• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на педагогической конференции на тему Формирование и развитие творческих способностей учащихся через театральную деятельность

Выступление на педагогической конференции на тему Формирование и развитие творческих способностей учащихся через театральную деятельность

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр развития творчества детей и юношества «Досуг»

«Формирование и развитие творческих способностей учащихся через театральную деятельность»







Автор: Кузнецова Людмила Юрьевна

педагог - организатор д\к «Теремок»

















Нижний Новгород

2015 год

Содержание:

1 Введение……………………………………………………………………….3

2Теоретическая часть

2.1 Понятие творчества………………………………………………………....5

2.2 Этапы и компонентытворчества…..………………………………………..7

2.2.1 Этапы творческого процесса……………………………………………...7

2.2.2 Компоненты творческих способностей…………………………………..8

2.3 Условия успешного развития творческих способностей………………...10

2.4 Значение театральной деятельности в формировании творческой личности ребенка………………………………………………………….........11

3 Обобщение педагогического опыта по проблеме………….........................13

3.1 Характеристика группы творческого театрального объединения «Вдохновение»…………………………………………………………………15

3.2 Особенности программы «Вдохновение»………………………………..16

3.3 Методические материалы и ТСО, используемые на занятиях…………20

3.4 Творческая активность детей при подготовке и показе спектаклей «Кошкин дом» и «Новогодняя история козы и козлят»……………………..22

4 Выводы (Заключение)………………………………………………………..27

5 Источники информации………………………………………………………28

1ВВЕДЕНИЕ

В данной контрольной работе я рассматриваю развитие творчества детей в театральной деятельности на занятиях театрального кружка и во время выступлений на базе детского клуба по месту жительства.

Мы живем в век информации, постоянно изменяющихся и совершенствующихся технологий. Чем дальше, тем больше происходит уход современного человека от механического выполнения работы к труду творческому. На первый план выходят такие требования к специалистам, как креативность мышления, воображение, фантазия, умение творчески преобразовывать среду, решать нестандартные задачи. Поэтому для педагогов становится очень важным воспитать из детей творцов. Но, задачи развития творческих способностей учащихся не могут быть полностью решены на уроках. Все же, главной целью средней школы остается цель дать ученику набор знаний, необходимый человеку в обыденной жизни, при общении с другими людьми, для получения необходимой профессии. Здесь как никогда необходимо взаимодействие общего и дополнительного образования. При этом дополнительное образование, бесспорно, имеет ряд преимуществ: дополнительное образование (далее ДО) расширяет и углубляет знания детей, приобретенные в школе, дает детям возможность применить на практике тот опыт, который ребенок получает в изучении школьных наук. ДО имеет важнейшее значение в воспитании у детей и подростков активной творческой позиции.По мнению современных ученых, исследующих проблемы детского творчества, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на проблему сделал актуальным вопрос развития творческого потенциала детей средствами театрального искусства, ведь театр представляет собой органичный синтез музыки, литературы, танца, живописи, риторики и актерского мастерства.

Цель данного исследования - определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Объект исследования - развитие творческих способностей.

Предмет исследования -театральная деятельность, как средство развития творческих способностей.

Задачи данной работы:

  1. Определение основных компонентов творческой деятельности на основе психолого - педагогической литературы.

  2. Выявление условий, наиболее благоприятных для развития творческих способностей

  3. Обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей через театральную деятельность в клубе по месту жительства, на примере работы детского творческого театрального объединения «Вдохновение».

2ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Понятие творчества

Понятие «творчества» изучалось многими науками. Сейчас, зачастую, используется еще и другое понятие - «креативность». Рассмотрим для примера несколько определений творчества (креативности), взятых мной из различных источников.

