Конспект урока по теме Основные понятия фирмы

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыКонспект урока по теме Основные понятия фирмыОсновные понятия фирмы

Конспект урока по теме Основные понятия фирмы




Фирма - это организация, приобретающая факторы производства (труд, землю и капитал) и соединяющая их для создания и продажи благ и услуг с целью получения прибыли.

Факторы производства


Труд земля капитал


Фирма


Производство


В рыночной экономике производство осуществляется только тогда, когда в этом заинтересован производитель.

В чем состоит интерес владельцев фирмы?

На первый взгляд они заинтересованы в том, чтобы получить наибольшую валовую выручку (иногда ее называют валовым доходом) - количество проданного продукта, умноженное на его цену

TR = P·Q,

где TR - валовая выручка; P - цена товара; Q - количество проданного товара).

Но, в конечном счете, не вся выручка достается владельцу фирмы. Необходимо выплатить работникам и управляющим заработную плату, заплатить за сырье, электроэнергию, внести арендную плату за земельный участок, заплатить процент за кредит банка, налоги государству и т. д.

Все эти платежи, которые называются издержками производства (TC), фирма осуществляет за счет своей выручки. У нее же остается лишь остаток (выручка минус издержки, Пр = TR - TC), который называется прибылью. Таким образом, целью фирмы является получение наибольшей прибыли.

Иногда прибыль, которую фирма имеет до уплаты налогов на прибыль, называют валовой прибылью, а прибыль после уплаты налогов - чистой прибылью.


Бухгалтерские издержки и прибыль


Издержки - это затраты производителя на приобретение и использование факторов производства.

Определение издержек является очень важным для любой фирмы, т. к. от них зависит объем прибыли.

Для разных целей анализа используют следующие виды издержек.

Издержки - (ЗАТРАТЫ)


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ

Бухгалтерские издержки


Себестоимостью продукции


Бухгалтерские издержки - это стоимость израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения.

Бухгалтерские издержки обычно называют себестоимостью продукции.

Они фиксируют реально денежные затраты.

В них включаются затраты:

- на сырье, материалы, топливо,

- энергию, заработную плату рабочих и управленческого персонала, арендную плату, проценты по полученным ссудам и т. п.

Важной статьей бухгалтерских издержек является амортизация основного капитала.

Капитал - один из факторов производства в любом производстве. Составной частью капитала выступают здания и сооружения, машины и оборудование, при помощи которых создается продукция данной фирмы.

Эта часть капитала называется основным капиталом. Как здания, так и оборудование подвержены изнашиванию, поэтому срок их жизни ограничен. Здания могут использоваться в производстве в течение ряда десятилетий, а оборудование - от нескольких лет до десятилетий.

При этом помимо физического износа оборудование и техника подвержены еще и моральному износу - уменьшению полезности данного оборудования в результате создания аналогичного с улучшенными свойствами. (Примером такого износа может служить устаревание компьютерной техники.)

Таким образом, бухгалтер фирмы должен учитывать этот износ основного капитала и регулярно включать в издержки фирмы отчисления в счет износа (амортизации) основного капитала. Эта часть издержек получила название амортизационных отчислений, а сокращенно - амортизации.

Вычтя из общей выручки фирмы сумму бухгалтерских издержек, можно установить величину бухгалтерской прибыли.

Иногда затраты делят на: обратимые и необратимые.

Необратимые затраты - те затраты, которые уже были произведены и вернуть которые назад не представляется возможным, например затраты на получение лицензии. Как пример обратимых затрат можно привести колеса для автомобилей. Для сборочного производства они являются издержками, но в крайнем случае могут быть сняты с готовой продукции (машин) и возвращены поставщику либо проданы на открытом рынке.

Неявные издержки - Cумма дохода, который не получен вследствие отказа от альтернативного варианта вложения труда и капитала.

Амортизационный фонд -

Особый фонд, где аккумулируются производимые в течение срока службы объектов амортизационные отчисления

Экономические издержки и прибыль - это оплата расходов на приобретение товарно - материальных ценностей, или доходы поставщика, или внутренние издержки.

Издержки

внешние издержки

внутренние издержки

Затраты напрямую связаны с изготовлением продукции

(Переменные издержки)

Затраты не связанные с выпуском продукции

(Постоянные издержки)

Прибавляя неявные издержки к явным (бухгалтерским), вы получаете экономические издержки.

