Отчет по исследованию в действии по предмету английский язык

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сыздыкова Галия Амангельдиновна Портфолио учителя Отчет А

АО НЦПК РИПКСО «Өрлеу» 2 уровень 21.11.2014г.

г.Алматы 30 группа


Школа-это мастерская, где формируется

мысль подрастающего поколения,

надо крепко держать ее в руках.

А. Барбюс

Раздел 1: Обоснование выбора темы для исследования в действии.

В современных условиях возрастает потребность владения английским языком на хорошем уровне. Поэтому, практическое владение английским языком, становится реальной необходимостью современного общества. И, работая учителем английского языка в школе, я стараюсь заинтересовать учащихся в его изучении, развить их познавательную активность. Но не всегда методы и приемы, используемые на уроках дают положительный эффект. Как же сделать так, чтобы урок действительно был интересным, познавательным. Мы посещаем уроки опытных учителей, занимаемся самообразованием, но этого не достаточно. «Традиционно, оптимальным способом совершенствования преподавательской практики принято считать посещение соответствующих семинаров, теоретически объясняющих действия учителя в целях изменения его учебных подходов. Подобный способ не является эффективным и вероятность того, что он будет обеспечивать устойчивые изменения в практике преподавания и обучения, не значительна». (Desimone et al., 2000; Opfer and Pedder, 2010- Руководство для учителя второго (основного) уровня, второе издание - с. 156). И это я ощутила на собственном опыте. Полученные мною знания при посещении семинаров применялись на практике, но это не вошло в систему, так как эти формы и методы обучения не давали желаемых результатов. Начиная изучать английский язык, дети проявляют интерес к изучению. Но постепенно интерес детей к его изучению начинает угасать, кроме тех наверное, кто целенаправленно знает, что в будущем ему это пригодится. Почему наши дети, изучая язык в школе 7 лет, в институте 4-5 лет не умеют вести простой диалог, не могут отвечать на простые вопросы? Почему на первых уроках, учащиеся с интересом работают, знакомятся друг с другом, задают вопросы, отвечают на них, но по мере увеличения слов для заучивания у них пропадает интерес и, наблюдая за детьми, я поняла, что проблема заключается в том, что у детей бедный словарный запас, дети не хотят учить слова, потому что заучивать новые слова школьнику не так то просто. Опрашивая детей, почему они не выучили слова, ответ учащихся был прост - не запомнил. В результате, изучение слов превращается в пытку. Выученные слова путем зазубривания быстро забываются и уходят из памяти через некоторое время. Процесс запоминания иностранных слов, если подойти к нему бессистемно, оказывается долгим и очень утомительным, скучным делом. И наоборот, использование правильной методики позволяет превратить этот процесс в увлекательную творческую работу. Ведь секрет успеха в изучении языка-это знание слов и при изучении иностранного языка основная задача - это пополнение словарного запаса.

«В соответствие с бихеовиористическими взглядами, изучение языка учениками-сложный процесс, посредством которого каждое слово и каждый фрагмент речи, изучает ученик, первоначально имитируется и заучивается как последовательность, поощряемая наградой такой как улыбка взрослого. Однако, ясно, что скорость, с которой ученики обучаются понимать и использовать речь - слишком высока для таких объяснений, и в любом случае они обычно воспроизводят поток совершенно новых фрагментов речи». (Руководство для учителя, 2014, с.207).

Как же сделать так, чтобы учащиеся легко запоминали слова. И не просто их выучить, но и запомнить на всю жизнь. Может быть, дело все в развитии памяти. А без памяти, как не учи слова, надолго они не запомнятся. Поэтому развитие памяти очень актуальна сейчас. И я, как учитель, не могла детям помочь в решении этой проблемы. Посетив курсы по Программе повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан второго уровня, «направленных на удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников в получении дополнительного объема знаний и навыков, содействие готовности казахстанских учителей к непрерывному

профессиональному развитию в условиях динамично меняющегося мира» (Руководство для учителя второго (среднего) уровня, второе издание - с. 147), я получила теоретические и практические знания по внедрению идей семи модулей в процесс обучения. Знания, полученные во время курсов, а именно метод Аткинсона или метод ассоциации, который является одним из методов мнемоники подтолкнули меня на мысль о том, как использование методов мнемоники помогут учащимся быстрому запоминанию лексических слов.

Даже не обладая отличной памятью, человек может запомнить иностранные слова. И в этом может помочь мнемоника.

Мнемоника - это система методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно помогает улучшению памяти. И во время прохождения практики в школе, реализовывая процесс Action research, темой исследования я взяла «Как методы мнемоники помогают быстрому запоминанию лексических единиц на уроках английского языка».

