Методическая разработка для преподавателей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМетодическая разработка для преподавателейМинистерство здравоохранения Саратовской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАЛАКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

для преподавателей

по теме:

«Сестринский уход при сахарном диабете»


МДК 02.01.«Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

ПМ 02 «Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах»

Специальность Сестринское дело

Курс 3










Балаково

2016 г



Тема: «Сестринский уход при сахарном диабете».

Методическая разработка практического занятия по МДК 02.01.«Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» ПМ 02 «Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах»

Автор: Преподаватель ГАПОУ СО «Балаковский медицинский колледж» Кабдуш АйслуНурбулатовна, Балаково, 2016 г., 55 страниц издания

«Утверждено»

на заседании ЦМК ______________

Протокол №__ от «__» ____ 2016г.

Председатель ЦМК (Ф.И.О.)______ Каширова В. Ю.

(подпись председателя)


«Согласовано»

с методическим кабинетом колледжа

методист колледжа

(Ф.И.О.)_______Каширова В. Ю.

(подпись методиста)

Рецензент К.м.н, заслуженный врач РФ, главный врач ГУЗ СО «ДГБ г. Балаково», Балашов Владимир Иванович





























Рецензия

На методическую разработку преподавателя ГАПОУ СО «Балаковский медицинский колледж» Кабдуш Айслу Нурбулатовны по УТ «Сестринское дело в терапии»

Представленная на рецензию методическая разработка практического занятия для преподавателей по УТ «Сестринское дело в терапии» на тему: «Сестринский уход при сахарном диабете».

Методические разработки практического занятия составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и рабочей программы профессионального модуля 02. «Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах» (для студентов отделения «Сестринское дело).

Методическая разработка содержит характеристику темы, включающую в себя цели занятия, умение студентов, освоение практических навыков полученных на занятие и осваиваемые на занятии общие и профессиональные компетенции. Имеется теоретический материал, теоретические вопросы для контроля знаний студентов, тестовые задания ситуационные задачи по теме, алгоритмы манипуляций. Практический материал доступен для понимания, изложен подробно, научно, последовательно.

Творческая работа способствует формированию у студентов общих и профессиональных компетенций, согласно ФГОС; способствует формированию у студентов системы знаний, ответственности и обеспечивают преподаванию раздела «Сестринское дело в терапии» на научном методическом уровне. Методическая разработка нацелена на оказание помощи преподавателям при подготовке и проведении практических занятий в процессе изучения УТ «Сестринское дело в терапии».

Заслуженный врач Российской Федерации

Гл. врач ГУЗ СО ДГБ г. Балаково

К.м.н. В.И.Балашов












СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка………………………………………………..5

  2. Технологическая карта доклинического занятия…….……………. 6

  3. Теоретический материал по теме занятия …………………………. 9

  4. Практическая часть по теме занятия……….……………………… 16

  5. Контрольно - оценочный материал……………………….................. 18

  6. Критерии оценок различных видов работ на занятии..………… 34

  7. Список рекомендуемой литературы……………….……………… 38















































1.Пояснительная записка

Методическая разработка практического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 34.02.01.«Сестринское дело» и программой ПМ 02 «Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01.«Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях».

На данном занятии студенты демонстрируют знания, которые они приобрели при изучении темы «Сестринский уход при сахарном диабете». Студенты работают с тестовыми заданиями, решают ситуационные задачи по теме, демонстрируют технику проведения практических манипуляций в соответствии с алгоритмами, отвечают на устные вопросы по теме.

Для успешного освоения темы необходимы фундаментальные знания, прежде всего анатомии и основ физиологии. Используются знания, полученные на других дисциплинах общепрофессионального цикла: «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Фармакология», «Основы микробиологии», «Психология». Не лишним являются знания основ сестринского дела.

Для данной темы предусмотрено 4 часа практического занятия. Внеаудиторная работа представлена в форме презентаций, сообщений, буклетов, памяток на темы: Патогенез развития сахарного диабета.

Организация питания при сахарном диабете. Современные методы инсулинотерапии. Роль медсестры в профилактике развития заболевания и осложнений сахарного диабета составление студентами кроссвордов по теме.




2.Технологическая карта доклинического занятия

Учебные цели занятия: закрепить и расширить теоретические знания, помочь студентам в приобретении практических навыков.

Студент должен знать: определение понятий «диабет 1 типа», «диабет 2 типа», факторы риска, основные симптомы диабета, осложнения сахарного диабета, типичные проблемы пациентов, принципы диагностики, лечения и реабилитации

Уметь владеть навыком: осуществить сестринский процесс при сахарном диабете выполнять следующие процедуры и манипуляции: сбор мочи для определения глюкозы и ацетона, определение глюкозы и ацетона в моче экспресс-методом, п/к введение инсулина, обучение пациента/семьи методам ухода/самоухода, оформлять мед документацию обучить пациента/родственника правилам лечебного питания, приема назначенных лек препаратов

Осваиваемые профессиональные компетенции:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

Осваиваемые общие компетенции:

OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

OK11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

OK14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


Материальное обеспечение учебного занятия:

1.Методическая разработка

2.Ноутбук

3.Тестовые задания

4.Карточки с заданиями для студентов (ситуационные задачи, практические манипуляции, алгоритмы)

5. Оснащение для выполнения зачетных практических манипуляций


Распределение рабочего времени на учебном занятии:

Содержание занятия

Время

Методические указания

1. Организация занятия

2 минуты

Уточнить готовность студентов к занятию, отметить отсутствующих студентов, уделить внимание внешнему виду, форме одежды студента.

2. Формулировка темы, ее мотивация

3 минуты

Сообщить тему занятия, особое внимание акцентировать на её значимость, сообщить план занятия

3. Определение целей занятия

5 минут

Сообщить цели занятия и основные задачи, которые ставятся при изучении данной темы.

4. Контроль исходного уровня знаний

10 минут

Провести тестовый контроль

5. Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

5 минут

Проверить наличие выполненной внеаудиторной работы у студентов

6. Вводный инструктаж

20 минут

Сообщить теоретический материал, ознакомить с картой самостоятельной работы, инструктировать по работе с ней.

7.Самостоятельная работа

120 минут

Выполнить поэтапно

Повторить теоретический материал по теме: «Сестринский уход при заболеваниях почек и мочевыделительной системы»

30 минут

При изучении теоретического материала использовать методическое пособие.

Решить ситуационную задачу

20 минут

Решение в виде карты сестринского процесса записать письменно.

Подготовка квыполнению практического задания

10 минут

Для выполнения практического задания, студенты разделяются на малые группы с распределением роли медсестры и пациента

Выполнение практического задания

30 минут

Отрабатывают практический навык в соответствие с алгоритмом действия.

Подготовка к ответу на теоретические вопросы по теме

15 минут

При подготовке рекомендуется использовать материал учебного пособия

Ответ на теоретические вопросы

15 минут

Ответ строится на основе материала методического пособия.

8. Подведение итогов занятия.

10 минут

Оценить деятельность каждого студента, отметить слабые стороны. Оценить достижение целей занятия. Выставить оценки в журнал.

9. Задание на дом.

5 минут

Озвучить тему следующего занятия с указанием дополнительной литературы для подготовки домашнего задания, дать задание для выполнения внеаудиторной работы.

















3.Теоретический материал по теме занятия

Сахарный диабет - эндокринное заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина с нарушением всех видов обмена в основном и в первую очередь углеводного обмена. Инсулин обеспечивает поступление глюкозы в клетку.

Типы сахарного диабета:

ИЗСД (диабет 1 типа) - инсулинозависимый СД, проявляется в молодом возрасте, имеет тяжелое течение. Для жизни больному ИЗСД необходим инсулин.

