Лекции по МДК Теоретические основы товароведения

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МДК 03.01 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

Модуль 3 - Информационное обеспечение товародвижения


Уважаемый студент!

Вы продолжаете изучать дисциплину «Теоретические основы товароведения».

В результате изучения модуля вы будете:

знать

нормативные документы, устанавливающие требования к товарной информации, упаковке, маркировке, условиям хранения, транспортирования и реализации товаров;

основные виды и особенности маркировки, как вида товарной информации.

уметь:

оценивать качество упаковки и маркировки товаров, соответствие товарной информации требованиям нормативной документации, контролировать условия транспортирования и реализации товаров


УЭ-1. Изучить теоретический материал

Тема 1: Средства товарной информации

Цель: изучение основных видов и форм предоставления информации о товарах, требований, предъявляемым к информации, ознакомление с правовой базой информационного обеспечения потребителей

План:

  1. Виды и формы товарной информации.

  2. Средства товарной информации.

  3. Требования, предъявляемые к маркировке товарной информации.

  4. Информационные знаки.

  5. Штриховое кодирование.

  6. Технические документы.


  1. Виды и формы товарной информации

Товарная информация - сведения о товаре, предназначенные для пользователей - субъектов коммерческой деятельности.

В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую; коммерческую; потребительскую.

Основополагающая товарная информация - основные сведения о товаре: вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.

Коммерческая товарная информация - сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю: данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД.

Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.

Потребительская товарная информация - сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений: содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др.

Формы товарной информации: словесная; цифровая; изобразительная; символическая; штриховая.

Каждая из указанных форм характеризуется как преимуществами, так и недостатками.

Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке (например, на русском языке для России или одном из языков субъектов Российской Федерации).

К недостаткам словесной информации относится ее громоздкость, для размещения ее требуется значительная площадь на упаковке и/или товаре. Для ее восприятия необходимо время.

Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты и сроки). Цифровую информацию отличают лаконичность, четкость и единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям.

Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах. К достоинствам изобразительной информации относятся наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность. Вместе с тем возможности этой формы по представлению разносторонних сведений очень ограниченны, поэтому она не заменяет, а лишь дополняет словесную или цифровую информацию.

Символическая информация - сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т. п.

Штриховая информация - информация в виде штрихового кода, который предназначен для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и темных штрихов, светлых пробелов. Эта информация носит чисто коммерческих характер и не доступна потребителю. (рис.1)

Лекции по МДК Теоретические основы товароведения





Рис. 1. Виды и формы товарной информации.













Требования к товарной информации

К товарной информации предъявляют следующие основные требования: достоверность; доступность; достаточность. Эти требования можно обозначить как «Три Д»

Первое «Д »- достоверность - предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма в их представлении, вводящих пользователей информации в заблуждение.

Второе «Д» - доступность - связано с принципом информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей.

Третье «Д»- достаточность информации - может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней информации.

Группы товарной информации

- информационные ресурсы - это документы и массивы документов в информационных носителях: нормативные документы (стандарты, технические документы, общероссийские классификаторы технико-экономической информации), товарные документы (товаросопроводительные документы, эксплуатационные документы, проектные, конструкторские документы и др.);

- специальная литература (словари);

- реклама (буклеты, каталоги, листовки, рекламные щиты);

- маркировка.

  1. Средства товарной информации

Средства товарной информации (СТИ) предназначены для доведения сведений о товаре, его характеристиках до пользователей. К основных функциям СТИ относят:

- информационную функцию, которая является доступным средством ознакомительной с товарной информацией;

- идентифицирующую функцию, сущность которой заключена в распознавании, отождествлении товара с определенными потребительскими свойствами;

- экономическая (продвижение товаров на рынке);

- социальная (коммуникативная);

- нравтсвенно-воспитательная (эмоциональная и мотивационная).

В зависимости от назначения СТИ подразделяют на классы. (рис. 2)

Лекции по МДК Теоретические основы товароведения





Рис. 2 Классификация средств товарной информации.

Средствами товарной информации служат:

а) маркировка;

б) технические документы;

в) нормативные документы;

г) справочная, учебная и научная литература;

д) реклама и пропаганда.

Маркировка - текстовое условное обозначение или рисунки, нанесенные на товар или упаковку, а также другие средства, предназначенные для идентификации товара или его отдельных свойств, доведение информации до потребителя об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара.

Идентификация товаров - установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке и в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям.

Основные функции маркировки - информационная, идентифицирующая, мотивационная, эмоциональная.

Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший - на коммерческую.

Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.

Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.

В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую.

Производственная маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др.

