ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье.  Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в школе. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.    Для того чтобы ребёнку  с...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И.В. Кижапкина, Л. Н. Коваленко

заместитель директора по учебной работе , учитель ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа- интернат


ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в школе. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Для того чтобы ребёнку с ОВЗ было комфортно и безопасно в школе и среди сверстников, ему нужно научиться общаться. В своей работе большую роль мы отводим соблюдению принципа толерантности, уважительного отношения человека, соблюдению его прав, учёту обязанностей. Без сомнения, воспитание такого рода должно начинаться в семье, но в интернате проживают дети - сироты которым необходимо дать основы коммуникативных умений. И в данной ситуации эту функцию выполняет школа в лице классного руководителя, воспитателя, учителя- предметника.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут». Поэтому в нашей школе - интернате вся работа посвящена развитию духовно- нравственных качеств у обучающихся и воспитанников.

В начальных классах специального (коррекционного) учреждения есть ряд особенностей, которые необходимо учитывать для формирования духовно - нравственных качеств. У детей слабо развиты коммуникативные навыки, отсутствует или не развито понятие толерантности. Поэтому в начальной школе ставим задачи на обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире, а также на усвоение приёмов деятельности, необходимых для умения устанавливать связи между событиями и действиями, неспособности запоминать информацию и т.д.

Нарушение ЦНС не может обеспечить необходимый фундамент для вызревания духовно - нравственных качеств, создает преграды, тормозя появление осознанного отношения к действительности как важнейшей предпосылке личностного развития ребенка. Ребенок не понимает обращенной к нему речи, не умеет устанавливать связи между событиями и действиями, не способен запоминать информацию. Потребности и мотивы претерпевают сложные изменения, прежде чем ребенок начинает действовать в соответствии с моральным правилом. Работа в начальных классах построена таким образом, чтобы каждый обучающийся в процессе игры, трудовой и учебной деятельности, внеклассного мероприятия мог почувствовать внимание к себе со стороны педагога, признание своей индивидуальности, и самое главное - смог получить положительную оценку действий.

Для формирования и развития нравственных качеств в школе разработана программа «Становление» для обучающихся 1-9 классов, на основе которой в начальных классах действует подпрограмма «Наше наследие». Целью такого воспитания школьников начальных классов является формирование у подрастающего поколения высоких нравственных и этических качеств, организация деятельности, соответствующей уровню развития детей и их возрастным особенностям, изучение и пропаганда национальных традиций и культуры родного края.

Подпрограмма включает в себя следующие направления деятельности: духовно-нравственное, воспитание на воинских традициях, воспитание толерантности, изучение государственной символики, семейное воспитание.

Формы мероприятий, которые традиционно проводятся в нашей школе с обучающимися начальных классов: беседы «Хакасия - родной край», «Россия - Родина моя», «Узнаю Россию по символу»; викторины: «Я знаю символы России», «Символика Хакасии»; конкурсы «Родина начинается с семьи», «Я живу в Хакасии»; игры «Знаешь ли ты свою школу», «Путешествие по столице республики», «Путешествие по родному городу», «Памятные места нашего города» и др.; экскурсии в городской краеведческий музей, по городу, по Хакасии; театрализация русских и хакасских сказок; просмотр фильмов; соревнования; коллективные творческие работы.

На протяжении 3-х лет в начальной школе реализуется факультативный курс «Развитие духовно - нравственной культуры». Основа которого - изучение правил этикета. «Этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной», так говорится в Правилах этикета.

Цель факультативных занятий: формирование духовно-нравственных ориентиров младших школьников, воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины у младших школьников.

Факультативные занятия проводятся в 1-4-х классах.

Тематика занятий и формы разнообразны:

Тема

Формы работы

Целевые установки: привитие базовых национальных ценностей

Что такое этикет. Правила поведения.

Беседы, практические занятия, экскурсии.

духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, этическое общение

Как правильно общаться.

Театрализация жизненных ситуаций, проведение праздников

традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога

Гостевой этикет.

Театрализация, игровые ситуации

человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

Поведение в общественных местах.

Экскурсии. Беседы по правилам дорожного движения. Встречи с инспекторома ГИБДД.

человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

Дружба, взаимопомощь

Беседы, инсценирование, игровые ситуации.

социальная солидарность -доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство

Семья. Семейные празпраздники

Практическое занятие.

патриотизм - любовь к своей малой Родине, семье, своему народу, к России, служение Отечеству

Вредные привычки и как с

ними бороться

Встречи с медицинскими работниками, конкурсы, беседы

природа - эволюция, здоровье, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Школьный этикет.

цикл библиотечно-библиографических занятий, беседы, инсценирование

наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира

«Вежливые» советы.

Составление памяток. Театрализация

духовный мир человека, нравственный выбор ,этическое развитие

При этом формируются базовые национальные ценности, которые заложены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Еще одна форма работы - использование на уроках и во внеурочное время статей «Детского мира» К.Д. Ушинского, знакомство с которыми ставит целью формирование мировоззрения детей на принципах высокой нравственности и морали. Учителями начальных классов разработаны циклы бесед, на которых идет работа этим учебником. Важной частью в этой работы является творческая деятельность: рисование, лепка, моделирование, дидактические и ролевые игры.

Традицией стали «семейные встречи» и «семейные праздники» обучающихся 1-4 классов, на которых ребята читают стихи, инсценируют, участвуют в соревнованиях и конкурсах.

Все это развивает творческие способности детей, развивает духовно - нравственные качества, помогает формировать гражданина и патриота.

Список литературы

Агишова Е.В. Особенности психолого-педагогического сопровождения классов, изучающих Православную культуру России: взаимодействие с родителями, Материалы III международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека», Новосибирск, НГПУ, 2008г

Кочетов А. И. и др. Эксперимент по программе воспитания в школе. Ярославль, 1994 г.

Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.

Титова Е. В. Если знать, как действовать. М., Просвещение, 1993 .

Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа, 1993.

Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994.

Щуркова Н. Е. Собранье пёстрых дел. Владимир, 1993.


© 2010-2022