Статья Актуальность организации коррекционно-развивающего обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Актуальность, цели и задачи организации коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях.


Степанова В.С.

Касенуалиева А.К.

КГУ «СОШ №54»


Одной из наиболее острых проблем современной педагогики остается проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации.

Понятие «школьная неуспеваемость» в современной дидактике не выделяется как самостоятельное. Определение неуспеваемости дается как антипод успеваемости. Под успеваемостью понимается «степень усвоения знаний, умений, навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, сознательности и прочности».

В работах одних авторов отмечается, что неуспеваемость приходится в значительной мере на 1-й и 2-й классы начальной (1-й) ступени обучения. Другие авторы, как наиболее уязвимые в плане возникновения неуспеваемости, выделяют 6-й и 9-й классы, то есть основную (2-ю) ступень обучения.

Большинство известных ученых сходится во мнении, что главной причиной неуспеваемости на основной ступени обучения являются недостаточно освоенные знания, умственные умения и навыки учебной деятельности на начальных этапах обучения.

Количество детей, которые уже в начальных классах по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется, по данным разных авторов, от 20% до 30%. Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема их обучения стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. В зависимости от подхода к изучению таких детей в разных странах применяются разные понятия для обозначения этих нарушений развития. В конце 60-х годов американские педагоги и психологи стали использовать термин «дети со специфическими трудностями в обучении», чтобы подчеркнуть отсутствие у таких детей каких-либо других значительных физических или психических недостатков, которые также вызывают затруднения в обучении.

В Казахстане такую категорию детей называют «дети с ограниченными возможностями развития» (ОВР). Недостаточное формирование способностей к усвоению знаний у этих учащихся сочетается с ослабленным нервно-психическим или соматическим здоровьем. Трудности в обучении могут быть обусловлены незрелостью эмоционально-личностной сферы, снижением уровня развития познавательной деятельности или сочетанием тех и других неблагоприятных факторов. Значительную роль в неуспеваемости детей играет неблагоприятная ситуация развития, в частности - отсутствие стимуляции развития познавательной деятельности в сензитивные периоды дошкольного детства.

Однако нормативно-правовую базу в документах Министерства образования получили два вида классов для детей с трудностями в обучении в общеобразовательной школе - классы выравнивания и классы компенсирующего обучения. Классы выравнивания создаются для детей с более стойкими отклонениями в развитии, классифицируемыми психологами и дефектологами как «задержка психического развития». Дети в такие классы направляются с 1-го или 2-го года обучения - по решению медико-педагогической комиссии (МПК) или психолого-медико-педагогическими консультациями (ПМПК). Срок обучения в начальном звене школы в этих классах на один год больше, чем в обычных.

Классы компенсирующего обучения создаются для детей с сохранным интеллектом, не имеющих противопоказаний для обучения по общеобразовательным программам («дети риска»). В этих классах дети учатся год в год со своими сверстниками из обычных классов, что позволяет, в случае необходимости, переводить ребенка из класса компенсирующего обучения в обычный, и наоборот.

Ряд педагогических коллективов в разных областях Казахстана осуществляют коррекционно-развивающее обучение, не выделяя детей со специфическими трудностями в обучении в отдельные классы. Коррекционно-развивающая работа с ними проводится учителями, психологами, логопедами и другими специалистами индивидуально или в небольших группах за счет школьного компонента Базисного учебного плана и консультативных часов групп продленного дня, организации разнообразной развивающей деятельности в различных кружках эстетической, прикладной и профессиональной направленности. Одной из форм дифференцированного обучения являются классы педагогической поддержки. Такое название классы для детей риска получают тогда, когда они первично создаются в среднем звене школы.

Практические работники школ испытывают значительные трудности в организации обучения этой категории детей. Это связано с необходимостью использования при их смежных с педагогикой дисциплин: психологии, медицины, социологии, коррекционной педагогики.

Основываясь на положительном опыте работы классов выравнивания и классов компенсирующего обучения, можно утверждать, что при соответствующей организации обучения, создающей оптимальные условия для развития личности, и своевременном выявлении возникающих у ребенка проблем можно получить хорошие результаты. Так, 50-60% детей с ОВР после окончания начальной школы (с дополнительным годом обучения) готовы к обучению в массовых классах и после перевода в 5-е классы обучаются в нормативные сроки, успешно заканчивая 9-й класс. В других случаях дети могут продолжать обучение вплоть до 9-го класса только в условиях специального класса выравнивания, если задержка психического развития имеет более стойкие формы (церебрально-органического происхождения).

Выбор наиболее эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса для детей с трудностями в обучении зависит от многих условий. Важнейшим из них является своевременное выявление таких детей, а также выявления причин, обусловивших эти трудности.

Для четкого определения задач коррекционной работы необходимо проводить диагностику причин, вызывающих у детей трудности в обучении. Коррекционно-развивающее обучение должно осуществляться в единстве с этой диагностикой. Обычно в практике работы школы эти причины практически не учитываются. Внимание учителя, как правило, концентрируется на неуспеваемости, несформированности того или иного навыка или умения. Причины, вызывающие трудности, зачастую непонятны учителю, поэтому и подходы к их коррекции неадекватны.

Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях, специально выделенных для этой цели. Это могут быть занятия способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, закреплению в речи поставленных логопедом звуков, обогащению и систематизации словаря; но могут быть и предметной направленности. Значительное место также занимают логопедические занятия для детей, имеющих речевые нарушения.

Большой помощью в деле подготовки специалистов и для повышения их квалификации является подготовка специалистов в городе Алматы в ТОО « Центр социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков с нарушениями умственного и физического развития» (центр САТР). Где учителя проходят курсы повышения квалификации, программа которых включает в себя изучение клинической и психолого-педагогической характеристик учащихся, изложение теории и методик специального коррекционного обучения, описание системы индивидуально-коррекционной работы по компенсации недостатков развития.

Делая вывод, можно сказать, что бы коррекционно-развивающее обучение было дифференцированно в общеобразовательных учреждениях необходимо провести комплексную работу по следующим направлениям:

  1. Взаимодействие дошкольных и школьных образовательных учреждений общего и специального (коррекционного) типов и параллельных консультивно-диагностических служб на основе комплексного подхода к решению таких задач.

  2. Построение модели общего и индивидуализированного коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей с трудностями в обучении.

  3. Обеспечение непрерывности реабилитационного процесса в среднем звене на основе разработки разноуровневого содержания обучения детей.

  4. Интеграция детей в общество путем усиления трудовой и профессионально-трудовой подготовки в среднем звене.

  5. Повышение квалификации учителей общеобразовательных учреждений и их переподготовка.

Список литературы:

  1. [Справочник руководителя и учителя начальной школы] - Родничок, 1999 год, город Тула.

  2. studopedia.org/8-36133.html

© 2010-2022