Рабочая программа ПМ. 03. 01. Работа на ККТ и способы расчёта с покупателями

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Ивановской области

областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Шуйский технологический колледж»

155901 г. Шуя, Ивановская обл., Учебный городок, 1

Рабочая программа ПМ.03.01. Работа на ККТ и способы расчёта с покупателями(49351) 4-70-81 Рабочая программа ПМ.03.01. Работа на ККТ и способы расчёта с покупателями prof4.ruРабочая программа ПМ.03.01. Работа на ККТ и способы расчёта с покупателями[email protected]

_____________________________________________________________________________





Рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ 03 Работа на контрольно-кассовой технике

и расчеты с покупателями

















г.Шуя, 2015г.

Департамент образования Ивановской области

областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Шуйский технологический колледж»

155901 г. Шуя, Ивановская обл., Учебный городок, 1

Рабочая программа ПМ.03.01. Работа на ККТ и способы расчёта с покупателями(49351) 4-70-81 Рабочая программа ПМ.03.01. Работа на ККТ и способы расчёта с покупателями prof4.ruРабочая программа ПМ.03.01. Работа на ККТ и способы расчёта с покупателями[email protected]

_____________________________________________________________________________


РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

На заседании цикловой Директор ОГБПОУ ШТК

методической комиссии ______________О.В.Воробьёв

Протокол № _____ Приказ № ___________

от «_____» __________2015г. от «_____»_______ 2015г.

Председатель ЦМК ___________

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УР

_______________Е.В.Лапина




РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ 03 Работа на контрольно-кассовой технике

и расчеты с покупателями


МДК.03.01 Эксплуатация контрольно-кассовой техники










г.Шуя, 2015г.

Примерная программа профессионального модуля «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее - НПО) 38.01.02. «Продавец, контролер-кассир».

Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шуйский технологический колледж»

Разработчик: Петровичева М.В., преподаватель спец.дисциплин ОГБПОУ ШТК.
























СОДЕРЖАНИЕ


1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля

стр.

4

2. Результаты освоения профессионального модуля

6

3. Структура и содержание профессионального модуля

8

4. Условия реализации профессионального модуля

14

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

16




















1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 03 Работа на контрольно-кассовой технике

и расчеты с покупателями

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих , служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.01.02. «Продавец, контролер-кассир» входящей в укрупненную группу профессий 100700 «Торговое дело» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):


  1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

  2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

  3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

  4. Оформлять документы по кассовым операциям.

  5. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована

в профессиональной подготовке рабочих по профессиям:

  • 17351 «Продавец непродовольственных товаров»;

  • 17353 «Продавец продовольственных товаров»;

  • 12721 « Кассир торгового зала»;

  • 12965 «Контролер-кассир»;

в дополнительном профессиональном образовании при повышении квалификации и переподготовке работников в области торговли при наличии среднего (полного) общего образования.

Опыт работы не требуется.



1.2. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и обслуживания покупателей.

уметь:

  • осуществлять подготовку ККТ различных видов;

  • работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных(компьютерных кассовых машинах - РОS терминалах), фискальных регистраторах;

  • устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;

  • распознавать платежность государственных денежных знаков;

  • осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;

  • оформлять документы по кассовым операциям;

  • соблюдать правила техники безопасности;

знать:

  • документы, рекламирующие применение ККТ ;

  • правила расчетов и обслуживания покупателей;

  • типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации;

  • классификацию устройства ККТ;

  • основные режимы ККТ;

  • особенности технического обслуживания ККТ;

  • признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета;

  • правила оформления документов по кассовым операциям.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:

всего - 352 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 172 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 99 часов;

самостоятельной работы обучающихся - 73 часа;

учебной практики - 156 часов

и производственной практики - 72 часа



2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1.

Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

ПК 3.2.

Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

ПК 3.3.

Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

ПК 3.4.

Оформлять документы по кассовым операциям.

ПК 3.5.

Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

ОК 8.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля

ПМ.03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями»


Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля (ПК 03)

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 3.1

Раздел 03.01. Правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

147

56

16

50

90

42

ПК -3.2- 3.5

Раздел 03.02. Оформлять документы по кассовым операциям.

134

21

6

23

12

30

Промежуточный контроль

6




6


Учебная практика на торговых предприятиях

48




48


Производственная практика, часов

72


72

Всего:

352

77

22

73

90

120










3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 3. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями.


