Дикционная гимнастика для детей вокального кружка

Голос — самый совершенный музыкальный инстру­мент, который только есть в распоряжении у человека. Но далеко не каждый умеет правильно им пользоваться! По чему же это происходит? Если не говорить о певцах, артистах, радио- и телеведущих, проходящих специальное обучение, то все остальные люди пользуются голосом чисто интуитивно, как придется, не думая о том, какое впечатление их голос и речь производят на собеседника. При этом чаще всего, если человек не страдает заиканием или какими-то другими де...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дикционная гимнастика

Каждый из звуков, слагающихся в слово,

каждая гласная, как и согласная, является как бы

особой нотой, занимающей свое место

в звуковом аккорде слова и выражает ту или

иную частицу просачивающейся через слово души.

К. С. Станиславский

Голос - самый совершенный музыкальный инстру­мент, который только есть в распоряжении у человека. Но далеко не каждый умеет правильно им пользоваться! По чему же это происходит? Если не говорить о певцах, артистах, радио- и телеведущих, проходящих специальное обучение, то все остальные люди пользуются голосом чисто интуитивно, как придется, не думая о том, какое впечатление их голос и речь производят на собеседника. При этом чаще всего, если человек не страдает заиканием или какими-то другими дефектами речи, каждый вполне доволен собой и считает, что уж его-то речь не имеет недостатков. И человек сильно удивляется, просто приходит в состояние шока, когда ему дают прослушать запись его речи, особенно сделанную без предупреждения, или показывают видеозапись, где он с изумлением убеждается, что его рог при разговоре напоминает почти неподвижную щель, а лицо - из-за слабой мимики - маску актера японского классического театра. Короче говоря, человек не видит и не слышит себя со стороны и абсолютно уверен: уж что - что, а говорить-то он, слава богу, научился еще в двухлетнем возрасте!

Умение говорить грамотно, уверенно, не напрягаясь, беречь свой голос, не вызывать у собеседника антипатии не приятным, нередко слишком громким или слишком тихим голосом, мимикой или манерами, правильно подобрать тон, темп, слова, доводы и т. д. - все это было необходимо еще и самые древние времена. И от умения говорить нередко .зависела сама жизнь человека.

Известно, что от природы Демосфен - древнегречес­кий и оратор и политический деятель- обладал ужасной дикцией, слишком тихим голосом и рядом физических не­достатков. Первое его публичное выступление было освистано, однако Демосфен не сдался, и с помощью тренировок по собственной методике сумел добиться того, что стал величайшим оратором своего времени. Для преодоления одышки и синхронизации речи и дыхания, он, например, ежедневно поднимался в горы, декламируя при этом сти­хи. На берегу моря он, набрав в рот камешков, также зани­мался декламацией, что неизмеримо улучшало его дикцию. Там же, перекрикивая шум прибоя, он тоже произносил свои речи, что позволило ему увеличить силу голоса. Меж­ду прочим, некоторые врачи-логопеды используют методы Демосфена для лечения заикания.

Но, к сожалению, и в наше время огромное большинство людей плохо пользуются речью, безграмотно ставят ударения, неверно произносят звуки в словах, даже не за­мечая этого, потому что привыкли к себе и к своим недостаткам. А в наших школах не учат ни красноречию, ни правильной дикции, зачастую сами учителя страдают неверным произношением. Ситуация осложняется актив­ным проникновением в наш язык иностранных слов и развитием сленга. Но не будем углубляться в недостатки. Начинать, как известно, надо с себя. Я предлагаю Вам некоторые дикционные, дыхательные и другие упражнения, которые на практике помогут вам овладеть. своим голосом, речью, дыханием, что, конечно же, просто необходимо не только для пения, но и для всей нашей жизни вне музыки.

Дыхательные упражнения

Если эмоции не выражаются через звук,

опирающийся на дыхание, то голос стирается.

