Рабочая программа по ОПК 8 класс УМК Шевченко

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Багаевский район станица Багаевская

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Багаевская средняя общеобразовательная школа №1

(МБОУ БСОШ №1)


«Утверждаю»


Директор МБОУ БСОШ №1


Приказ от ____________№____


______________О.А. Калинина

печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОПК


для основного общего образования 8 а класса


Количество часов: 35


Учитель Корецкая Н.С.


Программа разработана на основе


УМК «Православная культура», Л.Л. Шевченко, центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, Москва,2011г.



  1. Пояснительная записка

1.1 Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире; воспитание духовности, уважения к прошлому, ценностям отечественной и мировой культуры (светской и духовной) на основе знакомства с материалом истории христианской Церкви в житиях святых.

Задачи программы:

  • формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

  • воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

  • воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

  • способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

  • приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

  • воспитание нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;

  • освоение первичных знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;

  • развитие интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности

  • формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа по православной культуре для 8 года обучения школьников разработана в соответствии с тематическими линиями, определёнными Примерным содержанием (МО РФ, Москва, 2002 год). Программа 8 года обучения продолжает разработку второго концентра содержания курса «Православная культура», начатую на 5 году обучения.

Ведущей темой года является тема «Семья в календаре православных праздников». Она раскрывается как продолжение изучения интегративной линии содержания 5-9 годов обучения «Ценности жизни христиан». В эту тему входят две подтемы: «Христианская семья» (книга 1) и «Путь святых праздников» (книги 2 и 3). Определение ведущей темы года и отбор материала учебного пособия произведен с учетом особенностей учащихся данной возрастной группы (стремление к самостоятельности, снижение авторитета взрослых, усиление зависимости от авторитета сверстников и ценностей молодежной культуры, способность абстрактного мышления, критическое восприятие явлений, дифференцированность восприятия, способность анализа, поиск личной позиции в выборе ценностей жизни). Учитывая указанные возрастные особенности, в раскрытии содержания семи содержательных линий предмета «Православная культура» на 5-9 годах обучения были акцентированы ведущие ценности христианской культуры: вера, семья, творчество, позволяющие раскрыть смысл христианской жизни.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего государства.

Принципы построения учебного предмета «Основы православной культуры»

Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы и самого учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование - это воспитание для доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом.

При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.

1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается

историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.

2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 8 класса, то в нём содержатся сведения (даты, имёна, события, термины, понятия), которые школьникам не были бы известны из других учебных предметов.

3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.

Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Но составители настоящей программы и учебного пособия для учащихся по основам православной культуры не акцентировали внимание школьников на отрицательных сторонах жизни человека и общества. Почему? «Зло не исправляется злом, а добром, - говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. - Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. Укажите на тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её неподдельной истине, в её чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её небесной красоте - тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него устыжённый взор, придёт к сознанию достоинства добродетели.» Поэтому, преподавая современному школьнику основы нравственной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока.


  1. Перечень основных нормативных правовых документов, используемых при разработке рабочей программы


  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-Ф3;

  • Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

  • Постаноление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 214 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 №1994 №О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312».

  • Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312».

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Учебный план МБОУ Багаевской СОШ № 1 на 2015-2016 учебный год.

  • Образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 1 на 2015-2016 учебный год.

4. Место и роль курса в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы

В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе. Происходит становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Формируются важнейшие качества личности:

Самоопределение - сформированность внутренней позиции школьника - принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину. народ, историю и осознание своей этнической принадлежности, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

Смыслообразование - поиск и установление личностного смысла ( т.е. «значение для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;

Морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации - учёту мотивов, позиций и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств - стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

 внутренняя позиция школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности - уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

 основы гражданской идентичности - чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к родному краю и малой родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию чувств других людей и сопереживанию им;

 самооценка, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

 мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения успеха, стремления к совершенствованию своих способностей;

 знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

 способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умене контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

 умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

 умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

 логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

 умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

5. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Количество учебных часов по предмету, на которое рассчитана программа: 35 часа в год ( 1 час в неделю), 3 из них - повторительно-обобщающие уроки, включающие контрольные работы:

  1. Контрольная работа по теме «Христианская семья».

  2. Контрольная работа по теме «Путь святых праздников».

  3. Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.

Формы обучения: комбинированный интегрированный урок, экскурсии, семинары, диспуты, лекции, обсуждения и др.


