- Преподавателю
- Другое
- Программа профессионального модуля ПМ. 03 Приготовление супов и соусов
Программа профессионального модуля ПМ. 03 Приготовление супов и соусов
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Скорнякова Л.М. |
Дата | 06.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский сельскохозяйственный техникум»
Утверждаю:
Первый заместитель директора
ГПОУ «ПСХТ»
_____________ Минакова Н.И.
«____ »_________________2015 г.
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 03. Приготовление супов и соусов
по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер»
Приаргунск, 2015
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 19.01.17 Повар, кондитер.
Организация-разработчик: ГПОУ «ПСХТ»
Разработчики:
Перминова Е.В. заместитель директора НМР ГПОУ «ПСХТ»
Скорнякова Л.М., преподаватель спецдисциплин по профессии «Повар, кондитер»
Рассмотрено на заседании ПЦК торгово-кулинарного цикла
«____» ____________________2015г
Председатель ПЦК ___________________
Работодатель:
___________________________________________________________________________
(Фамилия И.О., должность, подпись)
___________________________________________________________________________
(Фамилия И.О., должность, подпись)
___________________________________________________________________________
(Фамилия И.О., должность, подпись)
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Приготовление супов и соусов.
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 19.01.17 Повар, кондитер в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Приготовление супов и соусов и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары.
ПК 3.2. Готовить простые супы.
ПК 3.3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.
ПК 3.4. Готовить простые холодные и горячие соусы.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании 16675 Повара и профессиональной подготовки работников в области общественного питания при наличии среднего общего образования и среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
приготовления основных супов и соусов
уметь:
проверять органолептическим способом качество и соответствие основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним технологическим требованиям к основным супам и соусам;
выбирать производственный инвентарь и оборудование для приготовления супов и соусов;
использовать различные технологии приготовления и оформления основных супов и соусов;
оценивать качество готовых блюд;
охлаждать, замораживать, размораживать и разогревать отдельные компоненты для соусов;
знать:
классификацию, пищевую ценность, требования к качеству основных супов и соусов;
правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении супов и соусов;
правила безопасного использования и последовательность выполнения технологических операций при приготовлении основных супов и соусов;
температурный режим и правила приготовления супов и соусов;
правила проведения бракеража;
способы сервировки и варианты оформления, температуру подачи;
правила хранения и требования к качеству готовых блюд;
виды необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря, правила их безопасного использования.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего - 182 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 80 часов;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 53 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 27 часов;
учебной практики - 72 часов.
Производственная практика - 30 часов
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Приготовление супов и соусов в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 3.1.
Готовить бульоны и отвары.
ПК 3.2.
Готовить простые супы.
ПК 3.3.
Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.
ПК 3.4.
Готовить простые холодные и горячие соусы.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.
Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
ОК 8.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Приготовление супов и соусов
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
Учебная,
часов
Производственная,
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов
в т.ч. Лабораторные занятия и практические занятия,
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК 3.1.
Раздел ПМ 1. Приготовление бульонов и отваров.
20
4
-
4
6
6
ПК 3.2.
Раздел ПМ 2. Приготовление простых супов.
74
26
6
6
36
6
ПК 3.3.
Раздел ПМ 3. Приготовление отдельных компонентов для соусов и соусные полуфабрикаты.
19
4
-
6
-
9
ПК 3.4.
Раздел ПМ 4. Приготовление простых холодных и горячих соусов.
69
19
4
11
30
9
Всего:
182
53
10
27
72
30
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ 03)
приготовление супов и соусов
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, Лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Количество часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ 1. Приготовление бульонов и отваров.
20
МДК 03.01. Технология приготовления супов и соусов
4
Тема 1.1. Классификация, пищевая ценность, требования к качеству основных бульонов и отваров.
Содержание
1.Классификация, пищевая ценность супов.
2
2
2. Приготовление бульонов: костного, мясокостного (2 способа), рыбного, из домашней птицы, грибного.
Тема 1.2. Правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении бульонов и отваров.
Содержание
1. Предварительная подготовка для приготовления супов.
2. Правила варки супов.
2
2
Самостоятельная работа. Выполнение сообщения, конспекта
-
Подготовить доклад на одну из выбранных тем:
-
«Значение супов в питании человека» Что подать «на первое»,бульон глазами химика, бульон или отвар История происхождения бульонов.
-
Заполнить таблицу: разновидности бульонов, сырье, продолжительность варки
4
Учебная практика Виды работ
Приготовление бульонов, отвара из овощей и грибов для супов и соусов
6
Производственная практика Виды работ
Приготовление бульонов, отвара из овощей и грибов для супов и соусов
6
Раздел ПМ 2. Приготовление простых супов.
74
МДК 03.01. Технология приготовления супов и соусов
26
Тема 2.1. Классификация, пищевая ценность, требования к качеству простых супов
Содержание
1.Приготовление заправочных супов: щей. Требования к качеству, оформление и подача.
