- Преподавателю
- Другое
- Методика подготовки бизнес - плана
Методика подготовки бизнес - плана
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Безрукова О.А. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1. Методика подготовки бизнес-плана.
Бизнес-план имеет важное значение в деятельности предприятия и выполняет следующие функции:
1) обоснование бизнеса помогает получить реальный баланс между наличием, потребностями и возможностями фирмы;
2) элемент стратегического планирования и средство контроля;
3) средство получения необходимых инвестиций;
4) процесс планирования и элемент внутрифирменного управления;
5) реклама для предлагаемого бизнеса;
6) документ, страхующий успех;
7) инструмент самообучения;
8) возможность осуществления благотворительной деятельности.
Подготовка бизнес-плана осуществляется по следующим разделам:
Раздел 1. Цели и задачи
Ключевой вопрос: каковы цели и задачи бизнеса и бизнес-плана?
Ключевые моменты:
1) получение прибыли в конкретной сумме с учетом распределения ее во времени; при этом необходимо учитывать, что сумма прибыли должна быть значительно выше той, которая может быть получена от размещения капитала в банке. Задача - расчет прибыли;
2) социальные цели и задачи - преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки; улучшение психологического климата, создание новых духовных и культурных ценностей; сохранение предприятия, создание новых рабочих мест; развитие международных связей;
3) повышение статуса предпринимателя (производственный, финансовый, технико-технологический, научный, образовательный и духовный потенциал);
4) особые задачи - благотворительность.
Раздел 2. Концепция бизнеса (резюме)
Ключевой вопрос: что и кто предлагает для бизнеса, где и как это будет производиться? Ключевые моменты:
1) сущность предпринимательской идеи (привязка к федеральным и муниципальным программам);
2) основные преимущества и уникальность предлагаемого бизнеса, перспективы его развития; важность его для предприятия, региона, экономики страны; возможность осуществления и участники;
3) краткая характеристика предпринимательского продукта, его отличительные особенности, свойства, показатели со ссылкой на ГОСТы;
4) пути и сроки осуществления поставленных задач;
5) затраты, необходимые инвестиции, их целесообразность и условия инвестирования, оценка предпринимательского риска (сроки возврата);
6) основные финансовые результаты; оценка экономической эффективности для инвестора и для производителя; прогноз социальной и экологической эффективности;
7) область использования результатов.
Раздел 3. Современная ситуация (конъюнктура) и краткая информация о предприятии (объекте бизнеса)
Ключевой вопрос: где находитесь сейчас и чего добились?
Ключевые моменты:
1) история возникновения идеи бизнеса;
2) основные проблемы ее реализации;
3) история возникновения и положение предприятия в системе рыночных отношений, желание его улучшить;
4) основная информация о предприятии: дата основания, место нахождения, форма собственности, организационно-правовая форма, учредители, основной вид деятельности, размер уставного капитала, лицензия, сведения о руководителе, координаты предприятия.
Раздел 4. Характеристика предмета бизнеса Ключевой вопрос: что продает предприниматель? Ключевые моменты. А) Бизнес-линия:
1) наглядные данные - модели, фотографии, опытный образец, описания и т.д.; необходимо подчеркнуть уникальность и важность для потребителя продукции, экономические преимущества для потребителя, перечень функциональных особенностей продукта;
2) особенности технологии;
3) правовая защита продукции;
4) сведения о круге потенциальных потребителей и объеме потребностей; прогноз спроса и платежеспособного спроса на товар;
5) сведения о конкурентах (объемы выпуска, сферы влияния);
6) факторы успеха бизнеса;
7) количественный анализ (финансовый выигрыш за счет низкой цены, уменьшения эксплуатационных расходов и т.д.);
8) возможные пути увеличения прибыли заказчика;
9) нематериальные выгоды (улучшение дизайна, безопасность здоровья и т.д.).
Б) Если предмет бизнеса - предприятие:
1) информация о необходимости создания его или развития, о производимой продукции (услугах);
2) пути выхода на рынок и перспективы развития; оценка возможности появления новых рынков сбыта; возможность расширения номенклатуры;
3) специфика предприятия;
4) другие производители аналогичной продукции.
