• Преподавателю
  • Другое
  • Исследовательская работа Исследование степени загрязнённости снежного покрова п. Солнечный

Исследовательская работа Исследование степени загрязнённости снежного покрова п. Солнечный

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа Исследование степени загрязнённости снежного покрова п. СолнечныйИсследовательская работа Исследование степени загрязнённости снежного покрова п. СолнечныйИсследовательская работа Исследование степени загрязнённости снежного покрова п. СолнечныйИсследовательская работа Исследование степени загрязнённости снежного покрова п. СолнечныйИсследовательская работа Исследование степени загрязнённости снежного покрова п. СолнечныйИсследовательская работа Исследование степени загрязнённости снежного покрова п. СолнечныйИсследовательская работа Исследование степени загрязнённости снежного покрова п. СолнечныйИсследовательская работа Исследование степени загрязнённости снежного покрова п. СолнечныйИсследовательская работа Исследование степени загрязнённости снежного покрова п. СолнечныйИсследовательская работа Исследование степени загрязнённости снежного покрова п. СолнечныйИсследовательская работа Исследование степени загрязнённости снежного покрова п. СолнечныйИсследовательская работа Исследование степени загрязнённости снежного покрова п. СолнечныйИсследовательская работа Исследование степени загрязнённости снежного покрова п. СолнечныйИсследовательская работа Исследование степени загрязнённости снежного покрова п. СолнечныйИсследовательская работа Исследование степени загрязнённости снежного покрова п. Солнечный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Солнечный

Солнечного муниципального района

Хабаровского края


ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ ЗАГРЯЗНЁННОСТИ СНЕГА

в п. СОЛНЕЧНЫЙ




Выполнил:

Котелев Александр Александрович

ученик 5 «А» класса.

Руководитель:

Васильева Ольга Геннадьевна,

учитель географии

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ №2 п. Солнечный

п. Солнечный

2014 год

Содержание

Оглавление

страница

Введение

3 - 4

I. Основная часть

  1. Снег, как индикатор загрязнения атмосферного воздуха

5 - 6

II. Практическая часть

  1. Изучение физических свойств снеговой воды: цвет, прозрачность, запах, осадок.

  2. Визуальные и микроскопические наблюдения

за происходящими явлениями в опытных образцах

7- 10

III. Выводы

Практические рекомендации

11 - 12

IV. Заключение

13

Список литературы

14

Приложение

15



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Всем известно, что сельская местность, по сравнению с городом самое чистое место. Мы видим, что снег имеет тёмный налёт, но не задумываемся о степени его загрязнённости. Снег является эффективным накопителем, позволяющий судить о загрязненности окружающей среды. В моём посёлке одним из основных источников загрязнения окружающей среды является транспорт. Все выхлопные вещества от транспорта попадают в окружающую среду, а после таяния снега в почвенный покров, подземные воды.

Поэтому когда на уроке географии мы изучали тему «Круговорот воды в природе» и загрязнение окружающей среды и сразу представили, как это происходит в нашем посёлке, моё решение было на практике определить состояние снежного покрова.

Перед началом исследовательской работы я определил цели и задачи своего исследования, приготовил оборудование, просмотрел литературу экологической направленности, предоставленную моим руководителем, где были примеры исследования степени загрязнения снежного покрова.

Цель: Определить степень загрязненности снега в п. Солнечный.

Задачи:

  1. Изучить литературу.

  2. Установить сроки проведения исследования.

  3. Провести визуальные и микроскопические наблюдения.

  4. Изучить физические свойства снеговой воды.

  5. Проанализировать степень загрязнения снежного покрова в п.Солнечный.

  6. Сформулировать выводы о степени загрязнённости снежного покрова в п. Солнечный.

  7. Предложить полезные советы приготовления талой воды.

Оборудование: тетрадь для записи наблюдений, 4 банки ёмкостью 100 мл., крышки, стеклянный цилиндр, книжный текст, фотоаппарат, микроскоп.

Методы исследования:

1. Теоретические:

а) анализ источников информации по проблеме.

б) обобщение результатов исследования

2. Эмпирические:

а) эксперимент

б) анализ полученных результатов.

Место проведения: улицы р.п. Солнечный, Солнечного района Хабаровского края: Ленина, Строителей 8, двор МБОУ ООШ№ 2, район лесного массива.

Сроки: Март 2014 года.
















