Авторская рабочая программа по дисциплине История региона

Рабочая программа учебной дисциплины "История региона" является вариативной частью основной профессиональной программы для студентов СПО очной формы обучения. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь использовать приобретённые знания при написании творческих работ, объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края.
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Государственное бюджетное образовательное учреждение Астраханской области
среднего профессионального образования «Астраханский колледж вычислительной техники»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05 История региона

«Общий гуманитарный и социально-экономический цикл»

вариативная часть основной профессиональной образовательной программы по специальности

140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электротехнического и электромеханического оборудования в нефтяной и газовой промышленности

(базовая подготовка среднего профессионального образования)

Астрахань

одобрена

Утверждаю

Цикловой комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Зам. директора по УМВР

«


»


20


г.

Протокол






от

«


»


20


г.



О.В. Малых



Разработчик:

Красюкова Т.И. преподаватели ГБОУ АО СПО «АКВТ»

Эксперты:

внутренняя экспертиза

техническая экспертиза

В.В. Ветлугин, председатель ЦК 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в нефтяной и газовой промышленности ГБОУ АО СПО «АКВТ»






Рабочая программа разработана на основе нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в нефтяной и газовой промышленности»,, утверждённой приказом Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2010г. №144.

Содержание

1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4

2 Структура и содержание учебной дисциплины 6

4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 14

Приложение А
Технологии формирования общих компетенций 15

Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу УД 16



1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

История региона

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины (далее - программа УД) - является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электротехнического и электромеханического оборудования в нефтяной и газовой промышленности, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

Рабочая программа УД может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).

Рабочая программа составляется для очной формы обучения.

1.2 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины

Базовая часть - не предусмотрено.

Вариативная часть

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов;

использовать приобретённые знания при написании творческих работ;

объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории родного края;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

основные исторические события изучаемого региона;

выдающихся деятелей региональной истории;

необходимые факты, даты, термины.

Содержание УД ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электротехнического и электромеханического оборудования в нефтяной и газовой промышленности.

В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны быть сформированы общие компетенции (далее - ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

1.3 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

максимальной учебной нагрузки студента 62 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часов.



2 Структура и содержание учебной дисциплины

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

62

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

38

в том числе:


практические работы

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:


подготовка к практическим работам

10

подготовка к исследовательско-поисковой работе

2

подготовка к докладу

2

подготовка к творческой работе

4

подготовка презентации

2

анализ произведения

2

подготовка к зачёту

2

Форма итоговой аттестации

Дифференцированный зачёт


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

История региона

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем
часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Наш край в период первобытнообщинного строя

14/2(4)


Тема 1.1

Предмет «История региона» и его место в курсе отечественной истории

Содержание учебного материала

2

1

Этапы и важнейшие события местной истории. Промежуточное положение между европейской России и Азией. Присоединение Астраханского края к России. Географические и природно-климатические условия, геополитическая среда, полиэтничность Астраханского края. Своеобразие государственной политики по отношению к стихийной колонизации нашего региона. Особенность Астраханского края в экономическом и социальном развитии. Анализ источников и литературы по истории края.

Тема 1.2

Эпоха камня. Нижневолжские степи в сарматскую эпоху

Содержание учебного материала

2

1

Эпоха камня (палеолит, мезолит, неолит). Эпоха бронзы. Проблема этнической принадлежности ранних скотоводов. Формирование савромато - сарматских племён. Савроматская археологическая культура. Сармато - аланские племена. Золото сарматов.


Практическая работа:

- «Наш край в период раннего средневековья. Хазарское царство»

2

2


Самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к практической работе «Наш край в период раннего средневековья. Хазарское царство»

2


Тема 1.3

Наш край в IX - XII вв. Печенеги. Половцы

Содержание учебного материала

2

1

Кочевники предмонгольской эпохи на Нижней Волге. Древняя Родина печенегов. Поволжские печенежские погребения. Половцы. Город Саксин на Нижней Волге. Быт, обычаи кочевников. Мужские и женские каменные изваяния в степях Восточной Европы. Каменные изваяния в Черноярском районе Астраханской области. Три типа кочевнических погребений. Религиозные верования.