Франческо Ламперти

Искусственно выработанное, так называемое певчее кое дыхание, как, впрочем, и естественное, состоит из трех стадий:

  1. вдыхание (или инспирация);

  2. задержка набранного воздуха;

  3. выдыхание (или экспирация).

Правильное певческое дыхание имеет в пении большое значение и представляет собой целый комплекс действий, требующих постоянного совершенствования.

Изначально весь дыхательный процесс нужно произ­водить медленно, чтобы;

  • мускулы привыкли к систематическому напряже­нию;

  • можно было отчетливо контролировать правиль­ность своих ощущений и в процессе тренировок

за­помнить эти ощущения, их последовательность, до­ведя всю процедуру до автоматизма.

Естественно, во время исполнения песни, неизбежны моменты, когда дыхание нужно будет брать в очень короткий промежуток времени, - вот тогда и можно будет вос­пользоваться тем самым автоматизмом и взять дыхание правильно, не задумываясь над техникой.

Для того чтобы почувствовать правильность действия вдыхания воздуха, надо встать прямо, чуть наклонить туло­вище вперед и в это время набрать воздух. Необходимо по чувствовать, как раздвинулась нижняя часть ребер и воздух там как бы занял свое место. Затем надо приподняться (наступает вторая часть упражнения) и задержать дыхание. Выдыхание воздуха нужно производить медленно, как и вдыхание, без резких толчков, выпускать воздух лучше че­рез плотно сомкнутые губы. Для проверки ровности воз­душной струи, исходящей из губ, можно подставить палец на расстоянии 3 см, чтобы ощущать плотность выдыхае­мого воздуха;

После усвоения вышеописанного процесса можно от­менить наклон туловища и подъем и выполнять все после­дующие упражнения в положении стоя с ровной спиной. Дыхательные упражнения подбираются педагогом исходя из индивидуальных особенностей ученика. В данном же случае, вам придется самостоятельно подобрать для себя самую понятную формулировку и самый удобный для ис­полнения вариант упражнений.

Какова же цель дыхательных упражнений? Они дают свободу и силу в исполнении, возможность расширения ди­апазона: чем выше звук, тем большая натренированность и эластичность мышц требуется от певца.

Первыми положительными результатами ваших трени­ровок можно считать плавность вдоха без усилий, задерж­ку воздуха без головокружений (они могут появляться вна­чале), плавность выдоха без толчков. «Бережливость» в расходовании воздуха - вещь первой необходимости. Набранный воздух нужно использовать очень экономно, в противном случае, он быстро уходит, что приводит к не­хватке дыхания на длинную фразу и слабому звуку - без блеска и красок.

Для самоконтроля предлагаю вам использовать специальный «тренажер» - резиновый пояс шириной 7-10 см (его можно сшить самостоятельно). Сшейте концы резин­ки так, чтобы она плотно, но не растягиваясь, прилегала к диафрагме (нижняя часть ребер). Во время занятий надевайте пояс на нижнюю часть ребер. Во время правильного вдоха пояс должен растянуться и в таком положении удерживаться на диафрагме, не спадая. Вы должны чувствовать его натяжение и стараться удерживать это положение как можно дольше.

Запомните - систематичность занятий всегда приносит больше плодов, чем безумное рвение ученика скорее достичь результата. Поспешишь - людей насмешишь.

А теперь приступим к занятиям. Только не забудьте открыть форточку, чтобы проветрить помещение.

Упражнение №• 1

Исходное положение: встаньте прямо, руки опущен и вдоль тела, ноги на ширине плеч. Расслабьтесь. Произведите вдох медленно через нос, как бы принюхиваясь. Сна­чала заполните воздухом живот, пока он не станет выпуклым, затем - диафрагму, а потом грудь. По окончании вдоха грудь должна быть приподнята, а живот и диафрагма напряжены и втянуты. Задержите дыхание, а затем мед ленно выдыхайте: грудь, диафрагма, живот (6 секунд вдох, 6 секунд - задержка дыхания, 6 секунд - выдох).