Торговая маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные (или) кассовые чеки, упаковки и (или) товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки, счета, меню, штампы, упаковка.

В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.

Носители производственной маркировки:

Этикетки - наносятся типографским способом на товар или упаковку. Они могут быть самостоятельными носителями информации, прикладываемые или приклеенные к товару. Отличаются значительной информационной емкостью, кроме текста они часто содержат изображения, символы. Из всех носителей маркировки сведения на этикетках наиболее обширны по количеству характеризуемых признаков.

Кольеретки - этикетки особой формы, наклеены на горлышко бутылки. Не несут большой информационной нагрузки, а выполняют в основном назначение эстетического оформления бутылок. Они применяются вместе с основной этикеткой на бутылках и самостоятельного значения не имеют. На них могут быть указаны наименования напитка, производитель, год изготовления, шифрованные знаки. Иногда информация может отсутствовать.

Вкладыши - разновидность этикеток, предназначены для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе. Наиболее часто применяются для кондитерских изделий (конфеты), а также для парфюмерно-косметических, лекарственных, бытовых средств.

Ярлыки и бирки - носители маркировки, прикладываемые или подвешенные к товару. Для них характерна меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков. Бирки отличаются от ярлыков меньшей информированностью. Бирки могут указывать только наименование или фабричную марку или только название фирмы-изготовителя. Ярлыки содержат наименование товара, фирмы изготовителя, ее адрес, сорт, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных. Так на ярлыках, подвешенных к одежде указывается артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска.

Контрольные ленты - носители краткой дублирующей информации, расположенной на ленте небольшого размера и предназначенная для контроля сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Отличительная особенность - преобладание цифровой или символической информации (артикул изделия, номер модели, размер, сорт).

Клейма и штампы - носители информации, предназначенные для идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетку, наносимые с помощью специальных приспособлений установленной формы.

  • в зависимости от места нанесения: производственные, торговые;

  • от назначения: ветеринарные, товароведные, карантинные:

  • от формы: овальные, прямоугольные, квадратные, треугольные;

Способы осуществления: нанесение несмываемой краской, выжигание, выдавливание с помощью штампов, вдавливание цифр, букв.

Носители торговой маркировки:

Торговая маркировка предназначена для предоставления сведений о продавце и в меньшей степени информации о товаре.

Благодаря идентифицирующей информации отдельные носители ТМ служа основанием для предъявления претензий к продавцу в случае обнаружения дефектов товара.

Товарный чек:
- наименование продавца;
- его товарный знак;
- наименование товара;
- его размерные характеристики;
- дата реализации;
- цена.
Кассовый чек:
- наименование продавца;
- номер кассового аппарата;
- дата реализации;
- стоимость покупки.
Товарный ценник - наименование товара и его изготовителя:
- сорт;
- срок годности;
- цена товара за единицу измерения.
Кассовый чек и товарный ценник - обязательные для всех товаров и организаций.
Товарный чек - преимущественно для непродовольственных товаров.

Счета - выписываются при покупке крупногабаритных товаров, доставляемых покупателю на дом. В этом случае они выполняют функции товарной маркировки и товаросопроводительных документов. Счета не являются обязательным документом, они служат основанием подтверждения оплаты покупки покупателем и основанием для предъявления претензий при выявлении дефектов товара.

Счета, выдаваемые ресторанами и т.д. выполняют функции товарных или кассовых чеков и служат обоснованием стоимости услуг, предоставляемых посетителям.

Меню заменяют ценники и вывешиваются при входе в предприятие питания, а также около раздаточных или расчетных узлов.

Услуги по производственной и торговой маркировке товаров потребителем дополнительно не оплачиваются, так как включаются в издержки обращения или производства.

Структура маркировки

Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки (ИЗ). Эти составные элементы различаются соотношением и степенью

Текст как форма письменной информации - наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировок.

Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наибольшей степени он присущ производственной маркировке, в наименьшей - торговой.

Условные обозначения, или информационные знаки (ИЗ), характерны в основном для производственной маркировки. В товарной маркировке они встречаются реже.

Лекции по МДК Теоретические основы товароведения

Основные элементы маркировки:

текст (удельный вес от 50 до 100%), он более предпочтителен;

рисунок (не всегда присутствует, но удельный вес его может быть до 50%);

информационные знаки - идентификация характеристик товара, до 30%.

