• Преподавателю
  • Другое
  • Программа спецкурса Введение в исследовательскую деятельность для учащихся 5-9 классов

Программа спецкурса Введение в исследовательскую деятельность для учащихся 5-9 классов

Основной целью разработанной программы является формирование у учащихся знаний, умений, навыков научно-исследовательской работы. Программа может использоваться, как надпредметный элективный курс в цепи предпрофильной подготовки школьников в сфере исследовательской деятельности. Она легко преломляется к любой предметной области.    Прикладной курс «Введение в исследовательскую деятельность» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследователь­ской деятельности в у...
Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа

введение

в исследовательскую деятельность

для учащихся 5-9 классов (68 ч.)


Шеина В.Н.,

руководитель ШНОУ,

учитель английского языка гимназии № 132


Рецензент: Казиева А.Х., проректор АЭСА, кандидат педагогических наук, доцент.


Пояснительная записка


В настоящее время в условиях модернизации образования актуальность приобретает организация исследовательской деятельности учащихся. Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведение ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы.

Для решения всех этих проблем представляется перспективным введение курса «Введение в исследовательскую деятельность».

Цель курса: познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.

Задачи курса:

  1. сформировать у учащихся чувства значимости научных исследований;

  2. вооружить учащихся теоретическими знаниями о различных формах организации научно-исследовательской деятельности учащихся;

  3. сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.

Программа основана на следующих принципах:

  • принцип научности;

  • принцип доступности и нарастающей трудности;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы учащихся в сочетании с педагогическим руководством;

  • принцип связи теории с практикой и с жизнью.

Преподавание курса предполагает применение современных образовательных технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе. В связи с этим занятия по данной программе проводятся с применением технологии критического мышления, дебатной технологии, технологии проектов, технологии проблемного и развивающего обучения.

В процессе изучения курса используются следующие формы проведения учебных занятий: лекции, семинары, практикумы, мастерские, тренинги. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, работе в библиотеках, самостоятельной работе в Интернет.

По своему содержанию данный курс является практико-ориентированным, он дополняет и углубляет содержание основных дисциплин; предполагает изучение нового материала и углубление ранее изученного на более высоком проблемно-теоретическом уровне.

Содержательная часть

5 - 7 классы


Раздел 1. Введение (2 часа).

Цель и задачи курса, специфика занятий, общие требования.

Понятие «наука». Ее роль в жизни людей. Классификация наук.

Раздел 2. Работа с различными источниками информации (5 часов).

Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная).

Методы поиска информации. Работа в библиотеке. Знакомство с каталогами. Интернет. Информационные поисковые системы.

Раздел 3. Виды исследовательских работ (13 часов).

Конспект. Виды конспектов. Правила конспектирования.

Доклад. Требования к докладу. Композиция содержания доклада. Стендовый доклад.

Реферат. Виды рефератов. Требования к написанию реферата. Структура реферата. Отличие реферата от доклада.

Отзыв и рецензия. Сходство и различие. Структурная организация.

Эссе. Содержание понятия «эссе». Виды эссе. Структура эссе.

Аннотация. Характеристика понятия. Особенности структурной организации аннотации.

Проект. Характеристика понятия «проект». Требования к структуре и содержанию научного проекта.

Раздел 4. Организация научно-исследовательской работы (10 часов).

Рекомендации по выбору тем и их формулированию.

Правила написания введения, основной части, заключения.

Этика цитирования и правила оформления библиографических ссылок.

Оформление печатной работы: размер листа, шрифта, требования к параметрам страницы, междустрочный интервал. Стандарт оформления титульного листа, оглавления, списка использованной литературы.

Раздел 5. Презентация результатов исследовательской работы (4 часа).

Рекомендации выступающему (психологический настрой, взаимодействие с аудиторией).

Защита исследовательской работы перед одноклассниками.

Выступление на школьной конференции.


8 - 9 классы


Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (11 часов).

Исследовательская деятельность учащихся, ее особенности и общая характеристика. Основные городские научно-практические конференции и конкурсы школьников.

Наука и научное мировоззрение. Содержание понятия «наука». Роль науки в развитии общества. Гуманитарные и естественные науки. Сближение наук.

Виды исследовательских работ: конспект, реферат, доклад, тезисы, аннотация, отзыв, рецензия, научная статья, научно-исследовательская работа.

Раздел 2. Работа с информацией (4 часа).

Методы поиска информации. Поиск литературы в библиотеке. Работа с каталогами. Поиск информации в Интернет.

Методы научного исследования. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требование к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения анкетирования.

Раздел 3. Структура научно-исследовательской работы (12 часов).

Введение. Выбор темы и обоснование ее актуальности. Объект и предмет исследования. Понятия о целях и задачах научного исследования. Гипотеза в научном исследовании.

Основная часть. Роль цитаты в научной работе. Правила цитирования. Оформление цитат.

Заключение. Обобщение результатов исследования, формулирование выводов.

Приложение. Составление схем, таблиц, диаграмм, графиков.

Требования к оформлению научных работ. Общие правила оформления текста научной работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски. Стандарт оформления титульного листа, содержания, списка использованной литературы.

Раздел 4. Представление результатов научно-исследовательской работы (7 часов).

Доклад, композиция содержания доклада. Методы изложения материала. Речевые клише.

Использование наглядности. Компьютерная обработка данных исследования. Создание презентации работы.

Риторика и культура речи. Психологический аспект готовности к выступлению. Развитие дикции. Культура ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Выступление на конференции. Защита работы.