Упражнение следует повторить 10-12 раз, пока не почувствуете прилив бодрости.

Выполняя упражнение, не обязательно четко контролировать последовательность дыхания. Процесс происходит автоматически, равномерно. Это упражнение снимает сонливость и создает бодрое настроение.

Упражнение № 2

Исходное положение: встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Медленно вдохните, на мгновение задержите дыхание, а затем очень громко (но не переходя на крик), с выражением, довольно медленно, делая ударение на каждом слоге, прочитайте стихотворение:

На-ша Та-ня гро-громко пла-чет:

Уро-ни-ла в реч-ку мя-чик.

Ти-ше, Та-неч-ка, не плачь,

Не уто-нет в реч-ке мяч!

Вместо этого четверостишия можно прочитать любое другое.

Читая стихотворение, не вдыхайте воздух. Надо рас­пределить выдох так, чтобы его хватило на все четверости­шие, а в дальнейшем и на два прочтения.

Цель этого упражнения - расширить объем дыхания.

Повторите упражнение 3-5 раз.

Упражнение № 3

Медленно и громко, как в предыдущем упражнении, прочтите стихотворение через нос, с закрытым ртом. Сле­дите, чтобы воздух при первом же слове не ушел через нос.

Повторите упражнение 3 раза.

Помимо требований, изложенных в предыдущем упраж­нении, нужно добиться, чтобы слова стихотворения звуча­ли внятно и окружающие могли понять, что вы читаете.

Упражнение № 4

И, наконец, последняя модификация этого упражне­ния: сделайте глубокий вдох, откройте рот, положите язык ни нижнюю губу и с открытым ртом, медленно прочитайте j стихотворение:

В мо-ей ду-ше вос-хо-дит солн-це,

Го-ня не-взгод-ну-ю зи-му.

В эк-ста-зе и-до-ло-пок-лон-ца

Мо-л,юсь та-лан-ту сво-е-му.

Это четверостишие надо повторить 3-4 раза и использовать в качестве аутотренинга.

Модификацией данного упражнения является чтение его с закрытым ртом. Звук идет через нос, артикуляция за­труднена, но, как и в первом случае, старайтесь, чтобы сло­ва слышались как можно отчетливее.

Повторите упражнение 3-4 раза.

Упражнение №5

К числу дыхательных упражнений относится и «долгоговорка». Исходное положение то же. Глубоко вдохните, задержите дыхание и медленно произносите:

Как на горке, на пригорке

Встали двадцать два Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка - и т.д.

Такое долгое дыхание появится не сразу, но постоянны­ми тренировками можно добиться прочтения на одном вы­дохе не менее 22-х «Егорок».

Делая дыхательные упражнения, обязательно выполняй­те требования к каждой конкретной модификации. В первое время что-то может и не получаться, но при систематических занятиях, правильном выполнении, терпении и настойчиво­сти вы непременно, и даже очень быстро добьетесь успеха!

Упражнения, направленные на развитие артикуляционного ( Артикуляция (лат. Articulatio - расчленять, членораздельно) - работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимая для произнесения известного звука речи. )аппарата и произношения

Четкая дикция - непременное условие успешного выс­тупления на сцене артиста в любом амплуа(Амплуа (франц. employ ) - 1) роль, род занятий; 2) специальность актера, исполнение им роли определенного рода.).

Для вокалиста работа над артикуляцией имеет особое значение, потому что влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания. Все упражнения для губ и языка делаются перед зер­калом.

Упражнение № 1

Вытяните губы трубочкой, будто хотите поцеловать кого-то на расстоянии, или произнесите звук «у-у-у», а за­тем широко улыбнитесь во весь рот, растягивая губы и об­нажая зубы.

Повторите это упражнение не менее 10 раз на счет «раз, два». «Раз» - губы вытянуты трубочкой, «два» - переве­дены в широкую улыбку. В результате тренинга начальное напряжение губ и щек должно исчезнуть.

