- Преподавателю
- Другое
- Коррекционный урок «Практическое обучение младших школьников основам коммуникации»
Коррекционный урок «Практическое обучение младших школьников основам коммуникации»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ростовцева Т.А. |
Дата | 07.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Антонычева Надежда Борисовна, Ростовцева Татьяна Александровна, Шалаганова Лариса Ивановна, учителя начальных классов,
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Коррекционный урок
«Практическое обучение младших школьников основам коммуникации»
Цель: формирование навыков позитивного, созидательного общения.
Задачи: развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе.
- актуализировать представления об эмоциях; способствовать развитию у детей рефлексии и научить анализировать собственное состояние;
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
- формирование коллективного обсуждения заданий;
- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
- становление умения владеть средствами общения.
1. Орг.момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались нашей дружной компанией, чтобы поговорить о важном слове, без которого мы не сможем существовать и развиваться в правильном направлении. Это слово «ОБЩЕНИЕ». Знаете что это такое?
Дети отвечают. Взаимодействие 2-х и более людей. Совместный труд, учение, коллективная игра…
У меня в руках клубочек ниток. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня. Итак, я - Н.Б.. Больше всего я люблю читать, вязать, плавать…
Посмотрите, клубок вернулся ко мне. Значит, он прошёл по кругу. И у нас получился своеобразный круг общения. Ведь мы с вами сейчас общались и узнали много интересного друг о друге за несколько минут общения.
Вот сегодня в течение всего урока мы должны будем показать, как умеем общаться между собой. Поэтому урок у нас сегодня будет необычный. Мы проведём его в виде урока - конкурса. Согласны? Тогда команды займите свои места за столами.
Т.к. у нас конкурс, то за каждый правильный ответ команды будут получать зелёные флажки. Если ответ неполный - жёлтый флажок, за неверный ответ - красный. В конце урока вы сами сможете подсчитать свои результаты.
Начинаем?
1 задание. У человека бывает разное настроение. Я вам предлагаю внимательно посмотреть на доску и определить: 2 класс человека, который радуется, и подойдите к этой картинке. 3 класс найдите человека, который огорчился, а 4 класс - удивился. Я даю вам 1 минуту, чтобы вы посовещались. Готовы. Раз, два, три - команды выходи…
Вы чему радуетесь?... Из-за чего вы огорчаетесь?... Что вас может удивить?..
.
А сейчас давайте немного поиграем. Покажите с помощью мимики .. Вы удивились, огорчились, испугались, обрадовались!
А сейчас давайте улыбнёмся нашим гостям и подарим им свои улыбки.
2 задание. Общение происходит у вас в школе. Но чтобы туда прийти, надо собрать портфель. Следующее задание - собрать портфель согласно расписания, которое мы вам предлагаем. Но сначала посмотрите внимательно и исключите, на ваш взгляд, лишний предмет и почему.
Приступаем к заданию (даём расписание и лишние учебники, игрушки).
А теперь расскажите, что вы положили в портфель и почему.
3 задание. Каждый день (сколько дней в неделе мы учимся?) 5 раз в неделю мы приходим в школу. Каждый из вас свой маршрут до школы хорошо изучил. И вот сегодня мы попробуем дойти до школы с закрытыми глазами. Вы должны внимательно слушать и выполнять инструкции учителя
(Одеваем ученикам на глаза повязку).
Даём инструкции - Два шага вперёд. Перешагиваем через маленькую лужу. Три шага вперёд. Перешагиваем через большую лужу. Повернитесь налево. Два приставных шага в левую сторону. Впереди ещё одно препятствие - Это низко наклонённая ветка. Присели и сделали два шага вперёд. Встали, повернулись налево.
- Трудно вам, ребята, было? (Нельзя ходить, не глядя по улице. Мы должны быть внимательными). Для нас это игра. И мы находились не на улице, а в безопасном месте. Но рядом с нами есть люди, которые слабо видят или совсем не видят. И представьте, как им бывает сложно передвигаться по городу, а особенно переходить дорогу. Надо таким людям всегда помогать, не смеяться над ними. А как помочь перейти дорогу незрячему человеку вы нам сейчас покажете. В каждой команде вы должны выбрать человека, которому будете помогать. Возле школы у нас светофор. Вы должны сами перейти правильно дорогу и помочь перейти незрячему человеку. Учитель дают команды - Загорелся красный свет светофора …и т.д. Дети переводят «слепого» человека через дорогу.