ИНСД (диабет 2 типа) - инсулиннезависимый СД, развивается в пожилом возрасте, протекает стабильно. ИНСД развивается у лиц: с ожирением и с нормальной массой тела

Причины:

  1. факторы, повреждающие β -клетки поджелудочной железы: вирусные инфекции (корь, паротит, вирусы и др.), ионизирующее излучение, выработка антител к β-клеткам

  2. ожирение

  3. употребление большого количества углеводов

Факторы риска:

  • наследственная предрасположенность, особенно при ИНСДМетодическая разработка для преподавателей

  • оба родителя больны СД или один родитель болен СД и диабет среди членов семьи

  • рождение крупных детей (весом более 4,5 кг)

  • ожирение, диабет беременных

  • злоупотребление алкоголем

В клиническом течении сахарного диабета различают:Методическая разработка для преподавателей

  • предиабет,

  • скрытый диабет,

  • явный диабет

Предиабет - сахар натощак 5,5 -6,1ммоль/л. тест на толерантность к глюкозе в пределах нормы - через 2 часа сахар в крови составляет 6,7-7,7 ммоль/л

Скрытый диабет: выявляется при проведении теста на толерантность к глюкозе. У пациента после приема 75 г глюкозы, растворенной в 250 мл воды, уровень сахара в крови составляет: через 1 час - выше 9,99 ммоль/л (180 мг), а через 2 часа - более 7,88 ммоль/л (более 130 мг)

Явный диабет: сахар в крови натощак 6,7 ммоль/л, после приема 75 г глюкозы в 250 мл воды через 2 часа выше 11 ммоль/л. При наличии сахара крови натощак свыше 11,1 ммоль/л - диагноз «сахарный диабет» не вызывает сомнения.

Жалобы пациентов:

  • жажда, полиурия, похудание

  • зуд промежности, кожный зуд

  • гнойничковые поражения кожи

При кетоацитозе:

  • запах ацетона изо рта

  • тошнота, рвота, боли в животе.

Объективное исследование: оценить состояние сознания, наличие запаха ацетона изо рта, сухость кожи и слизистых, наличие гнойничковых поражений кожи, форма стоп (цвет кожи, трофические язвы, натоптыши). Характер пульса, АД, пульсация на сосудах стоп, контроль массы тела.

Осложнения:
  • гипогликемическая кома

  • кетоацидотическая кома

  • абсцессы в местах инъекций

  • диабетическая стопа, гангрена нижних конечностей

  • слепота

  • нефропатия и ХПН

  • импотенция

Лабораторные методы исследования

  • сахар крови натощак норма 3,3-5,5 ммоль/л

  • тест (проба) на толерантность к глюкозе

  • анализ мочи на сахар и на ацетон

  • общий анализ мочи: протеинурия, лейкоцитурия, эритроцитурия,

Инструментальные методы исследования

  • УЗИ поджелудочной железы, почек

  • ЭКГ,

  • рентгенография органов грудной клетки

Консультация специалистов

  • окулиста (диабетическая ретинопатия)

  • невропатолога (диабетическая полиневропатия)

  • кардиолога (ИБС, ГБ)

  • хирурга (диабетическая стопа, гнойничковые заболевания кожи)

  • дерматолога (грибковые поражения, дерматиты)

  • фтизиатра (туберкулёз)

Принципы лечения сахарного диабета

I. Инсулинозависимый сахарный диабет (ИЗСД):

1. Инсулинотерапия

2. Диетотерапия

3. Симптоматическое лечение

Инсулинотерапия - инсулины прозрачные (короткого действия), инсулины мутные (пролонгированного действия) - диетотерапия

Виды инсулина:

  1. говяжий (примесь белка)

  2. свиной (примесь белка)

  3. человеческий (самый чистый)

Дозу инсулина подбирает врач. Инсулины выпускают во флаконах по 5 мл, в 1 мл содержится 40 ед. активного инсулина, в 0,1 мл содержится 4 ед. инсулина. Инсулин вводится подкожно на передней брюшной стенке (метод квадратов). Простой инсулин используется в коматозном состоянии и при первичной подборке дозы инсулина. Простой инсулин - начало действия через 30 мин после введения, пик действия через 2 часа, продолжительность действия 6-8 час.

После введения инсулина больного необходимо обязательно покормить через 30 минут.

Диетотерапия: стол 9, с исключением легко усваиваемых углеводов (сахар, печенье, белый хлеб, белки, крупы и т. д.) Важны: режим, состав питания. Подсчет углеводов в хлебных единицах.

!!! Запомнить !!!

1 х. е. = 12 г углеводов = 25 г черного хлеба = 2 ст. л. крупы = 1 стакан молока = 1 среднее яблоко

Существует таблица взаимозаменяемости продуктов в хлебных единицах.

II. Инсулиннезависимый сахарный диабет (ИНСД):

1. Диетотерапия

2. Пероральные сахароснижающие препараты

3. Инсулинотерапия

Диетотерапия: стол 9, принцип диеты - гипокалорийность. Диета рассчитывается в ккал:

физическая работа 2000-2700 ккал

обычный труд 1900-2100 ккал

легкий труд 1600-1800 ккал

при ожирении 1000-1200 ккал

при расщеплении 1 г углеводов = 4 ккал

1 г белка = 4 ккал

1 г жира = 9 ккал

Назначение сахароснижающих препаратов только при ИНСД со стабильным течением: букарбан, оранил, манинил, глюконорм и др. Бигуаниды: силубин, буформин, адебит и др. При тяжелом течении ИНСД назначают инсулин.

Диспансеризация:

  1. Пациент с сахарным диабетом состоит на диспансерном учёте у эндокринолога и терапевта. Частота посещений 1раз в 1-3месяца в зависимости от состояния пациента

  2. Контроль сахара крови

  3. Анализ мочи на сахар, ацетон

  4. Коррекция доз инсулина и сахароснижающих препаратов

  5. ЭКГ

  6. Консультация окулиста (2 раза в год), невропатолога, дерматолога, кардиолога

Осложнения сахарного диабета подразделяются на ранние и поздние

К ранним осложнениям сахарного диабета относятся:

  1. Кетоацидотическая кома (гипергликемическая) кома

  2. Гипогликемическая кома

Кетоацидотическая кома (гипергликемическая) кома.

Причины:

  • применение некачественных инсулинов (просроченный, замороженный)

  • отказ от диеты, или от введения инсулина, недостаточная доза инсулина.

  • развитие тяжелых заболеваний (инсульт, инфаркт миокарда, пневмонии)

  • стресс, психические травмы.

  • операции,

  • тяжёлые физические нагрузки

Гипогликемическая кома

Причины:

  • передозировка инсулина

  • задержка с приемом пищи после введения инсулина

  • излишняя физическая нагрузка

  • злоупотребление алкоголем

Комы при сахарном диабете

Основные признаки

Кетоацидттическая кома

Гипогликемическая кома

1.Начало

  1. медленное развитие (2-3 недели)

быстрое развитие (5-10 минут)

2.Основные жалобы

при прекоме:

нарастающая жажда

полиурия, слабость, снижение аппетита, головная боль, боли в животе, тошнота и рвота


чувство голода, потливость, слабость, дрожь в коленях, нарушение координации движений, двоение в глазах, онемение языка, неадекватное поведение (напоминает пьяного человека)

Признаки комы

сознание

запах ацетона изо рта

дыхание

кожные покровы

тургор кожи

глазные яблоки

мышечный тонус

АД

частота пульса

отсутствует

отчётливый

глубокое, шумное (Куссмауля)

сухие

снижен

мягкие

понижен

понижено

тахикардия

отсутствует

нет

свободное

влажные

в норме

твердые

повышен (судороги)

в норме

в норме

Неотложная помощь

Прекома


Кома

Соблюдение диеты ст. №9, коррекция доз инсулина,

приём щелочных минеральных вод.

обращение к врачу.

  1. госпитализация в реанимационное отделение

  2. срочно кровь на сахар, моча на сахар и ацетон

  3. в/в доступ: капельно на физ. растворе 250,0 + 20 ед. инсулина и контроль сахара в крови каждый час

  4. в/в капельное введение 4% р-р 100мл бикарбоната натрия

Срочно выпить стакан сладкого чая, съесть кусочек сахара, булки. Носить с собой «пищевую аптеку»: 10 кусочков сахара, 1-2 яблока, сладкое печенье 150-200 г, бутерброд на черном хлебе, бутылочка лимонада 0,5 л

  1. срочно: в/в струйно 20-40мл 40% глюкозы

  2. контроль сахара в крови

Поздние осложнения сахарного диабета.