Цель, которую я поставила - улучшить быстрое запоминание лексических единиц с помощью использования мнемоники.

Задачи исследования:

1.Выявить, какие методы мнемоники будут способствовать быстрому запоминанию лексических единиц.

2.Пронаблюдать за динамикой изменения на примере АВС.

3.Рассмотреть, какие инструменты будут влиять на положительные результаты.

Прежде чем приступить к исследованию, я изучила много литературы. Так как это было для меня новым, мне пришлось долго над этим поработать самой. Для меня было главным, найти такие методы мнемоники, которые бы подходили возрастным особенностям детей, которые были бы действительно эффективны на данном этапе обучения. И от меня зависело, насколько правильно я могу использовать это на уроке.

Раздел 2: Отчет о внесенных в практику изменениях и использованных методах сбора данных.

После изучения теоретического материала, я приступила к составлению среднесрочного планирования, где в серии четырех уроков внедрила идей семи модулей Программы. В серию последовательных уроков мною было запланировано использование приемов мнемоники, который предполагает помочь учащимся при запоминаний английских слов и раскрыть скрытый потенциал как низкомотивированных, так и успешных учеников. Структуру урока тоже пришлось перепланировать.

Данное исследование проходило в общеобразовательной школе, в одном из классов среднего звена. Для исследования я взяла учащихся 5 класса, потому что английский язык для них совершенно новый предмет, и они с интересом начинают его изучать. А чтобы интерес детей не угас, я думаю, что новые методы запоминания слов будут способствовать созданию условий активной совместной учебной деятельности учащихся на разных этапах урока. Учебники английского языка построены так, что каждый день учащиеся знакомятся с новым лексическим материалом, особенно в среднем звене. В школе обучаются ученики с разными способностями: одни быстро схватывают, легко овладевают лексическим материалом; другим требуется значительно больше времени на изучение новых слов. Такие ребята, как правило, стесняются отвечать при всём классе, а по мере накопления изучения новых слов, они думают, что им все равно не запомнить.

Прежде чем приступить к проведению уроков я провела беседу с учащимися класса, в котором планировала реализовать знания, полученные на первом этапе курсов. При беседе с учениками я ввела их в курс планируемых уроков с учетом изменений в практике. Для чего и как это будет происходить?

Класс для меня был новый и побеседовав с классным руководителем, педагогами, работающими в классе, и основываясь на свой опыт, путем наблюдения за учениками во время работы на традиционных уроках обозначила для наблюдения трех учеников - АВС. Также провела анкетирование на выявление мотивации к изучению английского языка (до и после исследования).

Отчет по исследованию в действии по предмету английский язык

Ученик А - всесторонне развитый ученик с высокой успеваемостью по всем предметам, обладает хорошей памятью, быстро усваивает учебный материал, изучение английского языка ему дается легко, так как у него проявляется способность к изучению языков.

Отчет по исследованию в действии по предмету английский язык

Ученица B - имеет четверку по английскому языку, обладает неплохой памятью, но проявляет активность только при полной готовности, бывает неусидчива и при выполнении письменных и устных задании торопится, что приводит к ошибкам

Отчет по исследованию в действии по предмету английский язык

Ученик С - отличается своей скромностью и сдержанностью, обладает низким познавательным интересом. Запоминание слов дается ему тяжело и поэтому он не проявляет активности на уроке

Исходя из их способностей я определила ожидаемый результат исследования.

Ожидаемым результатом для меня будет то, что учащиеся, используя разные приемы мнемоники, в зависимости от их способностей, научатся запоминать слова, расширится словарный запас, повысится познавательная деятельность, ученики научатся рассуждать, логически мыслить.

