- Преподавателю
- Другое
- Программа Основы научно-исследовательской деятельности
Программа Основы научно-исследовательской деятельности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Cеина Н.В. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Комитет по образованию администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
Основы научно-исследовательской деятельности
(для педагогов и учащихся)
Автор разработки:
Н.В.Сеина
учитель физики
высшая категория
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка
В век научно-технического прогресса, большой конкуренции на рынке труда нужен новый подход и формы работы с ребятами. Одним из необычных видов внеклассной деятельности является научно-исследовательская работа, через которую учитель и ребенок могли бы осуществить свои самые смелые замыслы. Чтобы заниматься такой работой, вначале нужно изучить ее методику, форму и приемы. В связи с этим возникла необходимость ввести обучающий курс для педагогов и ребят. За основу данного планирования взята программа «Введение в логику научного исследования», автор Игольницына Л.М., доктор биологических наук, преподаватель ИПКРО. Программа адаптирована для учащихся 1 - 11 классов, а также введен специальный раздел ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
-
творческие способности и исследовательские навыки;
-
аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
-
возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
-
целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
-
самоутверждение обучающихся.
Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Цель: Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности
Задачи:
-
создать группу учащихся и преподавателей для обучения методам и приемам исследовательской работы;
-
с помощью специальных тестов определить направление исследовательской работы, к которому склонен каждый учащийся и преподаватель в отдельности;
-
познакомить с основами научного познания;
-
изучить требования, необходимые для написания творческих работ;
-
изучать и применять элементы ТРИЗА в своей поисковой деятельности;
-
готовить учащихся к публичной защите.
Принципы организация работы ШНО:
-
непрерывности - включение в научно-исследовательскую работу учащихся всех возрастных групп;
-
реализация межпредметных связей;
-
свобода выбора учащимися вида и формы исследовательской деятельности;
-
создания условий для самореализации личности;
-
социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;
Участники ШНО
Членами являются учащиеся 1-11 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе секций общества.
Работа осуществляется поэтапно:
I. Начальный этап (1 - 4 классы)
Цель: выявление одаренных детей; формирование у школьников познавательного интереса к различным областям знаний.
II. Подготовительный этап (5 - 7 классы)
Цель: выявление наиболее способных к творчеству школьников; развитие навыков научной деятельности и вовлечение их в исследовательскую деятельность
III. Исследовательский этап (8 - 11 классы)
Цель: осмысливание научно-исследовательской деятельности через выполнение исследовательских работ как индивидуальных, так и групповых.
Ожидаемые результаты
Для педагогов:
- повышение уровня педагогических знаний, педагогического мастерства;
- привитие вкуса, интереса, умения к занятиям творческой деятельностью через вовлечение школьников в проектную и практическую деятельность;
- создание условий и привитие интереса к самообразованию;
- реализация авторских программ, курсов, пособий;
Для учащихся:
- создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности;
- формирование ключевых компетенций;
- выработка умений эффективно использовать знания и умения в различных ситуациях;
- повышение эффективности интеллектуальной деятельности через вооружение методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы;
- профессиональное самоопределение.
Для родителей:
- Удовлетворенность реализацией творческого потенциала ребенка.
Программа включает 5 разделов:
-
Основы научного познания
-
Основы ораторского искусства.
-
ТРИЗ технологии.
-
Индивидуальная работа.
-
Организация ШНПК
Тематическое планирование заседаний ШНО
Номер занятия
Дата
Тема
I. Основы научного познания
1
03.09.
Организационное занятие на учителей начальных классов.
План работы на год по научно-исследовательской деятельности. Интересующие вопросы по выбору темы, по оформлению, ТРИЗ технологии, обсуждение время занятий, список детей.
2
10.09
Организационное занятие для учителей старших классов. Обсуждение плана работы на год: ТРИЗ технология - несколько занятий для старшеклассников, время для проведения НПК старшеклассников, юниор, руководители кружков готовят работу на НПК, Робототехника.
3
17.09
Знакомство с положением о РНПК. Выбор направления исследования, составление плана исследования.
Критерии к написанию научной работы.
4
24.09
Понятие метода исследования. Виды исследований: теоретический и эмпирический.
Статистические методы исследования: наблюдения, сравнение, счет, измерение, эксперимент.
5
01.10.
Обмен опытом, работа по методике подготовки учебно-исследовательских работ :
6
08.10
Какая работа считается исследовательской? Этапы работы. План действий. Роль научного руководителя, ребенка, администрации при создании проекта.
7
15.10
Методика оформления научно-исследовательской работы: аннотация, содержание, основная часть, список литературы, приложение.
8
22.10
Виды исследовательских работ: творческая работа, проект. Методика написания.
Работа над творческим проектом, методика оформления - выступление учителей
9
29.10
Методика работы с рефератом
(проблемный, сравнительный характер).
10
12.11
Способы представления исследовательской работы: устная защита, компьютерная презентация, действующая модель, дизайн-проект.
11
19.11
Практическое занятие по оформлению компьютерной презентации.
12
26.11
Алгоритм рецензирования работ
13
03.12
Итоговое занятие для педагогов.
II. ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА (2 занятия)
14
10.12
Речевой этикет. Умение пользоваться научно-публицистическим стилем, вести дискуссию, отвечать на вопросы. Пантомимика. Ораторские приемы: язык жестов.
15
17.12
Практическое занятие по Д. Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». Итоговое занятие.
16
24.12
Основные требования к защите научной работы.
III. ТРИЗ 1 - 8 класс
1, 2 четв
2 кл - сентябрь, октябрь,
6 кл - ноябрь, декабрь
3 четв.
7 класс - январь, февраль
8 кл - март, апрель
4 четв.
1кл - май
Зачем человеку творчество. Технология творчества. Человек и его интеллект.
Виды ТРИЗов и изучение их методики. Мозговой штурм, обратная мозговая атака, ассоциации и творческое мышление.
Метод контрольных вопросов. Синектика. Морфологический анализ, морфологические матрицы. Метод фокальных объектов. Метод гирлянд, случайностей и ассоциации.
Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Изобретения. Итоговое занятие.
IV. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
(индивидуальные консультации с учителями и учащимися)
январь
Оказание методической помощи педагогам и учащимся в подготовке и оформлении научной работы
(индивидуальная работа 8 - 11 класс)
февраль, март
Оказание методической помощи педагогам и учащимся в подготовке и оформлении научной работы
(индивидуальная работа 1 - 7 класс)
V. Школьная НПК
январь
НПК старшеклассников
апрель
НПК юниоров
февраль
Ораторские чтения по теме «Жизнь замечательных идей!»
Список литературы:
-
Айзенко А.Д. Узнай свои способности. - М.: Просвещение, 1998.
-
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М., 1979.
-
Вилькеев А.Б. Методика научного познания в школьном обучении. - М., 1989.
-
Иванов Г.И. Формулы творчества, или как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994.
-
Лодыженский Н.С. Развивайте дар речи. - М., 1999.
-
Новиков И.А. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении, деловые советы. - М., 1996.
-
Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 11 класса. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2002.
-
Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. Экспериментальный учебник для 10 - 11 классов естественно-научного профиля. - М.: Просвещение, 2001.
-
Энциклопедия психологических тестов «Личность, мотивация, потребность». - М.: ООО Издательство АСТ, 1979.