Тренинги Здоровьесберегающие технологии в театральном искусстве

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинги Здоровьесберегающие технологии в театральном искусствеТренинги Здоровьесберегающие технологии в театральном искусстве

Здоровьесберегающие технологии на занятиях театрального коллектива.

Татьяна Николаевна Плоп,

педагог дополнительного образования,

МОУ СОШ №29 г. Сургут.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, социально-психологическая адаптация, его физическое и психическое развитие определяются условиями жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков - в 2,1 раза. К окончанию школы 70% функциональ- ных расстройств переходят в стойкую хроническую патологию, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения, в 2 раза - число нервно - психических расстройств.

Цель: здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задача: дать общее представление о здоровьесберегающих технологиях, применяющихся на занятиях, показать эффективность занятий пением, развить вокальные навыки, закрепить с воспитанниками знание правил охраны здоровья и голоса.

В образовательном процессе применяю такие здоровьесберегающие технологии: разминки и массаж речевого аппарата, дыхание во время движения, подача звука сидя и стоя, логопедическую гимнастику, расслабляющие физминутки, дыхательные упражнения лечебной гимнастики, разработанной педагогом-вокалистом А.Н.Стрельниковой.

Лечебное воздействие гимнастики А.Н.Стрельниковой.

Благодаря эффективности дыхания по А.Н.Стрельниковой все органы и ткани нашего тела увеличивают максимальное потребление кислорода и одновременно поднимают процент углекислоты до нормы. Высокий уровень снабжения всего организма кислородом и восстановление баланса кислород- углекислота оказывают благотворное оздоравливающее влияние. Это роднит стрельниковскую гимнастику с аэробикой К.Купера. Перечень заболеваний, при которых эта гимнастика оказалась эффективной, достаточно велик: бронхиальная астма, хроническая пневмония, хронический ринит (насморк), хронический гайморит, грипп, заикание, болезни голосового аппарата, сердечная недостаточность, аритмия, остеохондроз, гипертония. Зафиксированы также случаи улучшения работы пищеварительной системы, печени, снижения высокой температуры, избавление от головных болей, хронической усталости, отложения солей. Три стороны стрельниковской гимнастики: антиастматический физиологически активный вдох, аэробный эффект и «противосолевая» гимнастика суставов - выводят ее на самое высокое место среди других дыхательных систем. Эта гимнастика чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

1. восстанавливает нарушенное носовое дыхание и голос певцам,

2. улучшает дренажную функцию бронхов,

3.положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

4. повышает общую сопротивляемость организма, его тонус,

5. улучшает нервно- психическое состояние.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего "стрельниковская сотня" - 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на занятии, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем, примерно мы успеваем сделать 8-16 движений каждого упражнения.

1. Основные дыхательные упражнения лечебной гимнастики

А. Н. Стрельниковой:

• «Ладошки»

• «Погончики»

• «Насос»

• «Кошка»

• «Обними плечи»

• «Большой маятник» («Насос «+ «Обними плечи»)

• «Тик- так»

• «Повороты головы»

• «Китайский болванчик»

• «Шаги» ( передний и задний шаг - рок-н-ролл).

Дети достаточно серьёзно относятся к выполнению этой гимнастики, начинают откашливаться, у них прочищаются носы. Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой и дети всегда знают, где находится диафрагма.

2. Разминка:

1. Разминка речевого аппарата:

а) «уколы» языком;

б) массаж губ;

в) круговые движения языком и др.;

2. Оздоровительный массаж, включающий в себя:

а) точечный массаж гайморовых пазух, носа, ушей;

б) энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы;

3. Физминутки во время занятия, включающие в себя:

а) упражнения для расслабления глаз.

б) расслабляющие встряхивания рук, кистей;

в) детские подвижные игры, музыкальные игры, а также игры с пением народных песен и попевок.

3. Логопедическая гимнастика на согласных буквах:

1. на букву «Н»:

у девочки болит зубик (прикладывает руку к щеке, произносит длинно «Н-н-н») (все движения делаем по 8 раз),

2. на букву «Р»:

изображая звонок в дверь, произносим "тр-р-р-р" (8раз),

3. на твердую и мягкую буквы «З»:

представляем маленького и большого комарика (поочерёдно по 4 раза),

4. на буквы «Ш» и «Щ»:

изображаем дворника с маленькой метёлкой и большой метлой (попеременно по 4 раза.) и т.д на другие согласные буквы «С», «Ж», «М», «Д-Т», «К-Г».

4. Распевки:

1.Для стимуляции артикуляционного аппарата,

2. Для подготовки гортани к пению,

3. Для выработки единой певческой постановки,

4. На одном звуке и с ускорением темпа,

5. Для развития ладо - гармонического слуха,

6. Для увеличения длины выдоха и многие другие.

  1. Дыхание во время движения:



  1. Дыхание при различных движениях рук ( в стороны, вверх и др.),

  2. Дыхание при полуприседаниях и приседаниях,

  3. Дыхание при наклоне туловища вперед,

  4. Дыхание во время ходьбы с различными вариантами (руки на поясе):

На 3 шага- вдох, на 3- выдох; на 4 шага- вдох, на 4- выдох; на 2- вдох, на 3- выдох; на 3 - вдох, на 4 - выдох; и т.д..

  1. Дыхательные упражнения во время ходьбы с движениями рук вперед, в стороны, вверх (цель - обучение координации дыхательного акта с движ. рук),

  2. Дыхательные упр. во время быстрой ходьбы; то же во время бега.

Здоровьесберегающие технологии в образовании - способ организации и последовательность действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психо - физического, духовно - нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья. Одна из основных задач занятий по вокалу: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально- энергетический тонус учащихся.



Используемая литература:



  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии - Москва, «ВАКО», - 2004

2. Стрельникова А.Н. Гимнастика и судьба - Москва, «Знание», - 1998,

3. Лукьянова Е.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П.

4. Тренируем дыхание - Москва, «Знание»,-1987.



© 2010-2022