- Преподавателю
- Другое
- Из опыта работы учителя Урочная и внеурочная деятельность в 5 и 6 «а» классах в условиях перехода на ФГОС ООО
Из опыта работы учителя Урочная и внеурочная деятельность в 5 и 6 «а» классах в условиях перехода на ФГОС ООО
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Максакова В.И. |
Дата | 28.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урочная и внеурочная деятельность в 5 «а» в условиях перехода на ФГОС ООО
Учитель географии и экономики,
классный руководитель Максакова Ивановна
С 2013/2014 учебного года наш лицей вступил в эксперимент по введению ФГОС с 5 класса. С этого же года я классный руководитель в 5»а» классе. Классное руководство для меня стало ступенькой нового общения, реализацией педагогического сотрудничества, стремлением быть нужной каждому своему воспитаннику, радостью маленьким достижениям и победам в воспитании человека будущего. В этом же классе мне представилась возможность начать преподавание начального курса «География. Планета Земля». 5-6 класс, издательство «Просвещение», автор А.А. Лобжанидзе , «Экономика семьи» 5 класс, издательство Вита-Пресс, автор И.А. Сасова, Н.В. Новожилова.
Известно, что курс географии в 5-6 классах является первым географическим курсом, оказывающим влияние на формирование географической культуры человека. Внедрение новых образовательных стандартов обязали меня серьезно пересмотреть подходы к обучению и поменять тактику в преподавании начального курса географии, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, ориентация на развитие личности обучающегося и на достижение им ожидаемых образовательных результатов. Этот подход напрямую связан с формированием универсальных учебных действий - общеучебных умений и навыков, овладение которыми дает возможность самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения, компетентности, совершенствовать организацию собственной учебной деятельности. С помощью развития УУД постепенно стали расширяться возможности ориентации в различных предметных областях, самостоятельное пополнение знаний и их иинтеграция, проявление творческих способностей, практическое решение личностных и социально-значимых проблем.
Как классный руководитель я поставила конкретные цели на 2013/2014 учебный год:
-
Сплочение коллектива через развитие индивидуальных особенностей учащихся.
-
Обеспечение успешной адаптации учащихся на втором этапе образования
-
Воспитание ответственности, культуры поведения и общения.
-
Развитие физических, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных качеств у ребенка на уроке и во внеурочное время.
-
Обеспечение наличия в классе нестандартных поручений в соответствии с интересами учащихся и их возможностями.
-
Нацеливание детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд
Как учитель определила задачи изучения географии:
-
Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира.
-
Познания на конкретных примерах многообразия современного географического пространства.
-
Выработать у учащихся потребность в географических знаниях как возможной области будущей практической деятельности.
-
Научить ребят мыслить глобально, действовать локально в урочное и во внеурочное время, применяя проектную и исследовательскую деятельность.
Для достижений поставленной цели и решения задач в этом году, мне помогло интегрирование урочной и внеурочной деятельности, т.к. география в 5 классе по новым стандартам, имеет большие возможности для проведения разнообразной внеурочной деятельности, основой которой является практико-ориентированная направленность деятельности учащихся. Это и дополнительное овладение картографической грамотностью, умениями применять простые приборы для определения характеристик компонентов природы, изучать карты путешествий и географических открытий, умение видеть проблемы, классифицировать их, наблюдать, делать выводы и умозаключения. Поэтому я считаю, что внеурочная деятельность, направленная в первую очередь - на достижение личностных и метапредметных результатов, и определяет значение внеурочной деятельность, в ходе которой ученик не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать и принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения курса географии, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов ученика, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Работая в классе, я пришла к выводу, что во время внеурочной деятельности учащиеся глубже постигают то, что на уроке организовать гораздо сложнее из-за дефицита времени, насыщенности предметного материала. Во время внеурочных занятий, я имею возможность проверить уровень усвоения детьми более сложного учебного материала, а также их интересы и их потребности, увлечь ребят познанием географических закономерностей, проектной деятельностью, разнообразить игровую технологию.