6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Христианская семья.

Смысл жизни христианской семьи.

Родина. Отчий дом - самое родное место на земле. Семья. Члены семьи. Предки и потомки семьи. Родительская любовь. Дар любви. Служение близким. Чему учат христиан заповеди Божии? Русский фольклор о милосердии. Живая любовь. Иконы, рассказывающие о милосердном служении. Поэты разных веков размышляют о любви, молитве, о жалости к чужим и близким. Поучения святых о семье.

Семья церковная.

Семья церковная - семья Христова. Отец Небесный, Матерь Божия, святые, все христиане - Церковь Христова. Братья и сестры во Христе. Как организована жизнь христиан? Содержание жизни семьи церковной. Начало христианской жизни и таинство Крещения. Таинство Причастия. Православный храм - дом Божий. Русская литература о Таинстве Крещения. Русские поэты рассказывают о православном храме.

Рождение христианской семьи.

Муж и жена. Благословение Божие на создание семьи. Рождение христианской семьи в Таинстве Брака. Обручение и венчание. О мужественности, о женственности, о моде. Заповедь о нерушимости брачного союза. Грех прелюбодеяния. О традициях семейной жизни на Руси. Наставления мужу и жене в источниках христианской духовной культуры.

Благочестивая семья. Родители и дети.

Чему христиане учили своих детей. Заповеди Божии. Библия о последствиях нарушения Божией заповеди. Вера в жизни христианской семьи. Добродетели: вера, надежда, любовь. С какими страстями души родители учли бороться детей? Народный фольклор - о добродетельной и неблагочестивой жизни. Освящение дома. Священные книги, по которым христиане учились грамоте. Что желали новорожденному в христианской семье.

Жизнь семьи в круге церковного календаря.

История церковного календаря. Как на Руси высчитывали дни. Притча о хозяине и злых виноградарях. Юлианский и Григорианский календари. Старый и новый стили. Новолетие. Столпничество. Феномены православной культуры рассказывают о духовном подвиге святого. Православные традиции русской семьи. О родительском долге, о воспитании души ребенка напоминают христианские святые.

Ритм жизни христианской семьи. Богослужения.

Как была устроена церковная жизнь христиан. Богослужебные круги. Вечерня. Повечерие. Полуночница. Литургия. Святые о богослужении как Царстве Небесном в земной жизни. Русская современная и классическая поэзия и проза о молитве, о Божественной Литургии. Поучения святых о добром примере родителей.

Православные праздники - школа жизни христиан.

Устроение Церковью жизни христиан по церковному календарю. Чему посвящены православные праздники? Православные традиции жизни. Рассказ о традициях православных праздников в русской поэзии и прозе. Какой праздник празднуется христианами чаще всего? Иконы праздников. Иконы-календари - минеи, мерные иконы.

Праздники святых семейств в православном календаре.

В чем состоит подвиг семейной жизни. Что являлось главным в жизни христианской семьи? Как строились отношения членов христианской семьи? Святые покровители семьи. Обращение в христианской семье мужа и жены друг к другу. Иконы святых покровителей семьи. Святые - о подготовке к жизненному пути.

Путь святых праздников. (От Рождества Пресвятой Богородицы до Благовещения).

Радость всему миру. Рождество Пресвятой Богородицы.

Какую радость несло миру событие Рождества Богородицы? Путь святых праздников - путь спасения человека. К чему призывала Церковь христиан в день Рождества Пресвятой Богородицы. Произведения духовной поэзии и классической литературы о смысле православного праздника.

Праздник Искупления. Воздвижение Креста Господня.

Может ли в празднике соседствовать радость и скорбь? Что чествуют в православный праздник Воздвижения? История и смысл праздника Воздвижения. Почему Крест Господень называют Животворящим? Что такое подвижничество? Примеры крестного пути жизни святых. Что такое обет? Как в христианской семье выполняли обеты?

Святая Заступница. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Материнское благословение. История праздника. Почему праздник Покрова отмечается только на Руси? Рассказы из русской истории о чудесной помощи Богородицы. Иконографические типы праздника. О народных традициях праздника. Отражение христианских традиций праздника в поэзии, прозе.

Праздник Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных.

На пути к встрече Богомладенца Христа. Небесные заступники христиан. Что рассказывает Священное Предание о празднике Ангелов? Собор святых Ангелов. О почитании на Руси Архангела Михаила. Народные традиции праздника в России.

