- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа дисциплины Основы агрономии
Рабочая программа дисциплины Основы агрономии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лопасова Т.Н. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Калининский агропромышленный лицей»
Утверждаю
Директор ГБПОУ СО «Калининский агропромышленный лицей»
_____________________/Т.Г.Кузина/
ФИО
приказ № ___ от «___»_____ 20__ г
________/_____________________/
ФИО
приказ № ___ от «___»_____ 20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы агрономии»
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для профессии технического профиля
35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства
код и наименование профессии
на базе основного общего образования
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № ____от «__»_______20__ г.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ____от «__»_______20__ г.
2015
УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебной работе _______________/Воробьева Л.Н/ «_______»_____________2015 г. _______________ /_________________/ «_______»_____________2016 г. _______________ /_________________/ «_______»_____________2017 г. _______________ /_________________/ «_______»_____________2018 г. _______________ /_________________/ «_______»_____________2019 г.
| Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства», утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от «02» августа 2013 г №388 с изменениями от «09» апреля 2015 г. № 391
| |
ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии естественно- научного цикла Протокол №10, дата «29» июня 2015 г. Председатель комиссии ____/Лопасова Т.Н./ Протокол №__, дата «___»________2016 г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________2017 г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________2018 г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________2019 г. Председатель комиссии ________/________/ | ОДОБРЕНО методическим советом лицея Протокол №___ от «_____» __________2015 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2016 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2017 г. Председатель _____________/______________/ Потокол №___ от «_____» __________2018 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2019 г. Председатель _____________/______________/ |
-
Составители (авторы): Лопасова Тамара Николаевна, преподаватель спецдисциплин первой квалификационной категории
Рецензенты:
Внешний
Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»
-
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
пояснительная записка ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4-5
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6-13
-
условия реализации учебной дисциплины
14
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.05. Основы агрономии
-
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки по профессии рабочих.
-
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
-
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
-определять виды и сорта сельскохозяйственных культур;
-определять чистоту, всхожесть, класс и посевную годность семян;
-рассчитывать нормы высева семян;
-применять различные способы воспроизводства плодородия почвы;
-соблюдать технологию обработки почвы под озимые и яровые культуры;
-проводить агротехнические приемы защиты почв от эрозии;
знать:
- производственно-хозяйственные характеристики основных сельскохозяйственных культур;
-технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур;
-происхождение, состав и основные свойства почвы, приемы и способы ее обработки;
пути и средства повышения плодородия почв;
-основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними;
-классификацию и принцип построения севооборотов;
-основные виды удобрений и способы их применения;
-основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, методы защиты от них
-
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часов
В том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 42 часа;
лабораторно-практические занятия 20 часов
самостоятельной работы обучающегося - 21 час.
-
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
Количество часов
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
42
в том числе:
лабораторная работа
-
практические занятия
20
контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
21
Из них: индивидуальное проектное задание
-
Внеаудиторная самостоятельная работа по заданной тематике
-
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
-
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Объём часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Тема 1.Производственно- хозяйственная характеристика основных сельскохозяйственных культур
Содержание учебного материала
1.Растение как живой организм. Анатомическое и морфологическое строение растений, их основные органы. Основные группы сельскохозяйственных культур.
1
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Проработка конспекта занятия учебной и специальной литературы.
Тематика домашних заданий.Современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства
Основные приемы оптимизации условий и жизни растения.
1
1
1
Практическая работа № 1: «Изучение строения растений»
1
Тема 2.Состав и свойства почвы.
Содержание учебного материала
1.Почва и ее плодородие. Свойства почвы.
1
2
Практическая работа № 1: «Изучение строения пахотного слоя почвы»
1
Практическая работа № 2: « Определение основных типов почв по монолитам и образцам».
1
Практическая работа № 3:
«Определение физико-механических свойств почвы».1
Самостоятельная работа обучающихся-Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).
-Подготовка к лабораторной работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторной работы.
1
Тематика домашних заданий.
Воспроизводство плодородия почвы.
1
Тема 3.
Система обработки
почв.
Содержание учебного материала
1.Понятие об обработке почвы. Приемы основной и поверхностной обработки почвы.
1
2
Практическая работа № 1: «Составление технологических схем обработки почвы»
1
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).
1
Тематика домашних заданий.
Составление систем обработки почвы под с/х культуры с учетом предшественников и засоренности почвы.
1
Тема 4.Удобрения.
Содержание учебного материала
1.Органические удобрения, их эффективность, дозы, сроки и способы внесения.
1
2
2.Минеральные удобрения и бактериальные препараты, их виды и особенности применения. Система удобрений в севообороте.
1
2
3.Методика определения доз внесения удобрений.
1
2
Практическая работа № 1: «Определение основных видов удобрений»
2
Практическая работа № 2: «Расчет доз удобрений на запланированный урожай»
2
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы.
1
Тематика домашних заданий.
Избыточные дозы минеральных азотных удобрений и получение экологически чистой продукции.
Роль удобрений в повышении плодородия почвы, увеличение количества и улучшение качества урожая с/х культур.
1
Тема 5. Мелиорация почв.