Творчество -деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью. [1]

Творчество - это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

  • создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;

  • процесс создания субъективных ценностей.[2]

Креативный акт есть создание нового. … Новое есть впервые мыслимое или делаемое данным субъектом, ранее неизвестное ему (фиксируемое таковым с разрешающей способностью индивидуального восприятия и на основании накопленного содержимого индивидуальной памяти со всеми её текущими несовершенствами). Иными словами, креативный акт квалифицируется как таковой по критериям новизны самого субъекта. [3]

Творчество- это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью. [4]

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.[5]

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. [6]

Обилие разнообразных определений творчества подтверждает тот факт, что творчество есть многогранный, сложный процесс. Однако, все исследователи говорят о творчестве, как о процессе создания чего-то субъективно нового. «Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве» - пишет Л.С. Выготский. [5] Ему вторит в своей работе Д.В. Реутов: «Тогда максимально креативен ребенок: он всё делает впервые» [3] И вот здесь перед педагогом встает главная задача - создать возможности для развития творчества у детей, дать детям ощутить радость творчества, помочь познать его процесс.



  1. Этапы и компоненты творчества

2.2.1 Этапы творческого процесса

Существует множество подходов к выделению этапов (фаз) творческого процесса (Б. А. Лезин,П. К. Энгельмейер, А. М. Блох, П. М. Якобсон, А. Л. Галин,П. Я. Гальперин, и др.). Но общее, безусловно, в них одно: всюду выделяются последовательно сменяющие друг друга фазы: 1) осознание проблемы; 2) ееразрешение; 3) проверка.

«1. Осознание проблемы.В ходе осознания проблемы подчеркивается момент возникновения проблемной ситуации. Если задача не дана в готовом виде, ее образование связывается с умением «видеть вопросы»Усмотрение

вопроса констатируется обычно на основании наличия сопровождающей эмоциональной реакции (удивления, затруднения), которая затем характеризуется как непосредственная причина, заставляющая внимательно рассмотреть ситуацию, что и приводит к пониманию имеющихся данных…

2. Выработка гипотезы.Отсюда начинается разрешение проблемы. Этот этап чаще всего квалифицируется как кульминационный пункт решения, как его центральное звено, как своеобразный скачок, т. е. решающий переход от того, что видно, к тому, что отсутствует. … Использование ранее приобретенных знаний в качестве средств решения путем осмысления их и переноса в новые условия дает возможность сопоставления части условий, на основе чего строится догадка…

3. Проверка решения. Завершающим этапом является … проверка решения средствами практики» [7]

Все эти этапы присущи и детскому творчеству. Как мы видим, одним из важных условий творчества - наличие определенного багажа знаний. О других условиях поговорим ниже.

2.2.2 Компоненты творческих способностей

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Например, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческое мышление характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид. [9]

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности.

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция. [10]

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения. То есть способность создавать идеи, образы, представления и манипулировать ими.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. То есть, способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом.

2.3 Условия успешного развития творческих способностей

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина и Л.Кэррола, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

  1. Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений взрослый - ребенок, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

  2. Максимальное напряжение сил. Дело в том, что способности будут развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

  3. Предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов и т.д. Тогда желание, интерес ребенка, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет на пользу.

  4. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых.

  5. Тёплая дружелюбная атмосфера в коллективе.

  6. Подбор соответствующих методов обучения, дабы способствовать более высокому уровню развития творческих способностей детей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд задач, направленных на достижение конечной цели.

2.4 Значение театральной деятельности в формировании творческой личности ребенка

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества.Театральная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций, при проигрывании ролей.

Занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобразительность. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых задании в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театральные постановки и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учат четко формулировать свои мысли и излагать их публично и познавать окружающий мир.

«Дети должны расти в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества…» - писал В. А. Сухомлинский.

В создании спектакля участвуют многие - целый творческий коллектив: режиссер, музыкант, хореограф, художник-костюмер, гример, декоратор и, конечно, главный выразитель искусства детского театра - актер. Дети могут здесь попробовать себя во всех видах творчества. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, костюмов, элементов декораций, грима развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного.

Театрализованная деятельность даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.



