• Преподавателю
  • Другое
  • Из опыта работы учителя Урочная и внеурочная деятельность в 5 и 6 «а» классах в условиях перехода на ФГОС ООО

Из опыта работы учителя Урочная и внеурочная деятельность в 5 и 6 «а» классах в условиях перехода на ФГОС ООО

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урочная и внеурочная деятельность в 5 «а» в условиях перехода на ФГОС ООО

Учитель географии и экономики,

классный руководитель Максакова Ивановна


С 2013/2014 учебного года наш лицей вступил в эксперимент по введению ФГОС с 5 класса. С этого же года я классный руководитель в 5»а» классе. Классное руководство для меня стало ступенькой нового общения, реализацией педагогического сотрудничества, стремлением быть нужной каждому своему воспитаннику, радостью маленьким достижениям и победам в воспитании человека будущего. В этом же классе мне представилась возможность начать преподавание начального курса «География. Планета Земля». 5-6 класс, издательство «Просвещение», автор А.А. Лобжанидзе , «Экономика семьи» 5 класс, издательство Вита-Пресс, автор И.А. Сасова, Н.В. Новожилова.

Известно, что курс географии в 5-6 классах является первым географическим курсом, оказывающим влияние на формирование географической культуры человека. Внедрение новых образовательных стандартов обязали меня серьезно пересмотреть подходы к обучению и поменять тактику в преподавании начального курса географии, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, ориентация на развитие личности обучающегося и на достижение им ожидаемых образовательных результатов. Этот подход напрямую связан с формированием универсальных учебных действий - общеучебных умений и навыков, овладение которыми дает возможность самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения, компетентности, совершенствовать организацию собственной учебной деятельности. С помощью развития УУД постепенно стали расширяться возможности ориентации в различных предметных областях, самостоятельное пополнение знаний и их иинтеграция, проявление творческих способностей, практическое решение личностных и социально-значимых проблем.

Как классный руководитель я поставила конкретные цели на 2013/2014 учебный год:

  1. Сплочение коллектива через развитие индивидуальных особенностей учащихся.

  2. Обеспечение успешной адаптации учащихся на втором этапе образования

  3. Воспитание ответственности, культуры поведения и общения.

  4. Развитие физических, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных качеств у ребенка на уроке и во внеурочное время.

  5. Обеспечение наличия в классе нестандартных поручений в соответствии с интересами учащихся и их возможностями.

  6. Нацеливание детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд

Как учитель определила задачи изучения географии:

  1. Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира.

  2. Познания на конкретных примерах многообразия современного географического пространства.

  3. Выработать у учащихся потребность в географических знаниях как возможной области будущей практической деятельности.

  4. Научить ребят мыслить глобально, действовать локально в урочное и во внеурочное время, применяя проектную и исследовательскую деятельность.

Для достижений поставленной цели и решения задач в этом году, мне помогло интегрирование урочной и внеурочной деятельности, т.к. география в 5 классе по новым стандартам, имеет большие возможности для проведения разнообразной внеурочной деятельности, основой которой является практико-ориентированная направленность деятельности учащихся. Это и дополнительное овладение картографической грамотностью, умениями применять простые приборы для определения характеристик компонентов природы, изучать карты путешествий и географических открытий, умение видеть проблемы, классифицировать их, наблюдать, делать выводы и умозаключения. Поэтому я считаю, что внеурочная деятельность, направленная в первую очередь - на достижение личностных и метапредметных результатов, и определяет значение внеурочной деятельность, в ходе которой ученик не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать и принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения курса географии, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов ученика, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Работая в классе, я пришла к выводу, что во время внеурочной деятельности учащиеся глубже постигают то, что на уроке организовать гораздо сложнее из-за дефицита времени, насыщенности предметного материала. Во время внеурочных занятий, я имею возможность проверить уровень усвоения детьми более сложного учебного материала, а также их интересы и их потребности, увлечь ребят познанием географических закономерностей, проектной деятельностью, разнообразить игровую технологию.