Раздел 5. Анализ и оценка конъюнктуры рынка - среды для бизнеса
Ключевой вопрос: Какова оценка возможностей рынка? Ключевые моменты:
1) размеры и география рынков сбыта; проведение сегментации рынков; анализ состояния спроса и прогноз его на перспективу, указание способов его активизации; оценка и прогноз конкурентов;
2) определение сегмента предприятий по продукции и по потребителям, их местонахождение;
3) определение емкости рынков и доли предприятия в них:
• выявление существующих и потенциальных потребителей продукции;
• определение прогнозных объемов продаж в натуральном выражении всеми участниками рынка.
При этом, учитывая неопределенность рыночной ситуации, целесообразно подготовить три сценария развития: оптимистичный, пессимистичный и наиболее вероятный;
4) определение ниши предприятия в системе рыночных отношений. Эта задача решается с помощью различных методик в зависимости от размеров и сроков проекта:
• для краткосрочного малого проекта рассчитывается объем продаж с высокой степенью достоверности на основе предварительной договоренности с потенциальным покупателем;
• для долговременного крупного предпринимательского проекта определяется изменение спроса на основе предположений, оценок, прогнозов.
Раздел 6. Программа действий {организационный план) Ключевой вопрос: как будет организован бизнес? Ключевые моменты.
1) Содержание этого раздела зависит от вида предпринимательской деятельности (см. табл. 1 б-п).
Таблица 1 б-п Виды предпринимательской деятельности
№п/п
Перечень мероприятий
Стоимость (затраты)
Сроки исполнения
1
2
3
Осуществление реализации проекта (расшифровка этапов)
Закупка, хранение, транспортировка, реализация
Ресурсное обеспечение
2) Кроме того, раздел содержит следующую информацию:
• способы управления реализацией бизнес-плана;
• организационную структуру управления проектом;
• наличие команды и ее опыт;
• характеристику главных менеджеров;
• методы координации действий исполнителей;
• систему делегирования ответственности;
• источники профессиональной поддержки бизнеса: юридический, банковский, страховые компании, союзы предпринимателей и т.д.;
• правовые аспекты безопасности бизнеса;
• законодательные и нормативные акты, регулирующие бизнес.
При создании нового предприятия: необходимо учитывать:
• организационную структуру предприятия и распределение функциональных обязанностей, осуществление взаимодействия, координации и контроля деятельности служб и подразделений;
• организацию технологии производства и рабочих мест, в том числе условия труда;
• правовое обоснование деятельности предприятия (сведения о регистрации, форме собственности; законодательных ограничениях, особенностях налогообложения, патентной защите и т.д.).
Раздел 7. Маркетинговый план
Маркетинговый план - план мероприятий по достижению намеченного объема продаж и получению максимальной прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей.
Ключевой вопрос, каков комплекс маркетинга и как он приведет к успеху?
Ключевые моменты:
1) разработка маркетинговой стратегии и политики, которая включает товарную, ценовую, сбытовую и сервисную стратегию и политику;
2) планирование сбыта продукции содержит прогнозирование объема сбыта (продаж) (см. табл. 2 б-п).
Существует несколько методов прогнозирования объема продаж продукции:
• методы экспертных оценок, базирующиеся на изучении и обобщении мнений руководящих работников предприятия, торговых агентов и потребителей;
• математические методы; например, в последние годы в развитых странах чаще всего используется метод Бокса - Дженкинса, заключающийся в разработке и отборе на базе компьютерной техники математической модели, наилучшим образом отражающей результаты сбыта продукции в отчетном периоде;
Прогнозируемый объем реализации продукции
Таблица 2 б-п
1-й год
2-й год
3-й год
Вид продукции,
Единица
в том числе
всего
в том числе
показатели
измерения
всего
I
II
III
IV
I
II
III
IV
Продукция А
объем производства
нат. ед.
объем реализации
нат. ед.
в том числе
на внутреннем рынке
нат. ед.
на внешнем рынке
нат. ед.
цена реализации за ед.
продукции
руб., коп.
в том числе
на внутреннем рынке
руб., коп.
на внешнем рынке (в ва-
люте)
руб., коп.
выручка от реализации
продукции
в том числе НДС
Продукция Б и т.д.
• уровневое прогнозирование - это предсказание объема продаж по трем уровням: максимальному, вероятному, минимальному;
• ситуационное прогнозирование, сущность которого заключается в том, что для каждого вида выпускаемой продукции отбирается несколько ключевых допущений, иных, чем наиболее вероятная ситуация. В качестве допущений может быть принят не только самый худший вариант, но и случайный. На основе прогнозов разрабатывается ситуационный план, который предписывает, что должен делать каждый сотрудник в той или иной ситуации и каких последствий следует ожидать. Ситуационное планирование позволяет предприятию быстро действовать в неблагоприятной ситуации и подготовиться к неожиданностям.