Упражнение № 2

Убедившись, что губы,, сложенные в трубочку-«хобо­ток», устойчиво зафиксированы, подвигайте «хоботком» вправо-влево. Щеки должны быть неподвижны. Это полу­чается не сразу, поэтому вначале их можно придержать ла­донями.

Если не удается двигать губами-трубочкой сидя или стоя перед зеркалом, положите зеркало на стол и выпол­няйте упражнение, опустив голову вниз. Повторите упражнение 10 раз.

Упражнение выполнено правильно, если «хоботок» свободно движется влево и вправо при неподвижных мыш­цах щек.

Упражнение № 3

Глядя в зеркало, зафиксируйте «хоботок», а затем под­нимите его вверх на счет «раз» и опустите вниз на счет «два». Подбородок и нижняя челюсть должны быть непод­вижны.

Проделайте это упражнение не менее 10 раз.

Не торопитесь, медленно поднимайте «хоботок» и так же медленно опускайте. Это нелегкое, но очень эффектив­ное упражнение для улучшения дикции.

Не старайтесь добиться большей амплитуды движения. Следите за свободой движения «хоботка» и неподвижнос­тью нижней челюсти и мышц щек.

Упражнение № 4

Упритесь кончиком языка в щеку и растяните ее, а за­тем - другую, словно вы катаете во рту конфету: раз - два, раз - два. Постепенно усиливайте давление языка на щеки.

Повторите упражнение не менее 19 раз.

Для снятия напряжения сделайте несколько жеватель­ных движений и проглотите слюну.

Упражнение № 5

Упритесь кончиком языка в верхнюю губу, затем - в нижнюю.

Повторите упражнение не менее 10 раз.

Для снятия напряжения сделайте несколько жеватель­ных движений и проглотите слюну.

Дикционные упражнения, направленные на развитие дыхания и силы голоса

После разминки из предыдущих пяти упражнений нач­нем тренинг на четкое и правильное произношение звуков.

В русском языке, как вы знаете, всего 6 гласных зву­ков. Начнем именно с них.

УОАЭИЫ

Эта последовательность образует так называемую ли­нейку гласных. Запомнив ее, можно приступать к следую­щим дикционным упражнениям.

При выполнении этих упражнений обязательно следи­те за дыханием и правильной осанкой. Дыхательные уп­ражнения описаны в начале этой главы. Как держать вер­ную осанку подробно рассказано в конце этой главы в разделе «Сценические движения. Жесты». При наличии этих навыков, вам несложно будет выполнить следующее:

  • в качестве разминки нужно выполнить хотя бы не­которые из описанных выше дыхательных упражне­ний (какие вам больше понравились);

  • встаньте ровно;

  • медленно возьмите дыхание, как бы принюхиваясь,чтобы воздух заполнил диафрагму и легкие, но не
    полностью, а примерно на 4/5 объема;

  • задержите дыхание, как бы фиксируя объем вдыхае­мого воздуха;

  • и очень экономно (как будто запас воздуха сильно
    ограничен) выдыхайте, произнося соответствующие заданию звуки.

Контролируйте правильность дыхания по рисунку

ПДикционная гимнастика для детей вокального кружкари вдохе диафрагма должна довольно сильно раздви­нуться вширь. При выдохе подставьте ладонь ко рту на рас­стоянии примерно 15 см и произнесите или пропойте глас­ные звуки - движение выдыхаемого воздуха не должно чувствоваться, как будто вы его вообще не выдыхаете. Ко­нечно, на самом деле вы выдыхаете, но поток воздуха дол­жен быть настолько слабым, что это почти не чувствуется ладонью. Именно такое дыхание необходимо для пения.

Систематические занятия по данному курсу, выполнен­ные с учетом вышеизложенных рекомендаций, помогут вам овладеть техникой правильного дыхания. На следующем этапе обучения свои умения в области дыхания и дикции можно будет без особого труда перенести на вокальное ис­полнение.