Тема 1.4

Наш край в XIII - XIV вв. Золотая Орда

Содержание учебного материала

2

1

Нашествие монголов и возникновение Золотой Орды. Золотоордынская организация управления, хозяйственная деятельность. Население, культура, быт.

Золотая Орда в конце 13 - 14 вв. Нашествие Тимура. Распад Золотой Орды. Историческая роль Золотой Орды.


Самостоятельная работа обучающихся:

- проанализировать произведение В.Г.Яна «Чингиз-хан»; подготовить рассказ о воспитании монгольских мальчиков

2

1

Раздел 2

Астраханский край в XV - XVIII

10/2(2)


Тема 2.1

Социально-экономическое развитие Астраханского края в XV-XVII вв.

Содержание учебного материала

2

1

Строительство и оборона новой Астрахани Астраханское ханство и его связи с соседними землями и государствами. Присоединение Астраханского ханства к России. Начало русской Астрахани. Строительство Астраханского кремля. Земляной город. Строительство каменного Астраханского кремля. Белый город. Заселение Нижнего Поволжья. Строительство новых крепостей и поселений. Развитие экономики и торговли в 17 в. Географические и природные особенности Астраханского края в 16-17вв.



Тема 2.2

Территория, население и экономика Астраханской губернии в XVIII в.

Содержание учебного материала

2

1

Население Астраханского края в XVIII в. Проблемы заселения Астраханского края.

Строительство флота в Астрахани: при царе Михаиле Фёдоровиче, при царе Алексее Михайловиче. Строительство флота при Петре I. Формирование Каспийской флотилии.

Персидский поход Петра 1. Военная экспедиция во главе с князем А. Бековичем - Черкасским. Экономическое развитие Астраханского края. Иностранная колонизация края. Помещичья колонизация. Развитие рыбного промысла и соляного промысла. Астрахань в системе внутриторговых связей России. Внешнеторговые обороты Астрахани. Купечество. Деятельность астраханского губернатора В.Н.Татищева.

Тема 2.3

Социальные движения в Астраханском крае в XVII-XVIII вв.

Содержание учебного материала

2

1,2

Смута в России. Выступление астраханского архиепископа Феодосия против Лжедмитрия. Илейка Муромец. Деятельность воеводы Хворостинина. И. Заруцкий и Марина Мнишек. Голландец Стрюйс о С. Разине. Весна 1667 г. Поход Разина на Волгу и Каспий, на Дон через Астрахань. Поход против бояр.

22 июня 1670 год штурм Астрахани. Астраханские атаманы: Василий Ус и Иван Терской. Митрополит Иосиф. 27 ноября 1671 год капитуляция Астрахани. Разгром восставших. Значение восстания.


Практическая работа:

«Народные движения в Астраханском крае в XVII- начале XVIII вв. Сравнительный анализ»

2

3


Самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к практической работе «Народные движения в Астраханском крае в XVII- начале XVIII вв. Сравнительный анализ»

2


Раздел 3

Астраханский край в XIX веке.

8/0(4)


Тема 3.1

Астраханский край в первой половине XIX века.

Содержание учебного материала

2

1

Астраханская губерния в первой половине XIX века. Территория и население. Создание военных опорных пунктов. Переселенцы - положили начало хозяйственному освоению территории. Социальные изменения в нижневолжской деревни в первой половине XIX в.

Формирование Астраханского гренадёрского и Астраханского кирасирского полков. Участие в составе корпуса Багратиона под Бородино. Подвиги Астраханцев (полковник Каратаев, трубач Семякин , унтер - офицер А.Авраменко и др.). Калмыцкие полки. Князь Тюмень. Храм - памятник войне 1812г. Хурул в селе Тюменевка (ныне - село Речное).

Общественное движение в первой половине XIX века. Кружок «Друзья человечества». Газета «Восточные известия». «Азиатский музыкальный журнал». Деятельность А.Л. Кучевского: политические взгляды и цели. Освободительное движение в Астрахани, его сходство с идеологией и практикой декабризма.