Изучив разные приемы мнемоники, в первую очередь я выбрала «метод ключевых слов» или метод ассоциации.. Ценность идеи заключается в наличии у каждого своего ассоциативного образа при запоминании слов. Для начала я привела пример, например, есть английское слово «floor», означает пол. Мы смотрим на пол и видим, как он покрывается флорой-цветами. К нему мы можем придумать небольшой сюжет-слово-созвучие, например пол покрылся флорой. Объяснив детям как подбирать ассоциации, мы попробовали на первом уроке применить данный метод при изучении слов по теме «Семья». Многие могут подумать, тема легкая и слова тоже. Но вместе с тем есть учащиеся, которым все таки трудно выучить слова. Это во-первых, а во-вторых, я думаю, что легче начинать с более легких слов, чтобы учащиеся по мере усложнения слов приобрели навыки создания ассоциативных образов. Учащиеся с удовольствием начали придумывать свои варианты. Конечно, не сразу все получилось, но по мере понимания данного метода, дети все больше предлагали свои варианты. Конечно, сразу выделились ученики А,В. Это у них не вызвало затруднений, что я и ожидала. Хочется отметить, что здесь я увидела творческие способности ученика С. В качестве домашнего задания я предложила ученику С не только придумать еще ассоциации, но изобразить это в своих рисунках. При использовании данного метода, прослушав ассоциации учащихся, я увидела как у них развито воображение, творчество. Предлагаемые учащимися ассоциации были нестандартные, смешные,необычными. Анализируя, правильно ли был подобран ассоциативный метод, я с удовлетворением заметила, что мой первый шаг был верен. Потому что, вне зависимости от способностей, это помогло мне раскрыть в детях таланты, которые помогают им в выполнении творческих заданиях. Чтобы стимулировать учащихся к дальнейшей работе, для поошрения их талантов в качестве оценивания дети аплодировали друг другу. Ребятам такой прием запоминания понравился, что видно из записей на стикерах.

Ученица А: «Мне интересно было узнать, как можно запоминать слова необычным способом» .

Ученик В: «Так здорово. Я научилась составлять ассоциации к английским словам».

Ученик С: «Я оказывается тоже могу запоминать английские слова без зубрежки».

На втором уроке я применила метод составления рифмовок, который обладает еще одним мнемоническим потенциалом. Принимая во внимания, что данный метод сложнее, чем первый, я предложила эту работу в парах, А-С, В-С, с тем, чтобы у ученика С при составлении рифмовок запомнились слова, и он мог бы понять, что с этой работой он тоже может справиться. Наблюдая за совместной работой, а особенно за учеником С я увидела, что учащиеся с интересом придумывали рифмовки. Кто-то начинал, а кто-то заканчивал. И в итоге получились необычные рифмовки. По ходу урока я предложила детям конкурс на лучшую рифмовку. Фантазии детей не было предела. Хотя не все рифмовки звучали складно, но я увидела интерес детей, их заинтересованность быть лучшими. Проведя анализ использования данного метода, я сделала вывод, что ученику С было трудновато составлять рифмовки и здесь ему нужна помощь со стороны сильного учащегося. Данная работа вызвала трудности у ученика С, но несмотря на это, он старался тоже придумывать рифмовки. Я считаю, что хотя он не всем удается, методы запоминания слов нужно со временем менять, усложнять, потому что использование одного и того же метода может наскучить детям. И в дальнейшем ученик С тоже может быть попытается самостоятельно придумывать

Отчет по исследованию в действии по предмету английский язык

Отчет по исследованию в действии по предмету английский язык

Ученица В.

Чтение рифмовок

рифмовки.

На уроке ребятам также было оценить свою работу в паре, через простые критерии по листу самооценивания. Не все дети поняли, как это нужно было делать. Некоторые завысили свои оценки. Конечно, мне надо было научить сначало их правильно оценивать себя. На следующем уроке я обязательно учту это.


На следующем уроке я предложила один из интересных методов мнемоники - это метод «логическая закономерность», т.е. составление рассказов, с использованием новых слов.

Отчет по исследованию в действии по предмету английский язык

Учитывая сложность задания, на данном уроке у нас было вначале коллективное обсуждение, составление общего рассказа, так как мне нужно было донести до детей суть этого метода. И данный метод оказался сложнее остальных. При составлении рассказа, я увидела пассивность ученика С, что из этого я предположила, что и составление рассказа, с использованием английских слов вызывает у него затруднение. Но ученики А, В справились с данным заданием.

После выполнения заданий я провела формативное оценивание ученика методом «Светофор». В результате зеленую карточку подняли 3 учащихся, показывая этим, что ставят оценку «5», что им все понятно, 4 учащихся подняли желтую карточку, оценивая его на «4», показывая этим, что им не все понятно, что составление рассказа вызывает у них затруднение, 2 учащихся подняли красную карточку, показывая, что они не смогут составить рассказ самостоятельно. Одним из этих учеников был ученик С. Поэтому планируя следующий урок, я учла это и использовала один из легких мнемонических приемов, который могли сделать все.

Используя мнемонический метод, «метод фраз», я подвела детей к тому, что при составлении фраз, учитывая первую букву каждого слова можно научиться запоминанию правильного произношения слов. Эту работу я построила в группах, где были одинаково задействованы все ученики. Ученики А, С оказались в одной группе. Ученица В была задействована в другой группе. Наблюдая за работой, увидела, что ученик А как всегда проявил активность, и здесь же ученик С смог подобрать свою рифмовку к началу фразы, и хочется отметить, данный конец был поддержан группой. При защите небольшого постера, ученик С был спикером. Ученица В также была активна в своей группе.

