Методический материал для педагогов Критерии педагогического мастерства

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический материал для педагогов Критерии педагогического мастерстваКритерии педагогического мастерства

Зиновьева Н.В., методист

МАУ ДОД ДДТ «Маленький принц»

Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами - детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несёт большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя, к которому предъявляются разные требования в зависимости от времени.

Каковы же критерии педагогического мастерства в наше время? Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в высоком качестве успеваемости школьников, в их интересе к предмету. Педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Он может предугадывать ход педагогического процесса, возможные осложнения, обладать педагогическим чутьем. Для педагога очень важно анализировать, опираясь не только на логические построения, но и отождествлять себя с учеником, встать на его позицию, разделять его интересы и заботы, радости и огорчения. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Основная парадигма работы учителя гласит: «Главное - дать каждому ученику возможность реализовать свои способности, создать для него комфортные условия, сформировать ситуацию успеха, использовать при обучении личностно ориентированные педагогические технологии».

• Учитель-мастер должен блестяще знать свой предмет и уметь научить других. Он требователен не только к своим подопечным, но в первую очередь к себе.


• Лучший учитель тот, который вызывает у учащихся интерес к своему предмету, когда ученики с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете.


• Одним из главных критериев педагогического мастерства учителя являются положительные отметки учащихся.


• Учитель-профессионал всегда будет заниматься исследовательской работой, изучением и применением новых методик и технологий.


• Настоящий профессионал никогда не остановится в самосовершенствовании, повышении своей квалификации, будет участвовать в различных профессиональных конкурсах.


• Учитель-мастер всегда будет рад поделиться своим педагогическим опытом с коллегами, помочь им методическими разработками. Ведь в мастерстве каждого учителя имеется своя специфика - то, что характерно для высокого уровня деятельности конкретного педагога, и то общее, что присуще любому мастерству педагогического труда.

Основным критерием педагогического мастерства является личность учителя, способная к педагогическому творчеству. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Педагогическая деятельность - это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянной систематической работы по самосовершенствованию.

Педагогическое мастерство учителя оценить трудно, практически невозможно выработать единые критерии, так как с точки зрения разных людей взгляд на педагогическое мастерство разный. Труд педагога тяжелый и не всегда ощутим сразу. Он проявляется через некоторое время в личностных качествах вашего ученика.

© 2010-2022