Программа по подготовке сценических номеров

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИСКУССТВО ТЕАТРА»



Принято

Педагогическим советом

МБОУ ДОД «ЛОКОСОВСКАЯ ДШИ»)

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД

«Локосовская ДШИ»

______________Шевченко А.В.

Протокол № _____ от _____________ 2015 г


Дата утверждения ______________



по учебному предмету


Подготовка сценических номеров

Срок обучения 4 года

Срок реализации программы 3 года



Разработчик:

преподаватель театрального искусства

Чупрунова Екатерина Александровна


Рецензент:




с. Локосово 2015 год

Структура программы учебного предмет

Таблица 1

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование раздела:

Страница

I.

Пояснительная записка

3

II.

Содержание учебного предмета

8

III.

Требования к уровню подготовки

13

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

15

V.

Методическое обеспечение

17

VI.

Список рекомендуемой методической литературы

20

























  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа по учебному предмету «Подготовка сценических номеров» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области театрального искусства «Искусство театра», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ. преподавателем театрального искусства МБОУ ДО «Локосовская ДШИ» Чупруновой Е.А.,

Учебный предмет «Подготовка сценических номеров» - это репетиционный процесс постановочной работы, осуществляемый педагогами профильных предметов, который объединяет, использует и координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения уроков по художественному слову, актерскому мастерству, пластическим и музыкальным предметам.

Учебный предмет направлен на создание плодотворного и целесообразного репетиционного процесса, нацеленного на рост актерских умений в различных сферах творческого самовыражения.

Процесс подготовки сценических номеров формирует у детей и подростков исполнительские умения и навыки в различных жанрах и театральных направлениях, знако­мит с сущностью, выразительностью и содержательностью исполнительского искусства, способствует выявлению творческого потенциала и индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка.

Срок реализации учебного предмета и объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Срок освоения программы «Подготовка концертных номеров» в учебных планах общеразвивающих программ в области искусства, составляет 4 года.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Таблица 2

Срок обучения 4 года

Виды учебной нагрузки

Срок обучения (классы)

4 года обучения (1класс)

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю, согласно УП)

1

1

1

1

Количество часов на аудиторные занятия в год

34

34

34

34

Общее количество часов на аудиторные занятия

34


  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебный предмет «Подготовка сценических номеров» проходит в форме мелкогрупповых занятий (от 4 человек в группе)

  1. Цели и задачи учебного предмета

Цели:

1. Выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте.

2. Художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.

3. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области театрального искусства.

Задачи учебного предмета:

1. Познакомить учеников с театром как видом искусства.

2. Обеспечить учащимся постоянную сценическую практику.

3. Развивать личностные и творческие способности детей.

4. Снять психологические и мышечные зажимы.

5. Способствовать формированию у учащихся духовно-нравственной позиции.

6. Научить:

  • основам техники безопасности при работе на сцене;

  • использовать выразительные средства для создания художественного образа (пластику, мимику и т.д.);

  • использовать приобретенные технические навыки при решении исполнительских задач;

  • снимать индивидуальные зажимы; бороться со страхом выхода на сцену;

  • ориентироваться и действовать в сценическом пространстве;

  • органично и естественно существовать на сцене;

  • свободно мыслить и действовать на сцене,

  • взаимодействовать с партнером на сцене;

  • координировать свое положение в сценическом пространстве.

7. Развивать в репетиционном процессе:

  • наблюдательность;

  • творческую фантазию и воображение;

  • внимание и память;

  • ассоциативное и образное мышление;

  • чувство ритма;

  • логическое мышление;

  • способность выстраивать событийный ряд;

  • способность определения основной мысли, идеи произведения;

  • способность анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли;

  • уметь донести свои идеи и ощущения до зрителя;

  • анализировать свою работу и работу других обучающихся;

8. Развивать в процессе постановочной работы:

  • навыки владения средствами пластической выразительности;

  • навыки участия в репетиционной работе;

  • навыки публичных выступлений;

  • навыки общения со зрительской аудиторией в условиях театрального представления;

  • партнерские отношения в группе, учить общению друг с другом, взаимному уважению, взаимопониманию;

  • развивать эмоциональную сферу личности ребенка, в том числе способность к состраданию, сочувствию;

  • самодисциплину, умение организовать себя и свое время;

  • чувство ответственности;

  • организаторские способности;

  • умение преподнести и обосновать свою мысль;

  • художественный вкус;

  • коммуникабельность;

  • трудолюбие;

  • активность.