Для успешной интеграции воспитательной, урочной и внеурочной деятельности, в начале года были созданы органы ученического самоуправления класса «Времена». Класс был разделен на 4 команды по датам рождения детей: команды «Осенники», «Зимники», «Весенники», «Летники», в каждой команде созданы рабочие органы самоуправления: учебный сектор, культмассовый сектор, спортивный сектор, трудовой, иформационный, советы МИГ - малые инициативные группы, в совет класса входят 4 командира и МИГ. Каждую неделю по субботам собираются члены команд для проведения общего коллективного долгосрочного дела - проект «Чудо-глобус», каждая команда в количестве 7-8 учеников собирает рельефный глобус по деталям под девизом «Учись! Играй! Путешествуй»! Это глобус был разработан на базе трехмерных географических карт, которые с точностью воспроизводят земной рельеф. Диаметр глобуса более 50 см. На занятиях ребята самостоятельно собирают уникальный глобус, знакомятся с подробными политическими картами, прикрепляют коллекционные фигурки животных и достопримечательности мира, знакомятся с красочными познавательными журналами, где много нового и интересного о Земле, ее строении, рельефе, материках, растительном и животном мире, о населении мира.
В каждой команде уже по 40 красочных журналов, в каждом журнале есть рубрики: Россия, многогранная Европа, Северная Америка, Африка, Южная Америка, Азия, Австралия и Океания, Знаменитые достопримечательности, Земля: структура и функционирование, Арктика Антарктика и океаны, а также есть рубрика - время развлечений: викторины и игры. Каждая из этих рубрик рассказывает о разных городах и странах, природе, истории, традициях народов, открывает чудеса архитектуры разных стран. Содержание красочных журналов помогает ребятам делать презентации, заниматься проектной деятельностью, тренировать свою память и находчивость.
По субботам во внеурочное время ребята занимаются не только моделированием глобуса, но и практико-ориентированной деятельностью в кружке «Увлекательная география»: работа с тренажерами, с практикумами, с контурными картами, проводим викторины, географические игры, тематические КВН, заочные путешествия в прошлое, конкурсы, экскурсии соответственно программе внеурочной работы по географии (приложение 2)
Учащиеся класса занимаются во внеурочное время в кружках «Паркет как набор геометрических фигур», «Праздники англоязычных стран», «Компьютерная графика», «Основы сценического искусства» «Учимся говорить правильно. Культура речи», «Лицеист-исследователь», «Риторика», «Спортивные игры», «Дом, в котором мы живем: человек и окружающая среда», «Издательская деятельность", «Танцевальная гимнастика».
В воспитательной работе с 5 «а» классом я выбрала четыре главных направлений:
-
«Социально-экономическая и правовая культура»
Цель: Формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Задачи: Дать основные представления о наиболее значимых страницах истории страны, о культурном достоянии Санкт-Петербурга, семейных традициях, экономике своей семьи.
В рамках деятельностно-коммуникативной деятельности: реализовать свои права и обязанности в учебной и внеучебной деятельности, демонстрировать ответственное поведение в лицее, дома, в общественных местах, участвовать в работе классного самоуправления.
Формы работы:
-
Классное собрание,
-
интеллектуальная игра «Имею право»,
-
Классный час «В мире профессий»,
-
творческий проект «Конституция класса»,
-
«Экономика должна быть экономной».
2. «Духовно-нравственное» направление.
Цель: Осознание подростками нравственных норм и правил, формирование духовно-нравственного отношения к окружающим людям.
Задачи: Развивать волевые качества личности, способность к критическому осмыслению своих слабых и сильных сторон, знакомить с примерами нравственно-духовной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях. Формировать позитивное отношение к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умение слушать и слышать смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
В рамках деятельностно-коммуникативной деятельности: осуществлять нравственный самоконтроль, соблюдать моральные нормы поведения.
Формы работы:
-
Классный час «Правила поведения в общественных местах».
-
Тренинг по толерантности «Проявляешь ли ты толерантность».
-
Тренинг нравственного самосовершенствования «Осознай самого себя».