  1. ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРОБЛЕМЕ

В 2000-2004 гг. я работала в детском клубе, где мною был накоплен определенный опыт по вопросу развития творчества детей в театральной деятельности. Вернувшись к педагогической деятельности в 2014 году, я, проанализировав свой предыдущий опыт, изучив новинки литературы, опыт работы педагогов по данному вопросу, заново поставила себе цель: через театральную деятельность развивать и воспитывать личность ребенка, способную к самостоятельной творческой деятельности. Своей главной задачей я считаю следующую: создать творческую атмосферу в процессе обучения театральной деятельности, дать детям возможность внести что-то свое, новое и при этом почувствовать удовлетворение и радость от проделанного. "От учителя требуется большая чуткость, но особенно бережно он должен относится к замыслам, которыми делятся с ним дети" - говорил В.А. Левин.[11] Поэтому очень важным в работе педагога я считаю следующие моменты:

- поддержание в ребенке уверенности, его достоинства, позитивного образа его «Я»;

- обсуждение ситуации, поступка, его последствий, а не личности ребенка и не его характера, особенностей;

- отмечать «рост» ребенка, сравнивая его с самим собой, но не с другими детьми;

- одобрять любые продукты творческой деятельности ребенка, независимо от их качества, формы и содержания.

Опираясь на эти требования, я выбрала прием «Свеча» для подведения итогов занятия. Мы с детьми садимся в круг. Гасится свет. Я зажигаю «свечу» (декоративный светильник в виде свечи на батарейках). Сначала я анализирую прошедшее занятие, показывая тем самым образец или схему для анализа. Рассказываю о том, что нам удалось, что нового мы «открыли», придумали на занятии, стараюсь выделить успехи каждого ребенка. Отмечаю что изменилось по сравнению с предыдущим занятием, намечаю ближайшие планы. Затем «свеча» передается по кругу, и каждый ребенок может высказать свое мнение, рассказать о том, что ему сегодня удалось, похвалить кого-то из соучеников, отметить то, что ему особенно понравилось на занятии. Помимо того, что дети учатся анализировать и отмечать творческие успехи, это еще и хороший прием для объединения, сплочения группы. А ведь формирование таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, чувство коллективизма, сопереживание за общее дело - одна из важных задач развития творческой деятельности.

3.1 Характеристика группы творческого театрального объединения «Вдохновение»

Творческое объединение «Вдохновение» начало свою работу в сентябре 2014 года. В его составе сейчас 23 человека в возрасте от 7 до 15 лет. В начале года, основываясь на критериях экспертных оценок Лосева А.А. и тестировании по методике Торренса, учащиеся были распределены на три группы: группа «Скоморохи» - 1 год обучения, группа «Лицедеи» и «Ваганты» - 2 год обучения. В группу «Лицедеи» определялись дети ранее не занимавшиеся в театральных объединениях, в группу «Ваганты» - те, кто уже знаком с данным видом деятельности и имеет опыт театральных постановок. К марту 2015 года нами поставлены два больших спектакля: «Кошкин дом» по пьесе С.Я. Маршака и «Новогодняя история Козы и Козлят» по мотивам пьесы Ю.Энтина, подготовлен театральный капустник «С днем рожденья КВН». Учащиеся театрального объединения всегда участвуют во всех клубных праздниках: готовят сценки, читают стихи, выступают в качестве ведущих праздника. В январе 2015 года двое учащихся принимали участие в общеклубном конкурсе чтецов «Я расскажу вам о войне» и получили дипломы в номинациях: «Эмоциональное выступление» и «Целостность композиции». Далее они приняли участие в районном туре конкурса чтецов «Браво».

Сейчас в работе театрального объединения «Вдохновение» два спектакля: «Сказочные сны» по мотивам сказок Андерсена и «Прощай, Овраг» по мотивам книги С.Сергиенко. А так же мы готовимся к общеклубному смотру театральных коллективов «Браво», который состоится в Международный день театра.

3.2 Особенности программы «Вдохновение»

Ученые (Г. М. Елисеева, Н. В. Емшанова, Л. А. Сахарова, А. И. Шахова), отмечают, что развитие творческих способностей у школьников в кружковой работе будет более эффективным, когда будут соблюдены следующие условия:

- наличие у детей определенной системы необходимых знаний, умений, навыков;

- прямое соответствие творческой деятельности и личностных качеств младших школьников;

- использование новых технологий в процессе построения деятельности.