Навыки, полученные в процессе обучения, реализуются учащимися в конкретной творческой работе в виде сценических номеров, концертных, конкурсных выступлений, спектаклей, которые исполняются для зрителей в течение каждого учебного года.

  1. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Для достижения поставленных целей и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

практический;

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях театрального исполнительства.

  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета:

  • специально оборудованное помещение (кабинет) с необходимым оборудованием (пианино или роялем, осветительными приборами, музыкальной и компьютерной техникой);

  • хореографический зал, оборудованный специальным напольным покрытием, станками, зеркалами, пианино;

  • видеозал;

  • помещения для работы с аудио- и видеоматериалами;

  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;

  • спортивная форма, желательно однотонного темного цвета; удобная, нескользкая обувь, ввиду обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в процессе работы;

  • компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

  • фонотека;

  • использование сети Интернет;

  • материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций;

  • школьная библиотека.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план


1 год обучения

Таблица 3

Наименование раздела, темы

Аудиторные

занятия

1

Подготовка концертных номеров

10

2

Подготовка конкурсных номеров

5

3

Контрольный урок

1

4

Постановка спектаклей

17

5

Контрольный урок

1


Итого:

34


2 год обучения

Таблица 4

Наименование раздела, темы

Аудиторные

занятия

1

Подготовка концертных номеров

10

2

Подготовка конкурсных номеров

5

3

Контрольный урок

1

4

Постановка спектаклей

17

5

Контрольный урок

1


Итого:

34

3 год обучения

Таблица 5

Наименование раздела, темы

Аудиторные

занятия

1

Подготовка концертных номеров

10

2

Подготовка конкурсных номеров

5

3

Контрольный урок

1

4

Постановка спектаклей

17

5

Контрольный урок

1


Итого:

34


4 год обучения

Таблица 6

Наименование раздела, темы

Аудиторные

занятия

1

Подготовка концертных номеров

10

2

Подготовка конкурсных номеров

5

3

Контрольный урок

1

4

Постановка спектаклей

17

5

Зачет

1


Итого:

34

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ (ВИДОВ РАБОТ)

Подготовка концертных номеров

Концертный номер - это отдельное, композиционно завершенное небольшое, сценическое произведение, со своей завязкой, кульминацией и развязкой, выступление одного или нескольких актеров, выраженное средствами определенного (или смешанного) вида искусства: драмы, музыки, хореографии, художественного слова, пантомимы, цирка и т.д. и оставляющее у зрителей целостное впечатление.

Главной целью постановки концертных номеров является сценическая практика учащихся и развитие творческих способностей в различных жанрах и стилях.

Выбор материала для подготовки номеров, в первую очередь, зависит от тематики концертов, поэтому подбор репертуара должен быть различной направленности (к календарным праздникам, к знаменательным датам, к тематическим школьным мероприятиям), в зависимости от способностей детей, различный по жанрам (вокальный, речевой, хореографический, пластический, театральный) и по форме (композиция; миниатюра; зарисовка; сцены из пьесы, оперы, мюзикла, водевиля, оперетты; дивертисмент и т.д.).

Характерные черты концертного номера - четкая лаконичная композиция, интригующая завязка, острая кульминация, финал и отточенная внешняя форма.

Концертная программа обычно складывается из множества разнообразных номеров, поэтому главной особенностью концертного номера является его кратковременность, доходчивость и легкость восприятия. Концертный номер должен быть ярким, динамичным, лаконичным и сразу включить внимание зрителя.

Работа над тематическими концертами должна проводиться педагогами, которые четко ориентируются в той или иной тематике. Нельзя заставлять или поручать подготовку таких концертов или номеров одному педагогу, здесь должна работать команда, состоящая из педагогов, работающих в разных направлениях и областях. Соединение воедино работы педагогов различных предметов, даст максимальный результат и качество выпускаемого концертного номера и всего концерта.

