- Преподавателю
- Другое
- Конспект занятия в детском объединении по театральной деятельности (7-10 лет)
Конспект занятия в детском объединении по театральной деятельности (7-10 лет)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Коченова М.Ю. |
Дата | 02.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Тема: Путешествие в мир театра.
-
Коченова Марина Юрьевна.
-
Дом детского творчества.
-
Педагог дополнительного образования.
-
Детское объединение «Театральная азбука».
-
1 группа, 1 год обучения.
-
Занятие № 7.
-
Дополнительная образовательная программа детского объединения «Театральная азбука».
-
Цель занятия: В результате изучения темы: «Путешествие в мир театра» воспитанники учатся актёрскому мастерству, формируют умения применять эти навыки на учебных занятиях и внеурочной деятельности.
-
Задачи:
-Познакомить детей с элементами актёрского мастерства;
-Способствовать развитию веры в воображаемые ситуации (превращать и превращаться);
- воспитывать навыки коммуникативного общения, чувства коллективизма, взаимопомощи.
-
Тип занятия: занятие проверки знаний.
-
Формы работы воспитанников: индивидуальная, парная, коллективная.
-
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, презентация, картинки превращения гусеницы в бабочку.
I Мотивационно-ориентированный компонент
-
Оргмомент. Подготовка детей к работе на занятии. Создание настроя.
Добрый день! Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие, а куда мы отправимся, выузнаете очень скоро. И прежде чем мы разгадаем эту несложную загадку, я предлагаю поприветствовать друг друга в необычной форме, а именно попробуйте найти рифму к строчкам и доскажите словечко.
Упражнение-приветствие «Доскажи словечко».
Я вас приветствую, друзья.
Грустить сегодня нам нельзя!
Меня приветствуйте в ответ,
Скажите громко все: (дети отвечают)Привет!
-Учиться нам, друзья, не лень!
Вы говорите: (дети)Добрый день!
-Загадок много впереди!
Вы говорите:(дети)Здравствуйте!
Здравствуйте, сегодня мы познакомимся с основами актёрского мастерства. Актёрское мастерство- искусство загадочное. И сегодня мы попробуем его разгадать.
IIОперационно-исполнительный компонент
Упражнение -активизация внимания «Составь слово».
( сл 2)Загадка №1
Чтоб за живое зрителя задеть.
Приходится актёру даже петь.
Он в творчестве своём -антлант.
В актёре, главное,…. талант!
( сл 3)
И первая буква, которая у нас появляется «Т»
( сл 4)Загадка №2
Сыграть в нём все мечтают дети.
И знают все его на свете.
Киножурнал любимый наш.
И он зовётся….. «Ералаш»!
Отлично справляетесь с загадками.
( сл 5)И вот теперь перед нами появляется следующая буква, буква «Е».
( сл 6)Загадка №3
Звенит звонок,
Закончен акт
И начинается….антракт.
( сл 7)третья буква «А».
Кто знает, что такое антракт? Давайте посмотрим определение слова из словаря.
( сл 8)Антра́кт - перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления. Предназначен для двух целей: отдыха актёров и зрителей, и перемены декораций, а также, при необходимости, смены костюмов и грима актеров.
( сл 9)
Загадка №4
Вот на спектакле целый класс,
Начнётся действие сейчас,
Чтоб не мешал нам перезвон,
Мы отключили …телефон.
( сл 10)Буква«Т»
( сл 11)И последняя загадка №5:
Писатель пьесу написал,
В театр он её отдал.
Получит роль свою актёр.
Поставит пьесу….режиссёр.
( сл 12)Правильно, и последняя буква, которая появится перед нами - это буква «Р»,
( сл 13)Вот перед нами появляется целое слово «Театр».
Действительно, сегодня мы все вместе отправляемся в мир театра.
( сл 14)Тема нашего занятия «Путешествие в мир театра»
Мы попробуем себя в роли кукловодов, гримёров, режиссёров и самых настоящих артистов. Вы готовы отправиться в настоящий театр?(Да).
Тогда, ответьте ещё на один мой вопрос: «В каких театрах вы были, и какой театр вам знаком?» (ответ детей).
