МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов

Своей окраской, формами природный материал несет нам радость, будит фантазию, поднимает настроение, помогает разрядить гнетущую обстановку и часто возвращают бодрость и энергию. Композиции из природного материала оживляют и украшают наше жилище и окружающую нас обстановку, вносят с собой что-то от волшебства и аромата природы в наши будни. Выполнение различных композиций из высушенных цветов, листьев, стеблей растений, из коры деревьев, семян и других подобных материалов – соединяет в себе элем...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных техников города Норильска»


Творческое объединение «Природа и фантазия»










МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Аппликации из природного материала»

для педагогов














Подготовила:

Милишенко Ирина Николаевна

педагог дополнительного образования

Станции юных техников г. Норильска







г. Норильск, 2008 год


СОДЕРЖАНИЕ


  1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….….......3

  2. Цели и задачи методического пособия…………………...…….....….......4

  3. Основные данные и понятия…………………………………….....…......4

  4. Материалы и оборудование…...………………………………..……....…4

  5. Зайчонок……………………………………………………………………5

  6. Человечки……………………………………………………..……………6

  7. Лес……………………………………………………………………..……7

  8. Кенгуру……………………………………………………..………………8

  9. Мимоза…………………………………………………………...…………9

  10. Цветы в вазе…………………………………………………………....…10

  11. Сова……………………………………………………….……………......11

  12. Цветочный букет………………………………………………….……....12

  13. Рекомендации педагога……………………………………………….…13

  14. Используемая литература…………………………………….....…….…14

  15. Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Своей окраской, формами природный материал несет нам радость, будит фантазию, поднимает настроение, помогает разрядить гнетущую обстановку и часто возвращают бодрость и энергию. Композиции из природного материала оживляют и украшают наше жилище и окружающую нас обстановку, вносят с собой что-то от волшебства и аромата природы в наши будни.

Выполнение различных композиций из высушенных цветов, листьев, стеблей растений, из коры деревьев, семян и других подобных материалов - соединяет в себе элементы профессионального искусства и самодеятельного творчества.

Поистине волшебным является мир природы. Каждая веточка, каждый листочек таят в себе непередаваемое очарование. Но не только это характеризует живую природу. Из материала, который она нам дарит, можно сделать чудеса своими руками. Достаточно только увидеть, какая тайна кроется в каждом листочке, и подарить миру чудо.

Любой природный материал годится для изготовления поделок, даже шелуха лука, оболочка чеснока, кожура мандаринов, листья самых различных форм. Для аппликаций подойдут и листья акации, и листья клена, каштана, и липовые и дубовые листочки. В легких изгибах листьев, в их грациозном очаровании прячется волшебная тайна. Вы будете поражены, когда ваши умелые руки создадут неповторимые шедевры, которые не стыдно будет показать близким и даже малознакомым людям.

Это может быть лопоухий кролик, или неуклюжий медвежонок с бочкой меда, или веселый малыш, или старенький дедушка со своей внучкой, или просто красивый цветочный букет. Любой жанр может быть реализован в аппликациях: и пейзаж, и портрет, и натюрморт, и предметная композиция.

В качестве основы аппликации можно использовать фанеру, картон, бархатную бумагу. Всмотримся внимательней в непредсказуемый рисунок каждого листочка и попытаемся создать новый шедевр.

Цель: развитие художественного вкуса и творческой фантазии через работу с природным материалом.

Задачи:

  • познакомить учащихся с техникой изготовления аппликации из природного материала;

  • пополнять и расширять запас слов в области флористики;

  • развивать творческое воображение, эстетический вкус, фантазию;

  • способствовать формированию у детей образного мышления;

  • формировать и отрабатывать навыки работы инструментами ручного труда;

  • воспитывать у ребят аккуратность при выполнении порученной работы, чувство коллективизма, дружбы.

Основные данные и понятия.

Аппликация - (от латинского applicatio «прикладывание») - способ создания орнаментов, путем накладывания разноцветных кусочков разнообразного материала, или орнамент, созданный по такому же способу. Является одним из древнейших способов украшения, применяется и поныне у многих народов. Высоким художественным мастерством отмечены самые ранние из сохранившихся аппликаций - седла из пазырыкских курганов (5 век до н.э.).


Материалы и инструменты.

Для одного учащегося:

  • природный материал;

  • бумага;

  • подставка для кисти;

  • кисть для клея;

  • клей ПВА;

  • ножницы.

Ход работы:

Зайчонок


Удивительные аппликации можно сделать из половинок листа. Разрежем лист на две части (рис. 1). Для работы нам понадобится всего одна половинка (рис. 2).

Нам необходимо создать фон для расположения на нем нашего милого зайчонка. Отрежем и приклеим на основу части листьев ивы (рис. 3). Затем сверху наклеим половинку листа, изображающую туловище (рис. 4). Для головы, лапок, хвостика зайчонка используем маленькие листочки. Для ушек - длинные листочки ивы (рис. 5).

Глазки можно нарисовать или сделать из пластилина.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов



готовая аппликация

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов


Человечки


Из листьев можно сделать и аппликацию, изображающую фигурки человечков. В зависимости от того, какими мы хотим видеть человечков, - полными, худыми - и выбирается форма листьев.