Упражнение № 1

Вдохните, задержите дыхание и на выдохе слитно (как одно слово) произносите линейку гласных, пока не закон­чится воздух. Засеките время по секундомеру. С каждым следующим разом время должно увеличиваться.

Повторите упражнение не менее 5 раз.

Напомню, что все упражнения выполняются стоя, с ровной спиной.

Повторите все то же самое, только гласные в линейке произносите отрывисто, отделяя каждый звук друг от дру­га.

Выполняйте упражнение не менее 5 раз.

Упражнение № 2

Вдохните, задержите дыхание и на выдохе, «посылая» звук в темя или в «маску» (в нижнюю часть лба), стремясь, чтобы гласная звучала коротко и резко, как выстрел, а со­гласная - длинно, произнесите следующие слоги:

ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ

БУ БО БА БЭ БИ БЫ

Каждая линейка произносится на новом вдохе. При выполнении этого упражнения не нужно следить за выдо­хом - он естественным образом получится правильным.

Повторите упражнение не менее 5 раз.

Контролируйте, чтобы все звуки звучали четко, в голо­совых связках не было напряжения, а в горле не першило.

Упражнение № 3

Постепенно усложняйте выполнение рассмотренного выше задания.

Соблюдая рекомендации к предыдущему упражнению, произнесите следующие слоги:

ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ

БУ БО БА БЭ БИ БЫ

КУ КО КА КЭ КИ КЫ

ГУ ГО ГА ГЭ ИГ ГЫ

Повторите упражнение не менее 5 раз.

ПУ-БУ ПО-БО ПА-БА ПЭ-БЭ ПИ-БИ ПЫ-БЫ

КУ-ГУ КО-ГО КА-ГА КЭ-ГЭ КИ-ГИ КЫ-ГЫ

Повторите упражнение не менее 5 раз. Следите за четкостью произнесения и легкостью в связ­ках и горле.

Дыхание берите по мере необходимости.

Упражнение № 4

После того как вы сможете оценить выполнение пре­дыдущих заданий на «отлично», можно расширить объем произносимых слогов и усложнить их. Каждый пример по­вторяйте трижды:

ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ БУ БО БА БЭ БИ БЫ

ПУ-БУ ПО-БО ПА-БА ПЭ-БЭ ПИ-БИ ПЫ-БЫ

КУ КО КА КЭ КИ КЫ ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ

КУ-ГУ КО-ГО КА-ГА КЭ-ГЭ КИ-ГИ КЫ-ГЫ

-

РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ

ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ

РЛУ-ЛРУ РЛО-ЛРО РЛА-ЛРА РЛЭ-ЛРЭ

РЛИ-ЛРИРЛЫ-ЛРЫ

Важно постоянно контролировать свои ощущения в ходе занятий, следовать всем изложенным рекомендаци­ям, не забывать о дыхании и ровной спине.

Упражнение № 5

В следующий раз дикционное упражнение может быть еще объемнее и сложнее. По описанной выше методе 3-5 раз повторите следующие звукосочетания:

ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ

БУ БО БА БЭ БИ БЫ

БУ-БУ-БУП БО-БО-БОП БА-БА-БАП

БЭ-БЭ-БЭП БИ-БИ-БИП БЫ-БЫ-БЫП

КУ-ГУ КО-ГО КА-ГА КЭ-ГЭ КИ-ГИ

КЫ-ГЫ СУ-ЗЗУ СО-ЗЗО СА-ЗЗА СЭ-ЗЗЭ

си-ззи сы-ззы

ФУ ФО ФА ФЭ ФИ ФЫ

ВУ ВО ВА ВЭ ВИ ВЫ

ФУ-ВУ ФО-ВО ФА-ВА ФЭ-ВЭ ФИ-ВИ ФЫ-ВЫ

СТУ-ЗДУ СТО-ЗДО СТА-ЗДА СТЭ-ЗДЭ

сти-зди сты-зды

Выполняя эти упражнения, вы тренируете весь рече­вой аппарат и, как в тренажерном зале, постепенно разви­ваете мышцы органов речи (губ, языка, мягкого неба, го­лосовых связок), необходимых для произнесения звуков.