Праздник обручения. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Смысл праздника. Дева Пречистая - невеста Божия. Христианские добродетели. Святое Святых. Рассказ о традициях и обычаях праздника в народном быту и в фольклоре. Праздничные песнопения. О почитании христианами праздника рассказывает духовная поэзия. От праздника к празднику. Как на Руси готовились к встрече Богомладенца Христа. Рождественский пост.

Снами Бог. Праздник Рождества Христова.

Череда Господских праздников. Священное Писание рассказывает о Рождестве Христовом. О чем рассказывает икона праздника? О православных традициях праздника. Отражение событий праздника Рождества Христова в русской литературе. Когда в православной семье наряжали елку?

Бог Господь явился нам. Праздник Крещения Господня.

Богоявление. О чем говорил людям праздник Крещения Господня? Креститель Господень Иоанн. О чем рассказывает икона праздника? Православные традиции праздника. Великое освящение воды. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Спасение миру. Сретение Господне.

Смысл праздника. Почему святой Симеон ожидал Спасителя? История происхождения иконописного изображения Матери Божией «Семистрельная». Народные обычаи и народный фольклор рассказывают о Сретении. Воспоминания о празднике в православной семье. Отражение праздника в духовной поэзии.

На пути к раю. Великий Пост.

Прощеное воскресенье. За что христиане просят прощение? О духовном и телесном воздержании. Радости православного поста. Почему пост назван Великим? Церковная история рассказывает о плодах поста. Произведения русской литературы и поэзии о том, как христианская семья проводила дни поста.

Радостное торжество. Благовещение Пресвятой Богородицы.

Духовный смысл праздника. О каких пророчествах напоминает праздник? Добродетели Девы Марии. Обычаи праздника Благовещения на Руси. Как проводила праздничный день христианская семья? Песнопения в честь Матери Божией.

Путь святых праздников. (От Вербного воскресенья до Успения)

Кроткий Царь. Вход Господень в Иерусалим.

Цветоносный праздник церковного календаря. Преддверие праздника - чудо воскрешения Лазаря. Праздник вайи и Вербное воскресение. Народные обычаи праздника. О празднике рассказывают произведения поэзии и прозы. Иконография праздника. Воспоминания о празднике в православной семье.

Страдания и смерть Христовы. Страстная неделя.

Неделя Страстей Христовых. Страстная неделя в храме. Почему каждый день недели назван великим в православном календаре? Притчи. События Великой Пятницы. Голгофа. Подвиг поста и радость воскресения - о богослужениях Страстной седмицы. Уклад жизни православной семьи в дни Страстной недели. Путешествия по святым местам - Святая земля. Дорога скорби. Традиции Страстной недели на Руси.

Торжество торжеств. Воскресение Христово.

Самый великий праздник православного календаря. События праздника и его духовный смысл. Пасха - переход от смерти к жизни. Русские поэты и писатели рассказывают о Воскресении Христовом. Как праздновали Пасху в православной семье. Народные традиции праздника на Руси. Радоница.

Преславное восхождение. Вознесение Господне.

Прощание Христа с учениками и напутствие Его. История и смысл праздника. Песнопения праздника. Гора Елеон в священной топографии мира. Какие события Священной истории здесь произошли? Храмы в честь Вознесения Господня на Святой Земле и в России. Традиции и обычаи праздника на Руси. Торжество и скорбь в иконе праздника.

Радость Божией благодати. Праздник Святой Троицы.

Почему праздник Троицы называется и праздником Пятидесятницы? Завершение Божественного домостроительства. Церковь торжествующая. История и духовный смысл праздника. Произведения русской поэзии и прозы рассказывают о празднике Троицы. О традициях праздника Троицы на Руси. О чем рассказывают две иконы праздника?

Царственный праздник Преображения Господня.

Праздник Преображения в православном календаре. История праздника и его духовный смысл. Почему праздник стоит последним в череде Господских праздников? О чем напоминает христианам этот праздник? Чудо Фаворского света. Народные обычаи праздника на Руси.

Богородицын день. Успение Божией Матери.

Завершение праздников православного календаря. Священное Предание рассказывает об истории праздника. Духовный смысл события праздника. Пост и праздник- Успенский пост. Чин погребения плащаницы Божией Матери. Русские писатели и поэты разных веков рассказывают о событиях праздника. Песнопения праздника. Чудотворная икона Успения Божией Матери Псково-Печерская. Успеньев день на Руси - народные традиции праздника.

