• Преподавателю
  • Другое
  • План проведения практического занятия на тему Первоначальное обучение вождению (задание 2)

План проведения практического занятия на тему Первоначальное обучение вождению (задание 2)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное автономное профессиональное образовательное учреждение «Борисовский агромеханический техникум»



План проведения практического занятия

по вождению автомобиля


Тема 1: Первоначальное обучение вождению.


Задание 1.2. Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя.





Разработан

мастером производственного обучения

Барило Владимиром Анатольевичем

Учебные цели: Научить учащихся:

1.Правильности пуска и остановки двигателя в тёплое и холодное время года.

2.Трогание с места, движение по прямой и остановка.

3.Движению с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках.

Метод проведения: упражнение;

Время: 2 часа;

Место: закрытая площадка.

Материальное обеспечение : учебный автомобиль.

Порядок проведения занятия:

Вступительная часть (5 мин).

Представление прибывшего на занятие учащегося и предъявления им индивидуальной книжки вождения автомобиля.

Назвать учащемуся номер и наименование отрабатываемых тем, заданий, учебных целей и времени.

Провести инструктаж по технике безопасности.

Основная часть (50 мин).

Упражнения:

1.Пуск и остановка двигателя.

2.Начало движения, остановка.

3.Переключение передач в восходящем и нисходящем порядке.

Заключительная часть (5 мин.)

Последовательность выполнения упражнений.

Пуск и остановка двигателя. Объяснение, показ и тренировки учащегося в пуске двигателя проводится с учетом состояния погоды и сезона года. Другие варианты пуска двигателя, несоответствующие данному времени года только объясняются и показываются по возможности.

Начинается занятие с показа подготовки двигателя к пуску. Для чего проверяется заторможенность автомобиля стояночным тормозом, нахождение рычага в коробке передач в нейтральном положении и включение раздаточной коробки (при наличии). После этого на автомобилях с ручным приводом воздушной заслонки для улучшения пуска двигателя необходимо вытянуть ручку воздушной заслонки, а по мере прогрева двигателя возвратить её в исходное положение. Необходимо выяснить, что для облегчения вращения коленчатого вала в момент пуска двигателя сразу после включения зажигания следует выключить сцепление и только после этого включить стартер. Как только двигатель заработает, стартер немедленно выключается. В противном случае он может выйти из строя из-за недопустимой для него скорости вращения. Затем отпускается педаль сцепления.

После пуска двигатель должен проработать 1 - 2 минуты на малых оборотах, что будет способствовать разогреву масла и поступление его ко всем трущимся деталям. Невыполнение этого правила приводит к ускорению износа деталей двигателя.

Пуск горячего двигателя производится при открытой воздушной заслонке и незначительном нажатии на педаль подачи топлива. При полном нажатии на педаль подачи топлива может произойти переобогащение горючей смеси, что затруднит пуск двигателя. При невозможности осуществить пуск двигателя с нескольких попыток следует некоторое время переждать и дать возможность хотя бы частично выветриться переобогащенной горючей смеси из цилиндров. В этих же целях необходимо полностью открыть воздушную заслонку и плавно, чтобы не в полном объёме сработал ускорительный насос, утопить педаль подачи топлива. Спустя некоторое время снова осуществить пуск двигателя.

Для пуска двигателя холодное время надо предварительно закрыть жалюзи радиатора и на автомобилях с ручным приводом воздушной заслонки до отказа вытянуть ручку воздушной заслонки. После пуска двигателя воздушной заслонки следует немного переместить обратно и полностью задвинуть при прогреве двигателя до температуры 50 - 600С. Продолжения движения с вытянутой ручкой воздушной заслонки приведет к дополнительному расходу топлива.

После долгого хранения автомобиля в зимнее время на открытой стоянке или в холодном гараже пуск двигателя значительно осложняется. Поэтому при невозможности осуществить пуск двигателя своими силами прибегают к помощи другого автомобиля. Существуют 2 способа пуска двигателя. Первый - с подключением батареи другого автомобиля, второй - запуск с буксира. Последний способ обязывает водителя буксируемого автомобиля во время движения включить зажигание, а вместо стартера включить вторую (на грузовом автомобиле - третью) передачу. После пуска двигателя необходимо сразу же выключить передачу и подать сигнал буксировщику об остановке.

При осуществлении запуска двигателя с помощью пусковой рукоятки необходимо особое внимание учащегося обращать на правильное положение руки.

Во всех случаях после пуска и прогрева двигателя учащийся обязан проверить его реакцию на перемещение педали подачи топлива. При этом прогретый двигатель должен быстро набирать обороты без перебоев. Кроме этого следует посмотреть на световые сигналы, предупреждающие о включении зажигания недостаточном давлении масла. Если один из сигналов горит, необходимо заглушить двигатель и найти неисправность. Остановка двигателя осуществляется путем выключения зажигания.

