Рабочая программа кружка Умелые ручки

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красногвардейская школа №1»

Красногвардейского района Республики Крым

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Директор __________ /А.А. Мехоношина/

__________ /Л.Д. Меметова/ Приказ № 280 от 31.08.2015 г.

от 25. 08. 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Умелые ручки» для 6,7 классов

(внеурочная деятельность)


Составитель: педагог-библиотекарь

Дергачёва Н.А.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей искусства и технологии

Протокол № 1 от 20.08.2015 г.

_______________ Л.В. Шайдюк

2015 г.

Содержание рабочей программы

  1. Пояснительная записка……………………………………………………...…………………………………..3

  2. Общая характеристика курса …………………………………………………………………………….….… .6

  3. Описание места курса ……………………………………………………………………………………….… . 6

  4. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности ………….…. 7

  5. Содержание программы………………………………………………………………………………………….8

  6. Тематический план ………………………………….. ………………………………………………….….…..10

  7. Календарно-тематическое планирование ………………………………………………………...…….….…11

  8. Оценка результатов образовательной деятельности …....................................................................................16

  9. Описание материально-технического обеспечения реализации программы …………………………….…16

  10. Приложение …………………………………………………………………………………………………….. 17



Пояснительная записка

Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как
умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.
Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать
свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью - это самые распространенные виды декоративно - прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно - прикладным творчеством учащимся школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей,
связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального
продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки,
проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные
психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического
вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника,
т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Цель программы- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
 закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства,
природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
 обучение умению планирования своей работы;
 обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
 обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
 развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
 развитие образного мышления и воображения;
 создание условий к саморазвитию учащихся;
 развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
 воспитание уважения к труду и людям труда;
 формирование чувства коллективизма;
 воспитание аккуратности;
 экологическое воспитание обучающихся;
 развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
 доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
 наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов). "Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу
механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются" (К.Д. Ушинский);
 демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих
потребностей);
 научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
 «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении
сложных творческих работ).

Общая характеристика курса


Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми
содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение
работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Описание места курса в учебном плане

Программа кружка «Умелые руки» рассчитана на детей с 11 до 13 лет. Группа работает 2 раза в неделю по 1 часу, всего 68 занятий за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы .Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности


К концу обучения обучающиеся должны

Знать

Уметь

Что такое декупаж.

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами

Историю возникновения декупажа, вышивки.

Выполнять разметку листа бумаги, ткани.

Способы соединения деталей и соединительные материалы

Пользоваться схемой.

Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.

Пользоваться чертежными инструментами, ножницами.

Овладеют навыками культуры труда.

Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить изделия.

Названия и назначение инструментов

С помощью учителя анализировать выполненную работу , планировать практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.

названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

Самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы.

правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике.

Содержание программы.


Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 год.

1 . Плетение из газетных трубочек ( 16 ч.) Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек. Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы - из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.

2. Декупаж( 12 ч.)
Декупаж (Decoupage или découpage) это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие краской и прочие. Обычно какой-либо предмет как например небольшие коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и/или специально произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаком (часто несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и результат не будет выглядеть как роспись или инкрустация. При традиционном методе может использоваться до 30- 40 слоев лака, которые затем шлифуются до полной гладкости. Может быть, история развития декупажа не такая древняя, как история развития некоторых других видов прикладного творчества, но не менее интересная. В разных источниках родиной декупажа называют то Китай, то Восточную Сибирь. Трудно определить, кто у кого перенял эту технику: то ли китайские крестьяне у кочевников научились способу украшать кусками вырезанной бумаги различные предметы, то ли кочевники стали украшать стены погребений своих предков различными аппликациями из бумаги, научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка - уже в 12-ом веке в Китае создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы украсить окна, фонари и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либо надпись, призывающую в дом благополучие здоровье и т.д. или декорировали шнурами и тесьмой.

3. Работа с природным материалом (12 ч.)
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой,
трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность,
трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

4. Вышивка ( 18 ч.) Вышивка является одним из самых популярных видов рукоделия. Когда зародилась вышивка, точно сказать нельзя, но находки археологов говорят о том, что в Древней Руси (IX-X вв.) вышивка была не только известна, но и распространена как среди крестьян, так и среди знатных людей (они украшали свою одежду золотым шитьем). С приходом христианства на Руси стали украшать вышитыми изделиями окна, зеркала и иконы.

5. Работа с тканью (10 ч.) Ознакомление учащихся со свойствами тканей, с их особенностями. Изготовление из ткани прихватки. Выбор украшения изделия.

Тематический план

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Плетение из газетных трубочек

16

4

12

2.

Декупаж

12

2

10

3.

Работа с природным материалом

12

2

10

4.

Вышивка

18

6

12

5.

Работа с тканью

10

2

8

ИТОГО:

68

16

52

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Сроки выполнения

Название раздела

(кол-во часов),

темы урока

Практическая

часть

Формирование УУД

Примечание

план

факт


Плетение из газетных трубочек.

1.

03.09


-Вводное занятие. «Чем мы будем заниматься на
кружке?»

Учить правильно плести газетные трубочки. Делать различные изделия из них.

Познавательные

-высказываться в устной форме;

Личностные

-устный познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

Коммуникативные

-формировать своё мнение;

Регулятивные

-вносить коррективы в свои действия.

2.

07.09


-Вводное занятие. «Чем мы будем заниматься на
кружке?»

3.

10.09


- Ботинок-Карандашница.

4.

14.09


- Ботинок-Карандашница

5.

17.09


- Ботинок-Карандашница.

6.

21.09

- Ботинок-Карандашница.

7.

25.09

- Ботинок-Карандашница.

8.

28.09


- Ботинок-Карандашница.