Нормативная часть

Учебно-тематический план


5 - 7 классы


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма проведения

Образова-

тельный продукт

Всего

Лекции

Практика

1.

Введение.

2

1

1



1.1.

Цель и задачи курса.

1

1

-

лекция

анкеты учащихся

1.2.

Понятие «наука».

1

-

1

семинар

конспект

2.

Работа с различными источниками информации.

5

3

2



2.1.

Виды информации.

1

1

-

лекция

конспект

2.2.

Методы поиска информации.

4

2

2

экскурсия в библиотеку,

работа в компьютерном

классе

библиогр. список

3.

Виды исследоват. работ.

13

7

6



3.1.

Конспект.

2

1

1

лекция, практикум

конспект

3.2.

Доклад.

2

1

1

лекция, практикум

доклад

3.3.

Реферат.

2

1

1

лекция, практикум

реферат

3.4.

Отзыв и рецензия.

2

1

1

лекция,

практикум

отзыв и рецензия

3.5.

Эссе.

2

1

1

лекция, практикум

эссе

3.6.

Аннотация.

2

1

1

лекция, практикум

аннотация

3.7

Проект.

1

1

-

лекция

конспект

4.

Организация НИР.

10

4

6



4.1.

Выбор темы.

2

1

1

лекция, семинар

конспект

4.2.

Правила написания введения, основной части, заключения.

4

1

3

лекция, самост. работа,

инд. консульт.

текст работы

4.3.

Правила цитирования, оформление библиографических ссылок.

2

1

1

лекция, практикум

правила работы

4.4.

Оформление печатной работы.

2

1

1

лекция, практикум

оформление работы

5.

Презентация результатов НИР.

4

1

3



5.1.

Рекомендации выступающему.

2

1

1

лекция, тренинг

навыки публичного выступления

5.2.

Защита НИР перед одноклассниками.

1

-

1

тренинг

навыки публичного выступления

5.3.

Выступление на школьной конференции.

1

-

1

конференция

защита работы


Итого:

34

16

18




8 - 9 классы


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма проведения

Образова-

тельный продукт

Всего

Лекции

Практика

1.

Введение в исследовательскую деятельность.

11

7

4



1.1.

Исследовательская деятельность учащихся.

1

1

-

лекция

анкеты учащихся

1.2.

Наука и научное мировоззрение.

1

1

-

лекция

конспект

1.3.

Виды исследовательских работ.

9

5

4

лекция, мастерская

аннотация, отзыв, рецензия

2.

Работа с информацией.

4

1

3



2.1.

Методы поиска информации.

2

-

2

посещение библиотеки,

работа в компьютерном

классе

библиограф. список

2.2.

Методы научного исследования.

2

1

1

лекция, практикум

отчет

3.

Структура научно-исследовательской работы.

12

6

6



3.1.

Введение.

2

1

1

лекция, практикум

введение

3.2.

Основная часть.

2

1

1

лекция, практикум

текст работы

3.3.

Заключение.

2

1

1

лекция, практикум

результаты, выводы

3.4.

Приложение.

2

1

1

лекция,

практикум

таблицы, схемы, диаграммы

3.5.

Требования к оформлению научных работ.

4

2

2

лекция, практикум

оформление текста работы

4.

Представление результатов научно-исследовательской

работы.

7

3

4



4.1.

Доклад, композиция содержания доклада.

2

1

1

лекция, практикум

доклад

4.2.

Использование наглядности.

2

1

1

лекция, мастерская

презентация

4.3.

Риторика и культура речи.

2

1

1

лекция, тренинг

навыки публичного выступления

4.4.

Выступление на конференции.

1

-

1

конференция

сборники работ учащихся


Итого:

34

17

17




В результате изучения программы обучающиеся должны знать:

  • определения терминов и понятий, используемых в научно-исследовательской работе;

  • этапы проведения и структуру исследовательской работы;

  • правила написания исследовательских работ.

Уметь:

  • выбирать перспективные темы исследований;

  • определять цель и задачи исследования;

  • грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, формулировать выводы, находить решения;

  • выступать с публичной защитой полученных результатов на конференциях различного уровня.


Информационно-методическая часть


Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения - не страх получить плохую оценку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали прелесть открытия.

Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предполагается выполнение учащимися своего исследования, написание научно-исследовательской работы и последующее выступление на научно-практической конференции.

Для определения уровня сформированности у учащихся навыков исследовательской деятельности предлагается использовать метод анализа представленных работ учащихся.

При оценке исследовательских работ учащихся принимаются во внимание следующее:

  • умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;

  • соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;

  • наличие литературного обзора, его качество;

  • логичность и полнота доказательств;

  • соответствие выводов полученным результатам;

  • культура оформления материалов.

Список использованной литературы


  1. Аскаров Е.С., Балафанов Е.К., Койшибаев Б.А. Основы научных исследований. Учебно-методическое пособие. - Алматы: ИНТ, 2005, 198 с.

  2. Бабич И.М. Научно-исследовательская работа в школе: проблемы и пути их решения // Творческая педагогика. - 2007. - № 1. - С.83-86.

  3. Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению республиканских научных соревнований школьников. - Астана «Дарын», 2007, 42с.

  4. Положение об экспертизе учебных программ профильных и предпрофильных элективных курсов для 5-11 классов общеобразовательной средней школы. - Алматы, 2008, 20с.

  5. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч . - 2005. - № 6. - С.4-29.

5

© 2010-2022