Содержание учебного материала
1.Назначение поливов. Виды и способы полива. Режимы, нормы и сроки поливов. Поливная и оросительная нормы расхода воды. Мелиоративные системы осушения и их эксплуатация. Агротехнические основы осушения.
1
2
2.Известкование и гипсование почв.
1
2
Практическая работа № 1: «Определение норм внесения известковых материалов»
2
Тематика домашних заданий.
Создание зон гарантированного производства продукции земледелия на основе мелиорации земель.
1
Тема 6.Семена. Посев.
Содержание учебного материала
1.Понятие о сорте сельскохозяйственной культуры. Сортовые и посевные качества семян. Подготовка семян к посеву.
1
2
2.Сроки и способы посева. Нормы высева. Глубина заделки семян.
1
2
Практическая работа № 1: « Определение чистоты, всхожести и посевной годности семян»
1
Практическая работа № 2: «Расчет нормы высева семян».
1
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы ( по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).
Тематика домашних заданий.Агротехнические требования к сортам и гибридам сельскохозяйственных культур.
1
Тема 7.Уход за посевами.
Содержание учебного материала
1.Уход за яровыми, озимыми и пропашными культурами.
1
2
Практическая работа № 1: «Составление технологических карт ухода за посевами».
2
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы ( по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).
1
Тематика домашних заданий.
Борьба с полеганием зерновых культур.
1
Тема 8.Сорные растения и борьба с ними.
Содержание учебного материала
1.Вред, причиняемый сельскому хозяйству сорными растениями. Биологические особенности сорных растений. Основные биологические группы сорняков.
1
2
2.Способы борьбы с сорняками.
1
2
Практическая работа № 1: «Определение сорных растений по гербариям и семенам».
2
Практическая работа №2: «Составление карты засоренности посевов»
2
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы
1
Тематика домашних заданий.
Биологические особенности сорных растений, затрудняющие борьбу с ними.
1
Тема 9.Вредители и болезни сельскохозяйственных культур и меры борьбы с ними.
Содержание учебного материала
1.Вредители и болезни полевых культур зоны. Условия распространения вредителей и болезней.
1
2
2. Меры борьбы с вредителями и болезнями полевых культур.
1
2
Практическая работа № 1: «Определение вредителей сельскохозяйственных культур».
1
Практическая работа № 2: «Определение болезней сельскохозяйственных культур»
1
Практическая работа №3: «Составление календарного плана мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур"
2
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы
1
Тематика домашних заданий.
Методы борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, в том числе профилактические меры.
1
Тема 10.Системы земледелия.
Севообороты.
Содержание учебного материала
1.Назначение систем земледелия. История систем земледелия в России. Виды систем земледелия в основных зонах России.
1
2
2.Понятие о предшественнике и закономерностях чередования культур. Классификация севооборотов.
1
2
Практическая работа № 1: «Составление схем севооборотов»
2
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы
1
Тематика домашних заданий.
Характеристика систем земледелия в основных зонах России.
1
Тема 11.Охрана окружающей среды и получение экологически чистой продукции.
Содержание учебного материала
1.Характеристика загрязнений. Мероприятия по борьбе с загрязнением почвы, атмосферы и водной среды. Основные правовые положения, относящиеся к охране окружающей среды.
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение учебного пособия «Основы агрономии», дополнительной литературы, выполнение тестовых заданий.Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Соблюдение рекомендации и правил хранения, транспортировки и применения средств химизации
1
ИТОГО
63
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины осуществляется на базе учебного кабинета «Агрономия».
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
-
Информационное обеспечение обучения
-
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
А.Туликов, Б.Ягодин, Н.Третьяков «Агрономия»: учебник - Издательство: Академия, 2012 -480 с.
Интернет-ресурсы по агрономии:
yadyra.ru/skachat/
megabook.ru/apps.asp?page=applications
Дополнительные источники:
-
Г.Г.Гатаулина, М.Г.Объедков «Практикум по растениеводству»: учебное пособие - М.: Колос, 2000
-
Г.Г.Гатаулина «Технология производства продукции растениеводства». - М: Колос, 1995
-
С.С. Михалев «Технология производства кормов»: учебное пособие- М: Колос, 1998
-
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
знать:
знать:
- производственно-хозяйственные характеристики основных сельскохозяйственных культур;
-технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур;
-происхождение, состав и основные свойства почвы, приемы и способы ее обработки;
пути и средства повышения плодородия почв;
-основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними;
-классификацию и принцип построения севооборотов;
-основные виды удобрений и способы их применения;
-основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, методы защиты от них
Экспертная оценка защиты рефератов, презентаций.
Экспертная оценка на практическом занятии.
Проведение зачета по отдельным темам дисциплины.
уметь:
-определять виды и сорта сельскохозяйственных культур;
-определять чистоту, всхожесть, класс и посевную годность семян;
-рассчитывать нормы высева семян;
-применять различные способы воспроизводства плодородия почвы;
-соблюдать технологию обработки почвы под озимые и яровые культуры;
-проводить агротехнические приемы защиты почв от эрозии;
Экспертная оценка защиты рефератов, презентаций.
Экспертная оценка на практическом занятии.
Проведение зачета по отдельным темам дисциплины.
Разработчик: преподаватель ГБПОУ СО «Калининский агропромышленный лицей» Лопасова Т.Н.
8