Для успешной интеграции воспитательной, урочной и внеурочной деятельности, в начале года были созданы органы ученического самоуправления класса «Времена». Класс был разделен на 4 команды по датам рождения детей: команды «Осенники», «Зимники», «Весенники», «Летники», в каждой команде созданы рабочие органы самоуправления: учебный сектор, культмассовый сектор, спортивный сектор, трудовой, иформационный, советы МИГ - малые инициативные группы, в совет класса входят 4 командира и МИГ. Каждую неделю по субботам собираются члены команд для проведения общего коллективного долгосрочного дела - проект «Чудо-глобус», каждая команда в количестве 7-8 учеников собирает рельефный глобус по деталям под девизом «Учись! Играй! Путешествуй»! Это глобус был разработан на базе трехмерных географических карт, которые с точностью воспроизводят земной рельеф. Диаметр глобуса более 50 см. На занятиях ребята самостоятельно собирают уникальный глобус, знакомятся с подробными политическими картами, прикрепляют коллекционные фигурки животных и достопримечательности мира, знакомятся с красочными познавательными журналами, где много нового и интересного о Земле, ее строении, рельефе, материках, растительном и животном мире, о населении мира.

В каждой команде уже по 40 красочных журналов, в каждом журнале есть рубрики: Россия, многогранная Европа, Северная Америка, Африка, Южная Америка, Азия, Австралия и Океания, Знаменитые достопримечательности, Земля: структура и функционирование, Арктика Антарктика и океаны, а также есть рубрика - время развлечений: викторины и игры. Каждая из этих рубрик рассказывает о разных городах и странах, природе, истории, традициях народов, открывает чудеса архитектуры разных стран. Содержание красочных журналов помогает ребятам делать презентации, заниматься проектной деятельностью, тренировать свою память и находчивость.

Из опыта работы учителя Урочная и внеурочная деятельность в 5 и 6 «а» классах в условиях перехода на ФГОС ООО

По субботам во внеурочное время ребята занимаются не только моделированием глобуса, но и практико-ориентированной деятельностью в кружке «Увлекательная география»: работа с тренажерами, с практикумами, с контурными картами, проводим викторины, географические игры, тематические КВН, заочные путешествия в прошлое, конкурсы, экскурсии соответственно программе внеурочной работы по географии (приложение 2)

Учащиеся класса занимаются во внеурочное время в кружках «Паркет как набор геометрических фигур», «Праздники англоязычных стран», «Компьютерная графика», «Основы сценического искусства» «Учимся говорить правильно. Культура речи», «Лицеист-исследователь», «Риторика», «Спортивные игры», «Дом, в котором мы живем: человек и окружающая среда», «Издательская деятельность", «Танцевальная гимнастика».

В воспитательной работе с 5 «а» классом я выбрала четыре главных направлений:

  1. «Социально-экономическая и правовая культура»

Цель: Формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Задачи: Дать основные представления о наиболее значимых страницах истории страны, о культурном достоянии Санкт-Петербурга, семейных традициях, экономике своей семьи.

В рамках деятельностно-коммуникативной деятельности: реализовать свои права и обязанности в учебной и внеучебной деятельности, демонстрировать ответственное поведение в лицее, дома, в общественных местах, участвовать в работе классного самоуправления.

Формы работы:

  1. Классное собрание,

  2. интеллектуальная игра «Имею право»,

  3. Классный час «В мире профессий»,

  4. творческий проект «Конституция класса»,

  5. «Экономика должна быть экономной».

2. «Духовно-нравственное» направление.

Цель: Осознание подростками нравственных норм и правил, формирование духовно-нравственного отношения к окружающим людям.

Задачи: Развивать волевые качества личности, способность к критическому осмыслению своих слабых и сильных сторон, знакомить с примерами нравственно-духовной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях. Формировать позитивное отношение к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умение слушать и слышать смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

В рамках деятельностно-коммуникативной деятельности: осуществлять нравственный самоконтроль, соблюдать моральные нормы поведения.

Формы работы:

  1. Классный час «Правила поведения в общественных местах».

  2. Тренинг по толерантности «Проявляешь ли ты толерантность».

  3. Тренинг нравственного самосовершенствования «Осознай самого себя».