Подготовка конкурсных номеров

Работа над конкурсными номерами имеет свои отличительные особенности. При работе надо учитывать, что психологическая нагрузка на ученика будет существенной, так как конкурсные выступления и подготовка к ним вызывают чрезмерное эмоциональное волнение у участников конкурса. Наряду с тем, что любой конкурс является стрессом для конкурсанта, он воспитывает в нем умение собираться, настраиваться, концентрироваться, владеть собой и противостоять любым неожиданностям, возникающим в процессе исполнения программы, а также развивать чувство конкурентоспособности и умения проигрывать, «держать удар».

Постановка спектаклей

Работа над учебным спектаклем - основной вид творческой деятельности в рамках программы «Искусство театра», работа над спектаклем является итогом учебно-художественного процесса на определенном этапе.

Постановка спектакля осуществляется командой педагогов, состав которой зависит от жанра выбранного материала. В педагогическую «команду» могут входить:

- режиссер-постановщик,

- хореограф,

- педагоги по вокалу и вокальному ансамблю,

- педагог по сценическому движению,

- педагог по художественному слову,

- педагог по гриму,

- концертмейстер.

Для реализации спектакля надо обязательно найти баланс между сложностью сценического материала и необходимым для его воплощения уровнем актерской грамотности (можно привлекать обучающихся из разных классов), обеспечить поступательное усложнение исполнительских задач в процессе создания спектакля, создать доброжелательную, творческую атмосферу.

Основные последовательные этапы создания учебного спектакля:

- драматургического материала,

- рождение замысла,

- распределение ролей,

- читка пьесы,

- застольный период,

- разбор пьесы,

- метод действенного анализа,

-этюдный метод,

- основной репетиционный процесс (создание и уточнение мизансценического рисунка, конкретизация сценической обстановки, разучивание музыкального материала, постановка танцев, сценического боя, пластики и т. д в зависимости от жанра и идеи режиссера),

- прогоны (сцен, актов, спектакля в целом),

- генеральные репетиции,

- сценический показ.

Занятия проводиться 1 раза в неделю. Продолжительность занятия 1 часа по 35 минут для 1 класса и 40 минут для 2,3,4 классов (что составляет 34 часа аудиторного времени.

Цель этого года обучения - закрепить полученные навыки, максимально развить творческую индивидуальность, подготовить детей к поступлению в образовательные учреждения, осуществляющие основные профессиональные образовательные программы в области театрального искусства. Учащийся должен уметь органично существовать на сцене в различных видах творческой деятельности - в танце, в пении, в речевом жанре. Должен иметь несколько разноплановых ролей в учебных спектаклях. Сценическая практика - основной вид деятельности этого года. Участие в спектаклях, конкурсах, концертах, городских мероприятиях.

Подготовка вступительной программы

Для подготовки к поступлению в театральный вуз педагог вместе с учеником должен грамотно подобрать разнохарактерный репертуар в жанрах басни, прозы и стихотворения (желательно по три произведения каждого жанра), учитывая индивидуальные особенности психофизики учащегося. Также необходимо провести анализ предлагаемых обстоятельств выбранных произведений, цели действия и текста, созданных автором (писателем), и создать непрерывную цепь подлинного органического действенного существования, рождающего необходимые предпосылки для возникновения верных, искренних чувств.

Занятия могут проводиться 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 1 часа (40 минут), что составляет 34 часов аудиторного времени.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результатом освоения программы «Искусство театра» в области театрального исполнительского искусства по учебному предмету «Подготовка сценических номеров» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • умение подготовить концертно-сценический номер или фрагмент театральной роли под руководством преподавателя;

  • умение работать в творческом коллективе: вежливо, тактично и уважительно относиться к партнерам по сцене;

  • умение анализировать и исправлять допущенные ошибки;

  • использовать навыки по применению полученных знаний и умений в практической работе на сцене при исполнении концертного номера или роли в учебном спектакле

  • умения использовать выразительные средства для создания художественного образа;

  • умения использовать приобретенные технические навыки при решении исполнительских задач;

  • умения воплощать музыкальную и пластическую характеристику персонажа;

  • умения корректно анализировать свою работу и работу своих партнеров

  • навыков владения средствами пластической выразительности;

  • навыков участия в репетиционной работе;

  • навыков публичных выступлений;

  • навыков общения со зрительской аудиторией в условиях театрального представления;

  • навыков тренировки психофизического аппарата;

