-исследовательский центр
традиционной культуры при «Кубанском казачьем хоре». Фонд культуры
кубанского казачества «Линеец» (г.Армавир) и его международные
Кубанско-Терские научно-практические конференции. Научные конференции, проводимые Кубанским казачьим войском. Фестивали казачьей культуры в г. Анапе и поселке Тульском (Адыгея).

XVI. Итоговое занятие.

Подведение итогов за учебный год. Что было сделано, и чему научились. Тестирование.

2-й год обучения

I. Вводное занятие. Введение в курс «Мы и казачество».Знакомство с основными разделами программы. Цели и задачи. Техника безопасности. Правила поведения во время занятий.

II. Мир глазами наших предков. Мир крестьянского дома. Деревня, село. Дом и мир. Жизнь человека в доме и мире. Общественный сход. Роль общественного мнения. Уклад семейной жизни. Генеалогия.

III. Тепло домашнего очага. Крестьянская семья. Семьи отцовские, братские.

IV. Шурин, брат, сват. Родственники и свойственники. Деверь, шурин, сват.

V. Семейно-бытовые обряды. Семейные традиции, обычаи, обряды, предания. Общинные и семейные праздники, фольклор. Будни и праздники: народные игры, забавы, состязания.

VI. Русский человек без родни не живёт. Поселения и их типы. Крестьянская усадьба и дом.Быт своих родных: домашняя утварь, обстановка, одежда, структура питания.

VII. Знатоки русской народной культуры. Духовная культура. Вероисповедание. Народный календарь. Народные приметы (весна, осень, зима, лето). Лунный календарь.

VIII. Знатоки русского костюма. Ткачество. История создания первого русского костюма (материал, цвет, вышивка, применение, праздничный или повседневный). Легенды и предания.

IX. Заочное путешествие по родным местам, путешествие в музей. История п. Широчанка, г. Ейска, история окружающих поселений. История музея. Работа в музее с экспозициями: Летопись школы; История наших предков; Жить, чтобы помнить; История семьи и т.д. Семейный альбом.

X. Путешествие в музей (вещественные, письменные источники, связанные с моей семьей). Изучение вещественных, письменных источников, связанных с семьей каждого обучающегося.

XI. Сокровища бабушкиного короба. Народное творчество наших близких.

XII. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Тестирование.

3 год обучения

I. Вводное занятие. Введение в курс «Мы и казачество».Знакомство с основными разделами программы. Цели и задачи. Техника безопасности. Правила поведения во время занятий.

II. Сокровища бабушкиного короба.

Народное творчество наших близких.

III. Ключевое дело: «Мамин праздник».

Знакомство с творчеством наших мам. Песни, прибаутки, легенды.

Основные профессии в семье.

IV. Вся семья вместе - так душа на месте

История членов семьи. Разговор по душам.

V. Музыкальная гостиная

Устное народное творчество моих предков. Семейный альбом. Былины, песни, частушки.

VI. Моя семья. Семья в истории страны

Судьба предков. Изменение этнического состава в семье. Версии происхождения своей фамилии. Встреча с известными родственниками своей семьи. Место семьи в истории села, региона, страны.

VII. Творческая мастерская

Выставка рисунков, сочинений, родословных таблиц. Методика составления таблиц.

VIII. Родословное древо

Генеалогическое древо своей семьи, методика составления родословного древа.

Интересные случаи в нашей семье. Передовики производства, творческие личности: знакомство с биографией, жизненный путь членов семьи.

IX. Где жить, тем и слыть

Взаимодействие культур. Интересные люди (трудовой и военный героизм родственников).

X. Семейный сад

Работа в архивах района, села, о своих предках 5 -7 колена

XI. Колесо истории рода

Предметы народного быта семьи, поделки.

Мини-рассказы, интересные истории из жизни наших родственников

XII. Мы и казачество.

Преемственность поколений. Жизненный цикл казачьей семьи.

XIII. Итоговое занятие. Итоговое тестирование.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


1-й год обучения

№ п/п

Раздел или тема программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал,

техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля,

Форма предъявления результата

1

Вводное занятие

групповая

комбинированное

беседа

Литература по проблеме

Выявление первона-чальных представлений

2

Проблема происхождения казачества

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

3

Донцы и запорожцы до образования Российской империи

групповая

комбинированное экскурсия

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

4

Эволюция казачества в XVIII в

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

5

Переселение черноморцев и донцов на Кубань (конец XVIII в.)

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

6

Освоение и земельная колонизация Кубани черноморцами и линейцами в первой половине XIX в.