Упражнение № 6

Еще один комплекс звукосочетаний:

ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ

БУ БО БА БЭ БИ БЫ

КУ-ГУ КО-ГО КА-ГА КЭ-ГЭ КИ-ГИ КЫ-ГЫ

СТУ-ЗДУ СТО-ЗДО СТА-ЗДА СТЭ-ЗДЭ СТИ-ЗДИ СТЫ-ЗДЫ

ПКТУ-ТПКУ ПКТО-ТПКО ПКТА-ТПКА

ктэ-тпкэ пкти-тпки пкты-тпкы

КПТУ КПТО КПТА КПТЭ КПТИ КПТЫ

РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ

ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ

ДБГУ-БГДУ ДБГО-БГДО ДБГА-БГДА

ДБГЭ-БГДЭ ДБГИ-БГДИ ДБГЫ-БГДЫ

Повторите упражнение 3-5 раз. Следите. чтобы звуки произносились внятно, четко, легко воспроизводились на слух. Порядок звукосочетаний можно менять.

Важна системность занятий. Пусть лучше ваши трени­ровки будут не долгими, но ежедневными. Например, если вы будете каждое утро уделять такой гимнастике 15 ми­нут, то сможете довольно скоро заметить не только улуч­шение своих вокальных возможностей; но и ясность произношения в повседневной речи, если, конечно, будете за этим следить.

Занятия"можно комбинировать по дням. Например, се­годня вы занимаетесь 15 минут дыхательными упражне­ниями, завтра - дикционными, а послезавтра совместите два любимых дыхательных упражнения и три дикционных и т.д. А потом, дней через ...дцать, если очень хочется, мож­но сделать и выходной!

Дыхательные упражнения и голосовой тренинг с применением движений

Упражнение № 1

Насос. Упражнение выполняется стоя. Ноги на шири­не плеч. Вообразите, что вы стоите рядом с насосом. Мыс­ленно возьмитесь за рукоятку насоса и, резко наклоняясь, нажимайте на нее, как будто накачиваете воздух. Подра­жая звуку, который производит воздух, проходящий через ниппель, последовательно произнесите:

СУ СО СА СЭ СЫ СИ

Каждый слог соответствует одному выдоху. Повторите упражнение 5 раз.

Упражнение № 2

Лыжник. Встаньте в позу бегущего лыжника, слегка со­гнув колени и как бы приготовившись к «старту». Делайте руками движения лыжника, отталкивающегося палками от снега. Это упражнение выполняется более интенсивно, чем «насос». Каждый слог соответствует одному выдоху.

СУ СО СА СЭ СЫ СИ

Повторите упражнение 3 раза.

Важно, чтобы вам легко и свободно удавалось синхро­низировать звук и движение. В первом и во втором упраж­нениях высота звука и его характер должны быть разными.

Упражнение № 3

Исходное положение: встаньте ровно, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. Мысленно представьте себе, что у вас в руках воздушный шарик. Сделайте глубокий вдох, втяните живот и на одном выдохе медленно опускайте руки с вообра­жаемым шариком, следя за ним взглядом и произнося:

МУМ.-МОМ-МАМ-МЭМ-МИМ-МЫМ

Гласный звук не затягивайте - он должен быть крат­ким. По окончании упражнения руки опускаются вниз, а взгляд фиксируется на воображаемом шарике.

Проконтролируйте синхронность движений, взгляда и звука.

Упражнение № 4

Исходное положение: встаньте ровно, ноги на ширине плеч, руки раскинуты в стороны параллельно полу, ладонями вверх. Представьте, что на одной из ладоней у вас воздушный шарик. Посмотрите на него, легким движением перебросьте его на другую руку, сопровождая следующими звуками:

МУ-МУ-МУМ МО-МО-МОМ МА-МА-МАМ

мэ-мэ-мэм ми-ми-мим мы-мы-мым

Перебрасывая шарик с одной руки на другую, следите за ним взглядом. Каждый его перелет приходится на один вдох и один выдох. Первые два слога произнесите медлен­но, готовясь к броску, третий кратко - бросок ладонью.

