• Преподавателю
  • Другое
  • Программа формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма у обучающихся в ГБПОУ РО ТТТПиТ

Программа формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма у обучающихся в ГБПОУ РО ТТТПиТ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Таганрогский технологический техникум питания и торговли»















Программа

формирования толерантного сознания

и профилактики экстремизма

у обучающихся в ГБПОУ РО «ТТТПиТ»




Разработчик: Белый Владимир Леонидович, преподаватель ОБЖ


г. Таганрог - 2015 г.




Содержание:

  1. Паспорт программы - стр. 3-5

  2. Пояснительная записка - стр. 6-8

  3. Этапы реализации программы - стр. 9-12

  4. Индикаторы оценки результатов реализации программы - стр.13

  5. Заключение - стр.13

  6. Литература - стр. 14









1. Паспорт программы

Наименование программы

Программа формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма у обучающихся ГБПОУ РО «ТТТПиТ»

Цель программы

  • Формирование у обучающихся толерантного сознания, нетерпимости и негативного отношения к экстремистским проявлениям.

  • Реализация государственной политики в области профилактики экстремизма в Российской Федерации, совершенствование системы профилактических мер антиэкстремистской направленности.

  • Повысить уровень сформированности духовно-нравственных качеств и уровень толерантного сознания у обучающихся.

  • Сформировать у обучающихся, их родителей и преподавателей представления:

а) о порочности экстремизма как способа решения отдельных противоречий в сферах межнациональных и межконфессиональных отношений между людьми;

б) о несостоятельности терроризма как основного средства достижения целей политическими экстремистами.


  • Формирование у обучающихся навыков цивилизованного общения в Интернет-пространстве, этикета в чатах и форумах.

  • Обеспечение информационной безопасности обучающихся техникума.

  • Обеспечение необходимой адаптации и социализации детей из семей мигрантов, включённых в систему образования.

  • Профилактика участия обучающихся в организациях, неформальных движениях, осуществляющих социально негативную деятельность.

  • Передать обучающимся, их родителям и преподавателям элементарные сведения:

а) о правилах поведения в целях предупреждения терактов;

б) о правилах поведения при теракте.


  • Оказать влияние на предупреждение появления среди обучающихся, их родителей и преподавателей элементов экстремистских воззрений.

Задачи программы

  • Формирование у обучающихся знаний о толерантности и способах ее проявления в различных жизненных ситуациях.

  • Расширение представлений обучающихся об этническом и религиозном многообразии народов России и зарубежных государств, молодежных субкультурах.

  • Воспитание уважения к традициям и культуре народов других национальностей.

  • Создание в коллективе обучающихся благоприятной психологической атмосферы и предупреждение проявления неуважения друг к другу и агрессивности.

Целевая аудитория

  • Подростки в возрасте 15-17 лет;

  • Родители

  • Педагогический коллектив «ТТТПиТ»

Срок действия программы

Сентябрь 2015 - июнь 2018 года.

Ожидаемые результаты

  • Сформированность у обучающихся знаний о толерантности и способах ее проявления в различных жизненных ситуациях.


  • Расширение кругозора обучающихся о молодежных субкультурах, этническом и религиозном многообразии народов России и зарубежных государств.


  • Проявление уважения к традициям и культуре народов других национальностей.


  • Наличие благоприятной психологической атмосферы в группах обучающихся.


  • Убеждение в своей принадлежности к многонациональному российскому обществу, которое находится в состоянии совершенствования всех сфер своей жизни;


  • Стойкое неприятие всех видов экстремизма, в том числе политического и религиозного, порождающего террор как средство решения фундаментальных социально-экономических и политических проблем.


  • Устойчивый психологический иммунитет личности к воздействию экстремистов, стремящихся влиять на власть посредством устрашения населения террором.


  • Обобщение изученных педагогическим коллективом ОУ научно-методических основ по вопросам профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания у обучающихся.


