Программа Основы научно-исследовательской деятельности

В век научно-технического прогресса, большой конкуренции на рынке труда нужен новый подход и формы работы с ребятами. Одним из необычных видов внеклассной деятельности является научно-исследовательская работа, через которую учитель и ребенок могли бы осуществить свои самые смелые замыслы. Чтобы заниматься такой работой, вначале нужно изучить ее методику, форму и приемы. В связи с этим возникла необходимость ввести обучающий курс для педагогов и ребят. За основу данного планирования взя...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по образованию администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа



Рабочая программа

Основы научно-исследовательской деятельности

(для педагогов и учащихся)










Автор разработки:

Н.В.Сеина

учитель физики

высшая категория








2015- 2016 учебный год

Пояснительная записка


В век научно-технического прогресса, большой конкуренции на рынке труда нужен новый подход и формы работы с ребятами. Одним из необычных видов внеклассной деятельности является научно-исследовательская работа, через которую учитель и ребенок могли бы осуществить свои самые смелые замыслы. Чтобы заниматься такой работой, вначале нужно изучить ее методику, форму и приемы. В связи с этим возникла необходимость ввести обучающий курс для педагогов и ребят. За основу данного планирования взята программа «Введение в логику научного исследования», автор Игольницына Л.М., доктор биологических наук, преподаватель ИПКРО. Программа адаптирована для учащихся 1 - 11 классов, а также введен специальный раздел ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

  • творческие способности и исследовательские навыки;

  • аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

  • возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

  • целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;

  • самоутверждение обучающихся.

Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

Цель: Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности

Задачи:

  1. создать группу учащихся и преподавателей для обучения методам и приемам исследовательской работы;

  2. с помощью специальных тестов определить направление исследовательской работы, к которому склонен каждый учащийся и преподаватель в отдельности;

  3. познакомить с основами научного познания;

  4. изучить требования, необходимые для написания творческих работ;

  5. изучать и применять элементы ТРИЗА в своей поисковой деятельности;

  6. готовить учащихся к публичной защите.

Принципы организация работы ШНО:

  1. непрерывности - включение в научно-исследовательскую работу учащихся всех возрастных групп;

  2. реализация межпредметных связей;

  3. свобода выбора учащимися вида и формы исследовательской деятельности;

  4. создания условий для самореализации личности;

  5. социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;



Участники ШНО

Членами являются учащиеся 1-11 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе секций общества.

Работа осуществляется поэтапно:

I. Начальный этап (1 - 4 классы)

Цель: выявление одаренных детей; формирование у школьников познавательного интереса к различным областям знаний.

II. Подготовительный этап (5 - 7 классы)

Цель: выявление наиболее способных к творчеству школьников; развитие навыков научной деятельности и вовлечение их в исследовательскую деятельность

III. Исследовательский этап (8 - 11 классы)

Цель: осмысливание научно-исследовательской деятельности через выполнение исследовательских работ как индивидуальных, так и групповых.

Ожидаемые результаты

Для педагогов:

- повышение уровня педагогических знаний, педагогического мастерства;

- привитие вкуса, интереса, умения к занятиям творческой деятельностью через вовлечение школьников в проектную и практическую деятельность;

- создание условий и привитие интереса к самообразованию;

- реализация авторских программ, курсов, пособий;

Для учащихся:

- создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности;

- формирование ключевых компетенций;

- выработка умений эффективно использовать знания и умения в различных ситуациях;

- повышение эффективности интеллектуальной деятельности через вооружение методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы;

- профессиональное самоопределение.

Для родителей:

- Удовлетворенность реализацией творческого потенциала ребенка.

Программа включает 5 разделов:


  1. Основы научного познания

  2. Основы ораторского искусства.

  3. ТРИЗ технологии.

  4. Индивидуальная работа.

  5. Организация ШНПК

Тематическое планирование заседаний ШНО

Номер занятия


Дата

Тема

I. Основы научного познания

1

03.09.