Поздние осложнения СД являются главной причиной инвалидизации и смертности больных диабетом. К ним относятся:

  • диабетическая ретинопатия,

  • диабетическая нефропатия,

  • синдром диабетической стопы,

  • полинейропатия,

  • диабетическая макроангиопатия: ишемическая болезнь сердца, атеросклероз сосудов нижних конечностей (сухая гангрена)

  • инфекционные осложнения (туберкулёз, пиелонефрит, гнойничковые заболевания кожи и др.)

Диабетическая нефропатия: происходит поражение почечных клубочков, они запустевают, количество функционирующих нефронов сокращается, постепенно развивается нефросклероз и ХПН.

Диагностика:

  • контроль анализа мочи (наличие протеинурии)

  • проба Реберга (определение клубочковой фильтрации)

  • контроль АД

  • уровень креатинина и мочевины в крови

Профилактика:

  • тщательная коррекция углеводного обмена

  • коррекция АД (прием гипотензивных препаратов)

  • при повышении креатинина крови малобелковая диета

  • коррекция липидного обмена

Синдром диабетической стопы: ампутация конечностей у больных СД вв15 раз чаще, чем у остального населенияМетодическая разработка для преподавателей

Основные факторы:

  • поражение артерий нижних конечностей

  • поражение дистальных капилляров стоп

  • нейропатия, инфекция

Осмотр стоп у пациентов с СД:

  1. Цвет конечностей:

  • красный (при нейропатических отеках)

  • бледный, цианотичный (при ишемии)

  1. Деформация:

  • молоткообразные пальцы

  • крючкообразные пальцы

  1. Отеки

  2. Состояние ногтей (грибковые поражения)

  3. Язвенные поражения (на подошве, пальцах, голени)

  4. Пульсация на сосудах стоп

Уход за стопами: обучить пациента регулярному самоконтролю за ногами и уходу за стопами

Диабетическая ретинопатия: основная причина слепоты

  • изменения сетчатки: микроаневризмы, кровоизлияния, отек сетчатки

  • диабетическая катаракта

Осмотр у окулиста должен производиться не реже 1 раза в год

Диабетическая макроангиопатия: это атеросклеротическое поражение коронарных, церебральных и периферических сосудов

Ишемическая болезнь сердца (ИБС): является ведущей причиной высокой смертности больных диабетом (инфаркт миокарда). Смертность при остром инфаркте миокарда в 2 раза выше, чем у больных, не страдающих сахарным диабетом.

Атеросклероз мозговых сосудов: часто приводит к развитию острого нарушения мозгового кровообращения.

Атеросклероз сосудов нижних конечностей: приводит к облитерирующему атеросклерозу и развитию сухой гангрены (может быть влажная) нижних конечностей.

Пациент с ИЗСД должен знать, что при диабете в особых ситуациях могут возникать осложнения, которые грозят смертельным исходом. Больному диабетом необходимо:

  1. Уметь осуществлять контроль за признаками надвигающейся гипер- и гипогликемии

  2. Уметь грамотно оказывать самопомощь

  3. Своевременно обращаться к врачу

Сестринский уход:

  • Дать рекомендации по диетотерапии - стол № 9

  • Рекомендовать носить с собой «пищевую аптечку» (сахар 10 кусочков, 2-3 бутерброда, яблоко, сок) - принять углеводы при гипогликемии.

  • Рекомендации по режиму труда и отдыха (исключить выраженные физические и эмоциональные нагрузки, избегать посещения саун, бань).

  • Обучить пациента технике набора инсулина и технике введения инсулина.

  • Обучить родственников контролю, а пациента самоконтролю:

  • уровня сахара в крови с помощью глюкометра или тест полосок

  • сахара и ацетона в моче с помощью тест полосок

  • показателей АД и массы тела.

  • состояния стоп (кожи, пульсации артерий, суставов)

  • Обучить пациента ведению дневника самоконтроля

  • Обучить пациента самопомощи, родственников помощи при гипогликемии

  • Обучить правилам личной гигиены (уход за глазами, полостью рта, кожными покровами, промежностью)

  • Обучить уходу за стопами

  • Беседа о здоровом образе жизни

  • Рекомендовать пройти обучение в «Школе диабета»





4. Практическая часть по теме занятия

Алгоритмы практических манипуляций

СБОР МОЧИ НА САХАР

Цель- диагностика сахарного диабета.

Оснащение: 2-5 литровая чистая стеклянная банка с крышкой, банка вместимостью 200 мл, направление в клиническую лабораторию.


ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

  1. Объяснить цель исследования.

  2. Объяснить пациенту, что он должен соблюдать обычный водно-пищевой и двигательный режим и собирать мочу в течение суток.

  3. Обучить пациента правилам подготовки посуды для сбора мочи и емкости для доставки в лабораторию: подготовить чистую стеклянную банку емкостью 2-5 л и банку емкостью 200 мл для доставки мочи в лабораторию.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

Обучить пациента технике сбора мочи для исследования:

- в 6.00 предложить пациенту выпустить мочу в унитаз

- собрать всю выделяемую мочу в большую банку в течение суток (до 6.00 следующего дня).

- измерить общее количество мочи (суточный диурез), записать результат в направлении

- перемешать (взболтать) суточное количество мочи в банке

- отлить 100-200 мл мочи в отдельно приготовленную баночку для доставки в лабораторию.

ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Прикрепить направление-этикетку с указанием суточного диуреза (суточного количества мочи) на баночку емкостью 200-300 мл.

  2. Попросить пациента повторить всю полученную от вас информацию.

ВВЕДЕНИЕ ИНСУЛИНА

Цель - введение точной дозы инсулина для снижения уровня глюкозы в крови.

Оснащение: флакон с раствором инсулина, содержащий в 1 мл 40 ЕД; 70% этиловый спирт; стерильные: лоток, пинцет, ватные шарики, одноразовые инсулиновые шприцы.

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

  1. Убедиться, что нет противопоказаний к применению данного инсулина. Противопоказания: гипогликемическая кома, аллергическая реакция на данный инсулин.

  2. Убедиться в пригодности инсулина. Прочитать надпись на флаконе: название, дозу, срок годности, провести визуальный контроль качества.

  3. Подогреть флакончик с инсулином до температуры тела 36-37 градусов в водяной бане. Можно подержать в руке 3-5 минут.

  4. Взять инсулиновый шприц в упаковке, проверить годность, герметичность упаковки, вскрыть пакет.

  5. Вскрыть крышку флакончика, прикрывающую резиновую пробку.

  6. Протереть резиновую пробку ватными шариками со спиртом двукратно, отставить флакончик в сторону, дать высохнуть спирту. Попадание спирта в раствор инсулина приводит к его инактивации.

  7. Помочь пациенту занять удобное положение.

  8. Набрать в шприц заданную дозу инсулина в ЕД из флакончика и дополнительно набрать 1-2 ЕД инсулина, надеть колпачок, положить в лоток.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Обработать место инъекции последовательно двумя ватными тампонами, смоченными спиртом: вначале большую зону, затем непосредственно место инъекции. Дать коже высохнуть.

  2. Снять колпачок со шприца, выпустить воздух.

  3. Взять кожу в складку 1 и 2 пальцами левой руки.

  4. Ввести быстрым движением иглу под углом 30-45 градусов в середину подкожно-жирового слоя на длину иглы, держа ее срезом вверх.

  5. Освободить левую руку, отпустив складку.

  6. Ввести медленно инсулин.

  7. Прижать сухой стерильный ватный шарик к месту инъекции и быстрым движением извлечь иглу.

ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

  1. Накормить пациента.

  2. Продезинфицировать шприц и ватные шарики, снять перчатки и положить в емкость для дезинфекции.
















5. Контрольно - оценочный материал (с эталонами ответов)

Теоретические вопросы для контроля знаний


  1. Дайте определение сахарного диабета.

  2. Назовите главный (отличительный признак диабета I и II типов).

  3. Причины факторы риска сахарного диабета.