-
Акция милосердия - сбор игрушек, книг, канцтоваров для детей инвалидов.
-
Игровые проекты «Этикет и мы, «Широкая масленица».
-
Дискуссия «О дружбе и друзьях».
-
Практико-ориентированный проект «Чудо-глобус» для оформления кабинета географии.
3. Направление «Культура здоровья и охрана жизнедеятельности»
Цель: Создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление своего здоровья.
Задачи: Формировать представление о способах сохранения и укрепления психофизического здоровья, его охраны с учетом подросткового возраста, знакомство с историей развития олимпийского движения, воспитывать устойчивое неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье человека.
В рамках деятельностно-коммуникативной деятельности: уметь соблюдать нормы и правила поведения в экстремальных ситуациях и прогнозировать последствия их нарушения, уметь противостоять любым видам зависимостей и тем людям, которые пытаются к ним приобщить.
Формы работы:
-
Классный час-беседа «Здоровый образ жизни», «Последствия вредных привычек.
-
Викторина «Олимпийские игры».
-
Участие в школьных, районных спортивных соревнованиях, эстафетах.
-
Диалог с учащимися класса о пользе занятий в спортивных клубах, секциях района.
-
Оформление уголка в классе «Лучшие спортсмены класса».
4. Учебная и внеурочная деятельность
Цель: Формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
Задачи: формировать внутреннюю позицию обучающихся, адекватную мотивацию учебной деятельности; создавать условия для овладения обучающимися всеми типами универсальных учебных действий; развивать организаторские способности и сотрудничество в классном коллективе; создавать условия для развития у обучающихся навыков в поисках, отображении и передаче информации в устной и письменной речи,
Формы работы:
-
Циклы психологических тренингов «Познай себя»: «Что такое самопознание?» «Нужно ли человеку учиться познавать себя», «Мои качества: мышление, внимание, память».
-
Ролевые игры «Моя робинзонада» (создание проекта «Кораблекрушение и выживания на необитаемом острове»)
-
Тематические классные часы («Алло, мы ищем эрудитов), «Кто хочет стать отличником»
-
Проектная деятельность - долгосрочный: «Они сражались за Родину»( на основе поиска материала о родственниках , воевавших в годы ВОВ), «История моей семьи в фотографиях семейного архива», сборка «Чудо-глобус».
-
Праздники «День именинника» , день рождения «Чудо-глобуса», «День защитника отечества», «День матери», «Девичий переполох».
-
Экскурсии: «Сестрорецкий рубеж», «Дорога жизни», музей воды, заочная экскурсия «Библиотека блокадной книги», поездка в пригородный лагерь «Солнечный» с экскурсией по памятным местам района.
-
Занятия во внеурочное время в кружках по расписанию.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в классе организована по основным направлениям развития личности:
-
спортивно-оздоровительное,
-
духовно-нравственное,
-
интеллектуальное,
-
общекультурное,
-
социально-досуговое
Учащиеся класса занимаются во внеурочное время в кружках «Паркет как набор геометрических фигур», «Праздники англоязычных стран», «Компьютерная графика», «Основы сценического искусства» «Учимся говорить правильно. Культура речи», «Лицеист-исследователь», «Риторика», «Спортивные игры», «Дом, в котором мы живем: человек и окружающая среда», «Увлекательный мир географии» «Издательская деятельность", «Танцевальная гимнастика».
Команда 5 «а» класса «Времена» за участие в городском марафоне «Знания - это деятельность» на станции «Театральная» - домашнее задание (презентация команд) заняла первое место (приложение №1), участвуя в работе всех последующих станций набрало максимальное количество баллов.
В классе работает сплоченная команда учителей-предметников, они же и руководители внеурочных занятий. Проведение конкурсов, соревнований, викторин, познавательных игр, поисковых исследований прекрасно адаптирую ребят в среде сверстников, а благодаря индивидуальной работе руководителей, глубже изучается материал, руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, интеллектуальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Большую помощь мне в организации внеклассной воспитательной работы оказывают родители учащихся класса.
6