Сначала вырежем туловище (рис. 1). Подберем листья для лиц, шляпок, ручек. Сделаем шляпу и наклеим на нее личико человечка (рис. 2). Теперь необходимо намазать клеем листья акации, которые помогут нам сделать человечкам ручки и ножки (рис. 4). Осталось только придумать детали оформления. Это могут быть и «воздушные шарики», и «мячик», и бантик на «косичке» одного из человечков.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов





готовая аппликация

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов

Лес


Эта аппликация состоит из множества листьев, расположенных в определенной последовательности. Все зависит от фантазии.

Для выполнения аппликации надо подобрать несколько одинаковых по своей форме листьев (рис. 1). Это могут быть листья клена, ивы, дуба. На основу наклеим листья ивы, изображающие берег, который отражается в воде (рис. 2). Теперь для создания иллюзии растущих на берегу деревьев приклеиваем вертикально листья клена (рис. 3), дуба (рис. 4).

Особенностью этой аппликации является то, что все листья надо наклеивать на основу зеркально (рис. 5).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов





готовая аппликация

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов

Кенгуру


Для туловища кенгуру необходим лист каштана, остальные листья могут быть любой формы.

Наклеим на основу лист продолговатой формы, изображающий хвост кенгуру (рис. 1). Туловище кенгуру сделаем из листа каштана (рис. 2). Наклеим голову, ушки кенгуру и кенгуренку, находящемуся в сумке, сделанной из половинки листика (рис. 3). Глазки вырежем из листьев и наклеим на головы (рис. 4).

Создадим пальмы из обрезков небольших листьев и тоненьких листочков ивы. Добавим немного «кустиков», и наша композиция готова (рис. 5).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов





готовая аппликация

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов

Мимоза


Для работы нам потребуются: кожура лимона, высушенные листья мимозы, клей ПВА.

Подготовим кожуру лимона (рис. 1). Вырежем из нее трубочкой маленькие плоды (рис. 2). Наклеим на основу листья мимозы (рис. 3). Нанесем клей на плоды мимозы (рис. 4). Начнем наклеивать их на основу так, чтобы они сочетались с листьями (рис. 5).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов





готовая аппликация

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов

Цветы в вазе


Для работы нужны: кожура лимона или мандарина, шелуха лука, засушенные листья, травинки, клей.

Из кожуры цитрусового вырежем вазу (рис. 1). На основе закрепим с помощью клея травинки, изображающие веточки деревьев (рис. 2). Наклеим на них листья (рис. 3). Теперь очередь за цветами, сделанными из шелухи лука (рис. 4). Чтобы цветочек выглядел, как настоящий, необходимо наклеить его серединку, вырезанную из кожуры лимона или мандарина (рис. 5).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов



МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов

готовая аппликация

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов

Сова


Для работы нам понадобятся не только листья, но и сережки ясеня (рис. 1).

Нарисуем эскиз совы (рис. 2). Наклеим на основу лист продолговатой формы, изображающий голову совы. Затем лист треугольной формы - туловище, и крылья, выполненные из листьев ивы (рис. 3). Из листьев вырежем круги, необходимые нам для того, чтобы сделать глаза (рис. 4).

Наклеим глазки, клювик и грудку для нашей совы. Чтобы показать, какие красивые у нее крылья, добавим сережки ясеня, наклеив их на листья ивы. Из сережек также сделаем хвост и ушки (рис. 5).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов





готовая аппликация

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов

Цветочный букет


Нам потребуются: шелуха лука, листья клена, кожура мандарина и клей.

Подготовим для работы шелуху лука (рис. 1). Вырежем из нее необходимое нам количество лепестков для цветов (рис. 2). На основу приклеим листья клена. Нанесем клей (рис. 3) и начнем приклеивать к листьям (рис. 4) один за другим, внакладку, чтобы аппликация получилась объемной. Мы можем сделать столько цветов, сколько нам захочется (рис. 5). Чтобы цветам не было «скучно», сделаем из кожуры мандарина маленькую божью коровку.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагоговМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов





готовая аппликация

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Аппликации из природного материала» для педагогов


РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА

При работе с природным материалом (засушенными листьями) необходима большая аккуратность. Листья очень легко крошатся в руках от любого резкого движения, поэтому необходимо резать листья маленькими, маникюрными ножницами. Причем резать необходимо плавными движениями, немного наклоняя ножницы к центру вырезаемой детали.

При длительном хранении листья пересыхают и становятся очень ломкими, поэтому для работы лучше использовать свеже-засушенные растения.

При практическом изготовлении аппликаций выяснилось, что для наклеивания лучше использовать не клей ПВА, который содержит воду в своей основе, а универсальный полимерный клей. Он быстро высыхает на основе и наиболее прочно фиксирует природный материал. По своей структуре полимерный клей прозрачный и не оставляет следов на цветном фоне.

Если ребенок переборщил с клеем, то прозрачная капелька не так сильно испортит работы, как клей ПВА.

Оформлять и хранить работы лучше всего в стеклянной рамке, так как это позволит не деформировать хрупкий природный материал.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Перевертень, Г.И. Аппликации из цедры и шелухи лука - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. - 14, (2) с. - (Поделки своими руками).

  2. Перевертень, Г.И. Волшебная флористика - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. - 14, (2) с. - (Поделки своими руками).


© 2010-2022