Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы

Главная предназначение  здоровьесберегающей деятельности школы - организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Здоровьесберегающиие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Комплексное...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ЗСТ в рамках здоровьесберегающей деятельности


Главная предназначение здоровьесберегающей деятельности школы - организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Здоровьесберегающиие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в работе школы может обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Задачи здоровьесбережения в образовательном процессе реализуются через решение задачи-минимум и задачи-оптимум.

Задача-минимум заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эти факторы делятся на три группы:
1) эколого-гигиенические (природно-средовые);
2) организационно-педагогические;
3) психолого-педагогические.
Задачу-оптимум- реализация здоровьесберегающих образовательных технологий, включающая не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

Технологий используемые в рамках здоровьесберегающей образовательной деятельности школы делятся на несколько типов :

-здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);

-оздоровительные (физическая подготовка, утренняя гимнастика );

-технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);

-воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе выделяется несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Ежегодно всем учащимся школы оказываются стоматологические услуги( санация полости рта и плановый медицинский осмотр специалистами

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В нашей школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и классные живые уголок, и участие в природоохранных мероприятиях и акциях

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, занятия с классными руководителями, соц.педагогом и медиками с привлечением специалистов по охране труда, представителей пожарной инспекции , ГИБДД и т.д.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса( внеурочную деятельность, дополнительное образование и т.д);

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

6.Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся организованная в школе социальное проектирование и разнообразные социальные программы, реализуемые специалистами «Центра «Семья»;

Памятка

Проведения урока с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.

Норма - 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).



Памятка. Технология использования ЗСТ учителем

Здоровьесберегающие технологии помогают учащимся самореализоваться в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • отсутствие назидательности и авторитарности

  • воспитание, а не изучение культуры здоровья

  • элементы индивидуализации обучения

  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников

  • интерес к учебе, желание идти в школу

  • наличие физкультминуток

  • наличие гигиенического контроля

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».

Здоровьесберегающие действия на уроке:

1.Оптимальная плотность урока

  • количество видов учебной деятельности

  • их смена

  • длительность и чередование

  • отвлечения от учебной работы

2.Чередование видов учебной деятельности

  • чтение,

  • письмо,

  • слушание,

  • рассказ,

  • рассматривание пособий,

  • ответ на вопрос,

  • решение примеров.

  • просмотр видеосюжетов и презентаций

Рекомендации:

  1. Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 - нерациональным.

  2. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).

Оздоровительные моменты на уроке:

  • физкультминутки, динамические паузы

  • минутки релаксации

  • дыхательная гимнастика

  • гимнастика для глаз

  • массаж активных точек

  • речевая гимнастика

Использование педагогических технологий на уроке

  • Деятельностный подход. Деятельностный подход в обучении и воспитании это средство «самореализации учащихся. Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей¸ снижению уровня тревожности..

  • Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.

  • Методы активного обучения .. Это - ролевые и деятельностные игры, групповая и парная работа, уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.

Цель оздоровительных моментов:

1.Отдых центральной нервной системы.

Наличие эмоциональных разрядок необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.

  • поговорка,

  • высказывание,

  • веселое четверостишие,

  • юмористическая или поучительная картинка

2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.

Правильная поза ученика во время занятий за столом.

  • длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка

  • высота ножек стула должна равняться длине голени.

  • голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол

  • между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка


  • расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.

  • тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.

  • при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.

  • позвоночник опирается на спинку стула.

  • Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.

  • надплечья находятся на одном уровне

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы

Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.

3.Положительные эмоции

  • Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.

  • Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.

АНАЛИЗ УРОКА С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ



  1. Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)



Что наблюдается

Да

Нет

Примечание

1)Учащиеся в перемену находятся в кабинете




2) Кабинет проветрен




3) Кабинет настраивает на рабочий лад






  1. Ход урока

Что наблюдается

Результат (указать: выше нормы, норма или ниже нормы)

1) Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядности, ответы на вопросы, решение примеров и задач и пр. (норма: 4-7 видов)

2 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10мин.)

3) Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7 -10мин.)

4) Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и пр. (норма: не менее трех)

5) Чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10 -15мин.)

6) Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: с/р, групповая и парная работа, ролевые игры и пр. ( норма: не менее 7 -10 мин.)

7) Наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-й минуте урока 1 мин. Из 3- легких упражнений с 3-4 повторениями)

3.Психологический климат на уроке

Что наблюдается

Результат

1) Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент

2) Стимуляция внутренней мотивации стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и пр.

3) Взаимоотношения между учителем и учеником

4) Взаимоотношения между учащимися

5) Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшие стихотворения, музыкальные минутки, поучительные картинки и пр.)

4 Пожелания учителю.



План - анализ

урока с позиций здоровьесберегающих технологий

п/п

Критерии

Вопросы для анализа

1

Гигиенические условия в классе (кабинете)

Чистота, температура, свежесть воздуха, освещенность, отсутствие неприятных звуковых раздражителей (эксперт ориентируется на свои органы чувств).

2

Число видов учебной деятельности, используемых учителем

Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и пр. Нормой считается 4 - 7 видов за урок. Но следует помнить, что частая смена видов деятельности требует дополнительных адаптационных усилий учащихся.

3

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности

Ориентировочная норма - 7- 10 минут.

4

Использование учителем различных видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и другие. Норма - не менее трех видов за урок

5

Чередование видов преподавания

Чередование видов преподавания не позже, чем через 10 -15 минут

.