  4. Назовите основные симптомы сахарного диабета

  5. Ведущие лабораторные признаки.

  6. Каковы основные принципы лечения больного сахарным диабетом.

  7. Перечислите основные осложнения сахарного диабета.

  8. Сестринский уход при сахарном диабете.

Эталоны ответов:

1. Сахарный диабет - эндокринное заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина с нарушением всех видов обмена в основном и в первую очередь углеводного обмена. Инсулин обеспечивает поступление глюкозы в клетку.

2.Типы сахарного диабета:

ИЗСД (диабет 1 типа) - инсулинозависимый СД, проявляется в молодом возрасте, имеет тяжелое течение. Для жизни больному ИЗСД необходим инсулин.

ИНСД (диабет 2 типа) - инсулиннезависимый СД, развивается в пожилом возрасте, протекает стабильно. ИНСД развивается у лиц: с ожирением и с нормальной массой тела

3.Причины:

  • факторы, повреждающие β -клетки поджелудочной железы: вирусные инфекции (корь, паротит, вирусы и др.), ионизирующее излучение, выработка антител к β-клеткам

  • ожирение

  • употребление большого количества углеводов

  • Факторы риска:

  • наследственная предрасположенность, особенно при ИНСД

  • оба родителя больны СД или один родитель болен СД и диабет среди членов семьи

  • рождение крупных детей (весом более 4,5 кг)

  • ожирение, диабет беременных

  • злоупотребление алкоголем

4.В клиническом течении сахарного диабета различают:

  • предиабет,

  • скрытый диабет,

  • явный диабет

Предиабет - сахар натощак 5,5 -6,1ммоль/л. тест на толерантность к глюкозе в пределах нормы - через 2 часа сахар в крови составляет 6,7-7,7 ммоль/л

Скрытый диабет: выявляется при проведении теста на толерантность к глюкозе. У пациента после приема 75 г глюкозы, растворенной в 250 мл воды, уровень сахара в крови составляет: через 1 час - выше 9,99 ммоль/л (180 мг), а через 2 часа - более 7,88 ммоль/л (более 130 мг)

Явный диабет: сахар в крови натощак 6,7 ммоль/л, после приема 75 г глюкозы в 250 мл воды через 2 часа выше 11 ммоль/л. При наличии сахара крови натощак свыше 11,1 ммоль/л - диагноз «сахарный диабет» не вызывает сомнения.

Жалобы пациентов:

  • жажда, полиурия, похудание

  • зуд промежности, кожный зуд

  • гнойничковые поражения кожи

При кетоацитозе:

  • запах ацетона изо рта

  • тошнота, рвота, боли в животе.

Объективное исследование: оценить состояние сознания, наличие запаха ацетона изо рта, сухость кожи и слизистых, наличие гнойничковых поражений кожи, форма стоп (цвет кожи, трофические язвы, натоптыши). Характер пульса, АД, пульсация на сосудах стоп, контроль массы тела.

5. Лабораторные методы исследования

  • сахар крови натощак норма 3,3-5,5 ммоль/л

  • тест (проба) на толерантность к глюкозе

  • анализ мочи на сахар и на ацетон

  • общий анализ мочи: протеинурия, лейкоцитурия, эритроцитурия,

Инструментальные методы исследования

  • УЗИ поджелудочной железы, почек

  • ЭКГ,

  • рентгенография органов грудной клетки

Консультация специалистов

  • окулиста (диабетическая ретинопатия)

  • невропатолога (диабетическая полиневропатия)

  • кардиолога (ИБС, ГБ)

  • хирурга (диабетическая стопа, гнойничковые заболевания кожи)

  • дерматолога (грибковые поражения, дерматиты)

фтизиатра (туберкулёз)

6. Принципы лечения сахарного диабета

I. Инсулинозависимый сахарный диабет (ИЗСД):

1. Инсулинотерапия

2. Диетотерапия

3. Симптоматическое лечение

Инсулинотерапия - инсулины прозрачные (короткого действия), инсулины мутные (пролонгированного действия) - диетотерапия

Виды инсулина:

говяжий (примесь белка)

свиной (примесь белка)

человеческий (самый чистый)

Дозу инсулина подбирает врач. Инсулины выпускают во флаконах по 5 мл, в 1 мл содержится 40 ед. активного инсулина, в 0,1 мл содержится 4 ед. инсулина. Инсулин вводится подкожно на передней брюшной стенке (метод квадратов). Простой инсулин используется в коматозном состоянии и при первичной подборке дозы инсулина. Простой инсулин - начало действия через 30 мин после введения, пик действия через 2 часа, продолжительность действия 6-8 час.

После введения инсулина больного необходимо обязательно покормить через 30 минут.

Диетотерапия: стол № 9, с исключением легко усваиваемых углеводов (сахар, печенье, белый хлеб, белки, крупы и т. д.). Важны: режим, состав питания. Подсчет углеводов в хлебных единицах.

!!! Запомнить !!!

1 х. е. = 12 г углеводов = 25 г черного хлеба = 2 ст. л. крупы = 1 стакан молока = 1 среднее яблоко

Существует таблица взаимозаменяемости продуктов в хлебных единицах.

II. Инсулиннезависимый сахарный диабет (ИНСД):

1. Диетотерапия

2. Пероральные сахароснижающие препараты

3. Инсулинотерапия

Диетотерапия: стол 9, принцип диеты - гипокалорийность. Диета рассчитывается в ккал:

физическая работа 2000-2700 ккал

обычный труд 1900-2100 ккал

легкий труд 1600-1800 ккал

при ожирении 1000-1200 ккал

при расщеплении 1 г углеводов = 4 ккал

1 г белка = 4 ккал

1 г жира = 9 ккал

Назначение сахароснижающих препаратов только при ИНСД со стабильным течением: букарбан, оранил, манинил, глюконорм и др. Бигуаниды: силубин, буформин, адебит и др. При тяжелом течении ИНСД назначают инсулин.

7. Осложнения:

- гипогликемическая кома

- кетоацидотическая кома

- абсцессы в местах инъекций

- диабетическая стопа, гангрена нижних конечностей

- слепота

- нефропатия и ХПН

- импотенция

К ранним осложнениям сахарного диабета относятся:

Кетоацидотическая кома (гипергликемическая) кома

Гипогликемическая кома

Кетоацидотическая кома (гипергликемическая) кома.

Причины:

  • применение некачественных инсулинов (просроченный, замороженный)

  • отказ от диеты, или от введения инсулина, недостаточная доза инсулина.

  • развитие тяжелых заболеваний (инсульт, инфаркт миокарда, пневмонии)

  • стресс, психические травмы.

  • операции,

  • тяжёлые физические нагрузки

Гипогликемическая кома

Причины:

  • передозировка инсулина

  • задержка с приемом пищи после введения инсулина

  • излишняя физическая нагрузка

  • злоупотребление алкоголем

Поздние осложнения сахарного диабета.

Поздние осложнения СД являются главной причиной инвалидизации и смертности больных диабетом. К ним относятся:

  • диабетическая ретинопатия,

  • диабетическая нефропатия,

  • синдром диабетической стопы,

  • полинейропатия,

  • диабетическая макроангиопатия: ишемическая болезнь сердца, атеросклероз сосудов нижних конечностей (сухая гангрена)

  • инфекционные осложнения (туберкулёз, пиелонефрит, гнойничковые заболевания кожи и др.)

Диабетическая нефропатия: происходит поражение почечных клубочков, они запустевают, количество функционирующих нефронов сокращается, постепенно развивается нефросклероз и ХПН. Диабетическая нефропатия: происходит поражение почечных клубочков, они запустевают, количество функционирующих нефронов сокращается, постепенно развивается нефросклероз и ХПН.