I. Основная часть

1. Снег, как индикатор загрязнения атмосферного воздуха

Снежный покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. В связи с этим он обладает рядом свойств, делающих его удобным индикатором атмосферного воздуха, атмосферных осадков, а также последующего загрязнения почвы. При образовании снежного покрова из-за процессов сухого и влажного выпадения примесей концентрации загрязняющих веществ в снегу оказывается на 2-3 порядка выше, чем в атмосферном воздухе.

В зависимости от источника загрязнения изменяется состав снежного покрова, чем ближе источник загрязнения, тем больше в пробе снега будет содержаться тяжелых металлов, пыли и т. д.

Снежный покров отражает различные временные характеристики загрязнения. Содержание металлов в снежном покрове является результатом загрязнения атмосферного воздуха, суммируя колебания уровней загрязнения, связанные с воздействием технологического процесса, эффективностью пылегазоулавливания, влиянием метеорологических и других факторов.1



Исследовательская работа проводилась в 2013-2014 учебном году, в марте месяце.

Для проведения исследования я определил места для отбора проб снега с разной степенью загрязнённости:

№ 1 - двор школы № 2;

№ 2 - улица Ленина (с оживлённым транспортным движением);

№ 3 - район лесного массива;

№ 4 - улица Строителей 8 (в месте, где был порыв теплотрассы с выходом на снежный покров).

Снег набирал в банки ёмкостью 100 мл, затем поставил банки на хорошо освещаемый подоконник.

Опыт поставил 17 марта 2014 года.

II. Практическая часть

Ход исследования:

1. Изучение физических свойств снеговой воды:

1.1. Цвет. Это один из показателей состояния воды, для определения цвета воды берётся стеклянная банка и лист белой бумаги. В банку наливается исследуемая вода и на белом фоне определяется цвет воды (голубоватый, отсутствие цвета, серый, коричневый и т. д.), в норме вода должна быть бесцветной, наличие цвета показывает, что вода загрязнена какими-либо примесями.

1.2. Прозрачность. Для определения прозрачности проба талой воды наливается в стеклянный цилиндр, диаметром 3 см и высотой 30 см и через этот цилиндр просматривается печатный шрифт на листе бумаги. Регулируя высоту воды в цилиндре, определяется, через какой слой воды хорошо виден шрифт. Исследуемая вода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной. Перед исследованием воду необходимо взболтать. Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц в воде и определяется высотой столба воды в цилиндре в сантиметрах, через которую начинают читаться буквы.

1.3. Запах. Для определения запаха талая вода наливается в банку которая встряхивается, затем открывается и быстро определяется характер запаха. Интенсивность запаха оценивается по пятибалльной системе: 0 - нет запаха; 1 - очень слабый; 2 - слабый; 3 - заметный; 4 - отчётливый; 5 - очень сильный.

1.4. Осадок. Наличие осадка определяется суточным отстаиванием воды, если осадок образуется, то он может быть хлопьевидным, плотным, в виде песка, глинистым, похожим на землю, кристаллическим и т. д.

Данные занес в таблицу. (Приложение № 1).

В течение 20 дней проводил визуальные наблюдения за пробой № 4, так как, через несколько дней я увидел, что вода в банке стала зеленеть.

2. Визуальные и микроскопические наблюдения

за происходящими явлениями в опытных образцах

После проведенного исследования я приступил к сравнению полученных результатов.

Анализ свойств воды показал, что в пробах:

№ 1- прозрачность слабая, цвет светло-коричневый, со слабым запахом бензина, осадок в виде осадок в виде рыжих примесей;

№ 2 - прозрачность сильно мутная, цвет тёмно-коричневый, запах отчётливый, осадок в виде крупных песчинок и чёрных хлопьев;

№ 3 - вода прозрачная, цвет светлый, запах отсутствует;

№ 4 - вода не прозрачная, цвет зелёный, запах растительной прелости, осадок в виде зелёной массы;

Как мы видим, степень загрязнения в разных окрестностях отличается.

Через 11 дней после постановки опыта я наблюдал следующее:

  • в пробе № 4 начал появляться зелёный осадок на дне, с каждым днём он увеличивался.

Через 20 дней исследования я взял со дна банки часть зелёной массы и увидел в микроскоп, что это одноклеточные водоросли.

Цветение воды в пробе № 4 - не что иное, как интенсивное размножение простейших водорослей. Они присутствуют и в обычной воде, только в меньшем количестве. А вот если условия для размножения благоприятные: большое количество солнечного света, питательных веществ и достаточно высокая температура, безобидные малыши начинают размножаться, заполняя все свободное пространство.2


ВЫВОДЫ:

1. Снег является индикатором чистоты атмосферного воздуха и накопителем различных загрязняющих веществ. Снег - удобный объект для исследования.