Экономические издержки также называют альтернативными издержками, или издержками отвергнутых возможностей (что указывает на то, что предприниматель отверг альтернативные варианты вложения ресурсов).

Экономическую прибыль можно исчислить следующим способом. Из бухгалтерской прибыли следует вычесть неявные издержки, т. е. величину того дохода, который вы получили бы при отвергнутом вами лучшем альтернативном варианте вложения средств.

Если экономическая прибыль нулевая или меньше нуля, предприятие становится нецелесообразным.





Краткосрочный период и долгосрочный период


В производстве продукта используются различные ресурсы - труд, земля, капитал. При этом в течение определенного периода времени величина одних ресурсов может быть изменена, а других - остается неизменной. В связи с этим принято различать краткосрочный и долгосрочный периоды.

Краткосрочный период - интервал времени, в течение которого величина одних факторов производства может изменяться, а размеры других остаются фиксированными.

Долгосрочный период - интервал времени, в течение которого величины всех факторов производства подвержены изменению.

Так, в течение того или иного периода времени фирма функционирует в условиях, когда она, используя неизменный объем капитала (производственные площади, станочный парк), может варьировать количество рабочих в зависимости от производственной необходимости. При этом продолжительность краткосрочного периода не связана жестко с какими-то временными рамками (месяц, квартал, полгода и т. д.). Она существенно различается в отдельных отраслях. Так, требуется несколько лет, чтобы построить новый автомобильный завод и оснастить его оборудованием. Вместе с тем можно в очень короткий срок увеличить пропускную способность столовой, поставив дополнительные столики, да и новую столовую построить можно довольно быстро. Следовательно, в автомобильной промышленности краткосрочный период значительно продолжительнее, чем в общественном питании.

В краткосрочном периоде действует закон убывающей отдачи факторов производства, который состоит в том, что начиная с определенного момента последовательное приращение переменного ресурса (например, труда) к неизменному количеству постоянного ресурса (например, капитала) приводит к снижению предельной производительности переменного ресурса.

Это можно проиллюстрировать на примере станка и рабочих. Один токарь, работая на станке, при появлении напарника будет работать на станке более эффективно. При необходимости за одним станком могут работать и три человека в три смены. Но уже четвертый рабочий практически ничего к производимой продукции не добавит.



Виды издержек: постоянные и переменные издержки


Как мы уже знаем, общие издержки - это издержки, связанные с выпуском всей продукции фирмы.

В краткосрочном периоде общие издержки делятся на:

общие издержки

общие переменные

общие постоянные

Существуют такие виды издержек, которые фирма несет даже в том случае, если продукция вообще не выпускается, их величина не находится в зависимости от выпуска продукции. Она является фиксированной.

Так, если фирма арендовала производственное помещение, то она должна вносить установленную арендную плату независимо от того, в каком объеме выпускается продукция, и даже в том случае, если она вообще не выпускается. То же самое относится и к сумме процентов по ссуде, полученной в банке. Постоянные издержки включают и амортизационные отчисления по износу основного капитала.

Общие постоянные издержки - это та часть общих издержек фирмы, которая не зависит от объема производимой продукции. Значительная часть издержек находится в прямой функциональной зависимости от объема выпускаемой продукции. Это затраты на сырье, материалы, топливо и энергию для технологических целей, заработную плату рабочих. Например, чем больше изделий выпускает швейная фабрика, тем больше ее затраты на ткани, пуговицы, нитки и т. д.

Общие переменные издержки- это часть общих издержек фирмы, величина которых находится в прямой зависимости от выпуска продукции:

TC = TFC + TVC.

Эффект масштаба производства


Фирмы отличаются друг от друга своей производственной мощностью, т. е. они ориентированы на выпуск различных объемов продукции.

Наряду с достаточно крупными фирмами, насчитывающими десятки тысяч работников, существуют средние по размеру, мелкие и мельчайшие фирмы.

Фирма может состоять и из одного работника или из членов одной семьи.

Каждая действующая фирма, как мы уже знаем, стремится выпускать продукцию в таком объеме, когда средние издержки минимальны.

Но в краткосрочном периоде фирма ограничена существующей производственной мощностью, прежде всего величиной своего капитала. Между тем на предприятиях различной производственной мощности, действующих в рамках одной и той же отрасли, объемы выпуска продукта, при которых минимизируются средние издержки, различны, т. е. каждая фирма имеет свою кривую средних издержек. Она может выбирать оптимальный выпуск продукции в рамках своей кривой средних издержек.