Условные обозначения позволяют выделить товар из массы аналогичных, идентифицировать товар:

- компонентные знаки (пищевые добавки);

- размерные знаки - конкретные физические величины (масса, объем);

- эксплуатационные - для информирования потребителя о правилах эксплуатации, монтаже, наладке; перечень знаков утвержден на международном уровне, наибольшее распространение - текстильные изделия;

- манипуляционные знаки - для информации о способах обращения с товарами, грузами;

- предупредительные знаки - для обеспечения безопасности потребителя товаров и сохранение окружающей среды при перевозке, хранении, использовании товаров;

- экологические знаки - для информирования потребителей об экологически безопасных способах их применения, эксплуатации или реализации.


3. Требования, предъявляемые к маркировке товарной информации.

Маркировка товарной информации представляет собой комплекс сведений в виде текста, отдельных графических, цветовых знаков и их комбинаций, наносимых в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку) или этикетку.

Маркировка должна соответствовать требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов. Существуют два вида маркировки: производственная и торговая.

Требования к производственной маркировке устанавливаются техническими регламентами, стандартами на маркировку и упаковку, а так же общетехническими условиями стандартов на продукцию.

Требования к торговой маркировке устанавливаются «Правилами продаж отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров» и «Примерными правилами работы предприятия розничной торговли».

Требования к маркировке товарной информации делят на группы: общие, дополнительные и специфические.

Общие требования к маркировке товарной информации устанавливаются техническими регламентами, стандартами и другими нормативными актами в законодательном порядке - это требования достоверности, доступности, достаточности информации о товаре, а так же общие требования к содержанию информации на носителях средств товарной информации любых продовольственных, либо непродовольственных товаров.

Дополнительные требования к маркировке устанавливаются в зависимости от конкретного вида товаров законодательными актами на отдельные группы товаров, либо передаются добровольно производителем (торговым предприятием), с учетом необходимости или полезности информации для производителей, потребителей и других сторон, вовлеченных в процесс обращения данного товара.

К специфическим (специальным) требованиям относят:

- четкость текста и иллюстраций;

- наглядность, однозначность текста;

- соответствие потребительским свойствам товара;

- использование несмываемых, стойких к воздействию внешней среды красителей;

- маркировка должна сохраняться в течение всего допустимого срока использования товара (рис. 3)

Лекции по МДК Теоретические основы товароведения




Рис. 3. Общие и специфические требования к маркировке.

4. Информационные знаки

Информационные знаки (ИЗ) - это условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. ИЗ свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость.

Краткость обусловлена тем, что в качестве информационных знаков могут выступать отдельные слова, буквы, цифры, рисунки и другие символы.

Выразительность и наглядность информационных знаков обуславливаются их формой, цветом, сочетанием отдельных символов, соответствующим определенным эстетическим требованиям потребителей. Например, информационные знаки на спортивных товарах, одежде и обуви для молодежи содержат символы известных спортивных обществ, команд и т.п.

Быстрая узнаваемость информационных знаков достигается путем применения общепринятых символов, изображения которых можно расшифровать без специальных знаний.

Информационные знаки наносят на упаковку, ярлыки, бирки, эксплуатационные документы. Они обладают всеми функциями, присущими маркировке и, как правило, являются краткими, выразительными, наглядными и быстроузнаваемыми за счет отдельных слов, букв, цифр, рисунков, символов.

Информационные знаки - обширный блок информационных данных о товаре (рис.4).

Лекции по МДК Теоретические основы товароведения



Рис. 4. Информационные знаки.

Товарные знаки и знаки обслуживания

I. Товарные знаки (ТЗ) - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельств, которое удостоверяет приоритет товарного знака: исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Регистрация товарного знака осуществляется Роспатентом в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации в течение месяца с даты получения документа об уплат установленной пошлины.

Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в Роспатент. Сроки действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца в течение последнего года ее действия, каждый раз на 10 лет (рис.5).

На практике, товарный знак - это обозначение, которым владелец товарного знака закрепляет за собой определенный сектор рынка, в котором можно играть по своим правилам. Такая монополия дает множество преимуществ в бизнесе.

При этом владелец товарного знака - это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или объединение лиц (в последнем случае владельцы получают на выходе коллективный товарный знак).

Товарные знаки действуют не вообще, а в отношении конкретных товаров и услуг (т.е. предварительно проводится классификация товарных знаков).

Классификация товарных знаков представлена на рисунке 5.

Рис. 5. Классификация товарных знаков.Лекции по МДК Теоретические основы товароведения

В зависимости от назначения товарные знаки подразделяются на 3 подгруппы: фирменные, ассортиментные и страны происхождения.

Товарные знаки могут быть двух разновидностей: коллективные и индивидуальные.

Ассортиментные знаки делятся на типы - видовые и марочные. Виды товарных знаков определяются формой представленной в них информации.