- Правильно, драматический театр, музыкальный театр, театр кукол. Молодцы! Действительно, театральное искусство-искусство многогранное- оно соединяет в себе и музыку и изобразительное искусство и пластику и многое другое, и конечно это волшебное искусство, потому что оно способно превращать и превращаться!
( сл 15)Театр оперы и балета,( сл 16)Фрагмент из спектакля театра оперы и балета, ( сл 17)Драматический театр юного зрителя, ( сл 18)Фрагменты спектакля театра кукол,( сл 19) Фрагмент спектакля драматического театра,
( сл 20) Фрагмент спектакля театра музыкальной комедии, ( сл 21) Выступления самодеятельного детского театра.
Обратите внимание, (сл 22) перед вами слово «Театр» и сейчас я попробую превратить это слово (на доску крепится голова гусеницы). Перед нами появилась гусеница, она поможет вам узнать о превращениях, о тайнах и загадках актёрского мастерства. Сегодня произойдёт несколько превращений, которое произойдёт и с гусеницей, а самое главное превращение- это ваше. К концу занятия каждый из вас узнает очень многое о театре и превратится в маленького артиста.
Давайте обратимся к нашей загадочной гостье и посмотрим, какие сюрпризы она для нас приготовила.(сл 23)
Азбука театра.
( сл 24) А- актёр. Ребята, кто такой актёр. Актёр- это исполнитель ролей в театре и кино.
А чтобы стать настоящим артистом, что нужно уметь делать? Как вы думаете?(ответ детей).
Правильно, актёр должен уметь двигаться на сцене, чётко проговаривать текст своей роли, наносить грим и многое, многое другое. И сегодня мы попробуем научиться правильно, проговаривать текст, двигаться на сценической площадке, попробовать себя в роли кукловода.
( сл 25) Б- Браво! - возгласы восхищения зрителей.
( сл 26) В - внимание. Как вы думаете для чего актёру внимание? (ответы)
Игра «Разложи предметы». На столе 7-8 предметов, затем участники делятся на две группы. Первая группа раскладывает предметы на столе. Вторая рассматривает предметы, стараясь запомнить их расположение, отворачивается. После этого первая группа меняет расположение 2-3 предметов. Вторая должна восстановить все в первоначальном виде. Затем группы меняются ролями.
«Рассмотри человека». Один участник (вода) встает посередине площадки на стул. Остальные внимательно рассматривают его. Затем «вода» уходит за дверь. Участникам предлагается описать его: во что одет, какие цвета преобладают в его одежде и т.д.
( сл 27) Г- грим.
( сл 28) Д-движение
Сценическое движение.
Движение на сцене имеет очень важную роль. Какую?
-
Упражнение «Шарики». Все дети встают в один круг. Они - насосы. Выбирается один ребенок, становиться в центр круга, - он ненадутый шарик. По сигналу дети начинают «надувать» шарик, делая движения и произнося звук (выбирается шипящий звук - отрабатывается произношение и дыхание). «Шарик» должен почувствовать ритм и силу насосиков и постепенно «надуваться» сильнее и сильнее и лопнуть.
2. Упражнение «Взрыв».
А) Сядьте, обнимите руками колени, голову опустите как можно ниже. Положение тела замкнутое, закрытое. Вы находитесь в позиции «точка». По - моему хлопку вам необходимо «взорваться», вы резко разгибаетесь в любую позу.
Б) «Превращение из яйца в птицу.»
3. Пластический этюд «Снеговики».
Снеговики любят морозные дни, им весело, они улыбаются! Но вот стало пригревать солнышко, снеговички стали таять! Сначала подтаяла голова, потом руки, потом туловище, и снеговички превратились в чистые, прозрачные лужицы.
-
Игра - имитация «Медвежата».
Покажите, как ходит медведь. А что делают медвежата, мы покажем вместе.
Медвежата в чаще жили, (переступают с ноги на ногу).
Головой своей крутили(вертят головой в разныестороны)
Вот так, вот так головой своей крутили.
Медвежата мёд искали, (идут вперевалочку)
Дружно дерево качали(раскачиваются).
Вперевалочку ходили(идут вперевалку)
И из речки воду пили(делают вид, что пьют воду).
Вот так, вот так и из речки воду пили.
А потом они плясали (пляшут, высоко поднимая колени)
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так выше лапы подняли.