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

7

Казаки Кубани в войнах России 1795 - 1864 гг.

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов создание проекта

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

8

Кубанское казачество в 1860-1914 гг

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов разработка идеи

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

9

Культура и просвещение кубанского казачества (вторая половина XIX - начало XX вв.)

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Разработка проекта

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

10

Кубанские казаки в годы Первой мировой войны

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

11

Кубанское казачество в годы Гражданской войны

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

12

Кубанцы в период между Первой и Второй мировыми войнами

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

13

Великая Отечественная война и кубанские казаки.

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

14

Кубанцы после Великой Отечественной войны. Возрождение казачества

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

15

Кубанское казачество в современной жизни Юга России

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

16

Итоговое занятие

групповая

Беседа

тесты

Тестирова-ние







2-й год обучения



№ п/п

Раздел или тема программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал,

техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля,

Форма предъявления результата

1

2

3

4

5

6

1

Вводное занятие.

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

2

Мир глазами наших предков (как жили наши предки, какими видели мир вокруг себя).

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

3

Тепло домашнего очага (история рода)

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

4

Шурин, брат, сват…(термины родства и свойства).

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

5

Семейно - бытовые обряды. (обряды, связанные с выбором имени, крещение, заговоры).

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

6

Конкурс семей: « Русский человек без родни не живёт».

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характе

ра

Опрос

7

Знатоки русской народной культуры

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

8

Знатоки русского костюма.

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характе

ра

Опрос

9

Заочное путешествие по родным местам.

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характе

ра

Фотоотчет

10

Путешествие в музей (вещественные, письменные источники, связанные с моей семьёй).

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характе

ра

Опрос

11

Сокровища бабушкиного короба (мастера и умельцы)

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характе

ра

Опрос

12

Итоговое занятие

групповая

Беседа

тесты

Тестиро-вание




3-й год обучения



№ п/п

Раздел или тема программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал,

техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля,

Форма предъявления результата

1

2

3

4

5

6

1

Вводное занятие.

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

2

Сокровища бабушкиного короба (мастера и умельцы)

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

3

Ключевое дело: «Мамин праздник».

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

4

Вся семья вместе - так душа на месте (внутренний строй большой семьи, место в нём каждого).

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

5

Музыкальная гостиная (былины, песни, частушки, прибаутки).

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

6

Моя семья. Семья в истории страны.

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

7

Творческая мастерская (выставка рисунков, сочинений, родословных таблиц).

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

8

Родословное древо (выставка работ). Устный журнал «Я горжусь своей семьёй».

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

9

Где жить, тем и слыть» (история

своих знаменитых родственников).

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

10

Семейный сад

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Зачет

11

Колесо истории рода

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

12

Мы и казачество.

групповая

комбинированное

Беседа, демонстрация слайдов

Литература по проблеме

Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО

Задачи поискового характера

Опрос

13

Итоговое занятие.

групповая

Беседа

тесты

Итоговое тестирование

Материально-техническое обеспечение образовательной программы:


  • Наличие помещения, рабочих мест для учащихся и мультимедийного оборудования, соответствующих правилам безопасной эксплуатации.

  • Электрооборудование: диапроектор, экран, телевизор, компьютер, сканер, принтер, модем.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





1. Бодяев Ю. М. Символы Краснодарского края. Краснода, 2006.

2. Бардадым В. Радетели земли кубанской. Краснодар, 1998.

3. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. М.,2001.

4. Краеведение. Под ред.Даринского А.В.М.,1987.

5. Ратушняк Т. В. Краеведческая деятельностькубанских казаков в первой трети XXв // Российское казачество: проблемы истории и современность.Материалы Всероссийской научно-практической конференции.Краснодар, 2006.

6. Ратушняк В. Н. Кубанские исторические хроники. Краснодар 2005.

7.Простов М.П. Кружковая работа по истории и обществоведению. М., Просвещение, 1984.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Алексеев В. В., Степанов В. А. Страницы российской истории. - М., 1998.

2. Библиотека русского фольклора. М;1992.

3. История Отечества: Справочник школьника. - М., 1996.

4. Никанов В.А. Словарь русских фамилий; 1993.

5. Полная энциклопедия быта русского народа. Том 1,2/ Под ред. И. Панкеева. М: Изл-во «Олма-Пресс», 1998.

6. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания / Собрано М. Забылиным. -

СПб., 1994.

7. Харчев М. Нравственность и семья. М;1981.

8.Энциклопедия для детей. История России. Т.5.Часть1.-М.,1995.










© 2010-2022