Различат следующие виды товарных знаков: словесные, буквенные, цифровые, объемные, изобразительные, комбинированные.

  1. Фирменные знаки - это знаки, предназначенные для идентификации изготовителя товаров или услуг. Существуют 3 основных типа обозначения фирменных знаков:

  • фирменное имя - это слово, буква, группа слов или букв, которые могут быть произнесены;

  • фирменный знак - это символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение;

  • торговый знак - это фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или их сочетание.

По степени значимости и престижности можно выделить обыкновенные и престижные фирменные знаки.

Обыкновенные фирменные знаки разрабатываются их владельцем или по его поручению специалистами-дизайнерами и регистрируются в порядке, установленном Федеральным законом.

Престижные знаки присваиваются фирмам за их особые заслуги перед государством. В качестве престижных фирменных знаков используются также изображения призов, медалей и других знаков отличия, полученные фирмами на международных, региональных и национальных выставках.

2. Ассортиментные товарные знаки - это знаки, предназначенные для идентификации ассортиментной принадлежности: видовые, марочные.

Примером видового товарного знака могут служить словесная информация о названии товара или его изображение, а также условные буквенные обозначения определенного вида продукта.

Видовые знаки чаще всего применяются в комбинации с марочным знаком (торговая марка).

Торговая марка - это имя, знак, присущие конкретному виду товара с определенными потребительскими свойствами, отличающими его от других товаров того же вида.

Товарные знаки могут принадлежать одному или нескольким владельцам. За исключением знаков страны происхождения все они не предназначены для общего пользования.

3. Знаки страны происхождения товара - это знаки, которые включают в себя международные, применяемые во внешнеторговой деятельности, и национальные, которые могут иметь название страны, символику с изображением национального флага и т.д.

Марочный знак может быть словесной, цифровой, буквенной, изобразительной или комбинированной формы.

1.Словесный - только шрифтовая композиция, в теории дизайн - логограмма. Словесные знаки составляют 80 % от всех существующих товарных знаков. Такими знаками могут быть личные имена «Алёнка», «Тинькофф». Также придуманные новообразования - ксерокс, kodak. Аббревиатуры - МУЗТВ, РТР, ТНТ. Числа - первый канал. Встречаются, особенно в последнее время, новые виды товарного знака, фигурирующие на рынке. Это товарный знак в виде голограммы. Например, на кредитной карточке можно увидеть маленькое изображение, которое меняется в зависимости от угла, под которым вы на него смотрите. В некоторых странах существуют обонятельные знаки, когда определенный запах может быть защищен в качестве товарного знака.

2. Изобразительный - до 5 % не более от общего числа товарных знаков. Чаще всего используется в индивидуальной профессиональной деятельности. Представляет собой абстрактные (знак индекс) или конкретные (иконические знаки) изображения.

3. Комбинированный - в его состав входят в различных комбинациях словесные и изобразительные составляющие (такой знак разобрать нельзя). Именно комбинированные знаки в теории дизайна называют логотипом (отпечаток графики).

Существует целый ряд разнообразных обозначений, используемых как товарные знаки, однако всегда действуют два одинаковых условия: знак должен обладать различительной способностью и не должен вводить в заблуждение.

По виду собственности владельца выделяют коллективные и индивидуальные товарные знаки.

1. Коллективный товарный знак - это товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам.

3.2. Индивидуальный товарный знак - это знак, принадлежащий одному владельцу, однако он не указывается в действующем законодательстве и нормы его применения не установлены.

Знаки наименования мест происхождения товара - это знаки наименования населенного пункта, местности, исторического названия географического объекта.

Бывают международные и национальные: «Made in Rusland» (Сделано в России); в США - «Made in USA» (Сделано в США), Каберне, Абрау.

Знаки соответствия или качества - это знаки, которые подразделяются на знаки соответствия, знаки обращения на рынке и знаки качества.

1. Знак соответствия - это обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объектов сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

В России утвержден только общий знак соответствия системы ГОСТ Р:

Лекции по МДК Теоретические основы товароведения

  1. Знак обращения на рынке - это обозначение, служащее для информирования потребителей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.


Лекции по МДК Теоретические основы товароведения2.1. Национальный знак соответствия - это знак, подтверждающий соответствие требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами.

Он разрабатывается, утверждается и регистрируется национальным органом по стандартизации и сертификации.

Во многих странах также применяются общие знаки соответствия. Например, в Германии национальным знаком соответствия стандартам является знак DIN; во Франции - NF; в Великобритании - Kitemark; Польше - B; Южной Корее - K.

Рис. 6.