Организационное занятие на учителей начальных классов.

План работы на год по научно-исследовательской деятельности. Интересующие вопросы по выбору темы, по оформлению, ТРИЗ технологии, обсуждение время занятий, список детей.

2

10.09

Организационное занятие для учителей старших классов. Обсуждение плана работы на год: ТРИЗ технология - несколько занятий для старшеклассников, время для проведения НПК старшеклассников, юниор, руководители кружков готовят работу на НПК, Робототехника.

3

17.09

Знакомство с положением о РНПК. Выбор направления исследования, составление плана исследования.

Критерии к написанию научной работы.

4

24.09

Понятие метода исследования. Виды исследований: теоретический и эмпирический.

Статистические методы исследования: наблюдения, сравнение, счет, измерение, эксперимент.

5

01.10.

Обмен опытом, работа по методике подготовки учебно-исследовательских работ :

6

08.10

Какая работа считается исследовательской? Этапы работы. План действий. Роль научного руководителя, ребенка, администрации при создании проекта.

7

15.10

Методика оформления научно-исследовательской работы: аннотация, содержание, основная часть, список литературы, приложение.

8

22.10

Виды исследовательских работ: творческая работа, проект. Методика написания.

Работа над творческим проектом, методика оформления - выступление учителей

9

29.10

Методика работы с рефератом

(проблемный, сравнительный характер).

10

12.11

Способы представления исследовательской работы: устная защита, компьютерная презентация, действующая модель, дизайн-проект.

11

19.11

Практическое занятие по оформлению компьютерной презентации.

12

26.11

Алгоритм рецензирования работ

13

03.12

Итоговое занятие для педагогов.

II. ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА (2 занятия)

14

10.12

Речевой этикет. Умение пользоваться научно-публицистическим стилем, вести дискуссию, отвечать на вопросы. Пантомимика. Ораторские приемы: язык жестов.

15

17.12

Практическое занятие по Д. Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». Итоговое занятие.

16

24.12

Основные требования к защите научной работы.


III. ТРИЗ 1 - 8 класс


1, 2 четв

2 кл - сентябрь, октябрь,

6 кл - ноябрь, декабрь

3 четв.

7 класс - январь, февраль

8 кл - март, апрель

4 четв.

1кл - май

Зачем человеку творчество. Технология творчества. Человек и его интеллект.

Виды ТРИЗов и изучение их методики. Мозговой штурм, обратная мозговая атака, ассоциации и творческое мышление.

Метод контрольных вопросов. Синектика. Морфологический анализ, морфологические матрицы. Метод фокальных объектов. Метод гирлянд, случайностей и ассоциации.

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Изобретения. Итоговое занятие.


IV. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

(индивидуальные консультации с учителями и учащимися)


январь

Оказание методической помощи педагогам и учащимся в подготовке и оформлении научной работы

(индивидуальная работа 8 - 11 класс)

февраль, март

Оказание методической помощи педагогам и учащимся в подготовке и оформлении научной работы

(индивидуальная работа 1 - 7 класс)


V. Школьная НПК


январь

НПК старшеклассников

апрель

НПК юниоров

февраль

Ораторские чтения по теме «Жизнь замечательных идей!»

Список литературы:


  1. Айзенко А.Д. Узнай свои способности. - М.: Просвещение, 1998.

  2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М., 1979.

  3. Вилькеев А.Б. Методика научного познания в школьном обучении. - М., 1989.

  4. Иванов Г.И. Формулы творчества, или как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994.

  5. Лодыженский Н.С. Развивайте дар речи. - М., 1999.

  6. Новиков И.А. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении, деловые советы. - М., 1996.

  7. Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 11 класса. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2002.

  8. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. Экспериментальный учебник для 10 - 11 классов естественно-научного профиля. - М.: Просвещение, 2001.

  9. Энциклопедия психологических тестов «Личность, мотивация, потребность». - М.: ООО Издательство АСТ, 1979.










© 2010-2022