Любая фирма исходит из того, что в долгосрочном периоде она может неограниченно изменять свою производственную мощность. Планируя свою деятельность, фирма моделирует кривые средних издержек при различных вариантах производственной мощности. Это позволяет установить такой объем продукции, при котором средние издержки окажутся минимальными, и, следовательно, выбрать такой вариант производственной мощности, который позволит минимизировать средние издержки.

Существуют различные эффекты масштаба производства: положительный, отрицательный и неизменный.

Иногда рост общих издержек отстает от роста выпуска продукта. В результате возникает положительный эффект масштаба производства.

Положительный эффект масштаба производства заключается в сокращении средних издержек с увеличением масштабов производства.

Если рост общих издержек опережает рост выпуска продукта, то возникает отрицательный эффект масштаба производства.

Отрицательный эффект масштаба производства заключается в увеличении средних издержек с увеличением масштаба производства.

Если рост общих издержек равен росту выпуска продукции, то наблюдается неизменный эффект масштаба производства.

Неизменный эффект масштаба производства заключается в том, что при изменении масштаба производства величина средних издержек не изменяется.

Тот или иной вид эффекта масштаба производства обусловливает размеры минимально эффективного размера предприятия.

Минимально эффективный размер предприятия - это такой его размер, при котором объем производства позволяет минимизировать средние издержки.

Причины возникновения положительного эффекта от масштаба


Какие факторы определяют положительный эффект масштаба производства?

Во-первых, специализация, позволяющая отдельные производственные операции выполнять на различных видах специализированного оборудования, часто в специализированных подразделениях, силами рабочих, обладающих узкой профессией, но добившихся высокой степени профессионализма. Важную роль играет и специализация управленческого персонала. Например, в мелких фирмах обычно сам предприниматель разрабатывает стратегию развития фирмы, исследует издержки, осуществляет текущее оперативное планирование и т. д. В более крупных фирмах он уже нанимает экономиста для выполнения этих функций, а в еще более крупных имеются экономические отделы. Затраты, связанные с содержанием управленческого персонала, в крупных фирмах обычно окупаются повышением эффективности производства и конкурентоспособности продукции.

Во-вторых, положительный эффект масштаба производства достигается благодаря возможности использования высокопроизводительного и дорогостоящего оборудования, которое эффективно используется только при полной загрузке и новейших технологиях. В этом случае снижаются издержки, связанные с эксплуатацией оборудования, т. к. в расчете на единицу продукции цена высокопроизводительного оборудования, как правило, ниже, чем низкопроизводительного.

В-третьих, крупные фирмы обладают существенными преимуществами на рынке. В отличие от мелких фирм покупку сырья и продажу продукции они осуществляют крупными партиями, что связано с меньшими средними издержками. Крупные фирмы также значительно расширяют границы рынка своей продукции, они часто реализуют ее не только на национальном, но и на мировом рынке.

В-четвертых, как правило, крупные фирмы имеют преимущества при получении банковских ссуд, которые предоставляются им под более низкие ставки процента, чем мелким фирмам, т. к. они обычно имеют репутацию надежных заемщиков.

Основные причины неэффективности очень крупных фирм


Вместе с тем при определенных размерах выпуска продукции положительный эффект масштаба производства сменяется отрицательным. Чем это объяснить?

Прежде всего - чрезмерной сложностью управления крупной фирмой. Структура управления чрезмерно усложняется и, как следствие этого, бюрократизируется. Информация, поступающая от одного органа управления к другому, искажается, возникает так называемый "информационный шум". Между руководителями и непосредственными исполнителями находится слишком много "этажей" управления. В результате этого менеджеры запаздывают с принятием решений, не всегда имеют достоверное представление о работе фирмы. Крупная фирма, как говорят американцы, подчас достигает стадии "неповоротливого бегемота", когда она перестает приносить соразмерные прибыли, а то и начинает нести убытки.

Также надо иметь в виду, что в крупной фирме ослабляются стимулы проявления инициативы работниками. Отсутствует наглядная связь между результатами работы отдельного сотрудника и фирмы в целом. Действительно, если вы работаете в маленькой фирме с несколькими работниками, с каждым из которых вы лично знакомы, то ясно себе представляете, в какой степени успех фирмы зависит от вас лично. В крупной фирме у работников это чувство чаще может отсутствовать.



© 2010-2022