- Преподавателю
- Другое
- План проведения практического занятия на тему Первоначальное обучение вождению (задание 2)
План проведения практического занятия на тему Первоначальное обучение вождению (задание 2)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Барило В.А. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное образовательное автономное профессиональное образовательное учреждение «Борисовский агромеханический техникум»
План проведения практического занятия
по вождению автомобиля
Тема 1: Первоначальное обучение вождению.
Задание 1.2. Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя.
Разработан
мастером производственного обучения
Барило Владимиром Анатольевичем
Учебные цели: Научить учащихся:
1.Правильности пуска и остановки двигателя в тёплое и холодное время года.
2.Трогание с места, движение по прямой и остановка.
3.Движению с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках.
Метод проведения: упражнение;
Время: 2 часа;
Место: закрытая площадка.
Материальное обеспечение : учебный автомобиль.
Порядок проведения занятия:
Вступительная часть (5 мин).
Представление прибывшего на занятие учащегося и предъявления им индивидуальной книжки вождения автомобиля.
Назвать учащемуся номер и наименование отрабатываемых тем, заданий, учебных целей и времени.
Провести инструктаж по технике безопасности.
Основная часть (50 мин).
Упражнения:
1.Пуск и остановка двигателя.
2.Начало движения, остановка.
3.Переключение передач в восходящем и нисходящем порядке.
Заключительная часть (5 мин.)
Последовательность выполнения упражнений.
Пуск и остановка двигателя. Объяснение, показ и тренировки учащегося в пуске двигателя проводится с учетом состояния погоды и сезона года. Другие варианты пуска двигателя, несоответствующие данному времени года только объясняются и показываются по возможности.
Начинается занятие с показа подготовки двигателя к пуску. Для чего проверяется заторможенность автомобиля стояночным тормозом, нахождение рычага в коробке передач в нейтральном положении и включение раздаточной коробки (при наличии). После этого на автомобилях с ручным приводом воздушной заслонки для улучшения пуска двигателя необходимо вытянуть ручку воздушной заслонки, а по мере прогрева двигателя возвратить её в исходное положение. Необходимо выяснить, что для облегчения вращения коленчатого вала в момент пуска двигателя сразу после включения зажигания следует выключить сцепление и только после этого включить стартер. Как только двигатель заработает, стартер немедленно выключается. В противном случае он может выйти из строя из-за недопустимой для него скорости вращения. Затем отпускается педаль сцепления.
После пуска двигатель должен проработать 1 - 2 минуты на малых оборотах, что будет способствовать разогреву масла и поступление его ко всем трущимся деталям. Невыполнение этого правила приводит к ускорению износа деталей двигателя.
Пуск горячего двигателя производится при открытой воздушной заслонке и незначительном нажатии на педаль подачи топлива. При полном нажатии на педаль подачи топлива может произойти переобогащение горючей смеси, что затруднит пуск двигателя. При невозможности осуществить пуск двигателя с нескольких попыток следует некоторое время переждать и дать возможность хотя бы частично выветриться переобогащенной горючей смеси из цилиндров. В этих же целях необходимо полностью открыть воздушную заслонку и плавно, чтобы не в полном объёме сработал ускорительный насос, утопить педаль подачи топлива. Спустя некоторое время снова осуществить пуск двигателя.
Для пуска двигателя холодное время надо предварительно закрыть жалюзи радиатора и на автомобилях с ручным приводом воздушной заслонки до отказа вытянуть ручку воздушной заслонки. После пуска двигателя воздушной заслонки следует немного переместить обратно и полностью задвинуть при прогреве двигателя до температуры 50 - 600С. Продолжения движения с вытянутой ручкой воздушной заслонки приведет к дополнительному расходу топлива.
После долгого хранения автомобиля в зимнее время на открытой стоянке или в холодном гараже пуск двигателя значительно осложняется. Поэтому при невозможности осуществить пуск двигателя своими силами прибегают к помощи другого автомобиля. Существуют 2 способа пуска двигателя. Первый - с подключением батареи другого автомобиля, второй - запуск с буксира. Последний способ обязывает водителя буксируемого автомобиля во время движения включить зажигание, а вместо стартера включить вторую (на грузовом автомобиле - третью) передачу. После пуска двигателя необходимо сразу же выключить передачу и подать сигнал буксировщику об остановке.
При осуществлении запуска двигателя с помощью пусковой рукоятки необходимо особое внимание учащегося обращать на правильное положение руки.
Во всех случаях после пуска и прогрева двигателя учащийся обязан проверить его реакцию на перемещение педали подачи топлива. При этом прогретый двигатель должен быстро набирать обороты без перебоев. Кроме этого следует посмотреть на световые сигналы, предупреждающие о включении зажигания недостаточном давлении масла. Если один из сигналов горит, необходимо заглушить двигатель и найти неисправность. Остановка двигателя осуществляется путем выключения зажигания.