6

Использовании методов, способствующих активизации учащихся, развитию творческих начал.

Это следующие методы:

-методы свободного выбора (беседа, выбор действий, свобода творчества и пр.)

-активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, ролевая игра, дискуссия, семинар и пр.)

-методы, направленные на самопознание и саморазвитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и пр.)

7

Применение ТСО в соответствии с гигиеническими нормами

Норма - 8-10 мин.

8

Мастерство учителя при использовании видеоматериалов

Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познанию, решения в синтезе учебных и воспитательных задач

9

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы

Дети на уроке не должны быть избыточно напряжены, что обычно бывает у авторитарных педагогов. Психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.

10

Физкультминутки и физкультпаузы

Это обязательная составная часть урока. Норма - на 15 - 20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3 -4

повторениями каждого. При этом важно наличие у школьников желания их выполнять.

11

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ

Выработка понимания сущности здорового образа жизни (ЗОЖ), формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности ЗОЖ ит.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в программном материале вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

12

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности.

Интерес к знаниям, радость от активного учебного труда, интерес к изучаемому на уроке материалу.

13

Благоприятный психологический климат на уроке

Применение методов и форм работы, способствующих созданию ситуации успеха, т.к. наличие стрессов, отрицательные эмоции свидетельствуют преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций. Приветствуются эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, поговорки, афоризмы и пр.

14

Итоговая плотность урока

Количество времени, затраченного непосредственно на учебную работу должно быть в диапазоне от 60 до 80%.

15

Момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 10 - 125 минут до окончания урока.

16

Темп и окончание урока

К нежелательным показателям относятся: неоправданно быстрый темп урока («скомканность»), отсутствие времени на вопросы учащихся, торопливая, практически без комментариев запись домашнего задания.

17

Интегральный показатель эффективности проведенного урока

Состояние и вид учеников после окончания урока: на одном полюсе - спокойно-деловое, удовлетворенное, умерено-возбужденное состояние школьников, на другом - утомленное, растерянное, агрессивное состояние.


В рамках здоровьюсберегающей деятельности в школе организовано:

1. Качественное горячее питание;

2. Медицинское обслуживание;

3. Увеличение двигательной активности школьников;

4. Своевременная диспансеризация учащихся, реализация профилактических программ;

5. Организация внеурочных спортивных мероприятий;

6. Обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни;

7. Индивидуальный мониторинг здоровья;

8. Индивидуальный мониторинг физической подготовленности;

9. Профилактические программы развития школьников:

В школе эффективно реализуется:

1. Комплексная программа сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся «ЗДОРОВЬЕ» (2008-2013 годы).

2. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью всей образовательной системы школы. При составлении расписания учебных занятий учитываются гигиенические требования и санитарно-эпидемиологические правила СанПиН; выдержано равномерное распределение учебной нагрузки по дням недели в расписании уроков. Обеспечивается смена характера деятельности учащихся, предусмотрена взаимосвязь между занятиями первой и второй половины дня. Учебное расписание школы отражает режим работы всех классов в соответствии с максимально допустимой учебной нагрузкой.

3. В начальной школе ежедневно проводится прогулки на свежем воздухе, динамическая пауза и занятия активно-двигательного характера во второй половине дня (1 класс в рамках ФГОС).

4. Проводится профилактика заболеваний опорно-двигательной системы на занятиях физической культуры , в тренажерном зале

6. В школе действуют совместные планы работы с ГРБГР г.Похвистнево , в которых отражены графики профилактических осмотров учащихся, прививок и диспансеризации учащихся.

7. Большое внимание в школе уделяется формированию у учащихся понятий о здоровом образе жизни, регулярно проводятся беседы врача, лекции, классные часы по профилактике табакокурения и наркомании.

8. Контроль за соблюдением норм дозировки домашних заданий.

9. В школе организованы и функционируют кружки и спортивные секции на развитие мелкой моторики и двигательной активности детей ( баскетбол, футбол)

10. Традиционными стали в школе дни здоровья.

1. .Ежегодно проводится мониторинг физической подготовленности.по физической культуре

2. В школе ежедневно силами ученического актива 1-11 классв до уроков проводится утренняя зарядка , во время уроков учителя проводят физкультминутки и зарядку для глаз. Соблюдается режим проветривания.

1. Учителя- предметники учителей имеются рекомендации-памятки использования здоровьесберегающих технологий на уроках. В целях сохранения физического и психического здоровья учащихся учителя школы используют на уроках разнообразные, постоянно сменяющиеся друг друга виды деятельности; используют методики, способствующие созданию на уроках проблемных ситуаций и предотвращению психологического, эмоционального и умственного переутомления учащихся.

2. В целях повышения культуры родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся на родительских собраниях проводятся беседы по гигиене, режиме дня школьников, правильном и здоровом питании, о вреде употребления алкогольных напитков, наркотиков, табакокурения. Проведённые беседы дают положительные результаты.

3. В целях повышения культуры учащихся в школе классными руководителями, в рамках воспитательной работы с классом, проводится цикл лекций о гигиене и правильном питании, здоровьеформировании.

4. Для защиты обучающихся от перегрузок, сохранения их физического и психического здоровья в течение учебного года проводится психолого-педагогический мониторинг, который рассматривается как форма организации сбора, хранения, обработки и распространения полученной информации о деятельности образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием дальнейшего развития.

5. Разработаны памятки для учителей и родителей по здоровьесбережению.







© 2010-2022