- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации по составлению учебного плана для сельских малокомплектных школ
Методические рекомендации по составлению учебного плана для сельских малокомплектных школ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Монгуш Ч.Л. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методические рекомендации
по составлению учебного плана
для сельских малокомплектных школ
Оюн Саида Чагар- ооловна,
учитель иностранных языков
МБОУ ООШ с. Усть-Хадын
Тандинского кожууна
-
Среди образовательных учреждений нашей республики имеется особая группа школ. Это сельские малокомплектные школы. Они:
-
отдалены от кожуунных центров;
-
малочисленны (всего в нашей республике сельских малокомплектных школ насчитывается около 40-42 школ);
-
малокомплектны, педагогические коллективы данных школ в своей работе используют идеи разновозрастного обучения. Специфической моделью организации учебного процесса в сельских малокомплектных школах является разновозрастной класс- комплект, который является объединением школьников разного возраста в процессе обучения с целью повышения доступности и качества образования, создания условий предпрофильной и профильной подготовки).
-
В сельских малокомплектных школах (далее по тексту СМКШ) формирование класс- комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа учащихся. Оптимальным является раздельное обучение учащихся 1 ступени разного возраста. Допускается объединение учащихся в класс- комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию 2 совмещенных класс- комплектов, например 1-2 (1+2), 5-6 (5+6).
В СМКШ (НАЧАЛЬНОЙ) при формировании класс- комплектов рекомендуется создавать классы на основе объединения 1-2, 3-4 классов. С точки зрения педагогов психологов и учителей начальных классов целесообразно формирование класс- комплектов согласно принципу интегративности и комплексности содержания образования (1+2), (2+3), (3+4).
В СЧМКШ (ОСНОВНОЙ) школе 5+6, 7+8 и отдельно 9 класс.
В СМКШ (СРЕДНЕЙ) школе 10+11 класс.
-
Класс- комплект - это постоянная группа детей, работающая по единому годовому учебному плану и программе согласно постоянному расписанию учебных занятий. Класс- комплекты в СМКШ могут быть одновозрастными и разновозрастными.
При формировании класс- комплектов необходимо:
-
выявить количество учащихся по классам;
-
определить принцип комплектования класс- комплектов:
- низкая наполняемость - до 3 учащихся
- средняя наполняемость- от 5 до 7-8 учащихся
- нормальная наполняемость- от 7-8 до 10-12 учащихся
3. проанализировать психолого- педагогические особенности учащихся, уровень обучаемости, сформированности общеучебных навыков. Цель- выявление возможных вариантов объединения детей в разновозрастные класс- комплекты.
4. в конце сформировать учебный план, согласовав со всеми участниками образовательного процесса.
-
ЦЕЛЬ- СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В КАЖДОМ КЛАССЕ БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ УРОКОВ ВНЕ СОВМЕЩЕНИЯ. Соблюдение этого требования особенно необходимо для 1 классов (первый год обучения), 5 классов (переходящий и адаптационный период в основную школу) и выпускных классов - 4 класс, 9 класс (обучение в 9 классе является переходным, т.к. в 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, подготовка к ГИА), 11 класс (профильное обучение, подготовка к ЕГЭ). НО ВЕДУЩИМ ПОДХОДОМ СОЗДАНИЯ КЛАСС_ КОМПЛЕКТОВ ЯВЛЯЕТСЯ РЕГИОНАЛЬНЫЙ, ОСНОВАННЫЙ НА УЧЕТЕ МЕСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДАННОЙ ШКОЛЫ.
-
Организация образовательного процесса осуществляется СМКШ самостоятельно. Учебный план формируется на основе примерного регионального базисного учебного плана (БУП).
При внедрении учебного плана в образовательном процессе СМКШ возникают противоречия между необходимостью и слабой возможностью полностью реализовать его в рамках регионального и школьного компонентов, предпрофильной подготовки и профильного обучения.
При сформировании учебного плана для разновозрастного обучения для средней ступени обучения необходимо также учитывать финансовые возможности СМКШ. В учебном плане в целях оптимизации учебной нагрузки региональным базисным учебным планом нормативно устанавливается 6- дневная учебная неделя.
-
Формирование разновозрастного класс- комплекта связано с большими затруднениями в обучении. Традиционная модель разновозрастного обучения выглядит следующим образом:
-
организационный момент урока проводится для обеих классов;
-
учитель работает, например, с 5 классом, а 6 класс работает самостоятельно;
-
учитель работает с 6 классом, а 5 класс работает самостоятельно;
-
подведение итогов урока проводится для обеих классов.
Но эта модель уже изжила себя, устарела и многие педагогические коллективы СМКШ подстраиваются под современные требования (ЕРМКО, подготовка к ГИА и ЕГЭ), т.е. они ведут основные учебные предметы вне совмещения, отдельно. Это русский язык и литература, тувинский язык и литература, иностранный язык, математика, история, география и биология. Изучение таких трудных предметов, как физика и химия, тоже проводится отдельно, если количество учащихся в класс- комплекте 8 и свыше.
В условиях полного совмещения проводятся уроки информатики (кроме 9 класса), музыки, изобразительного искусства, обслуживающего труда (девочки) и технологии (мальчики), физической культуры, т.к. у учащихся на этих уроках формируются практические умения и навыки.
Продолжительность уроков, в том числе совмещенных, - 45 минут. Продолжительность уроков для 1 класса в 1 учебной четверти- 30 минут, во 2 учебной четверти- 35 минут, со 2 полугодия- 40-45 минут. Большая перемена для организации горячего питания для учащихся начальной школы- 15- 20 минут после 2 урока, для учащихся и учителей основной школы- 30 минут после 4 урока.
По предложенному учебному плану работают:
-
МБОУ СОШ с. Ырбан Тоджинский кожуун- 36 учащихся ( в этой школе все классы с 1 по 11 класс учатся отдельно, т.е. нет совмещенных класс- комплектов и во всех классах все учебные предметы изучаются отдельно);
-
МБОУ СОШ с. Чал- Кежиг, Чеди- Хольского кожууна- 47 учащихся, (в этой школе все классы с 1 по 11 класс учатся отдельно, т.е. нет совмещенных класс- комплектов и во всех классах все учебные предметы изучаются отдельно);
-
МБОУ ООШ с. Усть-Хадын Тандинского кожууна- 36 учащихся ( в нашей школе имеются совмещенные класс- комплекты, но при этом администрация школы стремится к сохранению отдельных классов, а не совмещенных класс- комплектов, изучение основных учебных предметов проводится вне совмещения, отдельно).