• Преподавателю
  • Другое
  • Развитие умения учиться у младших школьников через использование приёмов технологии проблемного обучения

Развитие умения учиться у младших школьников через использование приёмов технологии проблемного обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие умения учиться у младших школьников

через использование приёмов технологии проблемного обучения

( слайд № 1) «Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека».

Адольф Дистерверг

Какого человека сегодня ждет общество и государство после окончания образовательного учреждения? Человека, который является личностью, обладающей набором качеств, необходимых для проявления собственной личной позиции.

Ученик, оканчивающий начальную школу, должен иметь в своем развитии следующие новообразования:

( слайд № 2)

- произвольность мыслительной деятельности (ум ребенка не должен быть ограничен рамками предписанных действий, он должен быть гибким, самостоятельным и творческим);

- рефлексия - это возможность оценки самим учеником своих умений и достижений,

- внутренний план действий - это способность младшего школьника к организации своей деятельности, способность к проявлению самостоятельного мышления, связанного с умением переходить от решения учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной деятельности.

Проанализировав свою деятельность относительно современных требований к образованию, поняла, что я должна не просто учить ребенка, а учить его учиться. Умение учиться формируется у ученика на протяжении всех лет обучения, но основы закладываются в начальной школе.

В основе моей педагогической деятельности лежит твердое убеждение в том, что каждый ребенок - личность, неотъемлемой потребностью которой является стремление к совершенствованию. Поэтому нужно найти правильный подход к детям, особые приемы, которые удивляют учеников, будят их любознательность, поддерживают интерес к учению, делать процесс учения более самостоятельным, активным, целенаправленным, деятельностным.

Совершенно согласна с утверждением английского писателя А.Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

Для реализации этих цели использую технологию проблемного обучения. Это инновация в моей работе. Обучение строю на активной познавательной деятельности учащихся. Знания не даю в готовом виде, дети последовательно добывают их сами при решении познавательных задач.

( слайд № 3) Эта технология требует реализации педагогической модели - «обучение через открытие». Ведущий метод - проблемное обучение. Организационная форма - совместный поиск решения проблемных ситуаций. Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать - узнал».

Моделируя урок в технологии проблемного обучения, использую разные приемы с целью формирования у учащихся умения учиться.

В практике моей работы применяю прием «Что я знаю! Чего не знаю!». Ознакомление с новым материалом начинаем с постановки вопросов самих учащихся: «что я знаю об этом» и «чего не знаю». После того, как учащиеся с моей помощью определили тему и цели урока, одни ставят к этой теме вопросы, на которые они знают ответ, другие отвечают на них. Далее идут вопросы, на которые дети не знают ответа, а хотели бы узнать. Эти вопросы звучат без ответа. Ответы на них учащиеся находят, разрешив проблемные ситуации, которые я им создаю. Вопросы к тому, «что я знаю» и вопросы к тому, «чего я не знаю» исходят от учащихся и предлагаются мной в случае, если не заданы учениками. Вопросы рассчитаны не на один урок, а на серию уроков по данной теме.

Прием использую не только как вхождение в тему урока, но и как повторение, закрепление и обобщение по изученной теме, что обеспечивает оптимальное усвоение учебного материала. Практика показала, что использование этого приема в учебном процессе дает возможность надолго сохранять в памяти ребенка усвоенный материал.

Первоначальное ознакомление учащихся с приемом «Что я знаю! Чего не знаю!» осуществляла ещё в первом классе во время изучения темы «Речь» предмета «Литературное чтение» (добукварный период, учебник « Азбука» автор Агаркова ).

На первом уроке учащиеся узнают о речи (устной и письменной). А уже на следующем уроке применяю данный прием. Здесь я даю учащимся образец постановки вопросов. Поясняю, что каждый новый вопрос начинается словами: «А я знаю, …».

Урок № 2.

( слайд № 4) Тема урока. Предложение.

Вопросы к тому, «что я знаю».

1.Что такое речь?

2.Какая бывает речь?

3.Какая речь называется устной?

4.Какая речь называется письменной?

Вопросы к тому, «чего я не знаю».

1.Из чего состоит речь?

2.Что такое предложение?

Далее на протяжении нескольких уроков дети приобретают новые знания, идет формирование новых умений и навыков. На каждом уроке звучат эти вопросы и добавляются новые. Учащиеся уже самостоятельно конструируют их. Конечно, первые вопросы могут быть не очень уверенные, не совсем удачные. Но огорчений у детей не должно быть. В случае необходимости оказываю им помощь. Задача учителя - формировать у учащихся умение задавать вопросы и отвечать на них. И вот девятый урок по теме «Речь».

( слайд № 5) Тема урока. Гласные и согласные звуки.

Вопросы к тому, «что я знаю».

1.Что такое речь?

