Программа учебной дисциплины Экология для профессии Автомеханик

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

«Ульканский межотраслевой техникум»









УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора ГБПОУ «УМТ»

№ ___ от «___» ___________ 2015 г.










Программа учебной дисциплины

ОУД.17 «Экология»




















п. Улькан, 2015

Программа учебной дисциплины «Экология» разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих 23.01.03 Автомеханик на основе: Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций, авторы: П.М. Скворцов, доцент кафедры методики обучения биологии Московского института открытого образования, к. п. н., доцент, почётный работник общего образования РФ; Е.В. Титов профессор кафедры естествознания Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, д. п. н., к. биолог. н., доцент; Е.В. Колесова, доцент кафедры экологического образования и устойчивого развития Московский институт открытого образования, председатель центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по экологии, эксперт Института устойчивого развития Общественной Палаты РФ, к. п. н.; Я.В. Скворцова, преподаватель высшей педагогической категории ГБОУ среднего профессионального образования г. Москвы "Медицинский колледж № 2" (одобрена Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендована для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, Протокол № 2 от 26.03. 2015 г.)

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульканский межотраслевой техникум»

Разработчик:

Лосева Наталья Анатольевна, преподаватель ВКК

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии

«Общеобразовательный цикл» Протокол № 1 от «31» августа 2015 г.

Рецензент:

(от работодателя)

МОУ «Ульканская СОШ № 2» зам. директора по УВР Е.П. Шуберт

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, подпись)






СОДЕРЖАНИЕ



стр.


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины


10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


12


  1. паспорт ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

Экология

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 23.01.03 Автомеханик

Программа учебной дисциплины «Экология» разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

  • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

  • объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества, умение;

  • умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

  • готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники

информации;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

метапредметных:

  • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей среды;

  • применение основных методов познания (описание, наблюдение, эксперимент) для изучения различных проявлений антропогенного

воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

  • умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать её достоверность для достижения поставленных целей и задач;

предметных:

  • сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек- общество-природа»;

  • сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

  • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

  • владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах со-

хранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

  • сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

  • сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 36 часа;

самостоятельная работа студента 18 часов.

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет: по профессиям СПО технического профиля профессионального образования - 54 час. Из них: аудиторная (обязательная) нагрузка студентов, включая практические занятия, -36 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов -18 час.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

вид учебной работы

объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

9

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Составление кроссворда

Презентация

Сообщение

Выполнение заданий в тестовой форме

Доклад

Составление таблицы, схемы

Реферат

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

5

Введение

Содержание учебного материала





  1. Объект изучения экологии - взаимодействие живых систем.

  2. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Самостоятельной работы (1 час)

-Познакомиться с объектом изучения экологии.

-Определить роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

-Показать значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

2 +1ч.

1

I раздел. Экология как научная дисциплина


3. Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.

4. Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии.

5. Среда, окружающая человека, её специфика и состояние. Понятие «загрязнение среды».

6. Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Экологические факторы и их влияние на организмы.

7. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм (демонстрация)

-Уметь выявлять общие закономерности действия

факторов среды на организм. Получить представления о популяции, экосистеме, биосфере.

-Познакомиться с предметом изучения социальной

экологии. Уметь выделять основные черты среды, окружающей человека.

-Уметь выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду.

6+3 ч.

1

8. Практическая работа № 1 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

2

Самостоятельной работы (3 часа)

Примерные темы рефератов:

  • Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

  • Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

  • Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.


1

2

3

4

5

II раздел. Среда обитания человека и экологическая безопасность

9. Среда обитания человека. Окружающая человека среда и её компоненты.

10. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда

11. Городская среда. Городская квартира и требования к её экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях.

12. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.

13. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе.

14. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность.

15. Контроль качества строительства.

16. Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности.

17. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.

18. Схема Агро экосистемы (демонстрация)

-Овладеть знаниями об особенностях среды обитания

человека и её основных компонентов. Уметь формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорта» среды обитания человека, получаемых из разных источников, включая рекламу

-Знать основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.

-Познакомиться с характеристиками городской квартиры как основного экотопа современного человека.

-Уметь определять экологические параметры современного человеческого жилища

-Знать экологические требования к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и не-

жилых помещений, автомобильных дорог в условиях города.

-Знать основные экологические характеристики среды

обитания человека в условиях сельской местности.

12+6 ч.

1


19. Практическая работа № 2 Описание жилища человека как искусственной экосистемы.

2

20. Практическая работа № 3 Описание жилища человека как искусственной экосистемы.

2

Самостоятельной работы (6 часов)

Примерные темы рефератов:

  • Возобновимые и невозобновимые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.

  • Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.

  • История и развитие концепции устойчивого развития

  • Окружающая человека среда и её компоненты: различные взгляды на одну проблему.

  • Основные экологические приоритеты современного мира.

  • Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.


