- Преподавателю
- Другое
- Программа учебной дисциплины Экология для профессии Автомеханик
Программа учебной дисциплины Экология для профессии Автомеханик
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лосева Н.А. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Ульканский межотраслевой техникум»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора ГБПОУ «УМТ»
№ ___ от «___» ___________ 2015 г.
Программа учебной дисциплины
ОУД.17 «Экология»
п. Улькан, 2015
Программа учебной дисциплины «Экология» разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих 23.01.03 Автомеханик на основе: Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций, авторы: П.М. Скворцов, доцент кафедры методики обучения биологии Московского института открытого образования, к. п. н., доцент, почётный работник общего образования РФ; Е.В. Титов профессор кафедры естествознания Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, д. п. н., к. биолог. н., доцент; Е.В. Колесова, доцент кафедры экологического образования и устойчивого развития Московский институт открытого образования, председатель центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по экологии, эксперт Института устойчивого развития Общественной Палаты РФ, к. п. н.; Я.В. Скворцова, преподаватель высшей педагогической категории ГБОУ среднего профессионального образования г. Москвы "Медицинский колледж № 2" (одобрена Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендована для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, Протокол № 2 от 26.03. 2015 г.)
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульканский межотраслевой техникум»
Разработчик:
Лосева Наталья Анатольевна, преподаватель ВКК
Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии
«Общеобразовательный цикл» Протокол № 1 от «31» августа 2015 г.
Рецензент:
(от работодателя)
МОУ «Ульканская СОШ № 2» зам. директора по УВР Е.П. Шуберт
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации программы учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
-
паспорт ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
Экология
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 23.01.03 Автомеханик
Программа учебной дисциплины «Экология» разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
-
устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
-
готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
-
объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества, умение;
-
умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
-
готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники
информации;
-
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
-
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
метапредметных:
-
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей среды;
-
применение основных методов познания (описание, наблюдение, эксперимент) для изучения различных проявлений антропогенного
воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
-
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
-
умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать её достоверность для достижения поставленных целей и задач;
предметных:
-
сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек- общество-природа»;
-
сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
-
владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
-
владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах со-
хранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
-
сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
-
сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 36 часа;
самостоятельная работа студента 18 часов.
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет: по профессиям СПО технического профиля профессионального образования - 54 час. Из них: аудиторная (обязательная) нагрузка студентов, включая практические занятия, -36 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов -18 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
вид учебной работы
объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
практические занятия
9
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
Составление кроссворда
Презентация
Сообщение
Выполнение заданий в тестовой форме
Доклад
Составление таблицы, схемы
Реферат
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
5
Введение
Содержание учебного материала
-
Объект изучения экологии - взаимодействие живых систем.
-
Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Самостоятельной работы (1 час)
-Познакомиться с объектом изучения экологии.
-Определить роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.
-Показать значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
2 +1ч.
1
I раздел. Экология как научная дисциплина
3. Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.
4. Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии.
5. Среда, окружающая человека, её специфика и состояние. Понятие «загрязнение среды».
6. Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Экологические факторы и их влияние на организмы.
7. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм (демонстрация)
-Уметь выявлять общие закономерности действия
факторов среды на организм. Получить представления о популяции, экосистеме, биосфере.
-Познакомиться с предметом изучения социальной
экологии. Уметь выделять основные черты среды, окружающей человека.
-Уметь выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду.
6+3 ч.
1
8. Практическая работа № 1 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.
2
Самостоятельной работы (3 часа)
Примерные темы рефератов:
-
Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
-
Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
-
Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
1
2
3
4
5
II раздел. Среда обитания человека и экологическая безопасность
9. Среда обитания человека. Окружающая человека среда и её компоненты.
10. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда
11. Городская среда. Городская квартира и требования к её экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях.
12. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.
13. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе.
14. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность.
15. Контроль качества строительства.
16. Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности.
17. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.
18. Схема Агро экосистемы (демонстрация)
-Овладеть знаниями об особенностях среды обитания
человека и её основных компонентов. Уметь формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорта» среды обитания человека, получаемых из разных источников, включая рекламу
-Знать основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.
-Познакомиться с характеристиками городской квартиры как основного экотопа современного человека.
-Уметь определять экологические параметры современного человеческого жилища
-Знать экологические требования к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и не-
жилых помещений, автомобильных дорог в условиях города.
-Знать основные экологические характеристики среды
обитания человека в условиях сельской местности.
12+6 ч.
1
19. Практическая работа № 2 Описание жилища человека как искусственной экосистемы.
2
20. Практическая работа № 3 Описание жилища человека как искусственной экосистемы.
2
Самостоятельной работы (6 часов)
Примерные темы рефератов:
-
Возобновимые и невозобновимые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.
-
Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
-
История и развитие концепции устойчивого развития
-
Окружающая человека среда и её компоненты: различные взгляды на одну проблему.
-
Основные экологические приоритеты современного мира.
-
Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.