2.Какая бывает речь?

3.Какая речь называется устной?

4.Какая речь называется письменной?

5.Из чего состоит речь?

6.Что такое предложение?

7.Из чего состоит предложение?

8.Что такое слово?

9.Из чего состоит слово?

10.Какие бывают слоги?

Вопросы к тому, «чего я не знаю».

1.Из чего состоит слог?

2.Что такое звук?

3.Какие бывают звуки?

4.Какие звуки называются гласными?

5.Какие звуки называются согласными?

Как видим, список вопросов значительно увеличился. Постепенно дополняя его, учащиеся получают целостное представление темы. Но на этом список не заканчивается. Есть возможность дополнения его как в этом классе, так и в следующих при изучении тем: «Слово - единица речи», «Предложение и текст - единицы речи» и др. по предмету «Русский язык». Таким образом, данный прием использую на уроках и в последующих классах, и на уроках по другим предметам.

( слайд № 6) Реализация приема способствует тому, что:

1. Вопросы помогают включить изучаемую проблему в систему знаний ребенка.

2. У учащихся развивается способность отделять известное от неизвестного, главное от второстепенного, необходимое от общего.

3. Незнание или знание неполное, неточное побуждает к осознанному стремлению познать неизвестное.

Также у учащихся развиваются познавательные процессы: внимание, память, мышление, речь. Этот прием я еще отношу к приемам активного слушания. Надо уметь слушать и слышать, чтобы задать вопрос и самому знать на него ответ, да так, чтобы не было повторов.

При моделировании урока чаще всего я включаю несколько приемов.

( слайд № 7) Вот фрагмент урока. 2класс. Математика.

Тема урока. Виды углов.

На этапе актуализации знаний применяю уже знакомый прием «Что я знаю! Чего не знаю». (Показываю на доске изображение угла и спрашиваю: «А что я уже об этом знаю?»)

( слайд № 8) Вопросы к тому,

«что я знаю»

1.Что такое угол?

2.Как можно назвать лучи , которые образуют угол?

3.Сколько сторон имеет угол?

4.Как называется точка из которой выходят стороны угла?

5.Сколько вершин имеет угол?

Ответы на вопросы к тому,

«что я знаю»


  1. Угол-это плоская геометрическая фигура, ограниченная двумя лучами, выходящими из одной точки.

  2. Стороны угла.

  3. Две.

  4. Вершина угла.

  5. Одну.

Вопросы к тому, «чего я не знаю».

1.Какие бывают виды углов?

(Учащиеся не знают об этом, но хотели бы узнать.)

Предлагаю сложить из 3-х счетных палочек или карандашей три разных угла. (Все активно включаются в работу.) Но не получается! Сложить нельзя! Дано «Задание, не выполнимое вообще». Это еще один прием, который способствует формированию у учащихся умения учиться.

( слайд № 9) Следующий шаг - работа в группе. Предлагаю распределить углы, вырезанные из картона, в 3 группы, в зависимости от того, какие у них углы.

На этапе первичного освоения материала, осознания и осмысления учебной информации создаю условия для того, чтобы дети сами открыли новые знания («Не делай за детей!» - условие успешности обучения). На первый план выдвигается собственная познавательная активность ребенка.

На данном этапе даю задание, невыполнимое вообще ( сложить из 3-х счетных палочек или карандашей разные углы ). Создала проблемную ситуацию. Дети пришли к выводу, что сделать это невозможно. Далее включила детей в поисковую и исследовательскую деятельность (распредели углы в три группы в зависимости от того, какие у них углы). Организовала работу в группах, так как уровень развития детей разный, а здесь имеются возможности сказать каждому, помочь друг другу, дать совет.

Через классификацию, поиск закономерностей развиваю у детей способность самостоятельно находить решения в новых неожиданных ситуациях (в данном случае учащиеся, разложив углы на три группы, сами определили, какие из них называются острыми, какие тупыми, а какие прямыми).

( слайд № 10) В заключении своего выступления хотелось бы сказать, что через:

- различные приемы педагогической техники,

- проблематизацию учебного материала (удивления и любопытства),

- активизацию деятельности учащихся (знания должны усваиваться с аппетитом),

- связь обучения с жизнью (для чего учиться?),

- субъектность обучения (ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях), формирую у младших школьников умение учиться. Следовательно, формирую личность, готовую к успешному обучению в среднем звене.

( слайд № 11)

Список литературы:

1. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.-4-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2002. - 88с.

2. Лайло В. В. Повышение грамотности и развитие мышления: Пособие для учителя. - 3-е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2001. - 96 с.: ил. - (Библиотека учителя начальной школы).

3.Агаркова Н.Г. Азбука. Учебник. 1 класс 2009 М.: Академкнига/Учебник


© 2010-2022