Общий прогноз объема продаж подразделяется на прогнозы по конкретным видам продукции, по районам сбыта, по каналам сбыта:
• установление предельного ценового показателя, ниже которого цена не должна опускаться. Определяется он издержками производства и той минимальной прибылью, неполучение которой делает продажу продукции бессмысленной;
• установление объективной цены продажи определенного изделия, которая базируется на установившейся средней цене данного или аналогичного изделия со качественными средними характеристиками. Для ее определения целесообразно составить конкурентный лист
• формирование портфеля заказов предприятия. Портфель заказов - это количество продукции в ассортименте, которое должно быть произведено за определенное время и продано покупателям на основе договоров (или контрактов).
Для формирования портфеля заказов на предприятии используется следующая информация:
• данные о производственных мощностях и загрузке оборудования;
• транзитные и заказные нормы продукции;
• количество потребителей;
• обеспеченность производства сырьем, материалами и комплектующими изделиями.
Раздел 8. План производства
Ключевой вопрос: каков технико-экономический уровень производства?
Ключевые моменты.
1) Описание производственного процесса:
• тип и способ производства;
• технология;
• основные стадии производственного процесса;
• рациональность технологической схемы;
• оценка гибкости производства;
• экономичность производственной схемы;
• применение новых разработок и результатов исследований в производстве (know-how);
• структура производственного процесса по трудоемкости (см. табл. 3 б-п).
Таблица 3 б-п Структура производственного процесса по трудоемкости
Наименование продукции
Вид работ, %
механическая обработка
сварка
сборка
и т.д.
• описание операций, поручаемых субподрядчику кооперируемой организации.
Если объектом бизнеса является предприятие, то раздел начинается с описания технологических переделов производства. 2) Планирование объема производства продукции (табл. 4 б-п).
Таблица 4 б-п Производственная программа
(в натуральных единицах измерения)
Вид
Продукции
(номенклатурный разрез)
Единицы
измерения
Объем производства по периодам
2010
2011
2012
I
II
III
IV
I
II
III
IV
Прогноз объема производства продукции осуществляется на основе сопоставления результатов маркетинговых исследований с производственными возможностями предприятия. Расчет производится по вариантам оптимального, пессимистичного и наиболее вероятного сценария развития ситуации.
3) Обеспечение контроля качества; обеспечение экологической чистоты производства и безопасности жизнедеятельности; описание системы охраны окружающей среды.
4) Утилизация отходов.
5) Стандартизация производства.
6) Калькулирование себестоимости продукции.
Раздел 9. Ресурсное обеспечение проекта
Ключевой вопрос: каковы издержки производства?
Ключевые моменты.
Описание видов и расчет объемов ресурсов, источников и способов их удовлетворения. Так как различают материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы, следовательно, выделены соответствующие подразделы.
1) Потребность в производственных помещениях: - потребность в земельных участках;
• собственность: собственные или арендованные;
• необходимость ремонта, реконструкции, строительства; •• местоположение;
• площадь;
• сроки пользования;
• обеспеченность и дополнительная потребность;
• необходимые инвестиции;
• амортизация, эксплуатационные расходы (освещение, отопление).
2) Потребность в дополнительном оборудовании и материальных ресурсах с указанием основных поставщиков, их репутации:
• технико-экономическая характеристика наличного оборудования, потребность в его модернизации и техническом перевооружении;
• определение дополнительной потребности в оборудовании;
• необходимые инвестиции (см. табл. 5 б-п).
Таблица 5 б-п
Определение потребности в инвестициях на приобретение оборудования
№
п/п
Наименование оборудования, технических средств
Тип
или
модель
Завод-
Изготови
тель
Срок
поставки
Стоимость
оборудования
Потребность
в инвестициях
• амортизация и эксплуатационные расходы на содержание оборудования (электроэнергия, вспомогательные материалы, ремонтный фонд).
3) Потребность в материальных ресурсах. Отмечается репутация фирм-поставщиков и опыт работы с ними. Местоположение основных поставщиков.