В Германии, Франции, Великобритании, Польше, Южной Корее:

Лекции по МДК Теоретические основы товароведения

Трансляционные (региональные) знаки соответствия - знаки, подтверждающие соответствия требованиям, установленным региональными стандартами.

Лекции по МДК Теоретические основы товароведения
3. Знаки качества - это знаки, которые могут присваиваться не только органами по сертификации, но и другими организациями, не входящими в национальную систему сертификации. Например, знаки «Проверено на безопасность», «Исследован на пригодность для производства пищевых продуктов», СМА и др. в Германии.
1)Лекции по МДК Теоретические основы товароведения 2) Лекции по МДК Теоретические основы товароведения

Рис.7. Знаки качества: 1) Проверено на безопасность;
2) Исследован на пригодность для производства пищевых продуктов

Компонентные знаки.

Компонентные знаки - знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или несвойственных) товару.

Е-компонентные знаки используются как альтернативное обозначение химического названия пищевых добавок, названия которых очень сложны.

Все пищевые добавки разделены на функциональные классы в зависимости от технологических функций:

Е 100 -Е 182 - красители (применяются для окраски некоторых пищевых продуктов);

Е 200 и далее - консерванты (применяются для продления сроков хранения пищевых продуктов);

Е 300 и далее - антиокислители (антиоксиданты) (замедляют окисление, предохраняя тем самым пищевые продукты от порчи);

Е 400 и далее - стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию пищевых продуктов);

Е 500 и далее -эмульгаторы (поддерживают определенную структуру продуктов питания);

Е 600 и далее - усилители вкуса и аромата (усиливают вкусовые и ароматические свойства пищевых продуктов);

Е 700 и далее - запасные индексы;

Е 800 и далее - антифламинги (понижают пенистость пищевых продуктов);

Е 1000... - формируемая группа: глазирующие агенты, подсластители, античерствители и др.

Перечень разрешенных добавок и их предельно допустимые концентрации регламентируются «Медико-биологическими требованиями и санитарными нормами качества продовольственного сырья и пищевых добавок» и «Санитарными правилами по применению пищевых добавок».

Вопросы о допустимости пищевых добавок, не имеющих разрешения к применению в России, решается Госкмсанэпидемнадзором в установленном порядке при наличии заключения Института питания.


Размерные знаки.

Размерные знаки - знаки, предназначенные для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественную характеристику товара.

В нашей стране такие размерные знаки ранее не применялись. Физические величины обозначали полным названием. С 1980 г. эти названия должны соответствовать Международной системе единиц физических величин (СИ).

Наиболее часто для обозначения массы нетто применяется размерный знак е (от англ. exactly, нем. exart - точно, ровно, одинаково), объема - знак V.

Код размерных знаков чрезвычайно прост. К условному обозначению физической величины (е, V и др.) добавляется фактический размер этой величины в принятых единицах измерения. Чаще всего применяются единицы измерения по системе СИ, гораздо реже - национальные единицы измерения страны-импортера (фут, дюйм и т. п.).

Размерные информационные знаки в виде номера или графических изображений, указывающих длину и объем бедер для каждого номера, применяются для колготок.

Манипуляционные знаки.

Манипуляционные знаки - знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами.

Лекции по МДК Теоретические основы товароведенияДо сих пор манипуляционные знаки считались указателями способов обращения с грузами и наносились в основном на транспортную тару. Их символика, наименование, назначение регламентируются ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов».


Рис. 8. Манипуляционные знаки.


Предупредительные знаки


Рис. 9. Предупредительные знаки.

Предупредительные знаки - знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на действия по предупреждению опасности.


Лекции по МДК Теоретические основы товароведения



Эксплуатационные знаки.

Эксплуатационные знаки - знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров.

Такие знаки наносят на этикетки, ярлыки, бирки, упаковку, контрольные ленты или непосредственно на товар. Наиболее распространены международные символы, принятые для текстильных изделий.

Лекции по МДК Теоретические основы товароведения

Лекции по МДК Теоретические основы товароведения

Рис. 10. Эксплуатационные знаки.

Экологические знаки

Экологические знаки. Одной из наиболее актуальных проблем современности являются охрана окружающей среды и обеспечение безопасности человека. Пути ее решения многообразны. Один из них - информирование потребителей с помощью

Экологические знаки (эко-знаки) предназначены для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации.

Группу эко-знаков подразделяют на три подгруппы:

Первая - знаки, информирующие об экологической чистоте товара или безопасности для окружающей среды;

Вторая - знаки, информирующие об экологически чистых способах производства или утилизации товаров или его упаковки;

Третья - знаки, информирующие об опасности продукции для окружающей среды.