- слова RUSSIA, одна группа придумала следующую фразу: «Рисует Адай широкий Алтай»,

-слова LONDON, вторая группа сочинила следующее «Леша Олю не догнал, Дима этого не знал». Кажется, эти словосочетания не имеют смысла, несут в себе какой-то бред, но это придумали сами дети, это было их воображение и дети анализируя, пришли к выводу, что это тоже один из легких способов запоминания правильного произношения слов.

Отчет по исследованию в действии по предмету английский язык

Презентация «метода фраз»

Работая над внедрением мнемоники я уяснила для себя следующее: методы мнемоники должны быть индивидуальными, а не общими для всех. Ученик должен знать, на каком уровне он находится и, что ему необходимо сделать для дальнейшего роста. В этом случае использование мнемоники станет для них стимулом к изучению английского языка.

Чтобы подытожить, насколько эффективны были методы мнемоники, я предложила ученикам провести рефлексию через метод «лестница успеха». Этот вид работы помог мне увидеть, есть ли положительные изменения у учеников, хотят ли они сами измениться.

Судя по мнению учеников, данные методы помогли им запомнить слова, у них появился интерес к нестандартным методам урока, и им бы хотелось, еще раз попробовать сочинять, придумывать. Что важно, что не нужно бояться учителя, и если учитель видит, что ты творишь, он тебя всегда поддержит.

Раздел ІІІ: Выводы и анализ.

Для доказательства внесенных изменений в обучение детей, мною были применены следующие методы сбора данных: фото и видеоматериалы, анкетирование учащихся до и после, интервьюирование, рефлексия, опрос, само - и взаимооценивание.

В начале и конце исследования, с целью определения уровня мотивации к изучению английского языка, я провела анкетирование.

Результаты опроса показаны в диаграмме.

Это говорит о том, что мне удалось, несмотря на кратковременную практику в школе, изменить отношения учащихся к моему предмету в положительную сторону.



Чтобы понять, насколько методы мнемоники помогают быстрому запоминанию слов, я путем наблюдения за учениками А,В,С, сделала свои выводы и представила это в таблице.


Результат

Ученик А

Ученик В

Ученик С

Метод ассоциации

умеет составляет необычные ассоциа

тивные образы.

умеет составляет необычные ассо

циативные обра

зы.

Умеет составля

ть ассоциации

Метод рифмовок

умеет придумывать рифмовки.

умеет придумывать рифмовки

при составле-

нии рифмовок нужна помощь с

со стороны более сильного

ученика.

Метод «логическая закономерность»

может придумывать рассказ, используя презентацию.

может придумать рассказ,но быва-

ют небольшие несоответствия.

вызывает трудность при составлении рассказа

Метод фраз

может составить фразы,которые служат для правиль

ного произношения

слов.

может составить

фразы,которые служат для правильного произношения слов.

может составить фразы для прави

льного произно

шения слов.

Также после каждого урока заполнялись листы наблюдения. Одно из безусловных преимуществ данного метода - это его удобство. Заранее приготовленные листы наблюдения за деятельностью учащихся не требуют значительного объема времени. Заполняются символами «+», «-». Этот метод предоставляет возможность проследить изменения в деятельности учащихся на разных урока.

При интервьюирование детей, учащиеся сошлись во мнении, что данные методы помогают запоминанию слов, были интересны для них, хотя для кого-то они были сложны. Но они бы с удовольствием применили это и к другим словам, которые будут изучать дальше.

Просмотр видео уроков помог мне увидеть мои ошибки при ведении урока, над чем нужно поработать и уже при составлении следующего урока я могла корректировать свои действия. Видео помог мне увидеть то, что я упустила во время уроков, что у меня нет пока навыков наблюдения, что я могу быть суетливой, торопить учащихся во время их ответов, хотя мы должны выдерживать время, всегда правильно направлять их В дальнейшем я хотела бы иногда использовать видео, где я смогу проследить свои действия, чтобы улучшить процесс преподавания.

На мой взгляд, введённые в мою практику изменения, благотворно повлияли на учеников. У меня получилось привлечь учащихся к урокам английского языка, они смогли понять, что изучение языка -это интересно, познавательно, и что можно учить слова не только путем зубрежки, но и другими методами. Я считаю, что помогла детям раскрыться, увидеть в них творческих детей, увидеть в каждом из них свое «я». И особенно это можно было заметить в ученике С в процессе работы самостоятельно, в парах, в группах, когда он выступал спикером. Ученики А, В при запоминаний слов не испытывали трудности и здесь же они с легкостью сочиняли рифмовки, рассказы. На обычных уроках при запоминании слов, я бы не увидела это, но здесь же они смогли оживить слова, сделать их интересными.