2. Степень загрязнения снежного покрова зависит от места взятия пробы. У автомобильной дороги она оказалась значительно выше, чем в школьном дворе.

3. В лесной зоне загрязнение окружающей среды на самом низком уровне. Поток автотранспорта отсутствует.

4. По результатам исследования было подтверждено, что наибольшую часть загрязнения снега даёт автотранспорт. Самой неблагополучной оказалась проба № 2 взятая у дороги.

5. Чем больше загрязнение снега, тем хуже физические свойства снеговой воды, и тем больше грязи в ней содержится.

Практические рекомендации.

Очистка талой воды и её использование

Использование снега в качестве источника питьевой воды не следует, поскольку он содержит много примесей и грязей, которые можно увидеть не вооружённым взглядом, если растопить даже самый чистый, только что выпавший снег. Чистый снег только в горах, ведь там природная фильтрация кремнием, глиной и известняком. Поэтому лучше готовить талую воду в домашних условиях.

Эмалированную кастрюлю с отстоянной и отфильтрованной водой нужно поставить в морозильную камеру холодильника на 1 -1,5 часа. Вынув ее, вы увидите, что поверхность воды и стенки кастрюли уже прихвачены первым ледком. Время образований корочки (толщина 0,5-1 см) зависит от мощности холодильника и определяется опытным путем. Воду слить в другую кастрюлю. Лёд, оставшийся в пустой кастрюле, как раз и содержит молекулы тяжёлой воды и считается «плохим».

Его выбрасываем, а кастрюлю снова ставим в морозильник.
Когда вода замерзнет на две трети, незамёрзшую воду сливаем - она грязная, так как содержит вредные примеси тяжелых металлов и микробных тел.
Второй, «хороший» лёд, тот, что остался, и есть талая, целебная вода, которая так необходима нашему организму. Она на 90% очищена от примесей и тяжёлой воды. Нужно растопить лёд при комнатной температуре и выпить эту воду в течение суток.3







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данные исследования я проводил с большим интересом, большую помощь мне оказала моя одноклассница Фиц Маргарита, которая фиксировала данные эксперимента. Этот опыт расширил мои теоретические и практические знания, дал представление о процессах, происходящих в окружающей среде.

Кроме того, я научился:

  • осуществлять поиск информации, представленной в различных источниках;

  • систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • формулировать на основе приобретённых знаний собственное суждение и аргументы по определенным проблемам.

Данная методика исследования снега и талой воды может быть использована и в последующие годы, что позволит провести мониторинг загрязнения снега в одних и тех же местах (в местах взятия проб), а следовательно, и мониторинг загрязнения атмосферного воздуха нашего посёлка. Таким образом, можно определить, растёт или убывает степень загрязнения снега и атмосферного воздуха зимой.

В ходе моего исследования возникало много вопросов, на которые я пока не могу ответить, потому что я только начинаю изучать курс биологии, географии. Но эти вопросы являются стимулом для более глубокого изучения курса естественных наук.








Список литературных источников:


  1. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник "Экология". Учебник, Москва: Просвещение 2001.

  2. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник "Экология". Школьный практикум, Москва: Просвещение 2001.

Интернет - источники:

  1. sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/3476-2012-08-02-15-23-55

  2. zid.com.ua/rus_creativework/talaya-voda-v-domashnyh-uslovyyah--unykalnyj-ystochnyk-zdorovya

  3. ru-ecology.info









Приложение 1

Контрольный участок

Прозрачность

Цветность

Запах

Осадок

Проба №1 -

двор школы № 2

Слабо мутная

Светло- коричневая

Слабый запах примесей

В виде рыжих примесей

Проба №2 - улица Ленина (с оживлённым транспортным движением)

Сильно мутная

Тёмно-коричневый

Чёткий запах бензина, химических примесей

В виде крупных песчинок и чёрных хлопьев

Проба №3 - район лесного массива

Прозрачная

Светлая

Нет запаха

Слабый в виде мельчайших песчинок

Проба №4 - улица Строителей 8 (во время порыва теплотрассы)

Слабо мутная

Зелёная

Растительной прелости

В виде зелёной массы

1 sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/3476-2012-08-02-15-23-55

2 ru-ecology.info

3zid.com.ua/rus_creativework/talaya-voda-v-domashnyh-uslovyyah--unykalnyj-ystochnyk-zdorovya

© 2010-2022