Опираясь на эти исследования, я сделала вывод о необходимости формирования баз знаний:

- знаний из различных областей театральной деятельности (что такое театр, виды театра, устройство театральной сцены, грим, декорации, костюм и т.д.)

- знаний о разных способах, с помощью которых можно осуществить «задумки», решить творческие задачи

- знания о развитии «актерской техники» (речевые упражнения, упражнения по сценическому движению, этюдная техника, постановочная работа)

При разработке программы мною были определены 4 основных раздела:

1 Актерское мастерство. Здесь создается «база», на основании которой формируются знания детей о театральной деятельности плюс сюда же включены специальные упражнения и игры на развитие воображения, творчества,памяти, внимания.

2 Сценическая речь. Здесь дети знакомятся с различными приемами голосо-речевого изображения персонажей (темо-ритм, дикция, выразительность, интонация, высота и ширина речи), изучают элементы вокала и учатся готовить речевой аппарат к работе (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика)

3 Сценическое движение. Здесь дети получают знания об управлении своим телом. Начинается все с пластической разминки (элементы ОФП, аэробная разминка, игровая разминка), затем упражнения, помогающие детям понять, как можно пластически выразить то или иное состояние (тут хорошо помогают упражнения их курса «Психогимнастики» Чистяковой М.И.) и элементы танца, которые потом воплощаются в танцевальных импровизациях героев.

4 Постановочная работа. Это главный раздел, где дети могут в полной мере проявить свое творчество во всех видах театральной деятельности, начиная от создания образов персонажей, декораций, атрибутов, элементов костюмов, грима, актерского воплощения образа и заканчивая элементами работы режиссера и сценариста (на 3-4 году обучения). Кроме того, со 2 года обучения дети пробуют использовать в постановках элементы интерактивного театра. Сначала это минимальное общение с залом, привлечение зрителей в спектакль для участия в общем танце, приглашение зрителей к хоровому пению песен с героями, затем, творческое изменение реплики своего персонажа в зависимости от реакции зрителей.

Структура программы театрального кружка

Выступление на педагогической конференции на тему Формирование и развитие творческих способностей учащихся через театральную деятельность

Работая по данной программе, я особо отмечаю важнейшие моменты:

- Важно предоставить ребёнку психологическую свободу: свободу выбора, свободу выражения чувств и переживаний, принятие самостоятельного решения. Такая свобода способствует развитию воображения, фантазии самостоятельности.

- Повышение и укрепление самооценки. При оценке творческих достижений детей важно учитывать индивидуальные результаты каждого, а не ориентироваться на общепринятые стандарты. Самое главное, чтобы ученик испытал радость собственного открытия.

- Создание творчески обогащённой образовательной среды. Научить творчеству нельзя, но создать климат, благоприятный для появления творчества, возможно.

- Творческая позиция педагога. Чтобы развивать творческие способности детей, педагог сам должен быть творческой личностью - постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны поведения, стремиться к открытию и применению новых методов обучения.

3.3 Методические материалы и ТСО, используемые на занятиях

Для достижения поставленных целей и задач программы особо актуальным стал вопрос создания предметно-развивающей среды. В связи с этим мною была оформлена театральная комната, включающая в себя:

-магнитофон,

-компьютер,

-фотокамера (для съемки на фото и видео репетиционных моментов),

-информационный стенд (полезная информация, объявления по объединению),

-подборка материалов для игр и упражнений

-аудиозаписи классических, инструментальных и детских произведений

-видеоматериалы для занятий (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, записи спектаклей и др.)

-наглядные пособия (иллюстрации, плакаты, афиши, репродукции картин, фотографии),

-детскую художественную, познавательную и методическую литературу, пьесы и сценарии

-костюмы, атрибуты, маски, элементы декораций (этот раздел постепенно пополняется от спектакля к спектаклю)

Большое место в работе отводится ТСО. На занятиях объединения использую различные музыкальные записи. Это и музыка для танцев, для импровизаций, и звуки природы, и музыка для релаксации. Конечно, используем разучивание игр и песен под фонограмму и различные театральные шумы для постановок спектаклей. Магнитофон и фотоаппарат, с функцией записи видео, позволяют записывать отдельные моменты занятий и репетиций и потом, просматривая их на компьютере, отмечать удачные моменты и проводить «работу над ошибками».