Диагностика:

  • контроль анализа мочи (наличие протеинурии)

  • проба Реберга (определение клубочковой фильтрации)

  • контроль АД

  • уровень креатинина и мочевины в крови

Профилактика:

- тщательная коррекция углеводного обмена

- коррекция АД (прием гипотензивных препаратов)

- при повышении креатинина крови малобелковая диета

- коррекция липидного обмена

Синдром диабетической стопы: ампутация конечностей у больных СД в 15 раз чаще, чем у остального населения

Основные факторы:

поражение артерий нижних конечностей

поражение дистальных капилляров стоп

нейропатия, инфекция

Осмотр стоп у пациентов с СД:

Цвет конечностей:

красный (при нейропатических отеках)

бледный, цианотичный (при ишемии)

Деформация:

молоткообразные пальцы

крючкообразные пальцы

Отеки

Состояние ногтей (грибковые поражения)

Язвенные поражения (на подошве, пальцах, голени)

Пульсация на сосудах стоп

Уход за стопами: обучить пациента регулярному самоконтролю за ногами и уходу за стопами

Диабетическая ретинопатия: основная причина слепоты

изменения сетчатки: микроаневризмы, кровоизлияния, отек сетчатки

диабетическая катаракта

Осмотр у окулиста должен производиться не реже 1 раза в год

Диабетическая макроангиопатия: это атеросклеротическое поражение коронарных, церебральных и периферических сосудов

Ишемическая болезнь сердца (ИБС): является ведущей причиной высокой смертности больных диабетом (инфаркт миокарда). Смертность при остром инфаркте миокарда в 2 раза выше, чем у больных, не страдающих сахарным диабетом.

Атеросклероз мозговых сосудов: часто приводит к развитию острого нарушения мозгового кровообращения.

Атеросклероз сосудов нижних конечностей: приводит к облитерирующему атеросклерозу и развитию сухой гангрены (может быть влажная) нижних конечностей.

Пациент с ИЗСД должен знать, что при диабете в особых ситуациях могут возникать осложнения, которые грозят смертельным исходом. Больному диабетом необходимо:

Уметь осуществлять контроль за признаками надвигающейся гипер- и гипогликемии

Уметь грамотно оказывать самопомощь

Своевременно обращаться к врачу

8.Сестринский уход:

Дать рекомендации по диетотерапии - стол № 9

Рекомендовать носить с собой «пищевую аптечку» (сахар 10 кусочков, 2-3 бутерброда, яблоко, сок) - принять углеводы при гипогликемии.

Рекомендации по режиму труда и отдыха (исключить выраженные физические и эмоциональные нагрузки, избегать посещения саун, бань).

Обучить пациента технике набора инсулина и технике введения инсулина.

Обучить родственников контролю, а пациента самоконтролю:

уровня сахара в крови с помощью глюкометра или тест полосок

сахара и ацетона в моче с помощью тест полосок

показателей АД и массы тела.

Состояния стоп (кожи, пульсации артерий, суставов)

Обучить пациента ведению дневника самоконтроля

Обучить пациента самопомощи, родственников помощи при гипогликемии

Обучить правилам личной гигиены (уход за глазами, полостью рта, кожными покровами, промежностью)

Обучить уходу за стопами

Беседа о здоровом образе жизни

Рекомендовать пройти обучение в «Школе диабета»
























Тестовые задания

Вариант № 1

1. Факторы риска развития сахарного диабета:

а) избыточная масса тела

б) наследственная предрасположенность

в) злоупотребление углеводами

г) все перечисленные

2. При сахарном диабете в первую очередь нарушается:

а) углеводный обмен

б) белковый обмен

в) минеральный обмен

г) пигментный обмен

3. Гормон, снижающий уровень сахара в крови:

а) глюкагон

б) инсулин

в) тироксин

г) кортизон

4. Установите соответствие:

Тип сахарного диабета

Признаки

1. Сахарный диабет 1 типа

2. Сахарный диабет 2 типа

а) относительная недостаточность инсулина

б) абсолютная недостаточность инсулина

в) масса тела пациента чаще повышена

г) масса тела пациента чаще нормальная или снижена

д) начинается в зрелом и пожилом возрасте

е) начинается в детском и молодом возрасте

5. Лабораторное исследование, имеющее решающее значение при сахарном диабете:

а) общий анализ крови

б) общий анализ мочи

в) гликемический профиль

г) моча на альфа-амилазу

6. Установите соответствие:

Симптом

Характеристика

1. гипергликемия

2. гипогликемия

3. глюкозурия

4. кетонурия

а) наличие ацетона в моче

б) наличие сахара в моче

в) уровень сахара крови более 5,7 ммоль/л

г) уровень сахара крови менее 3,5 ммоль/л

7. В одном миллилитре простого инсулина содержится:

а) 100000 ЕД

б) 5000 ЕД

в) 40 ЕД

г) 4 ЕД

8. Потенциальная проблема при сахарном диабете:

а) жажда, кожный зуд

б) отеки, боли в пояснице

в) сухой кашель, одышка

г) снижение памяти, запоры

9. При гипогликемической коме кожные покровы пациента:

а) влажные; б) гиперемированные

в) желтушные; г) сухие

10. зависимое сестринское вмешательство при гипогликемической коме введение:

а) инсулина; б) глюкозы

в) морфина; г) нитроглицерина

Вариант № 2

1. Триаду симптомов сахарного диабета составляют:

а) полифагия; б) лихорадка

в) полидипсия; г) полиурия

2. Осложнение сахарного диабета, ведущее к возникновению гангрены:

а) гипогликемическая кома

б) гипергликемическая кома

в) кетоацидотическая кома

г) диабетическая ангиопатия

3. Установите соответствие:

Кома

Причины возникновения

1. Гипогликемическая

2.Гипергликемическая (кетоацидотическая)

а) передозировка инсулина

б) недостаточное введение инсулина

в) употребление большого количества углеводов

г) большая физическая нагрузка

д) пациент не поел после инъекции инсулина

е) тяжелое инфекционное заболевание

4. Установите соответствие

Кома

Клинические проявления

1. гипогликемическая

2. гипергликемическая (кетоацидотическая)

а) начало постепенное

б) начало внезапное

в) пациент возбужден, испытывает голод

г) пациент сонлив, заторможен

д) от пациента исходит запах ацетона

е) запаха ацетона от пациента нет

5. При оказании помощи пациенту с кетоацидотической комой м/с будет использовать:

а) простой инсулин

б) инсулин продленного действия

в) 40% раствор глюкозы

г) глюкагон

6. Пациент с инсулинзависимым сахарным диабетом находится в гипогликемической коме. Выберите независимые сестринские вмешательства:

а) массаж области печени и крупных мышц

б) немедленно вызвать врача через третье лицо

в) приготовить для в/в инъекции 40% р-р глюкозы

г) все перечисленные

7. Пациенту с сахарным диабетом мед.сестра рекомендует соблюдать диету:

а) № 5

б) № 9

в) № 10

г) № 11

8. При сахарном диабете в анализе мочи отмечается:

а) бактериурия

б) глюкозурия

в) фосфатурия

г) пиурия

9. Одна хлебная единица (ХЕ) соответствует:

а) 1 г углеводов

б) 6 г углеводов

в) 12 г углеводов

г) 24 г углеводов

10. Пациенту, находящемуся в гипергликемической коме, мед.сестра будет вводить простой инсулин:

а) внутрикожно; б) подкожно

в) внутривенно; г) сублингвально







Эталон ответов к тестам по теме:

« Сестринский уход при сахарном диабете»




Вариант № 1



1. г

2. а

3.б

4.1- б, г, е; 2-а, в, д

5.в

6. 1-в; 2- г; 3- б; 4-а

7. в

8. а

9. а

10. б

Вариант № 2



1. а, в, г

2. г

3. 1- а, г, д; 2- б, в, е

4. 1- б, в, е; 2-а, г, д

5.а

6. г

7. б

8. б

9. в

10. в

Ситуационные задачи

Задача № 1

Больная 62 лет поступила в терапевтическое отделение с жалобами на сухость во рту, жажду, зуд кожных покровов, учащенное мочеиспускание. В анамнезе - хронический холецистопанкреатит. Жажда и сухость беспокоят в течение последних 3 нед.

При осмотре: кожа на ощупь сухая, следы расчесов, пульс 86 в минуту, удовлетворительного наполнения и напряжения. Тоны сердца приглушены. Язык обложен белым налетом. Живот при пальпации умеренно болезнен в эпигастральной области. В крови - сахар натощак (10,3 ммоль/л), в суточной моче - глюкозурия (10 г/л).