  • знания основных средств выразительности театрального искусства;

  • знания театральной терминологии;

  • знания выразительных средств сценического действия и их разновидности;

  • умения вырабатывать логику поведения на сцене, целесообразность действий;

  • умения координироваться в сценическом пространстве;

  • умения создавать художественный образ в сценической работе или в творческом номере;

  • навыков по владению психофизическим состоянием;

  • умения проводить анализ произведений театрального искусства;

  • знания основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства;

  • умение использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с созданием художественного образа при исполнении роли в спектакле или в концертном номере;

  • умение работать над ролью под руководством преподавателя;

  • навыков репетиционной и концертной работы;

  • навыков по использованию театрального реквизита;

  • знания основ техники безопасности при работе на сцене;

  • навыков анализа собственного исполнительского опыта.

К числу творческих элементов, которыми должны овладеть учащиеся, относятся:

  • держать внимание к объекту, к партнеру;

  • видеть, слышать воспринимать;

  • память на ощущения и создание на ее основе образных видений;

  • воображение и фантазия;

  • способность к взаимодействию;

  • логичность и последовательность действий и чувств;

  • чувство правды на сцене;

  • вера в предлагаемые обстоятельства,

  • ощущение перспективы действия и мысли;

  • чувство ритма;

  • выдержка, самоотдача и целеустремленность.

  • мышечная свобода и пластичность;

  • владение голосом, произношение;

  • чувство фразы;

  • умение действовать словом.

  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды аттестации по предмету «Подготовка сценических номеров»: текущая, промежуточная, итоговая.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала.

Текущая аттестация проводится в форме показов с приглашением зрителей.

Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года. По решению образовательного учреждения оценка результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти.

Основными формами промежуточной аттестации являются: контрольный урок.

Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет «Подготовка сценических номеров». Зачеты проводятся в счет аудиторных учебных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

Промежуточная аттестация по предмету «Подготовка сценических номеров» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения: качества реализации образовательного процесса; контроля сформированных у обучающихся умений и навыков на определенном этапе обучения.

Итоговой аттестацией (зачетом) для учащихся является исполнение роли в сценической итоговой постановке.

График проведения промежуточной аттестации

Срок обучения 4 года

Таблица 7

Полугодия

Форма аттестации

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Контрольные уроки

8 (конец 4 класса)

зачет

Итоговая аттестация в 4 классе проводятся в период экзаменационной аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного процесса. На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее, чем за две недели до начала проведения экзаменационной аттестации.

Критерии оценок

Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Подготовка сценических номеров»:

5 (отлично). Ученик полностью сосредоточен и внимателен, четко реагирует на замечания, исправляя их, добиваясь выполнения поставленной задачи.

4 (хорошо). Ученик отвлекается, не достаточно собран и внимателен на площадке, в результате чего видны неточности в выполнении поставленной задачи.

3 (удовлетворительно). Ученик часто отвлекается и допускает множество ошибок при работе на площадке, не точен в понимании и исправлении этих ошибок.

2 (удовлетворительно). Ученик, находясь на площадке, не видит, не слышит, не может адекватно оценить и исправить свои ошибки, не смотря на замечания педагога.

Зачет (без оценки). Промежуточная оценка приобретаемых учеником навыков, понимания допускаемых им неточностей и их исправление, после замечаний педагога.


  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации педагогическим работникам

Методика образовательной деятельности по учебному предмету «Подготовка сценических номеров» основана на практических и теоретических наработках лучших российских театральных школ, взявших в основу своей работы Систему К.С. Станиславского, теоретические и практические разработки его учеников и последователей (Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова, А.Я. Таирова, В.Э. Мейерхольда и др.). Многие известные театральные педагоги, режиссеры-практики и теоретики театра, такие, как Б.Е. Захава, М.О. Кнебель, Г.В. Кристи, Н.М. Горчаков, но в первую очередь, К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко в процессе творческой жизни в искусстве открывали закономерности и эффективные методы работы над спектаклем, совмещения процесса обучения и собственно процесса творчества, создания последовательной, поэтапной цепочки усложняющихся требований к актерскому мастерству на основе рассмотрения процесса постановки спектакля, выделения этапов его создания и определения требований, предъявляемых к юным актерам на каждом этапе репетиций.