9.

01.10

- Шкатулка.

10.

05.10

- Шкатулка.

11.

08.10

- Шкатулка.

12.

12.10

- Шкатулка.

13.

15.10

-Хлебница.

14.

19.10

-Хлебница.

15.

22.10

-Хлебница.

16.

02.11

-Хлебница.


Декупаж.

17.

05.11


Организационное занятие.
-Знакомство с техникой
«декупаж».

Познакомить с новой техникой «декупаж». С помощью декупажа украсить изготовленные шкатулку и хлебницу.

Познавательные

осуществлять поиск нужной информации;

Личностные

- интерес к новым видам творчества;

Коммуникативные

-допускать существование различных точек зрения;

Регулятивные

-принимать учебно-творческую задачу.

18.

09.11


-Знакомство с техникой
«декупаж».

19.

12.11


- Мастер класс по
декупажу.

20.

16.11


- Мастер класс по
декупажу.

21.

19.11


- Украшаем шкатулку.

22.

23.11


-Украшаем шкатулку.

23.

26.11


-Украшаем шкатулку.

24.

30.11

-Украшаем шкатулку.

25.

03.12

-Украшаем хлебницу.

26.

07.12

-Украшаем хлебницу.

27.

10.12

-Украшаем хлебницу.

28.

14.12

-Украшаем хлебницу.



Работа с природным материалом.

Учить работать с

природным

материалом.

Создавать различные

композиции.

29.

17.12

- Композиция «Ёжик».

Познавательные

-формулирование познавательной цели;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные

-мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний, вопросов;

-контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- планирование;

-прогнозирование.

30.

21.12

- Композиция «Ёжик».

31.

24.12

- Композиция «Ёжик».

32.

11.01

- Композиция «Ёжик».

33.

14.01

Композиция «Кошка».

34.

18.01

Композиция «Кошка».

35.

21.01

Композиция «Кошка».

36.

25.01

Композиция «Кошка».

37.

28.01

- Композиция «Мишка».

38.

01.02

- Композиция «Мишка».

39.

04.02

-Композиция «Мишка».

40.

08.02

-Композиция «Мишка».



Вышивка.

41.

11.02


Мастер-класс вышивка лентами.

Учить выполнять вышивку лентами. Красиво оформлять выполненную работу.


Познавательные

анализировать, выделять главное;

-проводить сравнение.


Личностные

-адекватное понимание причин успешности, неуспешности в своей деятельности.


Коммуникативные

-контролировать действия ;

-задавать вопросы по существу.


Регулятивные

-выполнять учебные действия.

42.

15.02


Мастер-класс вышивка лентами.

43.

18.02


- Вышивка лентами «Роза».

44.

25.02


- Вышивка лентами «Роза».

45.

27.02


- Вышивка лентами «Роза».

46.

29.02

- Листья для розы.

47.

03.03

- Листья для розы.

48.

05.03


-Вышивка розы одним швом.

49.

10.03


-Вышивка розы одним швом.

50

14.03


-Вышивка розы одним швом.

51

17.03


-Нежный цветок Фуксия».

52.

21.03


-Нежный цветок Фуксия».

53.

24.03


- Нежный цветок Фуксия».

54.

04.04

- Листья для фуксии.

55.

07.04

- Листья для фуксии.

56.

11.04

- Листья для фуксии.

57.

14.04

- Оформление поделок

58.

18.04

- Оформление поделок


Работа с тканью.

59.

21.04

- Подготовка основы для прихватки.

Учить выполнению подготовки основы для прихватки, вышивки узоров. Окончательная отделка прихватки.

60.

25.04

- Подготовка основы для прихватки.

61.

28.04

- Подготовка основы для прихватки.

62.

05.05

- Вышивка прихватки.

63.

12.05

- Вышивка прихватки.

64.

16.05

- Вышивка прихватки.

65.

19.05

-Вышивка прихватки.

66.

23.05

- Сборка прихватки и обвязывание крючком.

67.

26.05

- Сборка прихватки и обвязывание крючком.

68.

30.05

Итоговое занятие. Выставка работ кружка.


Оценка результатов образовательной деятельности

Работа кружка «Умелые ручки» ведется с учетом учебно-воспитательного режима МБОУ «Красногвардейская школа № 1». Группа комплектуется с учетом возраста детей.

К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится следующее:

- помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;

- материалы и инструменты, приобретенные самими учениками или имеющиеся у педагога (спицы , штопальные иглы, сантиметровая лента, ткань, ленты);

- учебно-наглядные пособия: образцы готовых изделий, журналы и книги по рукоделию.

С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.

Для того, чтобы работа в кружке была эффективной, необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, исправно выполнять все задания педагога.

Описание материально-технического обеспечения реализации программы

1. Гульянц Э.К.. Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.:Просвещение,1991.- 175 с.:ил.

2. Джексон Дж. Поделки из бумаги: Кн. Для учащихся/Пер. с англ. С.В. Григорьевой. - М.:Просвещение, 1979. - 64 с.,ил.

3. Литвинец Э.Н. И дивный видится узор. - М.: Мол. Гвардия.1988. - 92(4)с., ил.- (Мир твоих увлечений).

4. Молотобарова О.С. Кружок изготовленияч игрушек-сувениров:Пособие для руководителей кружков общеобразоват. Шк. И внешк. Учреждений. - 2 - е изд., дораб.-М.:Просвещение, 1990.-176 с.:ил.

Техника безопасности при работе с ножницами, иголками, булавками:


  1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.

  2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

  3. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

  4. Не класть ножницы на стол с открытыми лезвиями.

  5. Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.

  6. При шитье не пользоваться ржавой иглой. Так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.

  7. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

  8. Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

  9. Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышечкой.

  10. Сломанную иглу следует отдать руководителю.


© 2010-2022