Основные виды памяти и их характеристика

Цель:      Организовать обучающихся на творческий процесс познания самого себя. Задачи: Образовательная: -познакомить с видами памяти - учить управлять своей памятью Воспитательная:   -воспитание у учащихся желание развивать способности тренировать память, внимание  Три, восемь, шесть, пять. Сегодня мы с вами поговорим об очень важном свойстве нашей психике – памяти. Все, что происходит с нами, все, что мы видим, слышим, говорим, может сохраниться долгое время. Внутренний мир человека наполнен о...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Какая бывает память»

Цель: Организовать обучающихся на творческий процесс познания самого себя.

Задачи:

Образовательная:

-познакомить с видами памяти

- учить управлять своей памятью

Воспитательная:

-воспитание у учащихся желание развивать способности тренировать память, внимание

Коррекционная

Ход занятия

Оборудование

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Каждый из вас не только неповторим, но и до конца не познаваем, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий - узнавать что-то новое о самом себе.

2. Ввод в тему.

Воспитатель:

Три, восемь, шесть, пять.

Сегодня мы с вами поговорим об очень важном свойстве нашей психике - памяти. Все, что происходит с нами, все, что мы видим, слышим, говорим, может сохраниться долгое время. Внутренний мир человека наполнен образами людей, которые окружают или окружали его, героями прочитанных книг и просмотренных кинофильмов, произошедших событий или пережитых чувств.

- С каждым годом мы узнаем все больше, мы учимся, получаем знания. И за хранение этой информации отвечает память. С чем бы вы могли ее сравнить?

Без памяти человек не смог бы прожить. Недаром в народе говорят: «Потерял память - потерял себя». Без памяти мы бы не помнили имена наших родственников и знакомых, не могли бы учить уроки, не понимали, где живем, и даже не знали, как нас зовут.

Память бывает двух типов: кратковременная и долговременная. Пять, четыре, восемнадцать. Кратковременная память сохраняется всего несколько минут. Назовите числа, которые я назвала перед этим предложением.

А теперь назовите числа, которые я назвала в самом начале урока.

Ваша память их не сохранила, хотя если бы я попросила вас назвать их сразу после того, как произнесла, вы бы их воспроизвели, как назвали числа сейчас. Это кратковременная память их не сохранила. Если что-либо не повторять целенаправленно, оно забудется.

Но есть и долговременная память. Она практически не имеет ограничений. Мы можем запомнить сколько угодно информации на любой срок. Просто, чем больше нам надо запомнить, тем дольше нам придется учить.











Сундучок, копилка, магнитофонная лента, диск.







Ответы детей.












3. Игры.

У человека несколько видов памяти. Сейчас мы с вами отправимся на небольшую прогулку, не покидая парты. И узнаем, какие виды памяти у нас есть. Закройте глаза.

-Можете открыть глаза. Куда вы попали?

-А как вы это узнали? Память слуха помогла запомнить нам шум листвы, пение птиц. Это слуховая память.

А сейчас немного поиграем в игру «А ну-ка повтори». Я прохлопаю ладонями ритм, вы должны внимательно послушать, запомнить, а потом повторить. А теперь протопаю ритм ногой. Постучу карандашом о парту. Вы замечательно справились с заданием, и в этом вам помогла слуховая память.

Но посмотрите, кто это сидит на веточке? Птица услышала нас и улетела. Опишите ее.

Как вам удалось ее описать, ведь ее сейчас нет? Правильно, вы запомнили благодаря зрительной памяти. Благодаря этому виду памяти мы можем вспомнить лицо нашей матери или отца, свет солнца или луны, вид самолета или автомобиля, школы или своего дома.

Немного поиграем. Один ученик выходит из класса. Воспитатель предлагает ответить ребятам на ряд вопросов:

- Какие волосы?

- Какого цвета на нем рубашка?

- В какой он обуви?

- Какого цвета у него глаза? И т.д.

«Что изменилось»

Один ученик выходит за дверь, в это время в классе происходят изменения (можно поменяться местами, поменять пиджаки, распустить волосы девочке или, наоборот, заколоть, убрать кому-либо все принадлежности в портфель, повесить на доску новый плакат и т.д.)

Но наша прогулка по лесу продолжается. Кто помнит, какие запахи в лесу? Чем они отличаются от запахов города?

Это обонятельная память. Она дарит нам воспоминания о запахе роз, духов, нашатырного спирта, свежескошенной травы, чеснока, горелой резины.

Проверим, как развита ваша обонятельная память.

Вызывается ученик. Ему завязывают глаза и подносят различные фрукты, овощи. Ребенок по запаху должен определить, что ему поднесли: лимон, долька апельсина, чеснок, зелень петрушки, гвоздика, кофе.

В лесу мы сорвали землянику. Вспомните ее вкус. Как вы думаете, какой вид памяти вам в этом помог? Правильно, вкусовая.

Поиграем в игру на определения уровня развития вкусовой памяти. Принцип тот же, что и в предыдущей игре. Ученик с закрытыми глазами должен по вкусу определить, что ему предложили: соленый огурец, банан, сахар, яблоко, клубничное варенье, апельсин, лимон, шоколад.

Закройте глаза и вспомните прикосновение пушистого котенка, колючего ежа, прохладной речной воды в жаркий летний полдень. Откройте глаза. Память, которая помогла вам это представить, называется осязательной. Эта память помогает вспомнить, как мы укалываемся об острую иглу, носим тесные туфли, дотрагиваемся до теплой батареи, лепим холодный снег.

Поиграем в игру «Определи, что у тебя в руках»

Игра похожа на две предыдущие, но теперь ученик с завязанными глазами на ощупь должен определить, что ему дали: тетрадь, ластик, карандаш, линейку, авторучку, яблоко.

Следующий вид памяти, который так же необходимо человеку, как и предыдущие,- двигательная память.

Люди умеют ходить, бегать, плавать, ездить на велосипеде, писать, играть в мяч. Без двигательной памяти им бы пришлось каждый раз заново учиться, как делать то или иное дело. Хорошо развитая двигательная память нужна музыкантам, спортсменам, хирургам и представителям многих других профессий. Вспомните, что мы говорим о людях, у которых точные, ловкие, умелые движения? Мы говорим, что у них золотые руки.

Проверим, помните ли вы движения, которые совершаете. Все вышли из-за парт.



Наша прогулка завершается, мы возвращаемся домой.



Включается запись звуков леса.

Ответы детей.

Табличка с названием вывешивается на доску.





На доску вывешивается рисунок птицы, через несколько секунд он убирается.

Ответы детей.

На доску вывешивается табличка с названием.





















Вкусовая























Бег на месте, ходьба на месте, показать, как пришиваем пуговицу, просим, что бы нас вызвали к доске или спросили, прощаемся, показываем малышу «козу» , едим ложкой, помешиваем суп, бросаем мяч.

4. Подведение итогов.

Наш классный час подходит к концу. Давайте вспомним, какие процессы составляют память

О каких видах памяти мы сегодня говорили? До свидания.

Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

О двигательной, осязательной, обонятельной, зрительной, слуховой, речедвигательной.



© 2010-2022