  • Анализ мониторингового исследования уровня сформированности толерантного сознания у обучающихся.


  • Повышение уровня сформированности толерантного сознания у обучающихся - участников программы.


  • Способствование выработки у обучающихся и их родителей психологической устойчивости перед угрозами терактов.

Критерии и показатели реализации программы

  • Информированность по проблеме толерантности (анкета «Толерантность»).

  • Уровень толерантности (опросник В.С. Магуна «Сформированность толерантности у обучающихся».

  • Отсутствие фактов экстремизма среди обучающихся (количество зарегистрированных случаев).

  • Положительный психологический климат в группах обучающихся («экспресс-методика оценки социально-психологического климата»).

Механизм реализации и контроля

  • Реализация программы осуществляется в течение всего периода обучения в техникуме.

  • Диагностирование обучающихся проводится на 1, 2, 3 курсах во втором полугодии.

  • Контроль осуществляется администрацией техникума.



2. Пояснительная записка


В настоящее время одной из сложных социально- политических проблем российского общества стала проблема проявления среди молодежи нетерпимого отношения к людям других национальностей, верований или иных взглядов. Зачастую это проявляется в жестокости, возникновении экстремистских и террористических организаций. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является наиболее подверженной деструктивному влиянию и формированию радикальных взглядов и убеждений. По данным МВД России на учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность. Наблюдается рост преступлений экстремистской направленности, совершенных молодыми людьми в возрасте от 14 до 29 лет. Активизировалась деятельность неформальных молодежных групп, объединяющих представителей различных молодежных субкультур, основанных на увлечении каким-либо музыкальным течением или альтернативными видами спорта, деятельность которых заключается в проведении силовых и пропагандистских акций, создающих конфликтные ситуации. Среди причин, возникновения и проявления экстремизма в молодежной среде социологи указывают следующие:


  • Обострение социальной напряженности в молодежной среде, обусловленной проблемами качества и уровня образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и др.


  • Криминализация сфер общественной жизни, вовлечение молодых людей в криминальные сферы бизнеса.


  • Изменение ценностных ориентаций, влияние на молодежь различных религиозных организаций и сект, насаждающих религиозный фанатизм и экстремизм.


  • Использование сети Интернет радикальными общественными организациями в противоправных целях.

В нашем образовательном учреждении обучаются студенты в возрасте 15 -23 лет, которые, как и другая молодежь, могут попасть под влияние организаций, насаждающих чуждые российскому обществу ценностей. Выросшие в регионе, где отсутствуют конфликты на национальной, религиозной почве, люди порою, бывают, не готовы противостоять движениями националистического толка. В связи со сложившейся ситуацией с одной стороны и с обращением родителей уделять больше внимания вопросам воспитания толерантности с другой, в техникуме разработана данная программа.

Целью данной Программы является формирование у обучающихся толерантного сознания, нетерпимости и негативного отношения к экстремистским проявлениям.

Задачи: 1. Формирование у обучающихся знаний о толерантности и способах ее проявления в различных жизненных ситуациях.

2. Расширение представлений обучающихся об этническом и религиозном многообразии народов России и зарубежных государств, молодежных субкультурах.

3. Воспитание уважения к традициям и культуре народов других национальностей. 4. Создание в коллективе обучающихся толерантной среды в образовательном учреждении и обществе в целом, направленной на - профилактику терроризма, экстремизма и агрессии; - гуманизацию и демократизацию существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания; - включение в образовательный процесс ведущих идей профилактики экстремизма в молодежной среде.

Основные направления работы:


  • Создание условий для профессионального становления и личностного развития обучающихся, как свободных и ответственных гражданин общества, содействие их социализации, и успешной адаптации к быстрым социальным изменениям.


  • Выделение вопросов толерантности при изучении обще-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин;


  • Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в процессе обучения, создание толерантной среды, способствующей восприятию адекватной культуры мира;


  • Организация воспитательных дел, способствующих формированию толерантности и негативного отношения к проявлениям экстремизма.