Тема 3.2

Астраханский край во второй половине XIX века.

Содержание учебного материала

2

1

Отмена крепостного права в России. Документы принятые Городской Думой. Проведение реформы суда в Астраханской губернии. Военная реформа в Астраханской губернии. Перепись населения Астраханской губернии 1897 г. Распределение земельной собственности. Развитие огородничества, садоводства, скотоводства. Развитие рыбного промысла. Алексей и Александр Сапожниковы. Развитие соляного промысла. Астраханский порт и развитие пароходства.

Общественно-политическая жизнь края во второй половине XIX века. «Земля и воля». Деятельность С.С. Рымаренко, В.В. Берви-Флировского, П.И. Якушкина. Революционное народничество 70-х годов в истории Астрахани. Деятельность Н.М.Никольского, В.П. Дружинина, П. Воскресенского. Н.Г. Чернышевский в Астрахани. Губернская типография: «Астраханский листок», «Восток», частная газета Поволжья «Волга».

Политические партии в конце XIX в. - начале XX в. Просвещение в Астраханском крае в XIX веке.

Самостоятельная работа обучающихся:

- подготовить электронные презентации «Культура и быт народов Астраханского края в XVIII-XIX веках», «История Астраханского казачества»

- подготовить доклады: «Астраханский порт и развитие пароходства», «Просвещение в Астраханском крае в XIX веке»

4


Раздел 4

Астраханский край в XX веке

30/6(14)


Тема 4.1

Астраханский край в начале XX века.

Установление советской власти и

становление социалистической системы.







































Содержание учебного материала

2

1

Развитие экономики края в начале XX века (1900-1910г.г.). Акционирование предприятий. Активное развитие капитализма в Астраханской губернии. Товарное движение через Астраханский порт. Влияние первой мировой войны на экономику края. Развитие коммунального хозяйства г. Астрахани в к.XIX - нач. XX века.

Революционные события в крае в 1905-1907г.г. История создания Астраханской РСДРП, её деятельность. Стачки и забастовки. «Ожесточённый бунт» в селе Сероглазовка в 1905г. Революционные события в астраханской деревне.

Просвещение и образование в крае в 1900-1910 годы. Деятельность литературно-драматического общества. Создание Астраханского общества политических ссыльных. Изменения программ средних учебных заведений. Проблемы в области просвещения в Астраханском крае.

Политические события в Астраханском крае в 1917 году. Формирование новых органов власти. Установление советской власти в крае. Боевые действия в 1918-1919 годах. Деятельность комитета народной власти (КНВ). Создание Военно-революционного комитета (ВРК) во главе с М.Л.Аристовым. Всеобщая забастовка. Создание новых органов управления. Съезд Астраханского казачества. Стратегическое значение Астрахани в период гражданской войны. Мятеж полковника Маркевича. Деятельность С.М.Кирова. Распоряжение большевиков: «Астрахань защищать до конца».

Социально-экономические последствия войны и революции. Причины глубокого кризиса рыбной промышленности (работа К.Ф.Киселевича). 1921 год - голод в Поволжье. Тяжёлое материальное положение населения Астраханской губернии. Деятельность «АРА» (американская организация: помощь голодающим). Крестьянские восстания 1920-1921г.г.

Государственное регулирование экономики края в годы НЭПа. Промышленность и рынок. Экономический кризис 1923-1924г.г: его причина, последствия. Реформы в экономике в 1921г. Создание биржи труда в Астрахани, её роль. Развитие рыбной промышленности в годы НЭПа. Экономическое развитие Астраханского края в 30-е годы. Первый пятилетний план. Сооружение новых и реконструкция старых промышленных и других предприятий. Развитие сельскохозяйственного производства.

Акция «Астраханщина» (материалы астраханских газет). Процесс раскулачивания. Репрессии.

Народное образование и подготовка кадров в Астраханском крае в 30-е годы. Несовершенство системы национально - государственного устройства. Противоречия и конфликты между населением и властью. Направление национальной политики астраханского руководства. Создание национальных школ.