4 задание. И вот, ребята, мы пришли с вами в школу. Когда мы приходим в школу, какое происходит самое первое общение? Мы здороваемся. Давайте вспомним несколько правил, как нужно здороваться.
- Вы заходите в класс, а там уже находится 1 ученик, например, Серёжа. Как вы поздороваетесь?
- А если в классе не один ученик, а несколько детей?
-Вы пришли в школу и увидели учителей, среди которых есть и ваш учитель. Как нужно поздороваться?
-Молодцы!
Прежде, чем общаться, нужно познакомиться. Вот сейчас у каждой команды будет задание - Вы должны расшифровать имя. Чтобы задание вы смогли выполнить правильно, в своих командах необходимо работать дружно. Кто выполнит задание, встаёт.
Результаты. Конечно, в обычной жизни вам не придётся отгадывать имя своего собеседника, если вы умеете общаться с окружающими. Вы просто спросите, а как тебя зовут, давай познакомимся. Следующее задание - определите, какой из головастиков самый непослушный и скажите, почему?
Кто выполнил задание, встаёт. Результаты. Находясь в любом коллективе, общественном месте или если вы играете, всё равно должны придерживаться определённых правил поведения, тогда и общение будет приятным и полезным.
Динамическая пауза.
Устали? Давайте поиграем. Наша игра называется «Пожалуйста».
Ребята, я буду давать вам задания, вы их будете выполнять только в том случае, если я скажу слово «пожалуйста». Попробуем?..
Ребята! Встаньте пожалуйста, сядьте…пожалуйста сядьте…пожалуйста поднимите вверх правую руку, а теперь левую…пожалуйста левую…опустите руки…пожалуйста опустите руки… Пожалуйста, встаньте…пожалуйста, подпрыгните на месте один раз…сядьте на место…пожалуйста, сядьте…
5 задание. Мы общаемся не только между собой в школе, но и в других общественных местах: в библиотеке, на почте, в магазине. И следующее задание - Вы отправляетесь в магазин. Каждый класс должен сделать покупки на определённую сумму денег. 2 класс покупает игрушки на сумму не более 10 рублей (даём кошелёк), 3 класс покупает учебные принадлежности на сумму не более 20 руб. А 4 класс покупает овощи для борща на сумму не более 100 рублей (обязательно присутствует лишний предмет).
Ученики рассказывают что приобрели.
- Что вы будите делать, если денег не хватит? Можно ли просит деньги?
6 задание. Общение происходит не только в школе, в общественных местах, но и по месту жительства с вашими соседями и близкими родственниками. Кроме приятных минут общения могут возникнуть различные ситуации и от того, как вы себя поведёте, может зависеть жизнь и здоровье людей. Следующее задание: Вы возвращаетесь со школы домой, а там…???
2 класс - Вы увидели дым из соседней квартиры, почувствовали запах гари. Ваши действия.
3 класс - Вы пришли домой и увидели, что вашей бабушке плохо. Ваши действия.
4 класс - Вы пришли домой, и почувствовали запах газа. Ваши действия.
Молодцы! Вы всё правильно сделали. И мы уверены, что если произойдут такие же ситуации в жизни с незнакомыми людьми, вы также сможете принять правильные решения.
Заключение. Подходит к концу наше сегодняшнее занятие и прежде чем подвести итоги хочется сказать: «Любую проблему можно решить, если люди умеют общаться между собой, они внимательны и добры друг к другу. Тогда наша жизнь будет намного легче и интереснее»!
А сейчас мы посмотрим, кто победил. Считаем флажки. Выявили победителей.
Понравилось ли вам занятие? Покажите с помощью мимики. Встаньте и подойдите к той картинке, которая соответствует вашему настроению.
Всех нас ждёт сладкий приз. Это конфеты. А как же мы их поделим? Нужно угостить всех присутствующих. Вы - молодцы!