Трогание с места. Проводится оно в следующей последовательности:

- пуск и прогрев двигателя;

- проверка показаний контрольных приборов;

- включение указателя левого поворота;

- выключение сцепления и включения первой передачи (для грузового автомобиля - второй);

- внешним осмотром и с помощью зеркал заднего вида убедиться в отсутствии опасности для начала движения;

- одновременно левая рука удерживает рулевое колесо, правая нога плавно нажимает на педаль подачи топлива, правая рука отпускает стояночный тормоз и переводится на рулевое колесо, левая нога плавно отпускает педаль сцепления (важно добиться, чтобы в момент начала движения нажатие на педаль подачи топлива на доли секунды опережало отпускание педали сцепления, что будет способствовать устойчивости оборотов двигателя). Последний прием вызывает у учащихся определенные трудности в исполнении. Характерным недостатком является резкое увеличение подачи топлива при трогании с места;

- с началом движения левая нога становится на пол.

Движение вперед должно начинаться с одновременным постепенным смещением влево с последующим выравниванием автомобиля и выключение указателя поворота.

При отработке приемов трогания с места важно добиться от учащегося четкой последовательности и синхронности в действиях руками и ногами с одновременным соблюдением мер предосторожности.

Движение по прямой должно проводиться на коротких дистанциях. После чего сразу же и в строгой последовательности отрабатываются приемы остановки автомобиля:

-внешним осмотром и с помощью зеркал заднего вида убедиться в отсутствии помехи для совершения маневра;

-включение указателя правого поворота;

-снижение скорости движения путем отпускания педали подачи топлива и плавного притормаживания ножным тормозом с одновременным смещением вправо к обочине (тротуару);

-нажатие на педаль сцепления;

-выравнивание автомобиля и остановка плавным нажатием на педаль тормоза;

-перевод рычага стояночного тормоза в положение торможения, а рычага коробки передач в нейтральное положение;

-отпускание педалей сцепления и тормоза;

-выключение указателя правого поворота;

-остановка двигателя.

Переключение передач в восходящем и нисходящем порядке.

Обучение приемам переключения передач должно проводиться в следующей последовательности:

- трогание с места, интенсивный разгон автомобиля на короткой дистанции до скорости, необходимой для включения соответствующей передачи;

- последовательный переход на повышенную передачу:

  • правая рука переводится с обода руля на рычаг переключения передач;

  • полностью выжимается педаль сцепления с одновременным ослаблением усилия на педаль подачи топлива;

  • рычаг переключения передач переводится в нужное положение (переключение выполняется с небольшой задержкой рычага в нейтральном положении, что обеспечивает бесшумность переключения);

  • плавно отпускается педаль сцепления с одновременным и постепенным нажатием на педаль подачи топлива;

  • правая рука возвращается на обод руля;

- движение строго по прямой на увеличенных дистанциях, выравнивание автомобиля;

- остановка автомобиля с применением плавного способа торможения и соблюдением требований безопасности.

-последовательный переход на пониженную передачу:

  • снижение скорости движения путем отпускания педали подачи топлива и притормаживанием (при необходимости).

  • правая рука переводится с обода руля на рычаг переключения передач

  • полностью выжимается педаль сцепления

    • рычаг переключения передач сначала переводится в нейтральное положение, а затем, после 1-2 с паузы, в положение пониженной передачи

  • правая рука возвращается на рулевое колесо

  • плавно отпускается педаль сцепления с одновременным нажатием на педаль подачи топлива.

При переходе с высшей передачи на две ступени ниже применяется двойное выключение сцепления с подачей топлива при нейтральном положении рычага переключения передач (с перегазовкой).

Заключительная часть.

Оценить действия уч-ся по выполнению упражнения, отметить успехи обучаемого и разобрать допущенные ошибки; дать домашнее задание по устранению отмеченных недостатков. Занести необходимые данные в «индивидуальную карточку» учета обучения вождению и путевой лист.

Предложить учащемуся повторить Правила дорожного движения.

Литература

  1. Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" Утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408

  2. Богачкин А. Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей. Москва ДОСААФ 2004 г. 176с.

  3. Майборода О.В. «Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник водителя автотранспортных средств категории «C», «D», «Е» / Олег Владимирович Майборода. - Издательский центр «Академия» 2010-256с.

  4. Скакун В.А. «Методика преподавания специальных и общественных предметов,(в схемах и таблицах): Учебное пособие для начальных профессионального образования / Владислав Александрович Скакун.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 128 с.


© 2010-2022