- Преподавателю
- Другое
- Тема: А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатыр. Герои сказки
Тема: А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатыр. Герои сказки
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Набиева С.Х. |
Дата | 12.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатыр. Особенности литер. сказки.
ХОД УРОКА
Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)
Цели:
-
Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить их по группам.
-
Обучать выразительному чтению. Развивать логическое мышление, память, речь.
-
Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу.
-
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся 3Г класса через их включение в технологию РКМЧП. (учебная стратегия «Чтение с остановками»)
-
Задачи: формирование грамотного квалифицированного читателя на основе учебной стратегии. Чтение с остановками в технологии критического мышления.
-
I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир;
-
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-
- формирование представлений о нравственных и безнравственных поступках;
-
- воспитание лучших качеств личности: чуткость, сопереживания, доброты, трудолюбия, целеустремленности, терпения;
-
- воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам литературного чтения.
-
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-
- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
- развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
Ход урока
-
Орг. момент. Приветствие.
-Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. Давайте повернемся и поприветствуем их. Давайте порадуем их, меня, самих себя хорошей работой на уроке..
-Я хочу показать вам 2 картинки.
(слайды совы и слона)
- Как вы думаете, почему я показала вам эти картинки?
- Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.
( слайды)
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Сказка о золотом петушке
Сказка о попе и его работнике Балде.
- Подумайте, что объединяет все эти произведения?
(Это произведения А.С. Пушкина)
-У вас на партах лежат листочки с заданиями .Поверните их, прочитайте. Из какого произведения эти строчки?
2. «Узнай сказку». (Отрывки зачитывают ученики)
1) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
« Кабы я была царица,-
Говорит одна девица…-
« То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».
« Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица…-
« То на весь бы мир одна
Наткала б я полотна».
« Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица…-
« Я б для батюшки царя
Родила богатыря». ( «Сказка о царе Салтане…»)
2) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Он жил в ветхой землянке ровно…
« Тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу». (« Сказка о рыбаке и рыбке»)
3) «Свет мой зеркальце! Скажи…
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?» ( «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
4) Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда,
« Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ…
«Нужен мне работник:
Повар, конюх, и плотник.
А где найти такого
Служителя не слишком дорогого?» ( «Сказка о попе и работнике его Балде)»
3. Актуализация знаний учащихся
- Ребята, я неоднократно повторила слово «сказка», а напомните мне, пожалуйста, что такое сказка? (ответы учащихся)
(Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. )
- Молодцы, хорошо ответили, ну тогда вы мне скажите и какие бывают сказки, виды сказок?
(сказка о животных, волшебная и бытовая)
-Очень хорошо! А какие они, волшебные сказки? Как мы узнаем, что сказка является волшебной? (В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении препятствий, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.)
- Давайте вспомним, какими признаками отличается народная волшебная сказка? (В сказке есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство; есть фантастические персонажи: леший, колдунья; в волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных; иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова).
- Верно! Вы назвали отличительные черты волшебной народной сказки, но среди сказок есть и литературные сказки. Что же такое литературная сказка?
(Литературная сказка - произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору).
Накануне я вам дала задание по группам. ( В подготовке к исследованию весь класс был объединён в группы. Каждая из них получила задание. ) Мы познакомились с высказыванием С.Я.Маршака: «Пушкинская сказка - прямая наследница сказки народной». (Ученики читают хором)Вы должны были принести доказательства , что А.С.Пушкин создавая «Сказку о мёртвой Царевне и о семи богатырях» опирался на русские народные сказки.
1. Биографы
Изучить биографию А.С.Пушкина.
2. Исследователи сюжета
Читают
3. Исследователи «магии чисел»
Ответить на вопрос: Какие «магические числа» встречаются в русских народных сказках? С какими проявлениями «магии чисел» сталкиваются читатели «Сказки о царе Салтане…»?
4. Знатоки сказочных героев
Помочь детям составить «перечень» героев сказки А.С.Пушкина; рисунки
- Итак, первое слово - «биографам»
1 ученик: А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, в небогатой дворянской семье
Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного рода.
Мать его, Надежда Осиповна, была внучкой воспитанника Петра I, Абрама Ганнибала.
Старшую сестру Пушкина звали Ольга Сергеевна, младшего брата - Лев Сергеевич.
2 ученик: Из воспоминаний младшего брата А.С.Пушкина Льва Сергеевича: «Воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык, гувернёр был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений».
К семи годам Саша хорошо читал и писал по-французски и даже сочинил пьесу. Свои первые детские стихи он читал старшей сестрёнке Оле, которую очень любил.
3 ученик: Гораздо больше, чем от наёмных учителей , воспринял Пушкин от своей бабушки Марии Алексеевны Ганнибал. Добрая и мягкая от природы, она была единственным человеком из родных, кто умел приласкать и утешить будущего поэта. Мария Алексеевна часто целыми часами разговаривала с детьми, рассказывала им об истории их предков, учила их читать и писать по-русски, а порой и защищала от наказаний. Именно от неё Пушкин наслышался семейных преданий, которыми так дорожил впоследствии. Знала она и множество русских сказок.
4 ученик: Неоценимую роль в воспитании будущего поэта сыграла его няня Арина Радионовна. Арина Родионовна, крепостная деда поэта, была очень любима Марией Алексеевной за преданность и расторопность. Сначала она была няней и кормилицей старшей сестры Ольги, а затем была приставлена к Саше. Эта простая женщина очень привязалась к маленькому Саше, и её любовь к нему была безгранично преданной и нежной. У неё он искал утешения, когда его обижали, она же выгораживала его во всех проказах. Она так и сыпала пословицами и поговорками, знала множество народных песен, поверий, сказок, рассказывала их языком простым и очень образным.
5 ученик:
Маленький Саша очень любил слушать. Нянины речи - певучие, медленные или бойкие и весёлые - понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке.
А когда стал постарше -пришли сказки по вечерам, как награда за весь день. В сказках Добрые сражались со Злыми. Злые были сильными и ловкими. Добрым приходилось трудно. Но в конце концов побеждали Добрые.
Известно, что поэт записал в черновике семь няниных сказок, которые потом дословно передал в своих стихах.
Благодарные потомки увековечили Пушкина с его няней. В городе Пскове стоит памятник А.С.Пушкину и Арине Родионовне.
Вывод группы: мы считаем, что высказывание Маршака верно, т.к Пушкин хорошо знал русские народные сказки.
Исследователи сюжета
Вывод группы «исследователи сюжета».
Слово исследователям «магии чисел».
В русских народных сказках и сказке А.С.Пушкина происходят троекратные повторы: трижды Царица спрашивает зеркальце
Елисей трижды спрашивает с солнца, звёд, ветра.
Три дня Царевна не просыпается.(89 стр.)
Всё это как и традиционные повторы (три девицы, три чуда) сближают сказку с русской народной.
Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок.
Цифра 7.Семь богатырей.
79.с.Приданое:семьторговых городов.
140 теремов.
Вывод:Сказки роднит сюжет, герои, использование чисел.
Слово знатокам героев сказки.
3. Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности.
-Ребята , посмотрите,ваших героев сказки я разместила на доске. - Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- О ком будем вести речь на уроке?
(мы будем говорить о Пушкине и героях сказки)
2. Целеполагание.
- Сегодня узнаем много нового и интересного. По дороге в сказку мы должны отметить и, конечно же, осознать нравственную красоту и силу героев сказки.
Сказки А.С.Пушкина вдохновляют на творчество не только композиторов, художников, но и вас. Взгляните на выставку рисунков. В сказке положительные герои внешне прекрасны, а герои несущие вред, горе - безобразны.
- Как вы думаете, кто в этой сказке главный герой? (царевна)
- Есть ли еще герои в сказке?
(королевич - Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь)
( помещаю на доске слова- надписи).
Создание проблемной ситуации
1. А сейчас мы начнём выделять героев сказки, и будем это делать в форме разминки для ума.
Чтобы определить имя первого героя сказки, вы должны прочесть только подчёркнутые буквы.
Прцбьалшрюбеапвшгнщнпра
У нас появилось имя первого героя сказки.
- Как вы думаете, а почему я поместила главную героиню в центре?
( вокруг нее разворачиваются все события)
Дети высказывают свои предложения.
Проблемный вопрос!!!!
- А почему главной героиней А.С. Пушкин выбирает именно царевну?
( вопрос записан на доске, а дети высказывают свои предположения)
- Ну что ж, давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.
Проведем с вами исследование, попробуем понять замысел автора
2. Решение проблемы (пошаговое) Сорт Кардс
-
У меня на доске записаны слова, попробуйте разделить их на 2 столбика
( записаны на доске, а у детей на партах карточки с этими словами, они раскладывают их на два столбика)
Добрая Злобная
Кроткая Завистливая
Ласковая Жадная
Нежная Равнодушная
Верный
Преданный
Любящий
- Как разделили эти слова? И почему именно так?
( ответ: это черты характера - положительные и отрицательные)
- Как вы думаете, зачем я взяла эти слова, именно на этом уроке?Кому подходят эти слова?
( ответ: чтобы можно было охарактеризовать героев сказки)
- С чем сравнивает Пушкин царевну?
Чтобы расшифровать имя следующего героя сказки, надо прочитать только русские буквы.
H L w ц g а Y l р J и L u i ц v Y а
Как вы думете почему царица решила погубить царевну? О какой черте характера это говорит?
Как вы думете почему царица решила погубить царевну? О какой черте характера это говорит?
Как царевна набрела на терем богатырей? Прочитайте.
- Кто будет следующий герой? (семь богатырей)
Как произошла первая встреча царевны с богатырями?
Как царевне жилось у богатырей?
Прочитайте.
-Попробуйте прочитать следующего героя.
Ко-Е-ро-ли-ле-сей-вич
Физкультминутка
Фырчит. рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер.)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь. А больно жжёт;
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печёт. (Солнце.)
Над домом, над дорожкой
Висит пол-лепёшки. (Месяц.)
Дети изображают движениями слова-отгадки.
- А как эти слова-отгадки связаны со сказкой? (Они помогли найти королевичу невесту и являются словами-помощниками.)
- А какой герой сказки остался не открытым? (Чернавка.)
- Разделим героев сказки на группы.
Царица
Царь
Зеркальце
Царевна
Семь богатырей
Королевич Елисей
Солнце
Ветер
Месяц
Чернавка
- Разделим героев на группы.
1. Главные и второстепенные герои.
Главные: Царица. Царевна, семь богатырей, Царевич Елисей.
Положительные герои и отрицательные: Царица - отрицательные, а остальные положительные.
Второстепенные герои - положительные и отрицательные, одушевлённые и неодушевлённые. Волшебные герои - помощники (солнце, ветер. месяц). Нейтральные герои (царь и чернавка).
Попробуем найти соответствие и соединить стрелками слова первого столбика со вторым.
(Работа в парах по карточкам и двое у доски)
Работа со схемой
Семеро
Любит как братьев, уважает
Тоже Не перечит
Елисей Любит Царевна Царица
Любит уважает Завидует, ненавидит
Жалеет Чернавка
Вывод: Как ты поступаешь с людьми, так и с тобой поступают. За добро платят добром, а зло притягивает к себе зло.
- А царевна, что всем окружающим дарит? (ответ: добро)
- Так почему же главной героиней Пушкин выбирает именно царевну? (ответ)
-Она находится в самой гуще событий, все действия разворачиваются вокруг неё, кроме того она несёт окружающим только добро. Автор показывает на примере главной героини, как надо строить свои отношения с людьми. Каждый человек должен помнить, что зависть - один из главных пороков.
Работа с пословицей.
1. Где счастье родится, там и зависть плодится.
2. Завистливый по чужому счастью сохнет.
3. Немил и белый свет, когда милого нет.
4. Сердцу не прикажешь.
5. Смерть злым, а добрым вечная память.
Итог урока
«Сказка ложь, да в ней намёк.
Добру молодцу урок».
- Какой урок извлекли вы из этой сказки?
Конэрс.
-Чему учит вас эта сказка .
Выберите подходящий угол:Доброта,Любовь,Честность,Трудолюбие.
В каждом углу слова
И добрый совет учащихся нашего класса присутствующим гостям:
Любите сказки! Читайте сказки!
И наслаждайтесь их красотой!
Ведь жизнь, поверьте, такая же сказка,
И каждый из нас в ней герой.