- Преподавателю
- Другое
- Тесты: Методика оценки уровня проявления социально значимых качеств личности
Тесты: Методика оценки уровня проявления социально значимых качеств личности
Раздел | Другое |
Класс | 4 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Малова В.Н. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методика «Самоанализ личности».
Цель: оценить уровень проявления социально значимых качеств личности:
-
активность нравственной позиции;
-
коллективизм;
-
гражданственность в труде;
-
трудолюбие;
-
творческая активность;
-
волевые качества.
Каждый фактор представлен четырьмя вопросами. Он разбит на два подфактора, по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления, степень оценки данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору - 20, по подфактору - 10, минимальный соответственно - 4 и 2.
Текст методики приводится в Приложении 7.
Учителю и родителям рекомендуется также провести анализ личности каждого ученика по этим же вопросам. По результатам исследований учителя дают самые строгие (низкие) оценки качеств личности учащихся, родители - несколько более высокие, а дети - самые высокие самооценки. Уровень самооценки учащихся постепенно снижается от 6 к 10 классу, сближаясь с оценками учителей.
Степень расхождения между оценками учителя и самооценками детей указывает на характер их взаимоотношений, влияет на психологический климат в классе. При большом расхождении (более 1 балла) отсутствуют отношения взаимного доверия и сотрудничества.
Методика «Самоанализ личности» не только позволяет раскрыть сильные и слабые стороны личности учащихся, но и активизировать углубленный самоанализ качеств (при углубленном варианте предъявления). Такое самопознание является начальным этапом самовоспитания нравственных и трудовых сторон личности.
Повторное предъявление методики через год показывает динамику изменений в проявлениях ценных качеств личности.
Инструкция:
«Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашей личности. Я буду читать номер вопроса и сам ответ, а вы должны записать номер и напротив него - свой ответ.
Ответ выбирается по шкале возможных ответов:
неверно скорее неверно когда как в целом верно верно
1 2 3 4 5
Вы смотрите на шкалу возможных ответов и решаете, какой ответ вам больше всего подходит: или 1, или 2, или 3, или 4, или 5. Например, на первый вопрос вы выбрали ответ "скорее неверно". Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом нужно отвечать на все вопросы».
Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов»
4). Данные по классу представляются в виде таблицы (см. Приложение 8),
данные по школ в целом - в виде аналогичной таблицы
Текст методики «Самоанализ личности»
-
Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.
-
Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.
-
Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.
-
Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.
-
Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
-
Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.
-
В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.
-
Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.
-
Часто изобретаю свой подход к делу.
-
Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
-
Я - целеустремленный человек.
-
Умею длительно работать с полной отдачей сил./
-
Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
-
Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
-
Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
-
Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
-
Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
-
Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям, водоемам и т.д.
-
Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
-
Люблю самостоятельную, трудную работу.
-
Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
-
Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
-
Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
-
Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.
Текст методики «Самоанализ личности»
-
Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.
-
Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.
-
Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.
-
Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.
-
Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
-
Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.
-
В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.
-
Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.
-
Часто изобретаю свой подход к делу.
-
Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
-
Я - целеустремленный человек.
-
Умею длительно работать с полной отдачей сил./
-
Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
-
Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
-
Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
-
Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
-
Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
-
Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям, водоемам и т.д.
-
Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
-
Люблю самостоятельную, трудную работу.
-
Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
-
Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
-
Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
-
Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.
Ключ к методике «Самоанализ личности».
1. Активность нравственной позиции - № 1, 2, 13, 14.
1а - уважение к людям, совестливость - 1, 13.
16 - стремление к нравственному самовоспитанию - 2, 14.
-
Коллективизм - № 3, 4, 15, 16.
2а - ответственность перед коллективом - 3, 15.
26 - чуткость и взаимопомощь - 4, 16.
-
Гражданственность в труде - № 5, 6, 17, 18.
За - осознание значимости своего труда для общества - 5, 17.
3б - бережное отношение к результатам труда, к природе - 6, 18.
4. Трудолюбие - № 7, 8, 19, 20.
4а - добросовестность - 7, 19.
46 - самостоятельность в преодолении трудностей - 8, 20.
5. Творческая активность - № 9, 10, 21, 22.
5а - стремление к изучением процесса - 9, 10.
5б - стремление к новому, инициатива - 21, 22.
-
Волевые качества
6а - целеустремлённость - № 11,12.
6б - настойчивость и самообладание - 23,24.
Уровни:
Высокий - от 80б до 120б.
Средний от 40б до 79б.
Низкий - ниже 40б.
ПРИЛОЖЕНИЕ
САМОАНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ
Показатель
Активность нравственной позиции
Коллективизм
Гражданственность
в труде
Трудолюбие
Творческая активность
Волевые
качества
Итоговый
Уровни
Класс
Уважение к людям
Стремление к нравствен. самовоспитан.
Общий балл
Ответственность перед коллективом
Чуткость и взаимопомощь
Сумма баллов
Осозн. значимости своего труда для общест.
Береж. отношение к рез. труда, к природе
Сумма баллов
Добросовестность
Самостоятельность в преодолении трудностей
Сумма баллов
Стремление к улучшению процесса работы
Стремление к новому, инициатива
Сумма баллов
Целеустремлённость
Настойчивость
Сумма баллов
Высокий
Средний
Низкий