Содержание программы:


  • Создание условий для профессионального становления и личностного развития обучающихся, как свободных и ответственных гражданин общества, содействие их социализации, и успешной адаптации к быстрым социальным изменениям;


  • Выделение вопросов толерантности при изучении обще-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин;


  • Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в процессе обучения, создание толерантной среды, способствующей восприятию адекватной культуры мира;


  • Организация воспитательных дел, способствующих формированию толерантности и негативного отношения к проявлениям экстремизма.

Механизм реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на весь период обучения и осуществляется в ходе учебной и внеурочной деятельности, патриотическом клубе «Доблесть», спортивных секциях.

На первом курсе основными задачами в работе с обучающимися является сплочение коллектива, помощь в успешной адаптации обучающихся к новым социальным условиям и учебной деятельности в техникуме, создание благоприятного психологического климата в группе и комфортных условий в общетехникумовском коллективе.

Процесс адаптации контролируется администрацией техникума, классными руководителями и мастерами профессионального обучения групп нового набора и отслеживается педагогом-психологом.

На втором и последующих курсах идет работа по расширению знаний обучающихся об установлении бесконфликтного общения, способах оказания психологической поддержки, приемах самоконтроля и саморегулирования эмоционального состояния. Расширяется политический кругозор, представления о религиозной и этнической культуре народов разных стран и национальностей.

Диагностика уровня развития толерантности и отношения к проявлению экстремизма проводится на первом, в конце второго и во втором полугодии третьего курсов. Результаты диагностики обсуждаются на инструктивно-методических совещаниях.

Нормативно - правовая база

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный Закон «Об образовании»;

3. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО, 1995г.;

4. Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2011 гг.»;

5. Федеральный Закон №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

6. Федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 гг.);

7. Уголовный кодекс Российской Федерации, Ч-1,ст.63;

8. Устав ГБПОУ РО «Таганрогский технологический техникум питания и торговли»

9. Локальные акты «ТТТПиТ» по организации воспитательной деятельности.

Ожидаемые результаты

1. Сформированность у обучающихся знаний о толерантности и способах ее проявления в различных жизненных ситуациях;

2. Расширение кругозора обучающихся о молодежных субкультурах, этническом и религиозном многообразии народов России и зарубежных государств;

3. Проявление уважения к традициям и культуре народов других национальностей;

4. Наличие благоприятной психологической атмосферы в группах обучающихся.

Методы диагностики

1. Анкетирование «Толерантность».

2. Опросник В.С. Магуна «Сформированность толерантности у обучающихся».

3. Психолого-педагогическое наблюдение.

4. Экспресс-диагностика психологического климата коллектива.

5. Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков.



3. Этапы реализации программы

1.

Подготовительный этап:

Период проведения

1.1

  • Изучение нормативных и законодательных актов по изучаемой проблеме.

  • Изучение научно-методических основ профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания у подростков и юношей.

  • Изучение статистических данных социологических исследований за последнее десятилетие.

Сентябрь - октябрь 2015г.

1.2

Подготовка и проведение общего родительского собрания для родителей, поступающих на 1 курс с ознакомлением их с правилами и требованиями поведения обучающихся в техникуме.

сентябрь 2015

1.3

Подготовка и проведение общего поступающих на 1 курс с ознакомлением их с правилами и требованиями поведения обучающихся в ОУ.

сентябрь 2015

1.4

Учеба педагогического коллектива по вопросам профилактики терроризма и экстремизма.

август 2015

2.

Основной этап - реализация программы в образовательном учреждении.

