Разработка интегрированного урока (биология+математика)

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок (биология + математика)


Тема: Влияние экологических факторов на живые организмы

Цель:

  • расширить и систематизировать знания об экологических факторах;

  • продолжить формирование умений работать с учебником и другими источниками информации;

  • совершенствовать умения выявлять взаимоотношения между фактами;

  • закрепить умения и навыки решать задачи на проценты, с помощью пропорции, с помощью уравнений;

  • показать межпредметную связь (биология, математика), практическую направленность предметов.

Оборудование:

  • комнатные растения (теневыносливые и светолюбивые) (или презентация);

  • таблицы по экологии (влияние температуры и влажности воздуха на размеры выступающих частей тела - правило Д.Аллена) (в электронном виде - презентация);

  • дидактические карточки.

Основные понятия и термины урока:

Математика: процент, пропорция, уравнение.

Биология: факторы неживой природы, свет, вода, t0, холоднокровные и теплокровные животные, теплолюбивые и холодостойкие растения, светолюбивые и теневыносливые растения, длина дня.


Ход урока

1. Орг. момент

Формулируются задачи урока для учащихся:

  • определить значение экологических факторов для живых организмов;

  • выявить способы приспособления организмов к изменению экологических факторов;

  • закрепить умения и навыки решать задачи с помощью уравнений, с помощью пропорций, на проценты.

I Повторение

Вопросы:

Математика:

  1. Что такое процент?

  2. Как найти проценты от числа?

  3. Как найти число по его процентам?

  4. Что такое пропорция?

  5. Основное свойство пропорции.

Биология:

1. Что такое среда обитания?

(Среда обитания - совокупность условий, в которых обитают организмы)

2. Охарактеризуйте условия обитания организма

(Состав и t0 воздуха, воды, их количеством и соотношением, наличием и влиянием организмов, давление, влажность воздуха, ветер, течения, рельеф местности)

3. Какие экологические факторы вы знаете?

(факторы неживой природы, живой природы, антропогенные)

4. Какая наука изучает взаимоотношения живых организмов друг с другом и окружающей средой?

(экология)

5. От чего зависят экологические факторы, влияющие на живые организмы?

(от климата, а он определяется географической широтой, высотой солнца над горизонтом)

Вывод:

Некоторые свойства среды остаются относительно постоянными на протяжении длительного периода времени в эволюции организмов. Это сила земного притяжения, свойства атмосферы, солевой состав океана. Большинство экологических факторов среды - t0, влажность, ветер, осадки, наличие укрытий, пищи и т.д. - очень изменчиво в пространстве и времени. Изменения факторов среды во времени могут быть регулярно-периодическими или нерегулярными. Длина дня зависит от движения Земли вокруг Солнца, и эта закономерность существует миллионы лет, все живое на нашей планете ориентируется на это.

II Основной материал


  1. Работа в малых группах

Какое воздействие на живые организмы могут оказывать экологические факторы неживой природы? Как организмы приспосабливаются к этому воздействию?

Используя учебник и дополнительные источники информации, укажите значение этого фактора для растений и животных, а также способы приспособления организмов к изменению факторов.

Карточка № 1

Важнейшие процессы, протекающие у растений и животных с участием света

Задание

Определите значение света как экологического фактора. Укажите способы приспособления организмов к изменению данного фактора.


Фотосинтез

В среднем 1-5% падающего на растения света используется для фотосинтеза. Фотосинтез - источник энергии для всей остальной пищевой цепи. Свет необходим для синтеза хлорофилла.


Фотопериодизм

Важен для согласования жизнедеятельности растений и животных (особенно размножения) с временем года.


Движение

Движения побега и листьев важны для получения растением достаточного количества света. Движения у простейших (эвглена зеленая) и одноклеточных водорослей (хламидомонада) необходимы для нахождения подходящего места обитания.


Зрение у животных

Одно из главных чувств.


Карточка № 2


Адаптация к засушливым условиям у растений и животных

Задание

Определите значение воды как экологического фактора. Укажите способы приспособления организмов к изменению данного фактора.


Примеры

Уменьшение потери воды:

  • листья превращены в иглы и колючки (кактусы, хвойные);

  • толстый стебель (кактусы);

  • опушенные листья (альпийские растения);

  • сбрасывание листьев при засухе;

  • устьица открыты ночью и закрыты днем (толстянковые);

  • поверхность покрыта воском (насекомые);

  • уменьшение потоотделения (верблюд);

  • животные прячутся в норы.

Увеличение поглощения воды:

  • глубоко проникающие корни или обширная поверхностная корневая система (кактусы);

  • термиты прорывают ходы к воде.

Запасание воды:

  • в стеблях и листьях (кактусы, толстянка);

  • в мочевом пузыре (пустынная лягушка);

  • в виде жира (верблюд).

Устойчивость к потере воды:

  • лишайники, мхи, осоки;

  • верблюд может терять до 30% от массы тела и быстро ее восстанавливать при наличии доступной воды.

Карточка № 3


Адаптация организмов к перепадам температуры


Задание

Определите значение температуры как экологического фактора. Укажите способы приспособления организмов к изменению данного фактора.

Главным источником тепла является солнечное излучение; им могут также быть геотермальные источники или саморазогревающиеся кучи влажного сена и зерна, навоз. Организм может выжить только в определенных температурных пределах, к которым приспособлен его обмен веществ и структура. Если температура живой клетки падает ниже точки замерзания, клетка может погибнуть в результате образования в ней кристалликов льда. При очень высокой температуре происходит повреждение ферментов. Большинство живых организмов существует в ограниченном диапазоне температур от 100 С до 350 С, однако многие виды обладают приспособлениями, позволяющими им жить в экстремальных условиях:

  • даурская лиственница выдерживает зимние морозы до -700 С (Якутия);

  • для растений тропических лесов температура в +5…+80 С губительна;

  • некоторые бактерии и сине-зеленые водоросли могут жить в горячих источниках при температуре +85…+900 С (до +1100 С);

  • споры некоторых бактерий в течение нескольких минут нагревание до 1800С.

Карточка № 4


Факторы живой природы

Задание

Прочитайте внимательно § 25, стр. 157-158 и определите влияние живых организмов друг на друга. Какие взаимоотношения между ними могут существовать?


  1. После выступления каждой группы класс заполняет в тетрадях таблицу:

Адаптация организмов к условиям окружающей среды

Условие

Приспособление растений

Приспособление животных

Вода

Температура

Свет

Живая природа

Затем решается одна задача из карточки:

ЗАДАЧИ


  1. Жаба весом 510 гр. за ночь потеряла 15% своего веса. Сколько стала весить жаба утром? Как она восполняет недостаток влаги?


  1. В году 128 дней, когда возможно протекание процесса фотосинтеза. Из них 40 дней были пасмурными. На сколько процентов снизился процесс фотосинтеза? Как это повлияло на вкусовые качества плодов и корнеплодов?


  1. Сильное замедление дыхания происходит у животных во время зимней спячки. Сурок в бодрствующем состоянии в течение 2 дней совершает всего на 1000 дыхательных движений больше, чем за шесть месяцев во время спячки, потребляя при этом 36000 л воздуха. Сколько дыхательных движений делает сурок во время зимней спячки? (Легкие сурка за одно дыхательное движение вмещают 0,5 л воздуха).


  1. Ласточки (пара) в период выкармливания прилетают к гнезду до 400 раз в день, принося за один раз 0,5 г насекомых. Период вскармливания длится 20 дней. Сколько килограммов насекомых уничтожают в период выкармливания птенцов три пары ласточек?


III Итог урока

© 2010-2022