7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ

Планируемые результаты

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • События и основные даты истории Отечества, христианкой Церкви, отраженные в житиях святых.

  • Основные источники по истории Отечества.

  • Значение Русской Православной Церкви в истории Руси.

  • Основные даты и события развития духовной культуры Руси.

  • Основные понятия, отражающие представления учащихся о православной христианской культуре.

  • Понимать язык христианской православной культуры.

  • Содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию

  • Особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы.

Учащиеся должны уметь:

  • Обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках.

  • Обосновывать свою позицию по отношению событиям истории, житиям святых.

  • Раскрывать причинно-следственные связи духовной истории.

  • Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.

2.3 Система оценки.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этими критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

формируются на основе оценивания различных умений:

1) ориентирование в исторических периодах;

2) знание и использование в контексте понятий;

3) умение задавать вопрос на историческую тему;

4) использование и анализ фактического материала, в том числе работа с источниками и картами;

5) умение поместить себя в ситуацию (применение способностей эмпатии);

6) умение критически мыслить и рассуждать, способность создать и обосновать свою точку зрения;

7) нахождение, использование и обмен информацией.

Компетентности: самостоятельное понимание и освоение материала, оценка социальной информации, работа с источниками, публичная речь, аргументация, ведение дискуссии и полемики, умение анализировать и обобщать информацию.

Оценка уровня сформированности информационной компетентности учащихся

Уровень

Сформированные способы деятельности

Низкий

1 балл

Использует 1-2 простых для понимания (адаптированных) источника: учебник, хрестоматия.

Систематизация информации по 1-2 заданным параметрам

Воспроизведение информации - в соответствии с заданием

Средний

2 балла

Использует два и более источника различной степени сложности (обращение к архивным материалам, документам, представленным в Интернете, литературных источников);

Умеет самостоятельно находить в источниках необходимую информацию, систематизировать, обобщать»

Может сам сформулировать параметры и критерии необходимой для раскрытия задания информации.

Представляет информацию в виде связного текста, умеет аргументировано и логично презентовать.

Высокий

3 балла

Использует два и более источника разной степени сложности, содержащие не только прямую, но и косвенную информацию. Аккумулирование сведений, полученных из дополнительных источников, в том числе, СМИ.

Умеет самостоятельно сформулировать цели работы, спроектировать образ формы представления результата, подобрать соответствующую целям информацию.

Представляет информацию в виде связного структурированного текста , содержащего собственную аргументацию на основе данных, полученных в результате работы с разнородными источниками, содержащего обоснованный вывод.

По уровням контроля можно выделить:


Оценка «5»

-уровень творческого применения знаний, сравнения

материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4»

-уровень применения по образцу, повтор в знакомой ситуации

в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3»

- уровень узнавания учебного материала

- уровень воспроизведения

в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2»

основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет; Даже на "2" надо что-то хоть ОСВОИТЬ.

Критерии оценки знаний имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, нравственность характеристики цели и результата деятельности.

Формы контроля

Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей

Формы текущего контроля вариативные: анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.), понятийные диктанты.

Виды деятельности на уроке: обсуждение-размышление, создание мультимедийных презентаций, рассматривание иллюстраций, чтение, сочинение рассказов, исследовательские проекты и творческие работы, составления маршрутов духовного краеведения, игры на тему нравственного выбора, доклады и др.

Контрольно - измерительные материалы:

Контрольная работа по теме «Христианская семья»

1.Смысл жизни христианской семьи - это

2.Чему учат христиан заповеди Божии?

3.Иконы, рассказывающие о милосердном служении.

4.Поучения святых о семье.

5.Семья церковная - это

6.Как организована жизнь христиан?

7.Начало христианской жизни - это

8.Рождение христианской семьи.

9.О традициях семейной жизни на Руси.

10. Наставления мужу и жене в источниках христианской духовной культуры.

11.Чему христиане учили своих детей.

12. Заповеди Божии. Библия о последствиях нарушения Божией заповеди.

13. Добродетели: вера, надежда, любовь.

14. С какими страстями души родители учили бороться детей?

15.История церковного календаря.

16.Православные традиции русской семьи.

17.Как устроена церковная жизнь христиан.

18. Поучения святых о добром примере родителей.

Контрольная работа по теме «Путь святых праздников»

Проставь в табличку праздники в соответствующую колонку и даты в соответствии с праздником.