4) Кадровое обеспечение: составление проекта штатного расписания, расчет необходимой численности рабочих; указывается система стимулирования труда и планируемая сумма средней заработной платы по категориям персонала. Рассчитывается потребность в средствах на оплату труда определяются источники удовлетворения этой потребности; планируются средства на проведение проф. ориентационной работы; обучение и переподготовку кадров.
Раздел 10. Финансовый план и финансовая стратегия Расчет проводится по трем вариантам:
1) оптимистическому;
2) пессимистическому;
3) наиболее вероятному.
Ключевой вопрос: каковы потребности в инвестициях, источники их покрытия и обеспечение финансовой устойчивости предприятие?
2. Организационно-финансовый механизм бизнес - планирования.
Организационно-финансовый механизм бизнес - планирования заключается в оценке следующих ключевых моментов.
1) Расчет чистой прогнозной прибыли, которую принесет предпринимательская деятельность (см. табл. 1 б-п).
2) Оценка суммы денежных средств, требуемых вложить в развитие предпринимательской деятельности (см. табл. 2 б-п).
3) Проверка синхронности денежных расходов и поступлений. Проверка платежеспособности предприятия - способности своевременно погашать обязательства перед инвесторами и кредиторами
Проверка платежеспособности предприятия - способности своевременно погашать обязательства перед инвесторами и кредиторами (см. табл. 3 б-п).
Таблица 1 б-п
Расчет чистой прогнозной прибыли
№ п/п
Наименование показателей
1-й год
2-й год
3-й год
всего
в том числе по кварталам
всего
в том числе по кварталам
I
II
III
IV
I
II
III
IV
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
//
12
13
1
2
3
4
5
6
7.1
Выручка от реализации без НДС - раздел 8
Затраты на производство - раздел 9 Валовая прибыль
Коммерческие расходы
Расходы на содержание аппарата управления
Прибыль до выплаты налогов и процентов
Налоги, подлежащие включению в себестоимость - всего
в том числе: налог на пользователей автодорог плата за землю
налог с владельцев автотранспортных средств
Окончание табл. 11б-п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
7.2
Налоги, выплачиваемые за счет прибыли -
всего
в том числе:
налог на имущество
налог на медицинское оборудование
муниципальные налоги
налог на прибыль
•
8
Проценты по кредитам
9
Прочие платежи
10
Балансовая прибыль
11
Налог на прибыль
12
Чистая прибыль
Распределение чистой прибыли:
дивиденты по акциям
фонд потребления
фонд накопления
13
Перераспределенная прибыль
Таблица 2 б-п
Баланс денежных расходов и поступлений
№ п/п
Наименование статьи
1-й год
2-й год
3-й год
всего
в том числе по кварталам
всего
в том числе по кварталам
I
II
III
IV
I
II
III
IV
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1
2
3
Денежные средства в наличии на начало периода
Поступления денежных средств - всего в том числе: выручка от реализации ссуды, кредиты и пр. прочие поступления
Текущие денежные платежи на сторону - всего в том числе: покупка сырья, материалов и т.п. заработная плата платные услуги арендная плата процент за кредит
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
реклама, аудит, консультации, представительские расходы
общепроизводственные и общехозяйственные расходы
страховые платежи
прочие расходы
•
4
Прочие денежные платежи на сторону -
всего
в том числе: покупка оборудования выплата основных сумм по кредиту резервы
прочие расходы по организации деятельности доход инвесторов (гарантированный)
5
Всего денежных платежей на сторону
(стр. 3 + стр. 4)
6
Остаток денежных средств на конец периода (стр. 1 + стр. 2 - стр. 5)
План движения дисконтированных денежных потоков
Таблица 3 б-п
Наименование показателей
1-й год
2-й год
3-й год
всего
в том числе по кварталам
всего
в том числе по кварталам
I
II
III
IV
I
II
III
IV
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Чистый денежный поток - всего
в том числе:
чистая прибыль
амортизация
инвестиционный кредит
инвестиционные издержки
прирост оборотного капитала
процент за кредит
возврат инвестиционного кредита гарантированный доход инвестора
остаток наличности на начало периода
накопленная денежная наличность на конец периода
коэффициент текущей (дисконтированной) стоимости:
ставка рефинансирования
коэффициент инфляции
Поправка на риск (14%)
текущая (дисконтированная) стоимость денежных потоков
остаточная стоимость денежных потоков за пределами планируемого периода
текущая (дисконтированная) остаточная стоимость за пределами планируемого потока
чистая текущая (дисконтированная) стоимость NPV
коэффициент внутренней нормы прибыли IRR
4) Оценка уровня безубыточности бизнеса и пути его достижения.
