Материал по теме Разработка рабочих программ по отдельным предметам ФГОС

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Разработка рабочих программ по отдельным предметам

в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и на основе примерной основном образовательной программы.


В соответствии с требованиями ФГОС каждое образовательное учреждение должно составить свою образовательную программу, составной частью которой являются рабочие программы учебных предметов и курсов.

Программы учебных предметов и курсов разрабатываются на основе:

- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- фундаментального ядра содержания общего образования;

- требований к результатам освоения образовательной программы;

- программы развития универсальных учебных действий.

Как было сказано выше, программы отдельных предметов и курсов являются разделами основной образовательной программы учреждения. Планируемые результаты освоения этой программы являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ, которые должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов с позиций организации их достижения в образовательном процессе и с позиций оценки достижения этих результатов.

Рабочие программы пишутся на основе примерной (авторской) программы. Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации обучающихся.

Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.

Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

По положению в соответствии с требованиями ФГОС, структура образовательной программы включает в себя следующие пункты:

1) титульный лист

2) пояснительная записка, в которой указывается

- на основе какой программы (примерной, авторской) разработана рабочая программа;

-цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе;

-особенности обучения в данном классе; проблемы, существующие в организации работы в данном классе;

-используемая образовательная система (в соответствии с Образовательной программой учреждения);

-информация о внесенных изменениях в примерную (авторскую) программу и их обоснование (обычно, если количество внесенных изменений больше 20%, то требуется согласование с какой-либо компетентной в этом вопросе организацией).

Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

-кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;

-дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

3) структура и основное содержание программы

4) планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (базовые и повышенного уровня):

- личностные

- метапредметные

- предметные

На сайте ФГОС в глоссарии собраны ключевые термины, используемые при разработке стандартов второго поколения. В нем даны следующие определения.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - конкретные элементы социального опыта - знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

В стандартах первого поколения был указан обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. Новые стандарты определяют три группы результатов освоения предмета, выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения. Стандарты устанавливают в качестве ведущего компонента Требования к результатам освоения основных образовательных программ:

-личностным, включающим готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции;

-метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные регулятивные и коммуникативные);

-предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания.

Термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов. Проектирование программы должно быть согласовано с программой развития УУД. При отборе и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов и форм обучения должны учитываться цели формирования конкретных видов УУД.

Выделяют следующие виды УУД:

  1. Личностные - ценностно-смысловая ориентация учащихся, мотивация учебной деятельности, включающая в себя следующие виды:

- самоопределение

- смыслообразование

- нравственно-этическая ориентация.

  1. Регулятивные - организация учебной деятельности, то есть

- целеполагание

- планирование

- прогнозирование

- контроль

- коррекция

- оценка

- саморегуляция

  1. Познавательные:

- общеучебные

- логические

- постановка и решение проблемы

  1. Коммуникативные - социальная компетентность, взаимодействие и сотрудничество. Должна просматриваться преемственность формирования УУД по ступеням обучения. Например:

В начальной школе:

- планирование учебного сотрудничества

- постановка вопросов

- разрешение конфликтов

- управление поведением партнера

- умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

В общей школе:

- общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией;

- способность действовать с учетом позиции другого и умение согласовать свои действия;

- организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы);

- следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

- речевые взаимодействия как средства регуляции собственной деятельности.

В настоящее время определены общие критерии и способы оценки сформированности УУД у учащихся, сформулированы общие рекомендации по их формированию с учетом специфики учебных предметов. Они отражены в Программе развития УУД для предшкольного и начального общего образования и для основного общего образования и Системе типовых задач для оценки сформированности УУД.

5) Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы

Предметом итоговой оценки должно стать достижение предметных и метапредметных результатов освоения программы. Основной задачей оценки выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Еще одна особенность оценки - уровневый подход. Выделяются два уровня - базовый (опорный), (стандартные задачи, в которых очевиден способ решения) и повышенный (функциональный) (задачи, в которых нет явного указания на способ выполнения). Необходимо указать критерии оценки достижения планируемых результатов. Предполагается проведение предметной работы и вводится понятие комплексной проверочной работы на межпредметной основе.

Оценка личностных результатов должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

6) перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, где может содержаться следующая информация:

- перечень методической литературы;

- дидактический материал (контрольно-измерительный материал по предмету, перечень тем проектов, исследований и т.п.);

- перечень наглядного оборудования;

- перечень ресурсов медиатеки педагога (цифровые образовательные ресурсы, список сайтов и т.п.);

- перечень технических средств обучения, лабораторного оборудования.

7) список литературы для педагога (основной)

8) список литературы для обучающихся (дополнительный)

9) календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Календарно-тематическое планирование является документом, отражающим особенности реализации основной образовательной программы школы по предмету в конкретном классе. Календарно-тематическое планирование одного учителя должно отличаться от аналогичного документа другого учителя, работающего в этой же параллели по такому же комплекту, так как каждый педагог должен учитывать особенности учащихся, классного коллектива. В календарно-тематическом планировании должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение. План представлен в виде таблицы. Допускается составление отдельно тематического и поурочного планирования.

Структура календарно-тематического плана включает в себя следующие пункты:

- календарные сроки

- №№ уроков

- тема (раздел)

- планируемые результаты обучения:

1) освоение предметных знаний (базовые понятия)

2) универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

- возможные виды деятельности обучающихся/ возможные формы контроля

- возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности обучающихся

- использование ТСО, компьютерной техники, компьютерного программного обеспечения.

Структура рабочей программы в целом:

- титульный лист

- пояснительная записка

- структура и основное содержание программы

- планируемые результаты (базовые и повышенного уровня) освоения учебного предмета, курса:

1) личностные

2) метапредметные

3) предметные

- система оценки достижений планируемых результатов освоения программы

- перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

- список литературы для педагога (основной)

- список литературы для учащихся (дополнительный)

- календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Существует примерный алгоритм составления рабочей программы.

  1. Изучить материал примерной программы, рекомендованной (допущенной) компетентными органами.

  2. Оценить имеющуюся учебно-методическую и материально-техническую базу.

  3. Определить содержание (разделы, темы) вариативной части программы.

  4. Провести организацию и структурирование содержания учебного материала (последовательность изучения тем).

  5. Расширить содержание разделов и тем примерной программы.

  6. Дополнить требования к уровню подготовки учащихся.

  7. Разработать контрольно-измерительные материалы для оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

В настоящее время выпущено большое количество литературы по различным аспектам введения ФГОС, а также существуют электронные версии многих книг и разработок примерных и рабочих программ по различным предметам и для различных линий учебников. Издательство «Просвещение» (prosv.ru) выпускает серию книг «Стандарты второго поколения» по различным аспектам ввведения ФГОС. На сайте ФГОС standart.edu.ru учитель может найти исчерпывающую информацию о введении стандартов.







© 2010-2022