2
2
2. Приготовление заправочных супов: борщей. Требования к качеству, оформление и подача.
2
2
3.Технология приготовления рассольников. Требования к качеству, оформление и подача.
2
2
4. Технология приготовления солянок. Требования к качеству, оформление и подача.
2
2
Лабораторное занятие
2
Определение нормы расхода сырья при приготовлении заправочных супов, определение требований к качеству заправочных супов, способы оформления и подачи.
Тема 2.2. Правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении простых супов.
Последовательность выполнения технологических операций при приготовлении простых супов.
Содержание
1.Приготовление картофельных супов:, суп картофельный с бобовыми, суп картофельный с крупой. Подача.
2
2
2.Приготовление суп картофельный с макаронными изделиями, супа - лапши домашней. Подача.
2
2
3.Приготовление супов - пюре: из разных овощей, из птицы. Подача
2
2
4.Приготовление прозрачных супов: приготовление оттяжки для прозрачного бульона. Подача.
2
2
5. Приготовление молочных супов: суп с крупой, с макаронными изделиями. Подача.
2
2
6.Приготовление холодных и сладких супов: окрошки мясной, свекольника холодного. Подача.
2
2
Лабораторное занятие
4
1.
Определение нормы расхода сырья при приготовлении супов
Самостоятельная работа
Заполнить таблицу классификации супов.
Подготовить презентацию на одну из тем:
Приготовление борщей, приготовление щей, приготовление солянок, приготовление рассольников, приготовление молочных супов, приготовление и подача картофельных супов и супов с макаронными изделиями, приготовление сладких супов, приготовление бульонов и отваров.
Составление технологической схемы:
приготовление заправочных супов: щей по -уральски, рассольника ленинградского, борща московского
6
Учебная практика Виды работ
Приготовление щей, рассольников
Приготовление борщей и супов с макаронными изделиями
Приготовление солянок, холодных супов
Приготовление крупяных супов, молочных супов и сладких супов
Приготовление супов - пюре, супов из консервантов и концентратов
Приготовление прозрачных супов и гарниров к ним.
36
Производственная практика Виды работ
Приготовление основных супов
6
Раздел ПМ 3. Приготовление отдельных компонентов для соусов и соусные полуфабрикаты.
19
МДК 03.01. Технология приготовления супов и соусов
4
Тема 3.1. Классификация, пищевая ценность, требования к качеству основных соусов.
Содержание
1. Классификация, пищевая ценность основных соусов.
2. Выбор основных продуктов и ингредиентов при приготовлении соусов.
2
2
Тема 3.2. Правила выбора основных продуктов и основных ингредиентов к ним при приготовлении соусов.
Содержание
1.Приготовление коричневого, белого бульона, красной и белой пассировки.
2
2
Самостоятельная работа
Заполнить таблицу: Классификация, пищевая ценность, требования к качеству основных соусов.
Составить схему «Классификация соусов»
6
Производственная практика
Приготовление бульонов и пассировки для соусов
9
Раздел ПМ 4. Приготовление простых холодных и горячих соусов.
69
МДК 03.01. Технология приготовления супов и соусов
19
Тема 4.1. Последовательность выполнения технологических
операций при приготовлении простых холодных и горячих соусов. Температурный режим и правила приготовления соусов.
Содержание
1.Приготовление соуса красного основного,
2
2
2.Производные соусы от красного основного - соус луковый, соус красный с вином, соус кисло-сладкий. Использование.
2
2
3. Приготовление соуса белого основного и его производных. Использование.
2
2
4. Приготовление сметанного основного, сметанного с луком, сметанного с томатом, соуса молочного для подачи блюд, запекания и фарширования. Использование.
2
2
5. Приготовление холодных соусов и яично-масляных соусов: соуса польского, сухарного, голландского. Использование.
6. Приготовление холодных соусов: майонез; заправок для салатов, горчичной, сметанной; маринада овощного, масляных смесей: масло зеленое, селедочное, с авокадо. Использование.
2
2
7. Приготовление сладких соусов: соуса абрикосового, клюквенного. Использование.
2
2
Тема 4.4. Виды технологического оборудования и производственного инвентаря. Правила их безопасного использования.
Содержание
1. Оборудование, используемое при приготовлении супов и соусов: электроплиты, электросковороды, жарочный шкаф, техника безопасности при работе на них.
2. Инвентарь, инструмент и посуда.
1
2
Контрольная работа
2
Лабораторная работа
4
3
1. Приготовление основных соусов. Определение требований к качеству и способов оформления .
Самостоятельная работа
Составить технологические карты (соусы голландского, сметанного, красного, грибного).