Практическая работа:

«Астраханский край в годы Великой Отечественной войны»

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к практической работе «Астраханский край в годы Великой Отечественной войны»

- исследовательско-поисковая работа: «Фронтовые будни» (рассказ о жизни близкого тебе человека, участника Великой Отечественной войны).

4


Тема 4.2

Астраханская область в послевоенные годы 1945-1950г.г.

Наш край 1950-1980г.г.

Содержание учебного материала

2

1

Восстановление и развитие промышленности. Аграрная политика государства и сельское хозяйство области. Послевоенный быт. Последствия войны. Сохранение карточной системы.

Общественно-политическая и культурная жизнь. Направления в работе партийной организации. Национальный вопрос.

Аграрный сектор экономики области. Развитие растениеводства. Изменения в отношении личного подсобного хозяйства граждан. Промышленное производство. Строительство и реконструкция предприятий пищевой и лёгкой промышленности. Хроническое отставание Астраханской области в 50-80-е годы по динамике развития промышленного производства.

Решение социальных проблем. Закон от 14 июня 1956г. «О государственных пенсиях». Строительство жилья. Расширение сети культурно-просветительских учреждений. Школьная реформа. Миграция сельского населения. Строительство Астрахани в XX столетии.

Тема 4.3

Экономическое и политическое развитие края в конце XX века.

Партии и общественно-политические движения 80-90-х годов XX века










Содержание учебного материала

2

1

Программа развития реформ и стабилизации российской экономики («шоковая терапия»). Либерализация цен. Приватизация. Снижение производства в различных отраслях хозяйства. Закон Астраханской области от 29.07.98. «Об инвестиционной деятельности в Астраханской области». Развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Постановление Администрации области «О мерах по возрождению лёгкой и текстильной промышленности».

Формирование государственных органов власти и системы местного самоуправления, принципы их взаимосвязей. А.П.Гужвин - первый, всенародно избранный губернатор Астраханской области.

Из истории становления астраханской многопартийности. Причины расколов и внутренних противоречий. Проявление политического творчества и нахождение интересных и неординарных форм работы с населением. Предвыборные кампании. Анализ программных документов.

Создание в Астраханской области обществ национальных культур. Татарское общество «Дуслык», казахское общество «Жолдастык» и др. Управление обществами, формы работы. Проблемы национально-культурных обществ.

Реформа системы образования. Программа развития образования в Астраханской области. Становление здравоохранения в Астраханской губернии. Проблема младенческой смертности. Проблемы в области здравоохранения.

Практическая работа:

«Культурное наследие Астраханского края»

2

3


Самостоятельная работа обучающихся:

- творческая работа: «Предлагаю программу для процветания своего родного края».

-подготовка к практической работе «Культурное наследие Астраханского края».

- написать творческую работу: «История моей семьи - частица истории моего родного края».

6


Тема 4.4

Развитие духовной культуры Астраханского края. Литература, музыка, театр, музеи

Содержание учебного материала

2

1

Возникновение светской литературы в Астрахани: В.К.Тредиаковский, И.И.Хемницер, А.Д.Агафи, И.С.Георгиевский, Д.И.Завалишин, И.И.Завалишин, Е.Н.Ахматова и др.

Астраханская картинная галерея им. Б. Кустодиева. Театральные представления в Астрахани. Труппа Грузинова. Музыкальная культура Астрахани. Зарождения и становления профессиональной музыкальной культуры. Библиотечное дело.

Развитие музейного дела в Астрахани. Архивное дело в Астраханском крае.


Практическая работа:

«История религиозных конфессий в Астраханском крае».

2

3


Дифференцированный зачёт

2

3


Самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к практической работе «История религиозных конфессий в Астраханском крае»

- подготовка к дифференцированному зачёту

4


Всего за семестр1:

72/10(20)


3 Условия реализации учебной дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета - «История»; лабораторий - не предусмотрено.

Оборудование учебного кабинета:

тематические стенды

плакаты;

атласы;

дидактические карточки.