352


МДК . 03.01.

Эксплуатация контрольно-кассовой техники.


116

Раздел 03.01.1.

Правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.


122

Тема 03.01.1.1 Эксплуатация контрольно-кассовой техники.

Содержание

46


Основные сведения о ККТ.

Документы, регламентирующие применение ККТ.

Типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации.

Особенности технического обслуживания ККТ.


1


Классификация устройства ККТ.

Характеристика основных блоков ККТ: устройство ввода, печать, оперативно - запоминающее устройство. Назначение суммирующих денежных и операционных регистров. Определение выручки и остатков денег на начало и конец рабочего дня.

1



Устройство и эксплуатация различных моделей ККТ.

Эксплуатация контрольно-кассовой техники и обслуживание покупателей.

Подготовка ККТ к работе различных моделей.

Работа на ККТ различных моделей: автономных, пассивных, активных системах (компьютеризированных кассовых машинах - РОS терминалах), фискальных регистраторах, сканерах считывания.

Устранение мелких неисправностей при работе на ККТ.

Основные режимы ККТ:

- режим «Кассир» - внесение, возврат, снятие, аннуляция, коррекция ТПУ.

- Режим «Администратор» - коррекция даты, часов, получение суточных отчетов, программирование цен базу.

2

Практические занятия.

16



Определение основных узлов и деталей, эксплуатация различных моделей кассового оборудования



Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических

работ, отчетов и подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Изучение основных режимов работы новых моделей ККТ.

37

Тема 03.01.1.2 Расчетные операции с покупателями.

Содержание

10


Правила расчетов и обслуживания покупателей.

Правила расчетов и обслуживания покупателей.

Признаки платежности государственных денежных знаков, порядок получения , хранения и выдачи денежных средств.

Отличительные признаки платежных средств безналичного расчета.

Проверка качества и количества продаваемых товаров, качества упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.


2








3

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических

работ, отчетов и подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Изучение правил эксплуатации новых моделей ККТ, выполнение расчетных операций на них

13


Учебная практика

Виды работ:

1. Соблюдение правил эксплуатации ККТ и выполнение расчетных операций с покупателями.

- организация рабочего места, соблюдение безопасности труда, противопожарной безопасности и правил санитарии;

- организация рабочего места контролера-кассира, подготовка ККТ различных моделей к работе, заправка ленты;

- работа на ККТ различных видов: автономных, пассивных, активных системах (компьютерных кассовых машинах - РОS терминалах), фискальных регистраторах

Расчет с покупателями за товары и услуги: подсчет стоимости покупки, получение денег, пробивание чека, выдача сдачи, погашение чека.

Устранение мелких неисправностей при работе на ККТ;

- выполнение работ в основных режимах ККТ:

  • режим «Кассир» - внесение, возврат, снятие, аннуляция, коррекция ТПУ.

  • режим «Администратор» - коррекция, погашение суточных отчетов, программирование цен в базу.

- проведение заключительных операций при работе на ККТ: подсчет выручки за день, подбор денежных купюр и сдача их в установленном порядке.

2. Расчетные операции с покупателями.

- организация рабочего места, соблюдение безопасности труда, противопожарной безопасности и правил санитарии;

- проверка и распознавание признаков платежности государственных денежных знаков.

- денежный расчет с покупателями, применение различных способов.

- проверка реквизитов чека, определение подлинности чека.

- выявление причин возврата денег покупателю по неиспользованному чеку, возврат денег покупателю.

- пополнение ассортимента товаров;

- определение количества и качества продаваемых товаров, проверка качества упаковки, наличия маркировки, правильности цен на товары и услуги.

90


Производственная практика:

  • Соблюдение правил эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнение расчетных операции с покупателями.

  • Проверка платежеспособности государственных денежных знаков.

  • Проверка качества и количества продаваемых товаров, качества упаковки, наличие маркировки, правильности цен на товары и услуги.

42


Раздел 03.02.2 Оформление документов по кассовым операциям.

27



Тема 03.02.2.1 Оформление кассовой документации

Содержание

15



Виды документов, правила оформления документов по кассовым операциям.


2-3

Тема 03.02.2.2 Контроль за сохранностью материальных ценностей.

Содержание




Учет денежных средств в торговых предприятиях.