Задания

1. Ваше мнение о заболевании?

2. Обосновать особенности ухода за данной больной.

Эталон ответа

На основании жалоб больной, данных анамнеза, объективных и дополнительных исследований можно думать, что у больной сахарный диабет на фоне хронического хо-лецистопанкреатита;

- состояние больной на момент обследования удовлетворительное;

- учитывая возраст больной и наличие указанных выше заболеваний, больная нуждается в постоянном наблюдении медицинской сестры;

- важно следить за строгим соблюдением диеты, следует проводить беседы о значении диетического и рационального питания как лечебного фактора;

- с учетом возраста больной медицинская сестра должна осуществлять наблюдение дыхательной и сердечно-сосудистой системами (подсчет числа дыханий, определение пульса, измерение артериального давления);

- следить за состоянием кожи, так как у больной отмечаются зуд и расчеты, проводить мероприятия по профилактике гнойничковых заболеваний кожи;

- своевременно и четко выполнять все назначения врача;

- при необходимости обучить больную правилам введения инсулина.

Задача № 2

Пациент 26 лет находится на лечении в эндокринологическом отделении с диагнозом: Сахарный диабет I типа, средней тяжести, декомпенсация, диабетическая полинейропатия. При сестринском обследовании установлены жалобы на: постоянную жажду, сухость во рту, обильное мочеиспускание, слабость, зуд кожных покровов, боли и парестезии в руках, снижение мышечной силы, онемение и зябкость в ногах. Болеет сахарным диабетом около 15 лет. Контроль гликемии и глюкозурии осуществляет нерегулярно. Последний раз сдавал кровь и мочу более 2 месяцев назад. Женат. Имеет здоровую дочь 3 лет. Отец болен сахарным диабетом.

Объективно: общее состояние тяжелое. Кожа и слизистые чистые, бледные, сухие. Румянец на щеках. Мышцы на руках атрофированы, мышечная сила снижена. Температура тела 36,3* С. ЧДД 22 в 1 мин. В легких дыхание везикулярное. Пульс 72 в 1 мин, ритмичный, удовлетворительного наполнения. АД 135/90 мм рт. ст. Язык влажный. Обложен белым налетом. Живот мягкий. Сахар крови: 14 ммоль/л. Анализ мочи: удельный вес 1,026, сахар - 0.8%, суточное количество - 4800 мл.

Задания

1. Определите потребности, удовлетворение которых нарушено, сформулировать проблемы пациента.

2. Поставить цели и составить план сестринских вмешательств с мотивацией.

Эталон ответа

1.Нарушены потребности: быть здоровым, избегать опасности, работать, есть, пить, выделять, избегать опасности, общаться.

ПЛАН

МОТИВАЦИЯ

1.Своевременно и правильно выполнять врачебные назначения

Для эффективного лечения

2.Осуществить уход за кожей, полостью рта, промежностью

Профилактика инфекционных осложнений

3.Обеспечить доступ свежего воздуха по 30 минут 3 раза в день

Для обогащения воздуха кислородом, улучшения окислительных процессов в организме

4.Обеспечить строгое соблюдение диеты

Для нормализации обменных про-цесссов, снижения уровня сахара в крови

5.Обеспечить психологическую поддержку пациента

Психоэмоциональная разгрузка

6.Обеспечить наблюдение за пациентом - общее состояние, пульс, АД, ЧДД, физиологические отправления, масса тела.

Для ранней диагностики осложнений и оказания неотложной помощи

7.Обеспечить выполнение программы ЛФК

Для нормализации обменных процессов

8.Провести беседы о значении режима и диеты в лечение сахарного диабета; о пользе правильного приема лекарственных средств

Для эффективного лечения и профилактики осложнений

Проблемы настоящие: постоянная жажда, сухость во рту, обильное мочеиспускание, слабость, зуд кожных покровов, боли и парестезии в руках,

снижение мышечной силы, онемение и зябкость в ногах.

Проблема приоритетная: жажда.

Проблемы потенциальные: риск развития гипо- и гипергликемической ком.

2.Цель краткосрочная: пациент отметит уменьшение жажды к концу 7 -го дня лечения.

Цель долгосрочная: пациент отметит отсутствие жажды к моменту выписки.

Оценка: пациент отметит отсутствие жажды, улучшение самочувствия.

Цель достигнута.

Задача №3.

В приемное отделение прохожими доставлена больная 32 лет в бессознательном состоянии.

При осмотре: сознание отсутствует, дыхание шумное, редкое, глубокое. Мышечный тонус и тонус глазных яблок снижен. Кожа, видимые слизистые и язык сухие. Запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Пульс - 90 ударов. АД= 90/60 мм.рт. ст.

В кармане кофточки больной обнаружена карточка больного сахарным диабетом.

Задание

1.Определите неотложное состояние.

2.Составьте алгоритм оказания доврачебной и неотложной помощи.

Эталон ответа

1.У пациента диабетическая кома.

2. Неотложной доврачебной помощи:

3.Вызвать врача, лаборанта.

4.Переместить в положение Симса, положить лоток около рта

5.Обтирать полость рта влажной салфеткой

6.Мониторинг (измерение АД, ЧДД, пульса, следить за состоянием пациента)

7.Выполнять назначение врача.

Задача №4.

К медицинской сестре обратилась соседка по дачному поселку с просьбой оказать помощь ее 20-летней дочери, у которой после игры в волейбол возникла немотивированная агрессивность и возбуждение, боли в животе. По дороге к больной соседка рассказала медсестре, что ее дочь в течение пяти лет страдает сахарным диабетом, получает инсулин.

При осмотре: в сознании, возбуждена, отмечается дрожание рук, кожа бледная влажная. Тонус мышц конечностей повышен. В легких везикулярное дыхание, хрипов нет. Тоны сердца ритмичные. Пульс - 96 ударов, слабого наполнения. АД=90/50 мм.рт. ст.

Задание

1.Определите неотложное состояние.

2.Составьте алгоритм оказания доврачебной и неотложной помощи.

Эталон ответа

1.У пациентки гипогликемическое состояние.

2.Неотложной доврачебной помощи:

3.Вызвать врача.

4.Пациента необходимо напоить сладким чаем, накормить.

5.Мониторинг (измерение АД, ЧДД, пульса, следить за состоянием пациента)

6.Выполнять назначение врача.

7.Массаж печени и крупных сосудов.


Задание решите кроссворд

Этот кроссворд отличается от привычного тем, что в качестве подсказки можно использовать первую букву, которая обозначена в центре круга. Она же будет первой буквой каждого слова.

Подобрав правильный ответ, впишите буквы в соответствующие кружочки.

1

2

Г

5

3

4

П

3

1

2


















Начальная буква «Г»:

  1. Наличие глюкозы в крови - это……….

  2. Наличие глюкозы в моче - это…………….

  3. Относительная плотность мочи, превышающая норму ….

  4. Содержание глюкозы в крови ниже нормы - это…………..

  5. Прибор для измерения уровня сахара в крови ………….

Начальная буква «П»:

  1. Выделение мочи, значительно превышающее норму - это…..

  2. Синоним термина «булемия» - ………….

  3. Термин, обозначающий повышенную жажду - ………..

Правильных ответов:___________ из 8


Ответы на кроссворд:

Начальная буква «Г»:

1. Наличие глюкозы в крови - это гликемия

2.Наличие глюкозы в моче - это гликозурия

3.Относительная плотность мочи, превышающая норму - это гипостенурия

4.Содержание глюкозы в крови ниже нормы - это гипогликемия

5.Прибор для измерения уровня сахара в крови - глюкометр

Начальная буква «П»:

6.Выделение мочи, значительно превышающее норму - это полиурия

7.Синоним термина «булемия» - это полифагия

8.Термин, обозначающий повышенную жажду - это полидипсия








































6. Критерии оценок различных видов работ на занятии

Устный опрос

«5» - грамотный логичный полный ответ в соответствии с учебным материалом, умение увязывать знания теории с практикой.