Эко-знаки первой подгруппы информируют о безопасности продукта или отдельных его свойств для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.

ПЛекции по МДК Теоретические основы товароведенияримеры таких знаков приведены на рис. 11.: знак «Белый лебедь»(а) принят в Скандинавии; «Голубой ангел» (б) в Германии; экологический знак, который ставит «Kontrollfureningen fur ekologisk odling» (в) в Швеции, информирует о неприменении в процессе производства пестицидов и других химических веществ для сельскохозяйственной продукции и продукции животноводства; знак шведского общества; «Swedish Society for Nature Conservation» (г) информирует об экологической безопасности в процессе производства, утилизации или о неприменении в процессе производства вредных химических веществ.


Рис.11. Экологические знаки:

а) Белый лебедь

б) Голубой ангел

в) Kontrollfureningen fur ekologisk odling

г) Swedish Society for Nature Conservation

В России разработано несколько видов знаков, информирующих об экологической безопасности. Так как безопасность проверяют путем добровольной сертификации, каждая система сертификации может ставить свой экологический знак. Примеры таких знаков приведены на рис. 9.

РЛекции по МДК Теоретические основы товароведенияис. 12. Экологические знаки, ставящиеся на упаковку товаров в России

ЭЛекции по МДК Теоретические основы товароведенияко-знаки второй группы информируют о не загрязнении окружающей среды. Примером этого вида знаков может быть экологический знак «Der Grime Punkt», или «Зеленая точка» (рис. 13), разработанный в Германии. Он информирует о том, что товар и его упаковка предназначены для сбора или вторичной переработки, а компания-изготовитель или компания-продавец имеют право собственности на эту упаковку, т.е. упаковка или сам товар возвращаются обратно изготовителю или продавцу. За пределами Германии знак ставится на продукцию компаниями, которые оказывают финансовую помощь программе переработки отходов «Есо Emballage» и включены в ее систему утилизации. В России нет программ утилизации отходов, а доля вторичной переработки ничтожно мала, поэтому в нашей стране данный знак не имеет силы, а компании, ставящие его на упаковку их товаров, вводят потребителей в заблуждение относительно экологической чистоты товара.

ЭЛекции по МДК Теоретические основы товароведениякологический знак этого вида «Recycling» (рис. 11.33) означает, что изделие или его упаковка изготовлены из переработанного материала или пригодны для переработки. К сожалению, в России маркировка с помощью этого знака бесконтрольна, поэтому так же, как «Зеленая точка», в большинстве случаев не имеет смысла.

Рис. 14. Экологический знак

«Recycling»

На упаковку или товар из полимерных материалов ставят знак, показанный на рис. 11.34, информирующий о том, что упаковка или товар пригодны для вторичной переработки.

Знак, означающий замкнутый цикл: создание - применение -утилизация. Ставится на упаковку или товар из полимерных материалов и информирует о том, что упаковка или товар пригодны для вторичной переработки.Лекции по МДК Теоретические основы товароведения

Рис. 15. Экологический знак «Перерабатываемый пластика»

При этом в сам знак или рядом с ним ставят либо цифры 1-7, либо буквы - код вещества, из которого произведены товар или его упаковка (рис.16). А на пластиковую посуду, кроме того, ставят знак "Бокал-вилка", информирующий о пригодности пластикового изделия для контакта с пищевыми продуктами.

Лекции по МДК Теоретические основы товароведенияРис. 16.

1. PET (или ПЭТ)- полиэтилентерфталат. Используется для изготовления упаковок (бутылок, банок, коробок и т.д.), для розлива прохладительных напитков, соков и воды, а также упаковки для разного родапорошков, сыпучих пищевых продуктов и т.д.

2. PE-HD (или ПВП) - полиэтилен высокой плотности. Используется для изготовления фасовочных пакетов, пакетов для молока и воды, бутылок для отбеливателей, шампуней, моющих и чистящих средств, канистр для моторного и машинных масел и т.д.

3. PVС (или ПВХ)- поливинилхлорид. Используется в производстве окон, упаковки сыпучих пищевых продуктов и разного рода пищевых жиров. Этот вид пластика практически не поддается переработке. Существуют данные о его способности проникать в продукты питания, а затем и в организм человека.

4. PE-LD (или ПНП) - полиэтилен низкой плотности. Используется в производстве полиэтиленовых пакетов, гнущихся пластиковых упаковок и для производства некоторых пластиковых бутылок и труб.

5. PP (или ПП) - полипропилен. Из него делают крышки для бутылок, бутылки для сиропа и кетчупа, одноразовые стаканчики. Из полипропиленовых стаканов можно пить горячий чай или кофе, в тарелках из него можно разогревать пищу в микроволновой печи. Однако при употреблении из него спиртного, есть опасность того, что в организм попадут фенол и формальдегид (канцерогенное вещество).