Трогание с места. Проводится оно в следующей последовательности:
- пуск и прогрев двигателя;
- проверка показаний контрольных приборов;
- включение указателя левого поворота;
- выключение сцепления и включения первой передачи (для грузового автомобиля - второй);
- внешним осмотром и с помощью зеркал заднего вида убедиться в отсутствии опасности для начала движения;
- одновременно левая рука удерживает рулевое колесо, правая нога плавно нажимает на педаль подачи топлива, правая рука отпускает стояночный тормоз и переводится на рулевое колесо, левая нога плавно отпускает педаль сцепления (важно добиться, чтобы в момент начала движения нажатие на педаль подачи топлива на доли секунды опережало отпускание педали сцепления, что будет способствовать устойчивости оборотов двигателя). Последний прием вызывает у учащихся определенные трудности в исполнении. Характерным недостатком является резкое увеличение подачи топлива при трогании с места;
- с началом движения левая нога становится на пол.
Движение вперед должно начинаться с одновременным постепенным смещением влево с последующим выравниванием автомобиля и выключение указателя поворота.
При отработке приемов трогания с места важно добиться от учащегося четкой последовательности и синхронности в действиях руками и ногами с одновременным соблюдением мер предосторожности.
Движение по прямой должно проводиться на коротких дистанциях. После чего сразу же и в строгой последовательности отрабатываются приемы остановки автомобиля:
-внешним осмотром и с помощью зеркал заднего вида убедиться в отсутствии помехи для совершения маневра;
-включение указателя правого поворота;
-снижение скорости движения путем отпускания педали подачи топлива и плавного притормаживания ножным тормозом с одновременным смещением вправо к обочине (тротуару);
-нажатие на педаль сцепления;
-выравнивание автомобиля и остановка плавным нажатием на педаль тормоза;
-перевод рычага стояночного тормоза в положение торможения, а рычага коробки передач в нейтральное положение;
-отпускание педалей сцепления и тормоза;
-выключение указателя правого поворота;
-остановка двигателя.
Переключение передач в восходящем и нисходящем порядке.
Обучение приемам переключения передач должно проводиться в следующей последовательности:
- трогание с места, интенсивный разгон автомобиля на короткой дистанции до скорости, необходимой для включения соответствующей передачи;
- последовательный переход на повышенную передачу:
-
правая рука переводится с обода руля на рычаг переключения передач;
-
полностью выжимается педаль сцепления с одновременным ослаблением усилия на педаль подачи топлива;
-
рычаг переключения передач переводится в нужное положение (переключение выполняется с небольшой задержкой рычага в нейтральном положении, что обеспечивает бесшумность переключения);
-
плавно отпускается педаль сцепления с одновременным и постепенным нажатием на педаль подачи топлива;
-
правая рука возвращается на обод руля;
- движение строго по прямой на увеличенных дистанциях, выравнивание автомобиля;
- остановка автомобиля с применением плавного способа торможения и соблюдением требований безопасности.
-последовательный переход на пониженную передачу:
-
снижение скорости движения путем отпускания педали подачи топлива и притормаживанием (при необходимости).
-
правая рука переводится с обода руля на рычаг переключения передач
-
полностью выжимается педаль сцепления
-
-
рычаг переключения передач сначала переводится в нейтральное положение, а затем, после 1-2 с паузы, в положение пониженной передачи
-
-
правая рука возвращается на рулевое колесо
-
плавно отпускается педаль сцепления с одновременным нажатием на педаль подачи топлива.
При переходе с высшей передачи на две ступени ниже применяется двойное выключение сцепления с подачей топлива при нейтральном положении рычага переключения передач (с перегазовкой).
Заключительная часть.
Оценить действия уч-ся по выполнению упражнения, отметить успехи обучаемого и разобрать допущенные ошибки; дать домашнее задание по устранению отмеченных недостатков. Занести необходимые данные в «индивидуальную карточку» учета обучения вождению и путевой лист.
Предложить учащемуся повторить Правила дорожного движения.
Литература
-
Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" Утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408
-
Богачкин А. Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей. Москва ДОСААФ 2004 г. 176с.
-
Майборода О.В. «Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник водителя автотранспортных средств категории «C», «D», «Е» / Олег Владимирович Майборода. - Издательский центр «Академия» 2010-256с.
-
Скакун В.А. «Методика преподавания специальных и общественных предметов,(в схемах и таблицах): Учебное пособие для начальных профессионального образования / Владислав Александрович Скакун.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 128 с.