«4» - грамотно изложенный ответ на основе усвоенного материала с характеристикой основных понятий, но с отдельными неточностями в содержании.

«3» - в ответе прослеживается знание основных разделов материала, но изложение неполное, непоследовательное с неточностями в определении понятий.

«2» - ответ неуверенный, неполный, беспорядочно излагается, не выделяется главное, допускаются ошибки в определении понятий.


Критерии оценки решения проблемно-ситуационной задачи по специальности:

5 «отлично» - комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;

4 «хорошо» - комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;

3 «удовлетворительно» - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах педагога, правильное последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;

2 «неудовлетворительно» - неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.





























Критерии оценивания тестового задания:

91-100% правильных ответов - "отлично";

81-90% правильных ответов - "хорошо";

71-80% правильных ответов - "удовлетворительно";

70% и менее правильных ответов - "неудовлетворительно

Критерии оценивания решения кроссворда:

8-7 правильных ответов - "отлично";

6-5 правильных ответов - "хорошо";

4 правильных ответов - "удовлетворительно"

3 и менее правильных ответов - "неудовлетворительно







Оценочный лист

Список

студентов

Теоретический

опрос

Тестовые задания

Ситуационные

задачи

Решение

кроссворда










7. Список рекомендованной литературы

Основная литература:

1.Смолева Э. В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи.- Изд. 3-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2011.-473с

2.Обуховец Т. П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум.- Изд. 3-е, стер.- Ростов н\Д: Феникс, 2013.-412 с.: ил.- (Медицина)

3. Лычев В. Г., Карманова Т.Т. - «Сестринское дело в терапии: с курсом первичной медицинской помощи». - М.: Форум, 2011г;

Дополнительная литература:

1.Щукин Ю. В. Методы исследования пациента.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.-287 с.: ил.- (Медицина)

2. Сединкина Р. Г.- «Сестринское дело в терапии». Раздел «Эндокринология» - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011г;

Интернет - ресурсы:

1.vmede.org/index.phpboard=1.0

2.sestrinskoedelo.ru/obschenie_v_sestrinskom_delе









ПРИЛОЖЕНИЯ







Приложения 1

Таблица хлебных единиц

(1 ХЕ = 10-12 г углеводов. 1 ХЕ повышает сахар крови на 1,5-2 ммоль/л.)

Зерновые, злаковые, изделия из муки

Методическая разработка для преподавателей

Злаковые, в том числе продукты из цельного зерна, содержащие овес, ячмень, пшеницу, обладают достаточно высокой концентрацией углеводов. Тем не менее, их присутствие в рационе людей с сахарным диабетом необходимо. Для того чтобы злаковые продукты не навредили вашему состоянию, своевременно осуществляйте контроль уровня глюкозы в крови до и после приема пищи и не превышайте допустимую норму на один прием таких продуктов.

Наименование

Объем

Белый хлеб

1 кусок (20 г)

Черный хлеб

1 кусок (25 г)

Сухари

(15 г)

Крекеры (сухое печенье)

(15 г)

Бублики

(20 г)

Панировочные сухари

1 ст. ложка (15 г)

Мука пшеничная

(15 г)

Тонкие блины

1 большой

Оладьи

1 средний

Вареники

2 штуки

Пельмени

4 шт.

Котлета (с примесью булки)

1 шт.

Тесто сырое дрожжевое

(25 г)

Тесто сырое слоеное

(35 г)













Молочные продукты

Методическая разработка для преподавателей

Молоко и молочные продукты - источник кальция и животного белка. В небольших количествах они содержат практически все витамины, а больше всего витаминов группы А и В2. При диетическом питании рекомендуется отдавать предпочтение молоку и молочным продуктом с низким содержанием жира. А вот от цельного молока лучше вовсе отказаться. Содержание насыщенных жиров в 200 мл такого напитка составляет почти треть от дневной нормы потребления. Пейте обезжиренное молоко или приготовьте на его основе коктейль, добавив в напиток ягоды или кусочки фруктов.

Наименование

Объем

Молоко

1 стакан (250 мл)

Молоко сухое

(30 г)

Молоко сгущенное

(30 мл)

Кефир

1 стакан (250 мл)

Сливки

1 стакан (250 мл)

Йогурт натуральный

(250 г)

Йогурт фруктовый

(75-100 мл)

Сырники

1 средний (35-40 г)

Творог

(700 г)

Творожная масса

(35-40 г)

Ряженка

(300 мл)

Запеканка из творога

(75 г)



Овощи, бобовые, орехи

Методическая разработка для преподавателей

Овощи, бобовые и орехи обязательно должны присутствовать в рационе людей с сахарным диабетом. Они способствуют контролю уровня глюкозы в крови, снижают риск осложнений, в частности развитие сердечнососудистых заболеваний, обогащают организм человека такими микроэлементами, как калий, клетчатка, белок. Возьмите в привычку в качестве перекуса использовать сырые овощи. Старайтесь выбирать овощи с низким гликемическим индексом и значительно ограничивать употребление крахмалистых овощей - в них содержится много калорий и углеводов.

Наименование

Объем

Кукуруза

1/2 початка (100 г)

Кукуруза консервированная

3 ст. ложки (60 г)

Морковь

3 штуки, средних (200 г)

Свекла

1 штука, средняя (150 г)

Кабачки

(200 г)

Капуста белокачанная

(250 г)

Капуста цветная

(150 г)

Огурцы

(600 г)

Перец сладкий

(250 г)

Редис

(300 г)

Тыква

(220 г)

Томаты

(300 г)

Бобы

1 ст. ложка, сухие (20 г)

Горох

7 ст. ложек, свежий (100 г)

Фасоль

3 ст. ложки, вареный (50 г)

Орехи

(60-90 г)



Фрукты и ягоды (с косточкой и кожурой)

Методическая разработка для преподавателей

Большинство фруктов рекомендовано при сахарном диабете. Исключение составляют бананы, виноград, дыня, арбуз, ананас и манго. Эти фрукты значительно увеличивают уровень глюкозы в крови, поэтому их количество необходимо ограничивать. Ягоды могут стать прекрасной заменой сладких десертов. Рекомендуем отдавать предпочтение вишне, крыжовнику, клубнике, черной смородине - лидеру, среди ягод, по содержанию витамина С.

Наименование

Объем

Абрикосы

2-3 штуки (110 г)

Айва

1 штука, крупная (140 г)

Ананас

1 кусок (поперечный срез) (140 г)

Арбуз

1 кусок (270 г)

Апельсин

1 штука, средний (150 г)

Банан

1/2 штуки, среднего (70 г)

Брусника

7 ст. ложек (140 г)

Виноград

12 штук, небольших (70 г)

Вишня

15 штук (90 г)

Грейпфрут

1/2 штуки, крупный (170 г)

Груша

1 штука, маленькая (90 г)

Ежевика

8 ст. ложек (140 г)

Клубника (земляника)

10 штук, средних (160 г)

Малина

8 ст. ложек (160 г)

Манго

1 штука, небольшое (110 г)

Персик

1 штука, средний (120 г)

Сливы

3-4 штуки, небольших (90 г)

Смородина

7 ст. ложек (120 г)

Черника

7 ст. ложек (90 г)

Яблоко

1 штука, маленькое (90 г)

Сухофрукты

(20 г)



Напитки

Методическая разработка для преподавателей

При выборе напитков, так же, как и продуктов питания, следует обращать внимание на содержание в них углеводов. Необходимо отказаться от сладких напитков. При сахарном диабете рекомендуют пить больше чистой питьевой воды, а также фруктовые и овощные соки, учитывая их гликемический индекс, чай и молоко. Особенно полезным считается зеленый чай, оказывающий благоприятное воздействие на артериальное давление и понижающий уровень холестерина и жиров в организме человека.