6. PS (или ПС) - полистирол. Используется в производстве поддонов для мяса и птицы, контейнеров для яиц.

7. OTHER (или ДРУГОЕ) - смесь различных пластиков или полимеров, не указанных выше. Упаковка, маркированная этой цифрой, не может быть переработана и заканчивает свой жизненный цикл на полигоне отходов.

Лекции по МДК Теоретические основы товароведения

Лекции по МДК Теоретические основы товароведенияЗнак «Бокал-вилка» наносится на пластиковую посуду и информирует о пригодности пластикового изделия для контакта с пищевыми продуктами.

На современной упаковке зачастую наносится знак - призыв не загрязнять природу. При этом в разных странах около этого знака могут быть различные надписи - от «Берегите труд уборщиц» до «Выкидывать в мусорное ведро», но смысл этих надписей одинаков.

Если товар или упаковка утилизируются по определенным правилам, то ставится знак, информирующий об этом потребителей (в основном на батарейки и аккумуляторы). Товар, имеющий такую маркировку, должен быть сдан в специальный пункт. В Европе таких пунктов огромное количество, так как там есть специальные заводы, перерабатывающие батарейки и аккумуляторы. В России таких заводов нет, соответственно найти пункты по приему батареек практически невозможно.

Знак "Не выбрасывать! Сдать в специальный пункт по утилизации" указывает на необходимость отдельного сбора и выброса использованных источников питания (ламп, батареек и аккумуляторов), содержащих некоторые опасные вещества, например, ртуть, кадмий и свинец. Лекции по МДК Теоретические основы товароведения

Эко-знаки третьей подгруппы характеризуют опасность продукции для окружающей среды. К ним относятся некоторые предупредительные символы.

Знаки, предупреждающие о том, что продукция может нанести вред окружающей среде, представлены на рис. 11.38.

Лекции по МДК Теоретические основы товароведения

ПЛекции по МДК Теоретические основы товароведенияримеры экологических знаков, предупреждающих о вреде для окружающей среды:

  • а) знак, применяемый при морских перевозках опасных для флоры и фауны веществ;

б) знак "Опасное для окружающей среды" в ЕС

Европейский Союз разработал собственный экологический знак, который может быть зеленого или голубого цвета (рис. 20).

Лекции по МДК Теоретические основы товароведения

Экологическая маркировка получает постепенное распространение и в России:

"Листок жизни" - первая российская экомаркировка. Система добровольной экологической сертификации «Листок Жизни»была разработана Санкт-Петербургским экологическим союзом в 2001 году. «Листок Жизни» может получить любая, как пищевая,так и непищевая потребительская продукция,успешно прошедшая сертификацию. «Листок жизни» подтверждает экологичность продуктаи экологическую безопасность всех этапов его производства. Эта маркировка признана международным сообществом соответствующей мировой практике добровольной экологической сертификации.

Лекции по МДК Теоретические основы товароведенияЛекции по МДК Теоретические основы товароведения

Орган сертификации «Международный экологический фонд» (ОС«МЭФ»), аккредитованный в Системе обязательной сертификации по экологическим требованиям

РОСС.RU.001.01.ЭТОО, проводит

экологическую сертификацию объектов, подлежащих обязательной сертификации и объектов, подлежащих добровольной экологической сертификации на соответствие экологическим требованиям, в том числе международным.

Лекции по МДК Теоретические основы товароведения Московская система добровольной сертификации «Экологичные продукты» создана в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 16.09.03 № 783-ПП «О мерах по экологической оценке продукции, реализуемой на потребительском рынке г. Москвы». Экологичный продукт - это продукт животного или растительного происхождения, произведенный из натурального продовольственного сырья, выращенного с соблюдением всех установленных санитарных и ветеринарных норм и правил, а также вода питьевая, расфасованная в емкости, отвечающие (соответствующие) по показателям безопасности уровням, установленным к продуктам для питания детей раннего возраста.

5. Штриховое кодирование

В международной практике производства и торговли принято штриховое кодирование товаров.

Штриховой код - информационный знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. Основана эта технология на различных графических представлениях кодов, обеспечивающих не только понятные человеку формы кодов, но и форматы, предназначенные для считывания специальными устройствами - сканерами штрих-кодов. Существует более 50 систем штрихового кодирования. Активно применяются следующие из них: UPC; - EAN;

- код 39 (Code 39) высокой, средней и низкой плотности;

- код «2 из 5»(Interleaved 2-of-5);

- код Codabar;

- BAN (Bunaeseinheitliche Artikelnummer): западногерманская система кодирования.