3.4 Творческая активность детей при подготовке и показе спектаклей «Кошкин дом» и «Новогодняя история козы и козлят»

А теперь я хотела бы подробнее рассмотреть, каким образом я провожу работу по развитию творчества на примере работы по подготовке и постановке двух спектаклей: «Кошкин дом» по пьесе С.Я. Маршака и «Новогодняя история Козы и Козлят» по мотивам пьесы Ю. Энтина. Работа будет проиллюстрирована фотографиями с этих спектаклей. Творческие отчеты о спектаклях в виде видеороликов, подготовленных коллективно педагогами с детьми, можно посмотреть по следующим ссылкам:

  • Ролик по спектаклю «Кошкин дом» в детском клубе «Теремок» youtube.com/watch?v=pksLKalrzzs

  • Рассказ о новогоднем спектакле в детском клубе «Теремок» youtube.com/watch?v=iCUj8hJ7nWo

Итак, начали мы с того, что отправились в Нижегородский театр драмы им. Горького на спектакль «Кот в сапогах». На спектакле мы постарались обратить особое внимание на то как актеры говорят и действуют в рамках своей роли. Дети были в восторге от Кота в исполнении А. Лапшова, а очаровательный Людоед в исполнении С. Блохина просто поразил всех. Мы внимательно рассмотрели декорации и костюмы героев, думая о том, что нам это пригодится в работе по постановке собственного спектакля.

Начав работу над спектаклем «Кошкин дом», мы не раз еще возвращались к просмотренному спектаклю. Там был кот и детям тоже нужно было сыграть кота Василия и Кошку, творчески переработав увиденное. Чтоб помочь героям понять и «увидеть» своих персонажей, я использовала игры и упражнения, иллюстрирующие повадки различных животных. Например, разучили игру-танец «Шел козел по лесу» (где козел двигается определенным способом - прыгает, дрыгает ногами и т.д.).

Позднее, при подготовке Новогоднего спектакля, дети предложили использовать этот танец для козлят. На фото они танцуют его с привлечением зрителей из зала (элементы интерактивного театра)Выступление на педагогической конференции на тему Формирование и развитие творческих способностей учащихся через театральную деятельность

Так же, параллельно с подготовкой актеров, встал вопрос о подготовке сцены. Нужны были декорации. В сказке герои посещают несколько домов: дом Кошки, дом Курицы, дом Козы, дом Свиньи и дом Котят. Как показать все эти дома минимальными средствами? Здесь я применила метод мозгового штурма. Дети предлагали различные варианты: сделать поворотную декорацию (какую они видели в театре), поставить ширму и на ней каждый раз менять оформление за закрытым занавесом (это предложение потом нашло свое отражение при оформлении сцены на новогоднем спектакле). И в итоге остановились на «кубиках». Из картонных коробок были сделаны «кубики» на гранях которых были нарисованы дома. В результате сбор каждого нового дома из этих «кубиков» стал интересным элементом спектакля.Выступление на педагогической конференции на тему Формирование и развитие творческих способностей учащихся через театральную деятельность

Рисовали на кубиках совместно старшая театральная группа «Ваганты» и младшая - «Лицедеи». На фото пример оформления. Это дом Кошки. Образцы для рисования нашли в интернете.

Элементы костюмов - маски героев - это тоже творчество детей. Им были предложены стандартные схемы раскроя бумажных масок. Дети склеили их и оформили, разукрасив по своему желанию, исходя из того, каким они представляют свой персонаж.

Выступление на педагогической конференции на тему Формирование и развитие творческих способностей учащихся через театральную деятельностьВыступление на педагогической конференции на тему Формирование и развитие творческих способностей учащихся через театральную деятельность

В сказке Кошка и Петух поют романс. Во время одной репетиции, дети, исполняющие эти роли, предложили во время проигрыша - танцевать.