2.3

Разработка сценарных планов занятий по формированию толерантного сознания у старших подростков:

1. Проведение классных часов,

  • «Межнациональные и межконфессиональные отношения»;

  • «Закон против терроризма»;

  • «Терроризм - угроза обществу»;

  • «Толерантность и я. Любви все нации покорны»;

  • «Терроризм - угроза обществу»

  • «День победы - праздник всех наций и народов»

  • «Духовное наследие народов, проживающих в России»

2. Проведение анкетирования в группах по определению психологического климата в коллективе психологом техникума;

3. Проведение классными руководителями на своих уроках пятнадцатиминуток:

  • «Бесхозный предмет. Ваши действия»;

  • «Курбан байрам. История и обычаи»

  • «Тэрындез - день всех влюбленных в Армении»

  • «Рамадан. Ценности и традиции»

4. Проведение урока информатики и ИТК

«Компьютерный вирус. Интернет-зависимость»

5. Проведение конкурса плакатов, направленные на профилактику терроризма и экстремизма, преступлений против личности, общества, государства.

6. Подготовка и проведение общих линеек техникума с презентациями:

  • «1 сентября. Новая страница твоей жизни»

  • «Учитель. Наставник. Гуру»

  • «День матери»

  • «14 февраля - день вывода советских войск из Афганистана» с организацией встречи с воинами - интернационалистами

  • «Новруз - значимый праздник мусульман»

  • «Смешные люди» о великих артистах-комиках прошлых лет

  • «Подвиг неизвестного солдата»

  • «Шавуот - откровение человечеству»

7. Подготовка и проведения военно-спортивного праздника «Добры молодцы. Мы - одна команда»

В течение 2015/2016 уч. г.

октябрь 2015

ноябрь 2015

декабрь 2015

март 2016

апрель 2016

май 2016

июнь 2016

сентябрь 2015 и июнь 2016


в течении года

октябрь 2015

февраль 2016

июнь 2016

в течении года



в течение года

2.4

Подготовка и проведение общего родительского собрания техникума «Требования единой государственной программы по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения и экстремизма в ГБПОУ РО «ТТТПиТ»

февраль 2016

2.5

Разъяснительные беседы с родителями и обучающимися

  • О межнациональных и межконфессиональных отношениях;

  • По профилактике Интернет-зависимости

по необходимости в течение года

2.6

  • Проведение месячника безопасности (2 раза в учебном году).

  • Проведение повторных инструктажей по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся на случай проявлений терроризма и экстремизма.

декабрь 2015, июнь 2016

по мере организованных посещений городских мероприятий

2.7

Мониторинг адаптации и социализации детей из семей мигрантов, включённых в систему образования.

сентябрь 2015

2.8

Разработка диагностического инструментария для мониторингового исследования уровня сформированности духовно-нравственных качеств и уровня сформированности толерантного сознания у старших подростков - участников программы.

Анкетирование

Тестирование

Социологическое обследование семьи

Проведение индивидуальных бесед с обучающимися и их родителями.

В течение года, совместно с психологом и правоохранительными органами

2.9

Подготовка и проведение семинаров

  • «Роль педагога в обеспечении безопасности учащихся в сети Интернет»

  • «Проведение воспитательной, пропагандистской работы с обучающимися и их родителями, направленной на предотвращение экстремистской деятельности, воспитанию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в среде обучающихся»

  • Проведение круглого стола «Эффективная система правовых, организационных и идеологических механизмов противодействия экстремизму, этнической и религиозной нетерпимости.

  • Анализ проведенной работы по профилактике алкогольной, наркотической зависимостей, табакокурения, правонарушений и экстремизма»

сентябрь 2015


ноябрь 2015

январь 2016

июнь 2016

2.5

Создание методической базы (методические разработки, рекомендации, брошюры, наглядные материалы, оформление информационного стенда "Толерантность").

июль 2016

2.6

Мониторинговое исследование уровня этнического самосознания подростков различных национальностей, их представлений, знаний о культурном наследии собственного и других народов, характер восприятия различных культур и отношение к ним (начальное, промежуточное и заключительное исследование).

октябрь 2015 г. - начальное исследование.