Следите за синхронностью выполнения упражнения: изящный бросок должен совпадать с произнесением тре­тьего слога и взглядом за полетом воздушного шарика.

Упражнение № 5

Трубач. Глубоко вдохните и прижмите к губам вообра­жаемый мундштук трубы. Без звука, одним воздухом, нуж­но очень интенсивно «продышать-протрубить» мелодию на одном выдохе.

Закаляйся! Если хочешь быть здоров,

Постарайся, обойтись без докторов,

Водой холодной обливайся,

Если хочешь быть здоров!

Распределите дыхание так, чтобы одного вдоха хвати­ло «протрубить» текст всего четверостишия.

Для разнообразия можно взять любое другое стихо­творение или припев любимой песни.

Во время выполнения этого упражнения обратите вни­мание на то, как работает пресс. Постарайтесь запомнить эти ощущения - в дальнейшем они помогут вам брать вы­сокие ноты и держать дыхание на длинных фразах.

Помимо разработки голоса, дыхания и дикции эти уп­ражнения помогут вам во время исполнения песни син­хронизировать комплекс навыков, необходимых для того, чтобы произвести благоприятное впечатление. Ведь испол­нение песни - это не только пение слов под музыку, это еще и движение, и эмоциональная передача, и чистое ин­тонирование, и четкое попадание в ритм и т.д. и т.п. И чем профессиональней артист, тем шире и разнообразнее па­литра элементов, которые он применяет в исполнении сво­его номера.

Скороговорки

Чтобы отработать правильную постановку губ и языка во время речи, их нужно тренировать, упражняясь со ско­роговорками. Тщательно выговаривая каждый звук, надо медленно, по складам прочитать:

От т-о-п-о-т-а к-о-п-ы-т

П-ы-ль п-о п-о-л-ю л-е-т-и-т

От то-по-та ко-пыт

Пы-ль по по-лю ле-тит

Особое внимание уделяйте последним согласным в сло­ве (они выделены жирным шрифтом). Если вы будете вы­говаривать их сейчас, то и в песне не станете «проглаты­вать» буквы, и текст будет понятен.

Повторяйте скороговорку до тех пор, пока не почув­ствуете, что можете медленно прочитать ее без запинки и четко.

Затем слегка увеличьте темп до темпа обычного разго­вора. Убедитесь, что текст звучит четко и уверенно. Повто­ряя скороговорку, постепенно увеличивайте темп, но не забывайте, что все же в скороговорке главное - не темп, а четкость и ясность произношения. А теперь можно прочитать ее на пределе своих возможностей.

Получается?

При любом варианте ответа, надо вновь и вновь, тща­тельно артикулируя каждый звук, медленно, по складам прочитать скороговорку. Старайтесь не торопиться, хотя предыдущий темп будет вас «торопить». Не поддавайтесь!

По этой методике упражняйтесь и с другими скорого­ворками, на другие группы звуков (см. в приложении).

Кто хочет выговаривать.

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.

Желательно каждое утро начинать с речевой гимнас­тики. Когда вы уже овладеете основными артикуляцион­ными навыками, необязательно сохранять статичное по­ложение тела и даже полезно будет заниматься речевой гимнастикой в движении или в танце, а вот следить за пря­мой осанкой и правильным дыханием необходимо.

Не забывайте, что четкость произношения касается не фразы в целом, не слова в отдельности, а каждой буквы. И проговаривать их надо не так, как они пишутся, а как про износятся, согласно транскрипции.

Чаще возвращайтесь к медленному темпу, четко арти­кулируя каждую букву, не поддавайтесь инерции быстро го проговаривания, преодолевайте это желание.

