- Преподавателю
- Другое
- Программа литературного кружка Хайхастыг чорых
Программа литературного кружка Хайхастыг чорых
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тиникова В.П. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Одной из основных целей школьного образования является развитие творческих способностей ученика. Именно достижению этой цели призваны служить дополнительные занятия по хакасской литературе.
Программа кружка реализует познавательную и социокультурную цели:
• познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частьюкоторого является язык, на котором говорит ученик, восприятием хакасской художественной литературы разных видов и жанров, ознакомлением учащихся со средствами художественной выразительности и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
Социокультурная цель включает в себя:
- формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие интереса к литературному творчеству и потребность в нем.
- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
- формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
- создание условий благоприятствующих реализации литературного творчества, самовыражения личности через творчество: сочинение скороговорок, загадок; написание сказок, стихов, сочинений, рассказов и т.д.
Задачи:
• развивать творческие литературные способности обучающихся.
• воспитывать и развивать у школьников качества, служащих предпосылками для творческой деятельности - развитие наблюдательности, общительности, воображения, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты.
• развивать умения общаться в устной форме, участвовать в диалоге на хакасском языке.
• воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношения к произведениям хакасской литературы, стремление совершенствовать свою речь.
Стержнем теоретических знаний в программе является практическое усвоение художественных текстов, как содержательной формы и знакомство со средствами художественной выразительности. Это решается путем работы с целостной структурой, постепенно усложняющихся жанров литературы. Пословицы, тахпахи, скороговорки, загадки - все это небольшие по объему художественные сюжеты, что позволяет изучать структуру произведения целостно. Кроме того, эти жанры прикладные, в них можно четко выделить задачу жанра, а ведущую роль играют такие уровни формы, которые в более сложных жанрах уходят на второстепенный план: ритмический рисунок в считалке, звуковой рисунок в скороговорке, метафора и сравнение в загадке.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта обучающихся. Самовыражение личности ребенка через различные виды деятельности предполагает собственное творчество детей, решение субъективно-творческих задач разной степени трудности и творческого вклада.
Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на занятиях.
Программа рассчитана на 40 часов и содержит как теоретические, так и практические занятия. В кружке будут заниматься учащиеся 5,6,7,8 классов.
Программа кружка
1.Введение.Знакомство с целью, задачами, программой.
2. Инсценировка небольшого литературного произведения.Теоретические основы инсценировки. Роль пауз, логических ударений, интонации. Выразительное чтение произведения и анализ содержания. Тема, идея, основные образы, произведения. Чтение по ролям, заучивание произведения наизусть.
3. Основы художественного перевода.Понятие и теоретические основы художественного перевода. Средства передачи образности языка произведения-оригинала. Перевод небольшого прозаического произведения с хакасского языка на русский и с русского на хакасский. Перевод лирического произведения.
4. Сочинение как вид творческой работы.Требования к сочинению. Самостоятельная формулировка темы сочинения. Основные части сочинения и работа над этими частями. Логика изложения и глубина аргументации. Виды сочинений. Работа над выразительностью речи. Работа над стилистическими и речевыми ошибками сочинения. Рецензия на сочинение товарища. Сочинение стихотворений.
5. Итоговая работа. Выпуск литературного альманаха.Понятие «литературный альманах». Выбор материала и подготовка своих творческих работ к печати. Работа над художественным оформлением альманаха на компьютере.
Календарно-тематическое планирование
Тема
Практика
Теория
Кол-во часов
Дата
Введение. Знакомство с целью, задачами, программой кружка.
1
1
2
Теоретические основы инсценировки стихотворений.
1
2
3
Основы художественного чтения: четкое и правильное произношение, ясная и верная передача мыслей автора.
1
3
4
Выразительное чтение стихотворения М.Р.Баинов «ixем», «Ууxама». Работа над содержанием стихотворений.
Формирование умения видеть то, что изображено в произведении, и читать так, чтобы и слушатели могли представить себе это и правильно оценить.
1
3
4
Интонационный рисунок произведений. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям.
1
2
3
Уяснение содержания произведения: тема, идея, основные образы произведения
2
2
4
Теория художественного перевода. Основные понятия.
1
2
3
Анализ перевода отрывка из произведения Каркея Нербышева «У синих утесов». Сравнение с оригиналом.
1
2
3
Сохранение образности языка при переводе. Средства выразительности художественного произведения.
1
2
3
Сочинение как вид творческой работы.
Требования к сочинению. Формулировка темы и основные части сочинения.
1
3
4
Виды сочинения. Сочинение- рассуждение.
1
1
2
Рецензия как вид сочинения. Эссе как вид сочинения.
1
2
3
Понятие «литературный альманах» и порядок выпуска альманаха.
1
2
3