Целью анализа безубыточности является определение объема продаж, при котором предприятие покроет свои расходы, не имея прибыли и убытков (табл. 4 б-п).
Таблица 4 б-п Расчет безубыточности и запаса финансовой прочности
№ п/п
Наименование показателя
Годы
1
2
3
4
5
Объем продаж
Условно-постоянные расходы (УПР)
Удельный вес переменных расходов в объеме продаж Точка безубыточности
Запас финансовой прочности
5) Составление прогнозного баланса предприятия на начало и конец каждого планируемого года, что позволяет оценить динамику изменения активов и выявить источники этой динамики.
На основании прогнозного баланса производится анализ финансового состояния предприятия (см. табл. 5 б-п).
6) Определение потенциальных источников финансирования бизнеса и сферы вложения инвестиций, для чего описывается стратегия финансирования и план получения средств: сколько, откуда, когда, каков доход? Дается перечень имущества, которое может быть представлено под обеспечение кредита (или иные гарантии инвесторам). Составляется график погашения кредита и выплаты процентов.
Прогнозный баланс
Таблица 5 б-п
Активы
Годы
Пассивы
Годы
Оборотные активы - всего в том числе: денежные средства ценные бумаги дебиторская задолженность товарные и производственные запасы НЗП прочие Внеоборотные активы - всего в том числе: здания, сооружения, оборудование капитальные вложения долгосрочные финансовые вложения прочие
Оборотные пассивы - всего в том числе: кредиты и займы задолженность по оплате труда кредиторская задолженность Основные пассивы - всего
в том числе: акционерный капитал нераспределенная прибыль долгосрочные заемные средства средства в расчетах (кредиторская задолженность) прочие
Всего абсолютных активов
Всего абсолютных пассивов
3. Разработать бизнес - план по данным Вашего предприятия.
4. Выручка от реализации компании А в январе составила 52 млн.руб., в последующие месяцы ожидается ее прирост с темпом 1,1% в месяц. Оплата за поставленную клиентам продукцию осуществляется на следующих условиях: 80% месячного объёма реализации составляет выручка за наличный расчет; 10% продаётся в кредит с оплатой в течении месяца и представляемой клиентам скидкой в размере 1,3%; оставшаяся часть продукции оплачивается в течении двух месяцев, при этом 1,5% этой суммы составляют безнадёжные долги.
Рассчитайте величину денежных поступлений в мае.
Решение
1.Величина денежных поступлений по месяцам:
февраль 52 * 1,011= 52,572 млн.руб.
март 52,572 *1,011= 53,15 млн.руб.
апрель 53,15 *1,011= 53,73 млн.руб.
май 53,73 *1,011= 54,32 млн.руб.
2. Величина денежных поступлений в мае
54,32*0,8 +0,1*53,73 - 0,013*5,373+0,1*53,15 - 0,015*5,315 = 43,46+5,373 - 0,07+5,315 - 0,08 = 53,998 (млн.руб.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Бизнес-планирование: Учебник/ Под редакцией В. М. Попова и С. И.Ляпунова - М.: Финансы и статистика, 2010-672с.
-
Бизнес-планирование. Методические материалы- второе издание .1 Под редакцией Р. Маниловского - М.: Финансы и статистика 2007- 160с.
-
Бизнес- план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Учебное пособие -5 издание. перераб. и доп. /Под редакцией В.М. Попова- М.: «Финансы и статистика,» 2008- 432с.
-
Бринк И.Ю.,Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика./ Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов- на- Дону: Феникс. 2009- 384с.
-
Буров ВЛ. Морошкин АК, Новиков О.К Бизнес-план Методика составления. Реальный пример- М: Из-во ЦППКК АП- отраслевая библиотека «Технический прогресс и повышение квалификации кадров в авиационной промышленности», 2007- 88с.
-
Гарбунов А. Оффшорный бизнес и создание кампаний за рубежом.-М., 2004.
-
Сереев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций.-М.: Финансы и статистика., 2008.
-
Карпов В. Иностранные инвестиции. Совместные предприятия и иностранные юридические лица. - М.: Экономика и финансы совместно с ИИФ «Триада», 2007.
-
Черняк В. 3., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес- планирование Учебно-практическое пособие- М,: Издательство РДЛ.2009- 272 с.
10