Восстановительные технологии. Службы примирения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Восстановительные технологии. Службы примирения.

На протяжении последнего десятилетия в России становится все больше сирот, беспризорных, безнадзорных, детей, совершивших правонарушения, страдающих различного рода зависимостями. Это является результатом роста числа неблагополучных семей, отсутствия помощи семьям в преодолении тех трудностей, с которыми они не способны справиться без поддержки государства и общества, кроме этого большинство государственных программ направлены в первую очередь на преодоление последствий сложившейся ситуации.

Как известно, дети из неблагополучных семей, семей так называемой «группы риска» часто имеют трудности в школьной и социальной адаптации, отличаются проявлениями девиантного поведения, тем самым привлекают внимание окружающих. Изначально, основная задача педагогов - выявить, то есть поставить на вид, негативно обозначить, объявить об этом всем, дать понять, что это повлечет за собой контроль со стороны.

Необходимы новые методы и подходы в самом отношении к проблемным детям, которые предполагали бы отказ от отношений противодействия, практикуемых годами, исцеление от боли, причиненной друг другу, отказ от привычек, стереотипов, мешающих установлению контакта и понимания между людьми. У специалиста, работающего с семьей, должны быть в его профессиональном арсенале работающие и эффективные технологии профилактической и реабилитационной работы. Этим объясняется пристальное внимание и интерес к восстановительным технологиям.

Существуют такие службы примирения как школьные (ШСП); муниципальные (МСП), каждая из них имеет свои цели, задачи пути решения ситуации.

Понятие «восстановительный подход» впервые выступило как альтернатива карательному подходу в уголовном правосудии. Восстановительные программы, в первую очередь программы примирения доказали свою эффективность и широко используются в профилактической практике специалистов Перми и Пермской области, организуются и работают школьные службы примирения. Это эффективный способ разрешения конфликтных и криминальных ситуаций путем организации примирительных встреч, взаимоуважительного диалога между конфликтными сторонами с участием ведущего, направленный на восстановление (налаживание) нормальных взаимоотношений. Конфликты бывают разными:

- н/л - н/л

- н/л - родитель, родственник (внутрисемейный конфликт);

- н/л - другой взрослый;

- н/л - группа н/л ;

- группа н/л - группа н/л; и другие.

Восстановительный подход определен четкими принципами и предлагает работу по конкретному алгоритму, который может быть положен в организацию работы по сопровождению семьи:

Восстановительные программы проходят в три этапа, работа с семьей включает четыре:

Первый - Сбор информации. Цель - выяснить все обстоятельства, возможно причины, случившегося, размер ущерба, возможные последствия, уже принятые меры по разрешению ситуации (возможно ситуацию уже разбирали на совещании у директора или в конфликт между детьми включились их родители).

Второй - предварительные встречи с жертвой и обидчиком. Определить, кто является жертвой, кто обидчиком в конфликте бывает очень сложно, особенно если это касается семейных ситуаций.

На предварительной встрече собеседнику предлагается высказать собственную точку зрения всего произошедшего. Ведущий акцентирует внимание на переживаемых чувствах, пользуется техниками "активного слушания, отражения чувств". Это очень важный этап в подготовке к третьему этапу - примирительной встрече.

Далее участнику предварительной встречи предлагается изложить собственную версию выхода из сложившейся ситуации, свой вклад в разрешение конфликта. В этом заключается активная позиция участников конфликта. Когда они не просто ожидают, что им скажут решающие их судьбу люди (родители, учителя, члены комиссии по делам несовершеннолетних) что нужно сделать, кого какое ожидает наказание. Сам обидчик осознает последствия своего поступков и готов нести за них реальную ответственность.

Если участник после предварительной встречи осознает необходимость в разрешении конфликта, ему предлагается участие в примирительной встрече с другой стороной. Существуют правила проведения итоговых встреч.

Встреча проходит "за закрытыми дверями", в ней участвуют участники и ведущий.

Третий - примирительная встреча. Здесь происходит обмен своими версиями причин случившегося, переживаемыми чувствами, участники высказывают желание разрешить конфликт (прекратить противостояние). Решение обидчика возместить причиненный ущерб звучит абсолютно добровольно и искренне. Позиция "жертвы" не пассивная, как это традиционно происходит в разрешении конфликтов в школе (исключая самостоятельные разборки детей, конечно), а сам пострадавший участвует в обсуждении, предлагает свои версии развития ситуации, возмещения ущерба, налаживания дальнейших отношений, (в случаях конфликтов между родственниками, друзьями).

По результатам примирительных встреч возможно заключение письменного договора, выполнение которого может контролировать третье лицо, возможно ведущий.

Работая в МСП я рассматривала такие типы конфликтов как:

- н/л - н/л; н/л - другой взрослый; н/л - группа н/л. Проработаны восстановительные программы: Программа примирения, «Круг забот».

К разрешению проблем девиантного поведения детей из семей группы риска, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию возможно и необходимо применение восстановительных технологий. Решаемые задачи примирительных программ (разрешение конфликтных ситуаций) на самом деле намного шире. Поскольку позволяют участникам приобрести навыки разрешения жизненных трудностей в целом, не ограничиваясь одной проблемой, тем самым повышают уровень их социальной компетентности, содействуют успешной социализации и детей и взрослых.

Восстановительный подход может выступить в качестве альтернативы карательному подходу в педагогике, других областях социальной сферы, потому как отвечает глубинным человеческим потребностям; способствует восстановлению и сохранению психических и физических ресурсов человека, способствует снижению межгрупповой напряженности, способствует пробуждению у граждан личной ответственности за свои действия, за принятие решений, за свое будущее.

Вдовина Наталья Васильевна - педагог дополнительного образования (ведущий ВП МСП)

© 2010-2022