III раздел. Концепция устойчивого развития Возникновение концепции устойчивого развития.
21. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие».
22. Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
23. Культурный способ устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние.
24. Экологический способ устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние.
25. Экологические след и индекс человеческого развития. Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала. Индекс «живой планеты» (демонстрация)
-Знать основные положения концепции устойчивого
развития и причины её возникновения.
-Уметь формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»
Знать основные способы решения
экологических
проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
Уметь различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Уметь вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде.
8+4 ч.
1
26. Практическая работа № 4 Решение экологических задач на устойчивость и развитие.
27. Практическая работа № 5 Решение экологических задач на устойчивость и развитие.
2
28. Практическая работа № 6 Решение экологических задач на устойчивость и развитие.
Самостоятельной работы (4 часа)
Примерные темы рефератов:
-
Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
-
Популяция как экологическая единица.
-
Причины возникновения экологических проблем в городе.
-
Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.
-
Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).
IV раздел Охрана природы
29. Природоохранная деятельность. Типы организаций, способствующих охране природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации.
30. Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана лесных ресурсов в России.
31. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов). Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Особо охраняемые природные территории России (демонстрации)
-Знать историю охраны природы в России и основные
типы организаций, способствующих охране природы.
-Уметь определять состояние экологической ситуации своей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу.
-Уметь пользоваться основными методами научного
познания: описанием, измерением, наблюдением для оценки состояния окружающей среды и потребности её в охране.
8 + 4 ч.
1
2
2
2
32. Практическая работа № 7 Сравнительное описание естественных природных систем и Агро экосистемы.
33. Практическая работа № 8 Сравнительное описание естественных природных систем и Агро экосистемы.
34. Практическая работа № 9 Сравнительное описание естественных природных систем и Агро экосистемы
35. Контрольный урок по 1-2 разделу
36. Контрольный урок по 3-4 разделу
Самостоятельной работы (4 часа)
Примерные темы рефератов:
-
Проблемы почвенной эрозии и способы её решения в России.
-
Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
-
Система контроля экологической безопасности в России.
-
Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
-
Среда обитания и среды жизни: сходства и различия.
-
Структура экологической системы.
-
Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
-
Твёрдые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.
-
Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.
ИТОГО
36+18 ч
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая доска
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по экологии, биологии, создавать презентации, видео- материалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экология» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему и др.);
• информационно-коммуникационные средства;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Экология», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и др. по разным
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экология» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет, (электронные книги, практикумы, тесты и др.) вопросам экологии, в том числе в рамках концепции устойчивого развития.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Валова В.Д. Экология. - М.: 2012
Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. - М.: издательский центр «Академия», 2013
Основы экологического мониторинга. - Краснодар, 2012, электронный доступ к учебнику: ecologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000017/index.shtml
Дополнительные источники:
Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. - М.: 2013
Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. - Ростов н/Д, 2010
Экология Москвы и устойчивое развитие / Под ред Г.А. Ягодина. - М.: 2011
Ресурсы Интернет
ecologysite.ru/ - каталог экологических сайтов ecoculture.ru/ - сайт экологического просвещения
ecocommunity.ru/ - информационный сайт, освещающий проблемы экологии России
ggf.bsu.edu.ru/ElBook/Ekologia/start.htm/ - электронный учебник по общей экологии
ecocommunity.ru/ - все об экологии
ekolog.org/books/3/ -эколог
ecopri.ru/ - журнал принципы экологии
de.dstu.edu.ru/CDOCourses/29.10.2015open/612/612/index.html - ЭУМК
biodat.ru/ - BioDat: научно-образовательный проект по экологии
cito-web.yspu.org/link1/metod/met78/met78.html/ - лабораторные работы по экологии: Учебно-методическое пособие
school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/ - интерактивные задачи по биологии и экологии.
lib.ssga.ru/fulltext/umk/auumk/ecology/content.htm/
de.dstu.edu.ru/CDOCourses/08.09.2015open/612/612/lections_Экология.htm/
ekologyprom.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-disczipline-lekologiyar.html/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, а также сдачи дифференцированного зачета.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
предметных:
-
сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек- общество-природа»;
-
сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
-
владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
-
владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
-
сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
-
сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
оценка результата выполнения практических работ №1-9
Сдача ДЗ в конце курса обучения (выполнение заданий КИМ)
Выполнение реферативных работ и презентаций о
проблемах экологии.
Выполнение индивидуальных проектов по заданной тематике
метапредметных
-
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей среды;
-
применение основных методов познания (описание, наблюдение, эксперимент) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
-
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
-
умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать её достоверность для достижения поставленных целей и задач;
оценка результата выполнения практических работ №1-9
Контрольная работа за год по разделам 1-4;
личностных:
-
устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
-
готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
-
объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества, умение;
-
умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
-
готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
-
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
-
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
Защита проектов на СНО, участие в предметных олимпиадах, мероприятиях техникума
Формы контроля обучения:
- самостоятельная работа;
- практические задания;
- контрольные работы.
Формы оценки
- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка