- Преподавателю
- Другое
- Программа по подготовке сценических номеров
Программа по подготовке сценических номеров
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чупрунова Е.А. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИСКУССТВО ТЕАТРА»
Принято
Педагогическим советом
МБОУ ДОД «ЛОКОСОВСКАЯ ДШИ»)
Утверждаю
Директор МБОУ ДОД
«Локосовская ДШИ»
______________Шевченко А.В.
Протокол № _____ от _____________ 2015 г
Дата утверждения ______________
по учебному предмету
Подготовка сценических номеров
Срок обучения 4 года
Срок реализации программы 3 года
Разработчик:
преподаватель театрального искусства
Чупрунова Екатерина Александровна
Рецензент:
с. Локосово 2015 год
Структура программы учебного предмет
Таблица 1
СОДЕРЖАНИЕ
№
Наименование раздела:
Страница
I.
Пояснительная записка
3
II.
Содержание учебного предмета
8
III.
Требования к уровню подготовки
13
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
15
V.
Методическое обеспечение
17
VI.
Список рекомендуемой методической литературы
20
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа по учебному предмету «Подготовка сценических номеров» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области театрального искусства «Искусство театра», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ. преподавателем театрального искусства МБОУ ДО «Локосовская ДШИ» Чупруновой Е.А.,
Учебный предмет «Подготовка сценических номеров» - это репетиционный процесс постановочной работы, осуществляемый педагогами профильных предметов, который объединяет, использует и координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения уроков по художественному слову, актерскому мастерству, пластическим и музыкальным предметам.
Учебный предмет направлен на создание плодотворного и целесообразного репетиционного процесса, нацеленного на рост актерских умений в различных сферах творческого самовыражения.
Процесс подготовки сценических номеров формирует у детей и подростков исполнительские умения и навыки в различных жанрах и театральных направлениях, знакомит с сущностью, выразительностью и содержательностью исполнительского искусства, способствует выявлению творческого потенциала и индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка.
Срок реализации учебного предмета и объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Срок освоения программы «Подготовка концертных номеров» в учебных планах общеразвивающих программ в области искусства, составляет 4 года.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Таблица 2
Срок обучения 4 года
Виды учебной нагрузки
Срок обучения (классы)
4 года обучения (1класс)
Количество часов на аудиторные занятия
(в неделю, согласно УП)
1
1
1
1
Количество часов на аудиторные занятия в год
34
34
34
34
Общее количество часов на аудиторные занятия
34
-
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Учебный предмет «Подготовка сценических номеров» проходит в форме мелкогрупповых занятий (от 4 человек в группе)
-
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
1. Выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте.
2. Художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.
3. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области театрального искусства.
Задачи учебного предмета:
1. Познакомить учеников с театром как видом искусства.
2. Обеспечить учащимся постоянную сценическую практику.
3. Развивать личностные и творческие способности детей.
4. Снять психологические и мышечные зажимы.
5. Способствовать формированию у учащихся духовно-нравственной позиции.
6. Научить:
-
основам техники безопасности при работе на сцене;
-
использовать выразительные средства для создания художественного образа (пластику, мимику и т.д.);
-
использовать приобретенные технические навыки при решении исполнительских задач;
-
снимать индивидуальные зажимы; бороться со страхом выхода на сцену;
-
ориентироваться и действовать в сценическом пространстве;
-
органично и естественно существовать на сцене;
-
свободно мыслить и действовать на сцене,
-
взаимодействовать с партнером на сцене;
-
координировать свое положение в сценическом пространстве.
7. Развивать в репетиционном процессе:
-
наблюдательность;
-
творческую фантазию и воображение;
-
внимание и память;
-
ассоциативное и образное мышление;
-
чувство ритма;
-
логическое мышление;
-
способность выстраивать событийный ряд;
-
способность определения основной мысли, идеи произведения;
-
способность анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли;
-
уметь донести свои идеи и ощущения до зрителя;
-
анализировать свою работу и работу других обучающихся;
8. Развивать в процессе постановочной работы:
-
навыки владения средствами пластической выразительности;
-
навыки участия в репетиционной работе;
-
навыки публичных выступлений;
-
навыки общения со зрительской аудиторией в условиях театрального представления;
-
партнерские отношения в группе, учить общению друг с другом, взаимному уважению, взаимопониманию;
-
развивать эмоциональную сферу личности ребенка, в том числе способность к состраданию, сочувствию;
-
самодисциплину, умение организовать себя и свое время;
-
чувство ответственности;
-
организаторские способности;
-
умение преподнести и обосновать свою мысль;
-
художественный вкус;
-
коммуникабельность;
-
трудолюбие;
-
активность.
Навыки, полученные в процессе обучения, реализуются учащимися в конкретной творческой работе в виде сценических номеров, концертных, конкурсных выступлений, спектаклей, которые исполняются для зрителей в течение каждого учебного года.
-
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
-
Методы обучения
Для достижения поставленных целей и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях театрального исполнительства.
-
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета:
-
специально оборудованное помещение (кабинет) с необходимым оборудованием (пианино или роялем, осветительными приборами, музыкальной и компьютерной техникой);
-
хореографический зал, оборудованный специальным напольным покрытием, станками, зеркалами, пианино;
-
видеозал;
-
помещения для работы с аудио- и видеоматериалами;
-
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
-
спортивная форма, желательно однотонного темного цвета; удобная, нескользкая обувь, ввиду обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в процессе работы;
-
компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
-
фонотека;
-
использование сети Интернет;
-
материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций;
-
школьная библиотека.
-
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
1 год обучения
Таблица 3
№
Наименование раздела, темы
Аудиторные
занятия
1
Подготовка концертных номеров
10
2
Подготовка конкурсных номеров
5
3
Контрольный урок
1
4
Постановка спектаклей
17
5
Контрольный урок
1
Итого:
34
2 год обучения
Таблица 4
№
Наименование раздела, темы
Аудиторные
занятия
1
Подготовка концертных номеров
10
2
Подготовка конкурсных номеров
5
3
Контрольный урок
1
4
Постановка спектаклей
17
5
Контрольный урок
1
Итого:
34
3 год обучения
Таблица 5
№
Наименование раздела, темы
Аудиторные
занятия
1
Подготовка концертных номеров
10
2
Подготовка конкурсных номеров
5
3
Контрольный урок
1
4
Постановка спектаклей
17
5
Контрольный урок
1
Итого:
34
4 год обучения
Таблица 6
№
Наименование раздела, темы
Аудиторные
занятия
1
Подготовка концертных номеров
10
2
Подготовка конкурсных номеров
5
3
Контрольный урок
1
4
Постановка спектаклей
17
5
Зачет
1
Итого:
34
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ (ВИДОВ РАБОТ)
Подготовка концертных номеров
Концертный номер - это отдельное, композиционно завершенное небольшое, сценическое произведение, со своей завязкой, кульминацией и развязкой, выступление одного или нескольких актеров, выраженное средствами определенного (или смешанного) вида искусства: драмы, музыки, хореографии, художественного слова, пантомимы, цирка и т.д. и оставляющее у зрителей целостное впечатление.
Главной целью постановки концертных номеров является сценическая практика учащихся и развитие творческих способностей в различных жанрах и стилях.
Выбор материала для подготовки номеров, в первую очередь, зависит от тематики концертов, поэтому подбор репертуара должен быть различной направленности (к календарным праздникам, к знаменательным датам, к тематическим школьным мероприятиям), в зависимости от способностей детей, различный по жанрам (вокальный, речевой, хореографический, пластический, театральный) и по форме (композиция; миниатюра; зарисовка; сцены из пьесы, оперы, мюзикла, водевиля, оперетты; дивертисмент и т.д.).
Характерные черты концертного номера - четкая лаконичная композиция, интригующая завязка, острая кульминация, финал и отточенная внешняя форма.
Концертная программа обычно складывается из множества разнообразных номеров, поэтому главной особенностью концертного номера является его кратковременность, доходчивость и легкость восприятия. Концертный номер должен быть ярким, динамичным, лаконичным и сразу включить внимание зрителя.
Работа над тематическими концертами должна проводиться педагогами, которые четко ориентируются в той или иной тематике. Нельзя заставлять или поручать подготовку таких концертов или номеров одному педагогу, здесь должна работать команда, состоящая из педагогов, работающих в разных направлениях и областях. Соединение воедино работы педагогов различных предметов, даст максимальный результат и качество выпускаемого концертного номера и всего концерта.
Подготовка конкурсных номеров
Работа над конкурсными номерами имеет свои отличительные особенности. При работе надо учитывать, что психологическая нагрузка на ученика будет существенной, так как конкурсные выступления и подготовка к ним вызывают чрезмерное эмоциональное волнение у участников конкурса. Наряду с тем, что любой конкурс является стрессом для конкурсанта, он воспитывает в нем умение собираться, настраиваться, концентрироваться, владеть собой и противостоять любым неожиданностям, возникающим в процессе исполнения программы, а также развивать чувство конкурентоспособности и умения проигрывать, «держать удар».
Постановка спектаклей
Работа над учебным спектаклем - основной вид творческой деятельности в рамках программы «Искусство театра», работа над спектаклем является итогом учебно-художественного процесса на определенном этапе.
Постановка спектакля осуществляется командой педагогов, состав которой зависит от жанра выбранного материала. В педагогическую «команду» могут входить:
- режиссер-постановщик,
- хореограф,
- педагоги по вокалу и вокальному ансамблю,
- педагог по сценическому движению,
- педагог по художественному слову,
- педагог по гриму,
- концертмейстер.
Для реализации спектакля надо обязательно найти баланс между сложностью сценического материала и необходимым для его воплощения уровнем актерской грамотности (можно привлекать обучающихся из разных классов), обеспечить поступательное усложнение исполнительских задач в процессе создания спектакля, создать доброжелательную, творческую атмосферу.
Основные последовательные этапы создания учебного спектакля:
- драматургического материала,
- рождение замысла,
- распределение ролей,
- читка пьесы,
- застольный период,
- разбор пьесы,
- метод действенного анализа,
-этюдный метод,
- основной репетиционный процесс (создание и уточнение мизансценического рисунка, конкретизация сценической обстановки, разучивание музыкального материала, постановка танцев, сценического боя, пластики и т. д в зависимости от жанра и идеи режиссера),
- прогоны (сцен, актов, спектакля в целом),
- генеральные репетиции,
- сценический показ.
Занятия проводиться 1 раза в неделю. Продолжительность занятия 1 часа по 35 минут для 1 класса и 40 минут для 2,3,4 классов (что составляет 34 часа аудиторного времени.
Цель этого года обучения - закрепить полученные навыки, максимально развить творческую индивидуальность, подготовить детей к поступлению в образовательные учреждения, осуществляющие основные профессиональные образовательные программы в области театрального искусства. Учащийся должен уметь органично существовать на сцене в различных видах творческой деятельности - в танце, в пении, в речевом жанре. Должен иметь несколько разноплановых ролей в учебных спектаклях. Сценическая практика - основной вид деятельности этого года. Участие в спектаклях, конкурсах, концертах, городских мероприятиях.
Подготовка вступительной программы
Для подготовки к поступлению в театральный вуз педагог вместе с учеником должен грамотно подобрать разнохарактерный репертуар в жанрах басни, прозы и стихотворения (желательно по три произведения каждого жанра), учитывая индивидуальные особенности психофизики учащегося. Также необходимо провести анализ предлагаемых обстоятельств выбранных произведений, цели действия и текста, созданных автором (писателем), и создать непрерывную цепь подлинного органического действенного существования, рождающего необходимые предпосылки для возникновения верных, искренних чувств.
Занятия могут проводиться 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 1 часа (40 минут), что составляет 34 часов аудиторного времени.
-
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения программы «Искусство театра» в области театрального исполнительского искусства по учебному предмету «Подготовка сценических номеров» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
-
умение подготовить концертно-сценический номер или фрагмент театральной роли под руководством преподавателя;
-
умение работать в творческом коллективе: вежливо, тактично и уважительно относиться к партнерам по сцене;
-
умение анализировать и исправлять допущенные ошибки;
-
использовать навыки по применению полученных знаний и умений в практической работе на сцене при исполнении концертного номера или роли в учебном спектакле
-
умения использовать выразительные средства для создания художественного образа;
-
умения использовать приобретенные технические навыки при решении исполнительских задач;
-
умения воплощать музыкальную и пластическую характеристику персонажа;
-
умения корректно анализировать свою работу и работу своих партнеров
-
навыков владения средствами пластической выразительности;
-
навыков участия в репетиционной работе;
-
навыков публичных выступлений;
-
навыков общения со зрительской аудиторией в условиях театрального представления;
-
навыков тренировки психофизического аппарата;
-
знания основных средств выразительности театрального искусства;
-
знания театральной терминологии;
-
знания выразительных средств сценического действия и их разновидности;
-
умения вырабатывать логику поведения на сцене, целесообразность действий;
-
умения координироваться в сценическом пространстве;
-
умения создавать художественный образ в сценической работе или в творческом номере;
-
навыков по владению психофизическим состоянием;
-
умения проводить анализ произведений театрального искусства;
-
знания основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства;
-
умение использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с созданием художественного образа при исполнении роли в спектакле или в концертном номере;
-
умение работать над ролью под руководством преподавателя;
-
навыков репетиционной и концертной работы;
-
навыков по использованию театрального реквизита;
-
знания основ техники безопасности при работе на сцене;
-
навыков анализа собственного исполнительского опыта.
К числу творческих элементов, которыми должны овладеть учащиеся, относятся:
-
держать внимание к объекту, к партнеру;
-
видеть, слышать воспринимать;
-
память на ощущения и создание на ее основе образных видений;
-
воображение и фантазия;
-
способность к взаимодействию;
-
логичность и последовательность действий и чувств;
-
чувство правды на сцене;
-
вера в предлагаемые обстоятельства,
-
ощущение перспективы действия и мысли;
-
чувство ритма;
-
выдержка, самоотдача и целеустремленность.
-
мышечная свобода и пластичность;
-
владение голосом, произношение;
-
чувство фразы;
-
умение действовать словом.
-
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды аттестации по предмету «Подготовка сценических номеров»: текущая, промежуточная, итоговая.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала.
Текущая аттестация проводится в форме показов с приглашением зрителей.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года. По решению образовательного учреждения оценка результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти.
Основными формами промежуточной аттестации являются: контрольный урок.
Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет «Подготовка сценических номеров». Зачеты проводятся в счет аудиторных учебных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
Промежуточная аттестация по предмету «Подготовка сценических номеров» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения: качества реализации образовательного процесса; контроля сформированных у обучающихся умений и навыков на определенном этапе обучения.
Итоговой аттестацией (зачетом) для учащихся является исполнение роли в сценической итоговой постановке.
График проведения промежуточной аттестации
Срок обучения 4 года
Таблица 7
Полугодия
Форма аттестации
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Контрольные уроки
8 (конец 4 класса)
зачет
Итоговая аттестация в 4 классе проводятся в период экзаменационной аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного процесса. На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее, чем за две недели до начала проведения экзаменационной аттестации.
Критерии оценок
Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Подготовка сценических номеров»:
5 (отлично). Ученик полностью сосредоточен и внимателен, четко реагирует на замечания, исправляя их, добиваясь выполнения поставленной задачи.
4 (хорошо). Ученик отвлекается, не достаточно собран и внимателен на площадке, в результате чего видны неточности в выполнении поставленной задачи.
3 (удовлетворительно). Ученик часто отвлекается и допускает множество ошибок при работе на площадке, не точен в понимании и исправлении этих ошибок.
2 (удовлетворительно). Ученик, находясь на площадке, не видит, не слышит, не может адекватно оценить и исправить свои ошибки, не смотря на замечания педагога.
Зачет (без оценки). Промежуточная оценка приобретаемых учеником навыков, понимания допускаемых им неточностей и их исправление, после замечаний педагога.
-
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
Методика образовательной деятельности по учебному предмету «Подготовка сценических номеров» основана на практических и теоретических наработках лучших российских театральных школ, взявших в основу своей работы Систему К.С. Станиславского, теоретические и практические разработки его учеников и последователей (Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова, А.Я. Таирова, В.Э. Мейерхольда и др.). Многие известные театральные педагоги, режиссеры-практики и теоретики театра, такие, как Б.Е. Захава, М.О. Кнебель, Г.В. Кристи, Н.М. Горчаков, но в первую очередь, К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко в процессе творческой жизни в искусстве открывали закономерности и эффективные методы работы над спектаклем, совмещения процесса обучения и собственно процесса творчества, создания последовательной, поэтапной цепочки усложняющихся требований к актерскому мастерству на основе рассмотрения процесса постановки спектакля, выделения этапов его создания и определения требований, предъявляемых к юным актерам на каждом этапе репетиций.
На всех этапах обучения очень важен индивидуальный подход к каждому ученику. Воспитание творческой личности - процесс очень сложный и ответственный, дети находятся на разных уровнях психофизического развития, у каждого свои границы и возможности, поэтому, в первую очередь, педагог должен помочь каждому ученику поверить в свои силы, приобрести уверенность в себе. Можно использовать метод эмоционального стимулирования - создание ситуаций успеха на занятиях, это специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и ощущения «легкости» процесса обучения.
В работе над сценическими номерами, отрывками и учебным спектаклем, через творческое взаимодействие ученика и учителя этюдный метод репетиционной работы, как и метод действенного анализа произведения позволяет педагогу максимально раскрыть творческую индивидуальность учащегося.
Обязательным фактором в обучении детей является дисциплина.
Необходимо воспитывать у учащихся чувство ответственности за коллективную работу и вырабатывать в характере каждого ученика самодисциплину - способность доводить начатое дело до логического итога вопреки перемене своих интересов или влиянию внешних факторов.
Участие в творческих мероприятиях, тематических концертах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения позволит учащимся на практике проверить, закрепить и развить свои умения и навыки исполнительского мастерства. В то же время чрезмерная активность в этой области может негативно влиять и на формирование творческой личности, и собственно на учебный процесс. В связи с этим педагог должен тщательно анализировать вместе с детьми каждое сценическое выступление и не допускать возникновения у учащихся небрежности, неточности и актерских штампов.
Примерный репертуарный список пьес для отрывков и постановок
Уильям Шекспир: «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь», «Два веронца», «Укрощение строптивой»
Лопе де Вега: «Дурочка», «Собака на сене»
Жапн Батист Мольер: «Версальский экспромт», «Проделки Скапена»
Карло Гоцци: «Зеленая птичка», «Любовь к трем апельсинам», «Король-олень»
Генрик Ибсен «Дикая утка»
Оскар Уайльд: «Как важно быть серьезным», «Звездный мальчик»
А.П.Чехов «Предложение»
М.Метерлинк «Синяя птица»
Джеймс Барри «Питер Пэн»
Е.Шварц: «Клад», «Принцесса и свинопас», «Снежная королева», «Красная шапочка», «Брат и сестра», «Сказка о потерянном времени», «Золушка»
Ю.Ким: «Иван Царевич», «Чудеса на змеином болоте»
Д.Родари «Путешествие голубой стрелы»
Р.Орешник « Летучкина любовь»
Л.Петрушевская «Чемодан чепухи, или Быстро хорошо не бывает»
Е.Исаева «Про мою маму и про меня»
-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Бахтин Н.Н. Театр и его роль в воспитании: Сб. «В помощь семье и школе». - М.: Польза, 1911
Вахтангов Е.Б. Сборник статей. - М.: ВТО, 1984
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. ГИТИС, 1998
Голубовский Б. Актер - самостоятельный художник: Методическое пособие // Я
Голубовский Б.Г. Наблюдения. Этюд. Образ: Учеб.пособие. - М., 1998
Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.: ТОО «Горбунок», 1992
Додин Л. Путешествие без конца. - СПб: Балтийские сезоны, 2009
Кнебель М.О. О методе действенного анализа пьесы и роли. - Любое издание
Кнебель М.О. Поэзия педагогики. - М., 1976
Морозова Г.В. Пластическое воспитание актера. М.: Терра. Спорт, 1998
Островский А.Н. «О театре.» Записки, речи и письма / Общ. ред. и вступ. статья
Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. С. 96 - 103
Попов П. Театральная педагогика. О методе. Режиссура // Я вхожу в мир
Рубб А. Феномен эстрадной режиссуры. - М.: «Луч», 2001
Рубб А. Эстрада и актер / Рубб А. Феномен эстрадной режиссуры. - М.: Искусство, 2001
Станиславский К.С. - Моя жизнь в искусстве. - Любое издание
Станиславский К.С. Работа актера над собой. Части 1 и 2. - Любое издание
Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1, 3. М., 1954-1961
Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1953
Фильштинский Е. Открытая педагогика. - СПб: Балтийские сезоны, 2006
Фокин В. Беседы о профессии. - СПб: Балтийские сезоны, 2006
Чехов М.А. О технике актера. - Любое издание