Подготовить опорный конспект на тему «Правила проведения бракеража»
Заполнить таблицу на тему:
Виды технологического оборудования и производственного инвентаря используемые в горячем цехе для производства супов и соусов
подготовить презентацию по одной из тем:
Инвентарь и посуда используемые при подачи горячих блюд, приготовление и подача соусов красных, приготовление и подача соусов белых, приготовление и подача соусов грибных, приготовление и подача соусов молочных, приготовление и подача соусов сметанных, приготовление и подача соусов без муки
11
Учебная практика. Виды работ:
Приготовление красного соуса и его производных
Приготовление белого соуса и его производных
Приготовление сметанных соусов
Приготовление соусов на растительном и сливочном масле
30
Производственная практика. Виды работ:
приготовления основных соусов
9
Всего
182
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Технология кулинарного производства»; производственных мастерских и лаборатории.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Технология кулинарного производства»:
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (плакаты, муляжи, натуральные образцы);
- комплект оборудования, инструментов, приспособлений.
Технические средства обучения:
- мультимедиа.
Оборудование производственных цехов и рабочих мест:
- миксер;
- электроплиты;
- электросковороды;
- жарочный шкаф;
- инвентарь, инструмент и посуда.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- миксер;
- электроплиты;
- электросковороды;
- жарочный шкаф;
- инвентарь, инструмент и посуда.
Реализация программы модуля предполагает обязательное производственное обучение, которое рекомендуется проводить в условиях производства.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники
-
Анфимова Н. А., Татарская А. П. Кулинария - М., Изд-во «Академия», 2010
-
Дубцов Г. Г. Технология приготовления пищи, 3 изд-ие - М., 2008
-
Золин В. П. Технологическое оборудование предприятий общественного питания - Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2008
-
Матюгина А. С., Королькова С. Н. Товароведение пищевых продуктов - М., Изд-во «Профобраздат», 2009
-
Радченко Л. А. Организация производства на предприятиях общественного питания - Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2009
-
Фатыков Д. Ф. Охрана труда в торговли и предприятиях общественного питания - М., Изд-во «Академия», 2009
-
Шатун А. Г. Кулинария - М., Изд-во «Академия», 2009
Дополнительные источники:
Учебные пособия
-
Андросов В. П., Пыжова Т. В. Производственное обучение по профессии Повар, часть 1, 2 - М., Изд-во «Академия», 2010
11Мелеховская Л. П. Русская кухня - М., Изд-во «Эксмо», 2008
-
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания - М., Изд-во «Хлебпродформ», 2008
-
Шатун А. Г., Шатун О. Г. Повар - Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2009
Сборники
-
1000 рецептов на скорую рук - М., Изд-во «ЭКСМО», 2008
-
Блюда на праздничном столе - М., Изд-во «ЭКСМО», 2008
-
Мясное меню - Челябинск, Изд-во «Аркаим-АСТ», 2007
-
Секреты русского застолья - М., Изд-во «Белый город», 2008
-
Харченко А. В. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий - М., Изд-во «Академия», 2010
Журналы
-
Общественное питание
-
Питание и общество
Плакаты
-
«Горячий цех»
-
«Приготовление супов»
-
«Приготовление сладких соусов»
Муляжи
-
Муляжи блюд из круп, макаронных изделий, яиц, творога и теста.
Интернет - ресурсы:
professional.ru
eda.ru
millionMenu.ru
gmi.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственному обучению по профессии «Повар, кондитер» в рамках профессионального модуля «Приготовление супов и соусов» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков.
При самостоятельной работе по изучению вопросов по модулю «Приготовление супов и соусов» обучающимся оказываются консультации.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Приготовление супов и соусов».
Требования к квалификации инженерно-педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
- инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты, преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин - «Приготовление супов и соусов»; «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве»; «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров»; «Техническое оснащение и организация рабочего места»; «Экономические и правовые основы производственной деятельности».
- мастера производственного обучения: наличие 5-6 квалификационного разряда, с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля индивидуальных образовательных достижений - демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения по междисциплинарному курсу.
Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели результатов подготовки
Формы и методы контроля
Производить подготовку продуктов для приготовления бульонов и отваров.
Выполнять подготовку продуктов для приготовления бульонов и отваров в соответствии СанПин и нормами отходов сырья.
- Тестирование.
экспертное наблюдение во время прохождения учебной и производственной практики;
Готовить простые супы. Подача.
Выполнение технологической последовательности приготовления блюда, демонстрация и подача готовых блюд, определение качества готовых блюд. В соответствии со сборником рецептур блюд, технологией приготовления и требованиями к качеству.
- Лабораторно-практическая работа - Тестирование.
экспертное наблюдение во время прохождения учебной и производственной практики; выполнения лабораторной практической работы
Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.
Выполнение технологической последовательности по приготовлению соуса, соусного полуфабриката. В соответствии со сборником рецептур блюд, технологией приготовления и требованиями к качеству.
- Тестирование.
экспертное наблюдение во время прохождения учебной и производственной практики;
Готовить простые холодные и горячие соусы.
Выполнение технологической последовательности приготовления соусов.
Определение качества готового соуса.
В соответствии со сборником рецептур блюд.
- Лабораторно-практическая работа
- Контрольная работа по темам МДК.
- Тестирование.