6

2


Подготовка товаров к инвентаризации, проведение инвентаризации, оформление документов.


2

Практические занятия

Оформление кассовой документации.

6


Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Сдача денежной выручки в банк.

23

Учебная практика

Виды работ:

1. Оформление документов по кассовым операциям.

- организация рабочего места, соблюдение безопасности труда, противопожарной безопасности и правил санитарии.

- оформление документов по кассовым операциям.

2. Осуществление контроля сохранности товарно-материальных ценностей.

- организация рабочего места, соблюдение безопасности труда, противопожарной безопасности и правил санитарии.

- подготовка товаров к инвентаризации, проведение инвентаризации, оформление документов.

12




Производственная практика:

  • Оформление документов по кассовым операциям.

  • Осуществление контроля сохранности товарно-материальных ценностей.

30




4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие лаборатории торгово-технологического оборудования, и учебный магазин.

Оборудование лаборатории торгово-технологического оборудования:

- ККТ

- образцы товаров;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия (схемы, узлы ККТ)

Технические средства обучения:

-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.

Оборудование мастерской и рабочих мест учебного магазина:

- ККТ

- продовольственные товары;

- другое торговое оборудование (сканеры).


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Т.Р.Парфентьева «Оборудование торговых предприятий»- М.: Изд. центр «Академия». Учеб. для нач. проф.2007 г.

  2. Т.Р.Парфентьева «Оборудование торговых предприятий» - М.: Изд. центр «Академия» .Учеб. для нач. проф. 2000 г.

  3. Л.И. Никитченко. «Контрольно-кассовые машины» М - изд. «Академия» 2002 г.

  4. Л.И. Никитченко «Оборудование торговых предприятий» рабочая тетрадь. М - изд. «Академия» 2006 г.

Дополнительные источники:

  1. Техническая документация на ККТ.

Дидактическое и методическое обеспечение:

  • пособия по разделам программы;

  • паспорт КМО по темам программы;

  • комплект КИМ для проведения промежуточной и итоговой аттестации.

  • Комплект КОС для проведения итоговой аттестации по ПМ.03


4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля по профессии контролёр-кассир

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» и специальности «Продавец, контролер-кассир».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты - преподаватели междисциплинарных курсов, а также профессиональных дисциплин: «Оборудование торговых предприятий»

Мастера производственного обучения :

с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.








5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Соблюдение правил эксплуатации ККТ и выполнение расчетных операций с покупателями;

Освоение работ согласно кв. характеристики - контролёр-кассир

Результаты проверочных и контрольных работ.

Результаты поэтапной аттестации (в т.ч с использованием тестирования).

Отчеты по практическим работам.

Итоговая аттестация по профессиональному модулю- сдача квалификационного экзамена

Проверка платежеспособности государственных денежных знаков;

Освоение работ согласно кв. характеристики - контролёр-кассир

Проверка качества и количества продаваемых товаров, качества упаковки, наличия маркировки, правильности цен на товары и услуги;

Освоение работ согласно кв. характеристики - контролёр-кассир

Оформление документов по кассовым операциям;

Освоение работ согласно кв. характеристики - контролёр-кассир

Осуществление контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей.

Освоение работ согласно кв. характеристики - контролёр-кассир






Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Демонстрация интереса к будущей профессии и высокого уровня мотивации на ее освоения.

Отчеты о выполнении самостоятельных работ в рамках профессиональной деятельности.

Портфолио учащихся (сертификаты. Грамоты, призовые места в конкурсах, участие в различных мероприятиях, социальных проектах и соревнованиях, общественная активность, подтвержденная документами.

Положительная динамика интеллектуального и личностного развития по результатам педагогических наблюдений и диагностических исследований.

Результаты деятельности в клубах по интересам, спортивных секциях и т.д.

Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

Способность к самоорганизации, целеустремленность, выбор целесообразных способов достижения целей.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Способность к саморегуляции деятельности, умение объективно оценивать результаты деятельности и нести за них ответственность.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Умение работать с различными видами информации и применять ее для решения профессиональных задач различной сложности.

Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Умение работать с образовательными и профессиональными ресурсами.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Высокий уровень коммуникативных умений.

Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и правилами Продажи товаров

Умение при реализации товаров соблюдать действующие нормы и правила.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний

( для юношей)

Готовность к выполнению воинского долга.

7


© 2010-2022