На всех этапах обучения очень важен индивидуальный подход к каждому ученику. Воспитание творческой личности - процесс очень сложный и ответственный, дети находятся на разных уровнях психофизического развития, у каждого свои границы и возможности, поэтому, в первую очередь, педагог должен помочь каждому ученику поверить в свои силы, приобрести уверенность в себе. Можно использовать метод эмоционального стимулирования - создание ситуаций успеха на занятиях, это специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и ощущения «легкости» процесса обучения.

В работе над сценическими номерами, отрывками и учебным спектаклем, через творческое взаимодействие ученика и учителя этюдный метод репетиционной работы, как и метод действенного анализа произведения позволяет педагогу максимально раскрыть творческую индивидуальность учащегося.

Обязательным фактором в обучении детей является дисциплина.

Необходимо воспитывать у учащихся чувство ответственности за коллективную работу и вырабатывать в характере каждого ученика самодисциплину - способность доводить начатое дело до логического итога вопреки перемене своих интересов или влиянию внешних факторов.

Участие в творческих мероприятиях, тематических концертах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения позволит учащимся на практике проверить, закрепить и развить свои умения и навыки исполнительского мастерства. В то же время чрезмерная активность в этой области может негативно влиять и на формирование творческой личности, и собственно на учебный процесс. В связи с этим педагог должен тщательно анализировать вместе с детьми каждое сценическое выступление и не допускать возникновения у учащихся небрежности, неточности и актерских штампов.

Примерный репертуарный список пьес для отрывков и постановок

Уильям Шекспир: «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь», «Два веронца», «Укрощение строптивой»

Лопе де Вега: «Дурочка», «Собака на сене»

Жапн Батист Мольер: «Версальский экспромт», «Проделки Скапена»

Карло Гоцци: «Зеленая птичка», «Любовь к трем апельсинам», «Король-олень»

Генрик Ибсен «Дикая утка»

Оскар Уайльд: «Как важно быть серьезным», «Звездный мальчик»

А.П.Чехов «Предложение»

М.Метерлинк «Синяя птица»

Джеймс Барри «Питер Пэн»

Е.Шварц: «Клад», «Принцесса и свинопас», «Снежная королева», «Красная шапочка», «Брат и сестра», «Сказка о потерянном времени», «Золушка»

Ю.Ким: «Иван Царевич», «Чудеса на змеином болоте»

Д.Родари «Путешествие голубой стрелы»

Р.Орешник « Летучкина любовь»

Л.Петрушевская «Чемодан чепухи, или Быстро хорошо не бывает»

Е.Исаева «Про мою маму и про меня»


  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Бахтин Н.Н. Театр и его роль в воспитании: Сб. «В помощь семье и школе». - М.: Польза, 1911

Вахтангов Е.Б. Сборник статей. - М.: ВТО, 1984

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. ГИТИС, 1998

Голубовский Б. Актер - самостоятельный художник: Методическое пособие // Я

Голубовский Б.Г. Наблюдения. Этюд. Образ: Учеб.пособие. - М., 1998

Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.: ТОО «Горбунок», 1992

Додин Л. Путешествие без конца. - СПб: Балтийские сезоны, 2009

Кнебель М.О. О методе действенного анализа пьесы и роли. - Любое издание

Кнебель М.О. Поэзия педагогики. - М., 1976

Морозова Г.В. Пластическое воспитание актера. М.: Терра. Спорт, 1998

Островский А.Н. «О театре.» Записки, речи и письма / Общ. ред. и вступ. статья

Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. С. 96 - 103

Попов П. Театральная педагогика. О методе. Режиссура // Я вхожу в мир

Рубб А. Феномен эстрадной режиссуры. - М.: «Луч», 2001

Рубб А. Эстрада и актер / Рубб А. Феномен эстрадной режиссуры. - М.: Искусство, 2001

Станиславский К.С. - Моя жизнь в искусстве. - Любое издание

Станиславский К.С. Работа актера над собой. Части 1 и 2. - Любое издание

Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1, 3. М., 1954-1961

Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1953

Фильштинский Е. Открытая педагогика. - СПб: Балтийские сезоны, 2006

Фокин В. Беседы о профессии. - СПб: Балтийские сезоны, 2006

Чехов М.А. О технике актера. - Любое издание



© 2010-2022