Я поддержала их идею. И романс украсился несколькими вальсирующими движениями Кошки и Петуха. Веселый перепляс гостей тоже является творчеством самих детей. Им предлагалось просто танцевать в парах под веселую музыку. Получился интересный общий танец.Выступление на педагогической конференции на тему Формирование и развитие творческих способностей учащихся через театральную деятельность

В новогоднем спектакле мы тоже использовали элементы танцевальной импровизации во время общего хоровода. Девочка, исполнявшая роль Козы, вела хоровод, показывая движения. Которые все участники повторяли. Выступление на педагогической конференции на тему Формирование и развитие творческих способностей учащихся через театральную деятельность

В хороводе участвовали и все желающие зрители (элемент интерактивного театра).

И, думаю, обязательно стоит сказать о том, что костюмы для новогоднего спектакля украшали дети совместно с родителями, самостоятельно решая, как сделать образ персонажа интереснее. Выступление на педагогической конференции на тему Формирование и развитие творческих способностей учащихся через театральную деятельность

Гримировались артисты тоже сами, опираясь на знания о технике грима, полученные на занятиях. Использовали детский аквагрим, который безопасен для детей, легко наносится и смывается,и которым очень удобно рисовать. Старшие, более опытные, помогали гримироваться малышам.Выступление на педагогической конференции на тему Формирование и развитие творческих способностей учащихся через театральную деятельность

Хочется отметить, что по сравнению с началом года, «придумки» детей становятся более разнообразными и интересными. А я готова поддержать любые их начинания. Старшая группа «творит» уже практически самостоятельно. Сами подбрасывают идеи для постановки той или иной сцены, мне остается их перерабатывать, как режиссеру. Младшая группа еще нуждается в направлении творческой активности со стороны педагога. В моих планах на будущий год - предложить старшим попробовать себя в качестве режиссеров: поставить небольшой спектакль с детьми младшей группы.

Театральная деятельность дает учащимся бесценные навыки общения вне учебного заведения (школы), развивает коммуникабельность, интеллект, самостоятельность мышления, способствует формированию и развитию творчества, сплочению коллектива. Занимаясь в творческом театральном объединении, дети удовлетворяют потребность в самореализации в разных видах деятельности.



  1. ВЫВОДЫ

В заключение работы, я хотела бы сделать вывод о том, что вопрос о развитии творческих способностей детей школьного возраста в процессе театральной деятельности очень актуален.

  1. В процессе наблюдений за детьми, я могу утверждать то, что театральная деятельность ребенка благотворно сказывается на развитии интеллектуальных и творческих способностей.

  2. Предпосылками развития творчества детей является получение ими знаний из разных областей театральной деятельности и применение этих знаний на практике.

  3. В структуре деятельности детей школьного возраста большое место продолжает занимать игра. Акцентирование на развитие умственных способностей в общеобразовательной школе, недостаточность ярких событий в ней, вступают в конфликт с эмоциональной природой ребенка. Занятия же театральной деятельностью позволяют ребенку творчески реализовать себя.

  4. Важнейшее место на данном этапе творческого развития занимает педагог; его умение поддержать проявления творчества детей, нацелить воспитанников на процесс творческого созидания, закрепление положительного эмоционального состояния ребенка, что будет содействовать дальнейшему творческому росту личности.

К концу первого года обучения можно видеть, что дети светятся радостью творчества, они смелы и уверены в себе. И достигается это через совместный труд руководителя творческого объединения и учащихся, путем постоянных тренировок.

5 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ



  1. Большая Советская Энциклопедия Т42. - М.,1956г.

  2. Википедия [Электронный ресурс] - URL:ru.wikipedia.org/wiki/Творчество

  3. Реут Д.В. Сладкое проклятье креативности (место креативности в жизни общества) [Электронный ресурс] -URL:odn2.ru/bibliot/reut_slad_proklyat_kreat.html

  4. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Изд.Казанского университета, 1988г.

  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте

  6. Психология. Словарь. - М., Политиздат, 1990г.

  7. Пономарев Я. А.Психология творческого мышления. - М., 1960.

  8. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., Просвещение, 1991.

  9. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992

  10. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001.

  11. Левин В.А. Воспитание творчества - М., Знание, 1977.



© 2010-2022