III раздел. Концепция устойчивого развития Возникновение концепции устойчивого развития.


21. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие».

22. Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

23. Культурный способ устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние.

24. Экологический способ устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние.

25. Экологические след и индекс человеческого развития. Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала. Индекс «живой планеты» (демонстрация)

-Знать основные положения концепции устойчивого

развития и причины её возникновения.

-Уметь формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»

Знать основные способы решения

экологических

проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

Уметь различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Уметь вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде.

8+4 ч.

1

26. Практическая работа № 4 Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

27. Практическая работа № 5 Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

2

28. Практическая работа № 6 Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

Самостоятельной работы (4 часа)

Примерные темы рефератов:

  • Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.

  • Популяция как экологическая единица.

  • Причины возникновения экологических проблем в городе.

  • Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.

  • Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).

IV раздел Охрана природы

29. Природоохранная деятельность. Типы организаций, способствующих охране природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации.

30. Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана лесных ресурсов в России.

31. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов). Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Особо охраняемые природные территории России (демонстрации)

-Знать историю охраны природы в России и основные

типы организаций, способствующих охране природы.

-Уметь определять состояние экологической ситуации своей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу.

-Уметь пользоваться основными методами научного

познания: описанием, измерением, наблюдением для оценки состояния окружающей среды и потребности её в охране.

8 + 4 ч.

1










2

2

2

32. Практическая работа № 7 Сравнительное описание естественных природных систем и Агро экосистемы.

33. Практическая работа № 8 Сравнительное описание естественных природных систем и Агро экосистемы.

34. Практическая работа № 9 Сравнительное описание естественных природных систем и Агро экосистемы

35. Контрольный урок по 1-2 разделу

36. Контрольный урок по 3-4 разделу

Самостоятельной работы (4 часа)

Примерные темы рефератов:

  • Проблемы почвенной эрозии и способы её решения в России.

  • Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.

  • Система контроля экологической безопасности в России.

  • Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.

  • Среда обитания и среды жизни: сходства и различия.

  • Структура экологической системы.

  • Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.

  • Твёрдые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.

  • Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.



ИТОГО

36+18 ч



3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики».

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- рабочая доска

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по экологии, биологии, создавать презентации, видео- материалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экология» входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему и др.);

• информационно-коммуникационные средства;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Экология», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и др. по разным

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экология» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет, (электронные книги, практикумы, тесты и др.) вопросам экологии, в том числе в рамках концепции устойчивого развития.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Валова В.Д. Экология. - М.: 2012

Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. - М.: издательский центр «Академия», 2013

Основы экологического мониторинга. - Краснодар, 2012, электронный доступ к учебнику: ecologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000017/index.shtml

Дополнительные источники:

Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. - М.: 2013

Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. - Ростов н/Д, 2010

Экология Москвы и устойчивое развитие / Под ред Г.А. Ягодина. - М.: 2011

Ресурсы Интернет

ecologysite.ru/ - каталог экологических сайтов ecoculture.ru/ - сайт экологического просвещения

ecocommunity.ru/ - информационный сайт, освещающий проблемы экологии России

ggf.bsu.edu.ru/ElBook/Ekologia/start.htm/ - электронный учебник по общей экологии

ecocommunity.ru/ - все об экологии

ekolog.org/books/3/ -эколог

ecopri.ru/ - журнал принципы экологии

de.dstu.edu.ru/CDOCourses/29.10.2015open/612/612/index.html - ЭУМК

biodat.ru/ - BioDat: научно-образовательный проект по экологии

cito-web.yspu.org/link1/metod/met78/met78.html/ - лабораторные работы по экологии: Учебно-методическое пособие

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/ - интерактивные задачи по биологии и экологии.

lib.ssga.ru/fulltext/umk/auumk/ecology/content.htm/

de.dstu.edu.ru/CDOCourses/08.09.2015open/612/612/lections_Экология.htm/

ekologyprom.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-disczipline-lekologiyar.html/

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, а также сдачи дифференцированного зачета.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и

оценки результатов обучения

предметных:

  • сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек- общество-природа»;

  • сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

  • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

  • владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

  • сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

  • сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

оценка результата выполнения практических работ №1-9

Сдача ДЗ в конце курса обучения (выполнение заданий КИМ)

Выполнение реферативных работ и презентаций о

проблемах экологии.

Выполнение индивидуальных проектов по заданной тематике

метапредметных

  • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей среды;

  • применение основных методов познания (описание, наблюдение, эксперимент) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

  • умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать её достоверность для достижения поставленных целей и задач;

оценка результата выполнения практических работ №1-9

Контрольная работа за год по разделам 1-4;

личностных:

  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

  • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

  • объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества, умение;

  • умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

  • готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

Защита проектов на СНО, участие в предметных олимпиадах, мероприятиях техникума

Формы контроля обучения:

- самостоятельная работа;

- практические задания;

- контрольные работы.

Формы оценки

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка


© 2010-2022