Великие

Двунадесятые переходящие.

Двунадесятые не переходящие


Светлое Христово Воскресение. Пасха. Пасха Господня -

1.Обрезание Господне-

2 Рождество Иоанна Предтечи-

3.Святых первоверховных апостолов Петра и Павла-

4.Усекновение главы Иоанна Предтечи-

5.Покров Пресвятой Богородицы-

6.Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресение -

7.Вознесение Господне -

8.День святой Троицы. Пятидесятница -

9. Рождество Христово -

10. Крещение Господне. Богоявление-

11. Сретение Господне-

12 Благовещенье Пресвятой Богородицы -

13. Преображение Господне-

14. Успение Пресвятой Богородицы-

15. Рожество Пресвятой Богородицы-

16. Воздвижение Креста Господня-

17. Введение во храм Пресвятой Богородицы-

14 января.

(40 дней после пасхи).

7 января.

19 августа

(с 4 апреля-до 8 мая. )

19 января

4 декабря

15 февраля.

19 августа

7 июля.

(через 7 недель 50 дней после Пасхи.)

27 сентября

12 июля.

11 сентября

14 октября

(за неделю до Пасхи, Воскресенье).

21 сентября

28 августа

7 апреля.


Двунадесятые переходящие.

1.Вход Господен в Иерусалим.Вербное Воскресение(за неделю до Пасхи, Воскресенье).

2.Вознесение Господне (40 дней после пасхи).

3.День святой Троицы. Пятидесятница (через 7 недель 50 дней после Пасхи.)

Светлое Христово Воскресение. Пасха. Пасха Господня.

(с 4 апреля-до 8 мая. )

Двунадесятые не переходящие.

1. Рождество Христово -7 января.

2. Крещение Господне. Богоявление-19 января.

3. Сретение Господня-15 февраля.

4. Благовещенье Пресвятой Богородицы -7 апреля.

5. Преображение Господне-19 августа.

6. Успение Пресвятой Богородицы-28 августа.

7. Рожество Пресвятой Богородицы-21 сентября.

8. Воздвижение Креста Господия-27 сентября.

9. Введение во храм Пресвятой Богородицы-4 декабря.

Великие

1.Обрезание Господия-14 января.

2 Рождество Иоанна. Предтечи-7 июля.

3.Святых первоверховных апостолов Петра и Павла-12 июля.

4.Усекновение главы Иоанна Предтечи-11 сентября.

5.Покров Пресвятой Богородицы-14 октября.

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.

Задание I. Назови одним словом или словосочетанием.

  1. Важнейший из многодневных постов. (Великий пост)

  2. Общее название двенадцати наиболее важных после Пасхи праздников. (Двунадесятые праздники.)

  3. Высший духовный сан в Русской Православной Церкви. (Патриарх)

  4. Масляный светильник, зажигаемый перед иконами. (Лампада)

Задание II. Назови по-другому.

  1. Вареная пшеница или другой злак, подслащенный мёдом или сахаром. (Коливо или Кутия)

  2. Возвышенное полукруглое место напротив Царских врат, выступающее в центр храма. (Амвон)

  3. Большой чашеобразный сосуд, который служит для крещения В нем младенцев. (Купель)

Задание III. Назови одним словом или словосочетанием.

  1. Царь или князь, много сделавший для укрепления православия и причисленный к лику святых. (Благоверный)

  2. Торжественное богослужение, во время которого совершается возведение на трон новоизбранного Патриарха. (Интронизация)

  3. Третье воскресенье Великого поста. (Крестопоклонная неделя.)

  4. Праздничный радостный звон во все колокола с короткими перерывами. (Трезвон)

Задание IV. Выпиши из перечисленных праздников двунадесятые.

Светлое Христово Воскресение, Рождество Христово, Крещение Господне, Вознесение Господне, Пятидесятница, Обрезание Господне, Сретение Господне, Преображение Господне, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Покров Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, Рождество Пресвятой Богородицы.

( Рождество Христово, Крещение Господне, Вознесение Господне, Пятидесятница, Сретение Господне, Преображение Господне, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Рождество Пресвятой Богородицы.)

Задание V. Подбери синонимы к словам и выражениям.

  1. Крещение Господне. (Богоявление)

  2. Вход Господень в Иерусалим. (Вербное Воскресенье)

  3. Сырная седмица. (Масленица)


  1. Содержание календарно - тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности


  1. Содержание календарно - тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности

№ урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности на уроке

«Христианская семья».

8

1

Смысл жизни христианской семьи.

1

07.09.

Эвристическая беседа, составление словаря терминов и понятий;

2

Семья церковная.

1

14.09.

Работа с текстом, презентация, эвристическая беседа

3

Рождение христианской семьи.

1

21.09.

Работа с текстом, эвристическая беседа

4

Благочестивая семья. Родители и дети.

1

28.09.

Работа с текстом, эвристическая беседа

5

Жизнь семьи в круге церковного календаря.

1

05.10.

Беседа . Опорная схема

6

Ритм жизни христианской семьи. Богослужения.

1

12.10.

Беседа. Опорная схема. Сообщения учащихся.

7

Православные праздники - школа жизни христиан.

1

19.10.

Беседа. Опорная схема

8

Праздники святых семейств в православном календаре.

1

26.10.

Сообщения учащихся, составление словаря терминов и понятий

«Путь святых праздников» (От Рождества Пресвятой Богородицы до Благовещения).

14

9

Радость всему миру. Рождество Пресвятой Богородицы.

1

09.11.

Беседа. Опорная схема

10

Праздник искупления. Воздвижение Креста Господня.

1

16.11.

Работа с текстом, эвристическая беседа

11

Святая Заступница. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

1

23.11

Беседа. Опорная схема

12

Праздник Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных.

1

30.11.

Презентация. Работа с текстом, эвристическая беседа

13

Праздник обручения. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

1

07.12.

Беседа. Опорная схема, составление словаря терминов и понятий

14-16

С нами Бог. Праздник Рождества Христова.

3

14.12.

21.12.

28.12.

Опорная схема, эвристическая беседа

17

Контрольная работа по теме «Христианская семья»

1

11.01.

Проверка знаний

18-19

Бог Господь явился нам. Праздник Крещения Господня.

1

18.01.

Беседа. Опорная схема составление словаря терминов и понятий

20

Спасение миру. Сретение Господне.

1

25.01.

Беседа. Опорная схема составление словаря терминов и понятий

21

На пути к раю. Великий Пост.

1

01.02.

Беседа. Опорная схема составление словаря терминов и понятий

22

Радостное торжество. Благовещение Пресвятой Богородицы.

1

08.02.

Беседа. Опорная схема. Работа с житиями

«Путь святых праздников» (От Вербного воскресенья до Успения).

13

23

Кроткий Царь. Вход Господень в Иерусалим.

1

15.02.

Беседа. Опорная схема составление словаря терминов и понятий

24-25

Страдания и смерть Христовы. Страстная неделя.

2

22.02.

29.02.

Работа с житиями составление словаря терминов и понятий

26-27

Торжество торжеств. Воскресение Христово.

2

14.03.

04.04.

Работа с текстом, эвристическая беседа, презентация

28

Контрольная работа по теме «Путь святых праздников».

1

11.04.

Проверка знаний

29

Преславное восхождение. Вознесение Господне.

1

18.04.

Беседа. Опорная схема составление словаря терминов и понятий

30-31

Радость Божией благодати. День Святой Троицы.

1

25.04

Создание галереи образов. Работа с житиями.

32

Царственный праздник Преображения Господня.

1

16.05.

Создание галереи образов. Работа с житиями

33

Итоговая контрольная работа

1

23.05.

Проверка знаний

34-35

Богородицын день. Успение Божией Матери.

1

30.05.

Эвристическая беседа, викторина


  1. Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение:

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

1. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая «Христианская семья». М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.- 160 с.

2. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая «Путь святых праздников». М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.- 144 с.

3. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга третья «Путь святых праздников». М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.- 128 с.

4. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 8 год обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.- 192 с.

4. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие: 8 год обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.- 96 с.

Интернет-ресурсы:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http/fcior.edu.ru;

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru.

Электронная гуманитарная библиотека - gumfak.ru:

Государственный музей истории религии - gmir.ru.

patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат),

otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы:

  • Компьютер

  • Проектор, экран

Примечание к Пояснительной записке.

В связи с выходными днями в 2016 году- 07.03.16., 02.05.16., 09.05.16., учитывая уплотнение материала, программа сокращается до 32 часов.











СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ СОШ №1

От ______20____№______

___________ ___________

Подпись руководителя МС

Н.А. Обидина


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


И.И. Чернобровкина


____ __________20_____года




© 2010-2022