Также можно было заметить, что словарный запас детей увеличился.

Если раньше они не знали слова, то сейчас они могли спокойно называть их, составлять ассоциации, придумывать фразы, рифмовки, рассказы. Раньше же дети просто учили их, но не всегда виды работ со словами были разнообразны. Здесь же показали более глубокую степень понимания слов. Классный руководитель данного класса, посетив мой урок, тоже заметила, как дети были активны, с каким интересом они все это выполняли, несмотря на то, что заучивание английских слов- это трудный процесс.

Раздел 4: Ограничения процесса проведения исследования в действии и последствия для последующей практики.

Вести исследовательскую работу оказалось не так-то просто. Используя мнемонику я делала первые шаги в этой области. Из-за большого количества информации, постоянно сталкивалась с различными препятствиями. Сказывалась нехватка опыта в применении новых знаний. Тем более, что внедрение элементов требует системного подхода к работе, глубокого знания теоритического материала по этим модулям. Способов и приемов много и выбрать наиболее приемлемый оказалось для меня трудным.

Я, конечно, учитывала возрастные особенности детей, доступность заданий для всех учащихся. После трех уроков я увидела, что одно задание было только доступно сделать самостоятельно ученику С и на четвертый урок я включила более легкое задание «метод фраз». И считаю, что не ошиблась. Большую трудность для меня вызвал подбор инструментов диагностики для обработки данных.

Также при самооценивании ученики сначала не объективно подходили к этому. И после точной инструкции дети стали относиться к самооцениванию серьезнее. Нужно еще поработать над собою, больше формативно оценивать учащихся, более лучше направлять, координиро

вать учащихся.

При выполнении заданий дети громко обсуждали, что было непривычно для нас, учителей, привыкшим говорить много сами. Но это был рабочий шум, и я надеюсь, что дети со временем научаться работать не столь шумно.

В дальнейшем я хочу продолжить использование данных методов на уроке. Для сравнительного результата своего исследования я проведу к концу учебного года в двух 5-х параллельных классах контрольный срез. Ведение уроков по новой технологии вызвали интерес учащихся, позволили развить практические навыки заучивания слов.

Что я хочу изменить в своей работе:

1. Развить формирование навыков запоминания слов, используя разные приемы.

2. Научить самооцениванию и взаимооцениванию.

3. Применять ИКТ на уроках.

4. Разработка авторских заданий, дополнительного материала по каждому модулю.

5. Расширение практики, внедрение в других классах школы.

6. Создание школьного сообщества учителей-единомышленников, для консультаций, обмена опытом, анализа.

7. Публикации своих авторских разработок уроков, дополнительного материала, статей в педагогических журналах и газетах.

В дальнейшей своей практике я буду применять полученные знания, основываясь на своем опыте и оказывать поддержку другим учителям в применении эффективных подходов в преподавании. Я получила необходимые знания благодаря Программе 2 уровня, для того что бы применять в своей практике новые подходы для дальнейшего профессионального развития. Для нас в обучении всегда было важно что а теперь мы задумались над вопросами как и зачем. Если мы хотим изменить что-то, начнём с себя.

Литература:

  1. Руководство для учителя-Второй (основной) уровень, издание третье, 2014г.

2. Интернет-ресурсы.

3. Давыдов В.В. Деятельностная теория мышления.-Научный мир,2005.-240с.



  1. Постоянное самообразование по данной Программе, т.е. изучение дополнительных материалов, постоянный поиск и апробация новых инновационных технологий в образовании.

  2. Разработка авторских заданий, дополнительного материала по каждому модулю.

  3. Расширение практики, внедрение в других классах школы.

  4. Создание школьного сообщества учителей-единомышленников, для консультаций, обмена опытом, анализа.

  5. Публикации своих авторских разработок уроков, дополнительного материала, статей в педагогических журналах и газетах.

  6. Продолжение консультаций со своим тренером.

  7. Обмен опытом с коллегами-слушателями, учителями своей школы, на городском методическом объединении учителей истории.

  8. В перспективе, при успешной реализации вышеизложенных семи пунктов, обобщение передового педагогического опыта: разработка авторских проектов, элективных курсов, методических пособий или сборников.

Я думаю все это реально, и я считаю, что я иду в правильном направлении.















© 2010-2022