Наименование

Объем

Виноградный

(70 г)

Сливовый

(80 г)

Красносмородиновый

(80 г)

Вишневый

(90 г)

Яблочный

(100 г)

Грушевый

(100 г)

Крыжовниковый

(100 г)

Черносмородиновый

(100 г)

Апельсиновый

(110 г)

Ежевичный

(120 г)

Мандариновый

(130 г)

Грейпфрутовый

(140 г)

Клубничный

(160 г)

Малиновый

(170 г)

Сладости

Методическая разработка для преподавателей

Сладкие продукты, как правило, содержат сахарозу (сахар) и настоятельно не рекомендуются к употреблению людям с сахарным диабетом. В настоящее время значительно увеличился выбор сладостей на основе сахарозаменителей. По мнению большинства диабетологов и диетологов такие продукты также нежелательно бесконтрольно употреблять людям с сахарным диабетом в связи со свойством некоторых заменителей сахара оказывать влияние на увеличение веса.

Наименование

Объем

Сахар (кусковой)

2 куска 10 г


Шоколад

20 г

Мед

12 г

Сахар (песок)

2 ч. ложки

10 г













Приложения 2



Методическая разработка для преподавателей

Методическая разработка для преподавателей



Приложения 3

Современные виды глюкометров



Методическая разработка для преподавателей











Приложения 4



Методическая разработка для преподавателей














Приложения 5


Методическая разработка для преподавателей





Тест - полоски для определения уровня глюкозы в моче











Приложения 6



Миф первый:

Если есть много сладкого, то обязательно заболеешь сахарным диабетом.


Правда и мифы о сахарном диабете









Неправда. Сам по себе сахарный диабет только от поедания сладостей не возникает. Если у вас нет наследственной предрасположенности к диабету, нормальные вес и физическая активность, то сладости вам можно есть, сколько хочется. Но если ваши близкие родственники страдают сахарным диабетом, а употребление сладостей приводит к развитию у вас ожирения - то да, вы в группе риска по сахарному диабету. Но вы точно также окажетесь в группе риска, если у вас есть ожирение, малоподвижный образ жизни - и при этом вы практически не едите сладостей, а вес растет от потребления гамбургеров, чипсов, пива и прочих, совсем не сладких продуктов.

Миф второй:

Если у меня родственники заболели сахарным диабетом в зрелом возрасте, то мне его тоже неизбежать.










Неправда. Да, роль наследственности при сахарном диабете 2 типа очень высока. Но если вы будете вести здоровый образ жизни, правильно питаться, а, главное, будете иметь нормальный вес, то вероятность развития сахарного диабета у вас чрезвычайно мала. А при сахарном диабете 1 типа роль наследственности еще меньше. Вероятность передачи его по наследству детям, если болен один из родителей всего 3-5%.

Миф третий:

Сахарный диабет можно вылечить методами нетрадиционной медицины.






Неправда. Это самое опасное заблуждение. Методы нетрадиционной медицины при 2 типе сахарного диабета (вместе с традиционным лечением) могут давать положительный эффект, но к излечению не приведут. Бывают случаи, когда при 2 типе диабета человек худеет до нормального веса, продолжает занятия спортом, соблюдает диету - и его сахар крови остается нормальным без приема таблеток. Но это не значит, что он вылечился. Стоит ему прекратить все это делать, начать набирать вес - и сахар крови неизбежно начнет повышаться. А при 1 типе сахарного диабета (когда человек не может жить без ежедневных инъекция инсулина) никакие «целители» и чудо-методы никогда не смогут дать главного - восстановить, погибнувшие бета-клетки поджелудочной железы, которые вырабатывают инсулин.К сожалению, гибель этих клеток необратима.

Миф четвертый:

Если я не буду, есть углеводы, то мой сахар крови будет нормальным.











Неправда. Если бы все так было просто - не ешь углеводы и не будет диабета! Углеводы жизненно необходимы нам, т.к. глюкоза - это источник энергии для нашего организма, а получить ее мы можем только из углеводов. В рационе больного сахарным диабетом углеводы должны составлять 60% суточного калоража. Все дело в их виде и количестве. Чтобы не было быстрого и выраженного подъема сахара крови после еды, не рекомендуется есть легкоусваиваемые углеводы (сахар, сахаросодержащие продукты, сладкие напитки, виноград и т.д.). А вот медленноусваиваемые углеводы - каши, овощи, фрукты - в питании должны быть обязательно. Только их не должно быть много!



Миф пятый:

Больному сахарным диабетом можно есть только гречневую кашу, а картофель и макароны нельзя.









Неправда. И каша, и картофель, и макароны относятся к медленно усваиваемым углеводам. Но снова дело в их виде и количестве. Крупы при диабете могут быть любыми (кроме манной), но каша должна быть сварена на воде, рассыпчатая. Макароны - твердых сортов пшеницы (класса А) и не разваренными, а с легкой твердинкой. Картофель можно есть, но не жаренный, а отварной, запеченный, тушеный.

Миф шестой:

Алкоголь снижает сахар крови, поэтому при высоком сахаре крови он только на пользу.











Неправда. Такое заблуждение не только глупое, но и опасное. Высокий сахар крови от спиртного не снижается. Сахар крови падает после алкоголя потому, что алкоголь блокирует поступление углеводов из печени в кровь! В организме два источника повышения сахара крови: углеводы из пищи и глюкоза из печени. А теперь представьте, что будет, если в кровь перестанет поступать глюкоза из печени: глюкоза из пищи вся будет усвоена клетками организма и уровень сахара крови упадет ниже 3,3 ммоль/л, т.к. механизм, препятствующий этому падению (глюкоза печени) заблокирован алкоголем. Разовьется тяжелая гипогликемия!

Миф седьмой:

При диабете можно есть только зеленые и кислые яблоки (а красные и сладкие нельзя)










Неправда. Цвет, как и вкус яблока, не влияет на количество углеводов в нем. Вкус в большей степени зависит от фруктовых кислот, придающих яблоку кислый вкус (чем их больше - тем яблоко кислее). Дело в размере. Зеленое кислое и красное сладкое яблоки одного размера имеют равное содержание углеводов. Поэтому обращайте внимание на размер и количество, а не на вкус и цвет фруктов.

Миф восьмой:

Если печенье, вафли и прочие сладости вместо сахара содержат фруктозу

то есть их можно сколько хочешь.











Неправда. Фруктоза всасывается медленнее, чем сахар, но точно так же повышает глюкозу крови. Кроме того, и печенье, и вафли испечены из теста, которое содержит муку, а она тоже повышает сахар крови. Так что снова нужно вспомнить о количестве. Одна-две штуки безопасны, а целая пачка за один прием - уже перебор






Миф девятый:

Если я больна сахарным диабетом, то беременность мне противопоказана.







Неправда. Если девушка, страдающая сахарным диабетом, держит свой сахар крови под контролем, не имеет тяжелых осложнений диабета, обучена самоконтролю и правилам питания, то беременность ей не противопоказана. Но! Важно помнить, что беременность обязательно должна быть запланированной! За полгода до предполагаемой беременности нужно контролировать свой диабет, чтобы значения сахара крови были от 4 до 8 ммоль/л. Также необходимо пройти обследование у окулиста, невролога, сдать анализы крови и мочи, в том числе на микроальбуминурию и гликозилированный гемоглобин.

Миф десятый:

При сахарном диабете нужно беречь себя и избегать физических нагрузок.











Неправда! Этого не нужно делать ни в коем случае! Физическая нагрузка при сахарном диабете - это такой же элемент лечения, как диета и лекарства. При физической нагрузке работающие мышцы становятся, более чувствительны к действию инсулина, активнее поглощают глюкозу из крови, тем самым снижая ее содержание. Многочисленными исследованиями доказано, что пациенты с диабетом, регулярно занимающиеся спортом, имеют более благоприятный прогноз в развитии осложнений: ретинопатии, нейропатии и прочих. Физическая нагрузка благоприятно влияет на все виды обмена: усиливается расщепление жиров, снижается масса тела, улучшается жировой состав крови. Только нужно помнить, что приступать к занятиям можно при сахаре крови ниже 10 ммоль/л, нагрузка должна быть посильной, и не забывать предпринять меры для предотвращения гипогликемии, т.к. сахар крови при физических нагрузках может снизиться значительно.































Приложения 7

Методическая разработка для преподавателей


© 2010-2022