март 2016 г. - промежуточное исследование.

июнь 2017 г. - заключительное исследование.

2.7

Привлечение обучающихся во внеклассную деятельность техникума:

Посещение кружков.

Участие в патриотическом клубе «Доблесть»

в течение учебного года

3.

Заключительный этап:

3.1.

Оценка результатов. Представление результатов на семинарах и конференциях соответствующей тематики.

июнь 2017

3.4.

Обобщение опыта работы по формированию толерантного сознания. Разработка буклетов, листовок, памяток по результатам проделанной работы в рамках программы.

июль-сентябрь 2017










4. Индикаторы оценки результатов реализации программы:

1. степень осознанности обучающихся проблемы терроризма, экстремизма и его угрозы обществу;

2. степень определения возможности возникновения акта терроризма и умения правильного поведения в момент угрозы;

3. степень воспитанности толерантности среди обучающихся;

4. степень постоянной личной ответственности обучающихся и коллектива техникума в ходе учебно-воспитательного процесса;

5. степень внимания обучающихся и коллектива техникума к присутствию на территории ОУ подозрительных предметов и посторонних лиц;

6. степень готовности ОУ к возможным проявлениям актов терроризма и экстремизма;

7. степень принятия мер на случай экстремальных ситуаций.

5. Заключение

Работа над программой продолжается. В ходе реализации она будет изменяться и дополняться. Очень хочется надеться, что эта рабочая программа способна открыть новые возможности для развития образования и воспитания старших подростков в духе толерантности в современном обществе.








Литература

1. Блинов В.М. На пути к идеалу гуманистического учителя. // Педагогика.-2007.-№2.-С.123-124.

2. Гурьянов А. Воспитание толерантной личности. // Воспитание школьников.- 2008.-№2.- С.25-28.

3. Дудникова О.Г. Вопросы педагогической поддержки ребенка // Среднее профессиональное образование.- 2007.- № 2.-С.61-63.

4. Зайцева, Ж.А. От конфликта до конфликта. //Директор школы.- 2007.-№ 4.-С.41-45.

5. Захарченко Е. Конфликты в школе: причины возникновения и способы разрешения. // Директор школы.-2008.- № 1.- С.27-32.

6. Ишакова А.Ф. Этнокультурные аспекты подготовки педагогов профессионального образования /А.Ф. Иншакова, В.Д. Лобашев, В.Ф. Тропин // Среднее профессиональное образование.- 2009.-№ 7.-С.26-30.

7. Романов, А. Правовая работа учителя с учеником в школе / А. Романов, Т. Слюсаренко // Народное образование.-2009.-№ 10.-С.183-198.

8. Федоров А. Отношение школьных учителей к проблеме насилия на экране // Молодежь и общество.- 2007.- №1.- С.90-109.

9. Ямбург, Е. Счастье просить прощение // Директор школы.-2009.- № 6.- С.76-

  1. Менеджмент качества образования в полиэтнических школах: опыт России и Австрии»(материалы международной научно-практической конференции), Комитет по образованию СПб, ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов СПб АППО, ред. Муштавинской И.В., 2013 г.;

  2. Материалы конференции «Воспитание потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми, независимо от их национальной, социальной и религиозной принадлежности», проводимой ЦПМСС Калининского р-на СПб, 2014 г.;

  3. «Мероприятия, направленные на доброжелательное воспитание этнического и культурного многообразия России», выступление зав. организационно-методическим отделом Центральной библиотеки им. В.Г.Белинского Петровой Н.Н.;

  4. «Система работы по формированию петербургского самосознания детей и подростков», выступление зам.директора СПб ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям» Калининского р-на Яковлевой Е.В.;

  5. «Первичная профилактика проявлений экстремизма в подростково-молодежной среде. Культура болельщика», выступление гл.специалиста отд. молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Калининского р-на СПб Новопольцевой А.В.


© 2010-2022