  4. Акция милосердия - сбор игрушек, книг, канцтоваров для детей инвалидов.

  5. Игровые проекты «Этикет и мы, «Широкая масленица».

  6. Дискуссия «О дружбе и друзьях».

  7. Практико-ориентированный проект «Чудо-глобус» для оформления кабинета географии.

3. Направление «Культура здоровья и охрана жизнедеятельности»

Цель: Создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление своего здоровья.

Задачи: Формировать представление о способах сохранения и укрепления психофизического здоровья, его охраны с учетом подросткового возраста, знакомство с историей развития олимпийского движения, воспитывать устойчивое неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье человека.

В рамках деятельностно-коммуникативной деятельности: уметь соблюдать нормы и правила поведения в экстремальных ситуациях и прогнозировать последствия их нарушения, уметь противостоять любым видам зависимостей и тем людям, которые пытаются к ним приобщить.

Формы работы:

  1. Классный час-беседа «Здоровый образ жизни», «Последствия вредных привычек.

  2. Викторина «Олимпийские игры».

  3. Участие в школьных, районных спортивных соревнованиях, эстафетах.

  4. Диалог с учащимися класса о пользе занятий в спортивных клубах, секциях района.

  5. Оформление уголка в классе «Лучшие спортсмены класса».

4. Учебная и внеурочная деятельность

Цель: Формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Задачи: формировать внутреннюю позицию обучающихся, адекватную мотивацию учебной деятельности; создавать условия для овладения обучающимися всеми типами универсальных учебных действий; развивать организаторские способности и сотрудничество в классном коллективе; создавать условия для развития у обучающихся навыков в поисках, отображении и передаче информации в устной и письменной речи,

Формы работы:

  1. Циклы психологических тренингов «Познай себя»: «Что такое самопознание?» «Нужно ли человеку учиться познавать себя», «Мои качества: мышление, внимание, память».

  2. Ролевые игры «Моя робинзонада» (создание проекта «Кораблекрушение и выживания на необитаемом острове»)

  3. Тематические классные часы («Алло, мы ищем эрудитов), «Кто хочет стать отличником»

  4. Проектная деятельность - долгосрочный: «Они сражались за Родину»( на основе поиска материала о родственниках , воевавших в годы ВОВ), «История моей семьи в фотографиях семейного архива», сборка «Чудо-глобус».

  5. Праздники «День именинника» , день рождения «Чудо-глобуса», «День защитника отечества», «День матери», «Девичий переполох».

  6. Экскурсии: «Сестрорецкий рубеж», «Дорога жизни», музей воды, заочная экскурсия «Библиотека блокадной книги», поездка в пригородный лагерь «Солнечный» с экскурсией по памятным местам района.

  7. Занятия во внеурочное время в кружках по расписанию.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в классе организована по основным направлениям развития личности:

  1. спортивно-оздоровительное,

  2. духовно-нравственное,

  3. интеллектуальное,

  4. общекультурное,

  5. социально-досуговое

Учащиеся класса занимаются во внеурочное время в кружках «Паркет как набор геометрических фигур», «Праздники англоязычных стран», «Компьютерная графика», «Основы сценического искусства» «Учимся говорить правильно. Культура речи», «Лицеист-исследователь», «Риторика», «Спортивные игры», «Дом, в котором мы живем: человек и окружающая среда», «Увлекательный мир географии» «Издательская деятельность", «Танцевальная гимнастика».

Команда 5 «а» класса «Времена» за участие в городском марафоне «Знания - это деятельность» на станции «Театральная» - домашнее задание (презентация команд) заняла первое место (приложение №1), участвуя в работе всех последующих станций набрало максимальное количество баллов.

В классе работает сплоченная команда учителей-предметников, они же и руководители внеурочных занятий. Проведение конкурсов, соревнований, викторин, познавательных игр, поисковых исследований прекрасно адаптирую ребят в среде сверстников, а благодаря индивидуальной работе руководителей, глубже изучается материал, руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, интеллектуальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Большую помощь мне в организации внеклассной воспитательной работы оказывают родители учащихся класса.












6


© 2010-2022