Технические средства обучения:

- компьютер типа IBM PC;

- интерактивная доска;

проектор.


3.2 Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Для преподавателей

Бекмурзаева С.А. Учебно-методическое пособие по истории Астраханского края. Астрахань, 2007;

Курбатов А.А. История Астраханского края (с древнейших времён до конца XIX века): Монография. Астрахань, 2007;

Макаренко Ю. Разработки уроков и внеклассных мероприятий по истории Астраханского края. Астрахань, 2007.

Очерки «Астраханские губернаторы», Астрахань, 1997;

Учебное пособие «Хрестоматия по истории Астраханского края» Астрахань, 1992;

Для студентов

Монография «История Астраханского края», Астрахань, 2000;

Прошлое Астраханского края (с древнейших времён до конца XIX века). Составить Курбатов А.А. Астрахань, 2008;

Очерк «История нить связующая…» Астрахань, 1997;

Шнайдштейн Е.В. «Детство человечества», Астрахань, 1993

Дополнительные источники:

Для преподавателей

Сборник научно-методических материалов выпуск № 1,2 «Общество и государства. Проблема исторического развития» изд. Астраханский областной институт повышения квалификации учителей ,1997;

Сборник научно-методических материалов выпуск № 3 «Общество и государства. Проблема исторического развития» изд. Астраханский областной институт повышения квалификации учителей ,1998;

Сборник научно-методических материалов выпуск № 4 «Общество и государства. Проблема исторического развития» изд. Астраханский областной институт повышения квалификации учителей , 2003;

Штылько А. Иллюстрированная Астрахань. Саратов, 1896;

Для студентов

Антропов О.О. Астраханское казачество. М., 2008;

Кирокосьян М.А. Топонимический словарь Астраханской области. Астрахань, 2007;

Электронно-учебно-методическое пособие по истории Астраханского края под ред. Бекмурзаевой С.А., Киселёвой Н.А. 2007.

Интернет ресурсы:

astrakhan.ru/history/

etnokonf.astrobl.ru/site-page/etapy-etnicheskoy-istorii-astrahanskogo-kraya

asthistory.narod.ru/letopis.htm

xacitarxan.narod.ru/xtarix.htm



4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, а также выполнения обучающимися исследовательско-поисковой работы, докладов, презентации, творческих работ, анализа произведений, дифференцированного зачёта.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля
и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:


  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;


  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов;


  • использовать приобретённые знания при написании творческих работ;


  • объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории родного края;


  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


  • оценка результата анализа произведения


  • оценка результатов исследовательско-поисковой работы


  • оценка результатов творческих работ


  • оценка результатов практических работ


  • оценка результатов презентаций

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:


  • основные исторические события изучаемого региона;


  • выдающихся деятелей региональной истории;


  • необходимые факты, даты, термины.

  • защита практической работы

  • защита практической работы

  • защита доклада


  • оценка результатов дифференцированного зачёта

Приложение А
Технологии формирования общих компетенций

Название ОК

Технология формирования ОК

(на учебных занятиях)

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

Лекционно-семинарско-зачётная система обучения

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

Исследовательские методы обучения

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

Проблемное обучение

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

Проектный метод обучения

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

Интерактивный метод

ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

Обучение в сотрудничестве

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (починенных), за результат выполнения заданий;

Обучение в сотрудничестве

Развивающее обучение

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

Личностно-ориентированное развивающее обучение


Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу УД

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением

БЫЛО

СТАЛО

























































Основание:

Подпись лица внесшего изменения


№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением

БЫЛО

СТАЛО

























































Основание:

Подпись лица внесшего изменения


Бекмурзаева Светлана Алексеевна Красюкова Таисия Ивановна

Преподаватель ГБОУ АО СПО «АКВТ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История региона»

«Общий гуманитарный и социально-экономический цикл»

вариативная часть основной профессиональной образовательной программы

по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электротехнического и электромеханического оборудования в нефтяной и газовой промышленности



1 Должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта программы

© 2010-2022