• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему: Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО

Статья на тему: Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО

Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании. Сегодня главный вопрос: меняется ли понимание «готовности ребёнка к школе» в связи с принятием ФГОС в детском саду и в начальной школе, в чём специфика проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальным звеном общего образования на современном этапе...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО»

Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании. Поэтому невозможно не согласиться с мнением учёного, педагога-психолога Е.Е.Кравцовой: «Если по каким-либо причинам развитие ребёнка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственной для этого перехода деятельности, не получил специфических черт личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьёзные трудности, и его развитие будет идти искажённым путём».

Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи в воспитательно-образовательном процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Преемственность - это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.

Таким образом, преемственность является двухсторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка, и формируются его фундаментальные личностные качества - те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей ДОУ и начальной школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • формирование духовно-нравственной культуры ребенка;

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Данные цели могут быть реализованы при решении следующих приоритетных задач:

На дошкольном этапе детства:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни через внедрение современных здоровьесберегающих технологий;

  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

  • развитие фундаментальных личностных качеств ребенка-дошкольника (инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению), являющиеся основой успешного обучения в гимназии;

  • формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;

  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);

  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;

  • приобщение дошкольников к русским народным традициям и культуре.

На этапе начальной школы:

  • формирование у детей способности к организации своей деятельности и умения учиться;

  • формирование умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • развитие духовно-нравственных качеств младших школьников, предусматривающих принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • воспитание осознанного принятия ценностей здорового образа жизни и регуляция в соответствии с ними своего поведения;

  • совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

  • создание основ для самостоятельного успешного освоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;

  • индивидуализация процесса обучения в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребенка.

Сегодня главный вопрос: меняется ли понимание «готовности ребёнка к школе» в связи с принятием ФГОС в детском саду и в начальной школе, в чём специфика проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальным звеном общего образования на современном этапе. Можно ответить - да.

Именно с выходом ФГОС начального общего образования и ФГОС ДО положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования. Нельзя сказать, что до введения ФГОС в этом плане не наблюдалось никакой практической преемственности: конечно же, она существовала всегда, но именно введенный стандарт образования на государственном уровне позволил перевести её на качественно новый уровень. Использование ФГОС в дошкольном образовании предполагает, что обучение и воспитание должно строиться таким образом, чтобы у ребенка сформировались предпосылки к успешному продолжению учебы в школе. В ДОУ создаются все условия для того, чтобы ребенок от доминирующей в дошкольном возрасте игровой деятельности без труда смог перейти к доминирующей в школьном возрасте учебной деятельности.

Анализ образовательных областей ФГОС ДО и ФГОС начальной школы выявил содержательную преемственность, которую можно выразить следующим образом: только через деятельность ребенок осваивает новый опыт. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

В дошкольном учреждении педагоги стараются научить детей деятельности в воспитательном смысле - это значит сделать учение мотивированным, научить каждого ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ему сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития - знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.

Таким образом, образовательная деятельность в ДОУ выступает, как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Бесспорно, ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, педагоги ДОУ должны предоставлять возможность учителям знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Таким образом, введение ФГОС в дошкольном образовании призвано определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования для обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей, которые позволят ему успешно обучаться в школе. Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития. Понимание понятия «Готовность к школе» остаётся прежним: это не только некое состояние дошкольника, но и усилия всех участников образовательного процесса: детского сада, семьи и начальной школы.

Все мы надеемся, что проблема преемственности как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена (педагогами ДОУ и начальной школы), а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.

Литература:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 9/2013. Проект ФГОС ДО

  2. Журнал «Воспитатель» № 9/2013. От модели выпускника ДОУ к модели выпускника НШ

  3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой и др.

  4. Интернет - источники.

© 2010-2022