- Преподавателю
- Другое
- ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Новикова И.А. |
Дата | 26.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ
Авторы: НОВИКОВА И.А. учитель - дефектолог, учитель - логопед МОСКВИНА И.А. педагог - психолог
МАОУ «Белоярская СОШ №2»
Верхнекетский район, Томской области
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) самую большую группу составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). По результатам диагностического обследования детей Белоярской средней общеобразовательной школы №2 на 2013 - 2014 учебный год выявлено 44 обучающихся с ЗПР, что составляет 85% от общего числа детей с ОВЗ. Все дети с ЗПР в большей или меньшей степени испытывают трудности в усвоении школьной программы. В настоящее время широко практикуется интеграция детей с ЗПР в общеобразовательные классы, но при этом далеко не всегда условия обучения соответствуют их индивидуальным особенностям и образовательным потребностям. ФГОС и СФГОС диктуют необходимость создания специальных условий организации инклюзивного обучения для детей с ЗПР. В условиях интеграции, дети с особенностями в развитии могут получить качественное образование и лучше адаптироваться к жизни в обычной школе при условии создания коррекционно - развивающей среды и осуществлении грамотно простроенного психолого - педагогического - медико - социального (ППМС) сопровождения. Инклюзивная образовательная среда создаётся в школе через организацию доступности помещений, обеспечение возможности сопровождения детей с ОВЗ, наличие подготовленных педагогических кадров, узких специалистов, технической и методической оснащённости кабинетов. Немаловажную роль в процессе интеграции детей с ЗПР в общеобразовательные классы играет формирование благоприятной морально - психологической атмосферы, создание здоровьесберегающей, толерантной среды, включённость данных детей во все виды деятельности - общеобразовательную, внеурочную.
В образовательном учреждении разработана коррекционная программа, позволяющая объединить и скоординировать деятельность администрации школы, педагогов - предметников и узких специалистов по коррекции и развитию детей с ОВЗ. Поэтому педагоги, совместно с узкими специалистами, составляют индивидуальные программы обучения и развития школьников в соответствии с требованиями концепции СФГОС.
Разнообразие этиологических и патогенетических факторов обуславливает широкий спектр выраженности ЗПР - от функциональных состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до пограничных состояний между умственной отсталостью и низкой нормой. В целях организации профессионального сопровождения ребёнка в процессе обучения, своевременного оказания ему адресной помощи с учётом индивидуальных особенностей и актуальных проблем и осуществления динамической оценки её результативности, мы опираемся на различные варианты структуры дефекта (ЗПР), чтобы правильно определить образовательный маршрут обучающегося, учитывая его образовательные возможности и потребности. В зависимости от результатов диагностических обследований ШПМПк и рекомендаций ТПМПК, планируется осуществление индивидуально - дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с задержкой в развитии, коррекционно - развивающая работа узких специалистов, через организацию урочной и внеурочной деятельности, индивидуальных, групповых занятий, тренингов. Через методический совет школы ведётся контроль осуществления индивидуально - дифференцированного подхода в обучении детей с ЗПР, интегрированных в общеобразовательные классы. Проводится консультационно - просветительская работа с педагогами школы по созданию и реализации адаптированных образовательных программ для детей с парциальным интеллектуально - мнестическим недоразвитием. Коррекционно - развивающая работа узких специалистов направлена на снятие психо - эмоциональной напряжённости, устранение недостатков в развитии детей и повышение педагогической компетентности их родителей, законных представителей.
В результате грамотно организованного процесса интеграции детей с ЗПР в общеобразовательные классы повышается их мотивация к обучению, улучшаются адаптогенные возможности и, как следствие, повышается результативность усвоения программного материала. В условиях внеурочной деятельности обучающиеся получают возможность социализироваться и развивать свои творческие способности в рамках общеобразовательной программы.
Литература
-
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ, вступившим в силу с 01.09.2013 года.
-
Рекомендательное письмо Министерства образования и науки АФ-150/06 от 18.04.2008 года по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами в субъекте Российской Федерации.
-
Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи (ППМС - центров). Письмо Минобрнауки России от 28.12.2007 № 06-1965.
-
Долгосрочная целевая программа «Право быть равным на 2013 - 2016 годы» от 11.12.2012 г № 510 Администрации Томской области.
-
Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для студентов педвузов. М, 2005.
-
Гаврилушкина О.П., Гударева О.В. Инновационные технологии в образовании. Методы психолого - педагогической поддержки детства. Сборник статей. М, 2009.
-
Коробейников И.А., Инденбаум Е.Л., Бабкина Н.В. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития. Проект. М.: Просвещение, 2013.