Ну, а если вы без запинки, четко, разборчиво можете прочитать скороговорку любой сложности на максимальной скорости - поздравляю, вы добились отличного результата!

По принципу работы со скороговоркой можно и нуж­но заниматься и с текстом песни:

  • выпишите слова на лист бумаги;

  • прочитайте их достаточно громко (но не переходя не крик), медленно, четко, разделяя каждую букву, как по­
    казано на примере со скороговоркой «От топота копыт...»;

  • помните о последнем согласном звуке в словах и не «теряйте» его;

  • текст песни учите частями, например, выучите таким способом сначала первый куплет, потом приступай­
    те к припеву и т.д. Не переходите к следующему эта­пу, не выучив предыдущий. Работа с текстом песни
    будет идти быстрее, ведь там не такие сложные фра­зы, как в скороговорке;

  • со следующими этапами ознакомьтесь в главе «Ра­бота над песней».

Мимический тренинг

Упражнение № 1

Встаньте или сядьте перед зеркалом, высуньте язык и подразните себя. Смешно? Отлично! А теперь улыбнитесь себе. Поднять себе настроение всегда полезно!

Цель упражнения - научиться наблюдать за гримаса­ми и управлять ими.

Упражнение № 2

Внимательно посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь:

• благожелательно, как при встрече с другом;

  • официально, как при встрече с посторонними людьми;

  • иронично;

  • надменно, то есть с чувством собственного превос­ходства.

Упражнение № 3

Глядя в зеркало, изобразите удивление:

  • будто вы видите что-то очень приятное;

  • будто вы впервые заметили нечто ужасное, отталки­вающее;

  • покажите при помощи мимики страх перед безыс­ходностью, создав удлиненную паузу.

Упражнение № 4

Глядя в зеркало, изобразите любовное томление:

  • перед скорым свиданием;

  • в период долгой разлуки;

  • страдания неразделенного чувства;

  • муки ревности;

  • и другие варианты, которые подскажет вам собствен­ный опыт.

Когда вы убедитесь, что свободно владеете мимичес­кой техникой, можно проводить занятие только перед зеркалом, глядя на себя как бы со стороны, глазами вооб­ражаемого зрителя. Важно, чтобы вам как зрителю нра­вилось то, что вы видите в зеркале. Особое внимание уде­ляйте выражению глаз, ведь они, как известно, зеркало души. Глаза должны быть «живыми», излучать свет, быть источником вашей энергии, передавать все ваши чувства и эмоции зрителю.

Покажите максимальное количество вариантов мимических оттенков по предложенным позициям. Убедитесь, что вы уверенно изображаете все вышеперечисленные вы­ражения лица и свободно владеете мимикой.

Все эти упражнения помогут вам развить речевые и го­лосовые способности, и с их помощью вы сможете овладеть процессами дыхания, звукообразования и произношения. Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут мешать творческому росту, поскольку недоче­ты речи закрепляются в подсознании, и люди, привыкая к ним, зачастую их не замечают.

Иногда считается, что исправить недостатки произно­шения звуков и других дефектов речи невозможно. Это неверно. Приложив ежедневные усилия, и выполняя реко­мендации, данные в этой книге, можно улучшить свою речь и устранить дефекты звукопроизношения. Для этого не­обходимо работать над дикцией.

В работе над дикцией очень помогают артикуляцион­ные упражнения, с помощью которых утрируются соглас­ные звуки и максимально открывается рот на гласных зву­ках, и тем самым уменьшается давление на связки и, следовательно, голос будет меньше уставать.

Работа над дикцией - это работа над правильным про­изношением звука. Дикция является средством донесения текстового содержания песенного произведения и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа.

Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего:

укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти;

наладить правильное речевое дыхание. , Для этого разработан и представлен ряд упражнений, который, как следствие, позволит развить вокальные дан­ные и помочь в постановке голоса- это одно из важней­ших условий для качественного пения.



© 2010-2022