В международной практике наибольшее распространение получили коды EAN. В зависимости от применения существует три группы товарных кодов EAN:

- международные;

- национальные;

- локальные.

Международные коды используются как внутри страны, так и за ее пределами. При этом коды, нанесенные на упаковку товара одной страной, понятны и могут быть расшифрованы и в другой.

Национальные коды могут использоваться только в пределах одной страны, например, для развесного товара, хотя при необходимости могут быть прочитаны и в другой стране.

Локальные коды могут быть использованы торговым предприятием только в системе управления данного предприятия и преследуют вполне определенные цели.

Производители товаров России, пользуется сегодня двумя основными форматами штрих-кодов - это ОСК («Объединенная Система Кодирования» - национальная система штрихового кодирования, созданная 21 сентября 1998 г) и EAN (рисунок 1.13).

Лекции по МДК Теоретические основы товароведения

Рис.24. Штриховой код ЮНИСКАН/ EAN РОССИЯ

6. Технические документы

Технические документы, содержащие информацию о товарах, подразделяют на следующие группы: товарно-сопроводительные и эксплуатационные.

Товарно-сопроводительные документы (ТСД) - документы, содержащие необходимую и достаточную информацию для идентификации товарных партий на всем пути их товародвижения. ТСД предназначены для изготовителей и продавцов, поэтому относятся к коммерческой информации. ТСД в зависимости от характеристик товара подразделяют на виды: количественные, качественные, расчетные и комплексные. Разновидности ТСД определяются назначением конкретных документов.

Количественные ТСД -- технические документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных характеристиках товаров или товарных партий. Кроме размерных характеристик (масса, длина, объем и т. п.), в них обязательно содержатся сведения, идентифицирующие товар, к которому эти характеристики относятся (наименование, при необходимости сорт, марка и т. п.). Информация о ценах также может содержаться в количественных ТСД, но она не является самоцелью.

К количественным ТСД относятся отвесы, заборные листы, упаковочные листы, спецификации, акты об установленном расхождении в количестве товаров, коммерческие акты, акты отбора образцов.

Качественные ТСД - документы, предназначенные для передачи и хранения информации о качестве товаров (образцов, товарных партий, каждого изделия). В эти ТСД включают не только сведения о качественных характеристиках товаров, их значениях, градациях качества (стандартная, нестандартная, брак, отход), но и о наименованиях товаров, их изготовителях (поставщиках, отправителях), датах выработки (отгрузки), а также другие необходимые сведения.

Качественные ТСД подразделяют на обязательные и необязательные. К первым относятся сертификаты соответствия по показателям безопасности для товаров, подлежащих обязательной сертификации, и качественные удостоверения, если в стандартах предусмотрено их наличие.

Комплексные ТСД - это документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных, качественных и стоимостных характеристиках товарных партий, а также для количественного учета их в процессе товародвижения. К комплексным ТСД относятся накладные: приходно-расходные, товарно-транспортные, железнодорожные.

Эксплуатационные документы (ЭД) - документы, предназначенные для передачи и хранения информации о правилах эксплуатации сложнотехнических товаров.

Они рассчитаны на использование и обслуживание этих товаров лицами, не прошедшими специальной подготовки. Если для использования их требуется специальная подготовка персонала, то в эксплуатационных документах должно быть соответствующее указание.

В ЭД могут содержаться сведения о размерных характеристиках (масса, габариты, напряжение или сила тока и т. п.), необходимых для эксплуатации бытовой техники.

В ЭТ указывают: наименование изделия, обозначение его или индекс, технические данные, номер стандарта или ТУ, требованиям которых соответствует изделие, сведения о приемке изделия отделом технического контроля (ОТК), сведения о качестве, цену, дату выпуска.

УЭ 2. Проверь себя.


  1. Кто является первичным источником информации о товаре?

  2. На какие 3 вида делится информация по назначению?

  3. Назовите формы товарной информации.

  4. Перечислите носители производственной маркировки.

  5. Назовите носители торговой маркировки.

  6. Перечислите разновидности информационных знаков.

  7. Что такое товарный знак?

  8. Что такое знак соответствия?

  9. Приведите пример (словами или рисунком) манипуляционного знака.

  10. Приведите пример товаров, на которые наносятся предупредительные знаки.

  11. Для чего предназначены эксплуатационные знаки? Приведите пример такого знака (словами или рисунком).


Конец модуля №3

«Информационное обеспечение товародвижения»

Практические работы модуля находятся в папке «Практикум-1. МДК 03.01»

20

© 2010-2022