Молодцы, ребята, вы - настоящие актёры!
( сл 29) Костюм театральный.Театральный костюм - все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, которые использует актер для своей роли в спектакле. Театральный костюм дополняется гримом и прической.
Обычно театральные костюмы разрабатывают и шьют в костюмерных мастерских театра.
Игра «Узнай сказочного героя!» детям предлагаются различные головные уборы, дети должны отгадать, кому он принадлежит.
( сл 30) Мимика лица.
Ребята. Скажите, а какие эмоции показывает на сцене актёр? Он может быть грустным? Весёлым? Злым? Добрым? Конечно! И я предлагаю вам сегодня попробовать показать несколько эмоций, но прежде чем мы приступим, необходимо размять наше лицо, а именно мышцы лица. Попробуем!
Упражнение «Комар».
Представьте, что на ваше лицо прилетел и сел комар. Прогонять его руками нельзя, крутить головой нельзя и дуть тоже. Вы можете справиться с комаром только при помощи мимики, с помощью движения мышц своего лица. Я буду говорить, на какую часть лица сел комар, а вы будете прогонять его с помощью своей мимики. Итак, комар на носу, на лбу, на щёках, на подбородке, а сейчас прилетела целая стая комаров и облепила всё ваше лицо!
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Закройте глаза и представьте любую ситуацию, связанную с эмоциями- грусть, радость, восторг, разочарование, удивление и т.д. Теперь вы по одному выходите и показываете мимикой ваше состояние, а все ребята должны отгадать. (после показа прошу объяснить ребенка, что он представил.
) ( сл 31)П- пластика
( сл 32) Речь
Очень важный элемент театрального искусства- это сценическая речь. Ведь каждый актёр работает над ролью и добивается чёткого произношения спомощью различных упражнений и тренингов. Я предлагаю вам попробовать выполнить несколько весёлых и одновременно полезных упражнений.
Выполнение упражнений на разминку речевого аппарата.
(сл33)Звукоряд И-Э-А-О-У-Ы
Каждый должен актёр уметь чётко, выразительно и красиво говорить.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Проверка скороговорок:
-
У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
-
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
-
Проворонила ворона воронёнка.
-
Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.
-
Аты-баты шли солдаты,
Аты-баты на базар.
Аты-баты что купили,
Аты-баты самовар.
Аты-баты сколько стоит, аты-баты сто рублей.
Дикционные упражнения:
(сл34)Произнесите фразу: «на улице дождь» в разном темпе и с различными интонациями:
-постепенно убыстряя темп от медленного до очень быстрого - для отработки дикции;
-разочарованно, зло, радостно, удивлённо, возмущенно, с восторгом - для отработки интонации.
(сл35)Произнесите чётко чистоговорки:
За-за-за -улетела стрекоза,
Са-са-са - бежит лиса,
Су-су-су- мы видели лису,
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа
За-за-за - идёт коза,
Жу-жу-жу- молоко несу ежу
Зу-зу-зу-мы ведём козу.
Немного размялись, а теперь переходим непосредственно к тексту нашей роли. Это стихотворение «Весёлый мяч». (сл 36)
Стихотворение «Весёлый мяч».
Мой весёлый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь?
Синий, красный, голубой!
Не угнаться за тобой!
А теперь, попробуем с помощью стихотворения выразить разные эмоции. Например, попробуйте поругаться на меня с помощью стихотворения, спросить меня, напугать меня.
Молодцы, вы справились с этим заданием и потихонечку начинаете превращаться в артистов, а наша гусеница в кокон.
(сл37)Р- роль. Ну а сейчас мы попробуем себя в роли актёров. Сценки «Репка», «Маша и медведь».
Молодцы, вот так, путешествуя в мире театра, вы попробовали себя в роли актёров и кукольных героев. Узнали, что такое сценическая речь, игра, движение, грим. А что же произошло с нашей гусеницей. Как вы думаете, вкого она превратилась? (звучит загадочная музыка, педагог открывает кокон).
Только с помощью ваших усилий и веры в чудеса произошло это чудесное превращение. И в заключении я хочу сказать всем вам большое спасибо и подарить вам этих чудесных бабочек, которые позволят вам не забывать о нашей встрече, помнить о театре, верить в превращения и открывать для себя новые грани волшебного мира театра.